ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-224/19 от 15.08.2019 Охинского городского суда (Сахалинская область)

дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, Сахалинская область

Охинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Разяповой Е.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО2, с участием истца - помощника Охинского городского прокурора ФИО3, представителя ответчика - администрации муниципального образования городской округ «Охинский» ФИО4, представителя ответчика - комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» ФИО5, рассмотрев в помещении Охинского городского суда Сахалинской области в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Охинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городской округ «Охинский», комитету по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» о возложении обязанностей: в течение десяти месяцев разработать и утвердить проект освоения городских лесов; в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить устройство противопожарных минерализованных полос в городском лесе <адрес>, возложить в установленном законом порядке осуществление мероприятий по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров на муниципальные учреждения либо осуществить закупку работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласовать с Главным управлением МЧС России по Сахалинской области план тушения лесных пожаров на территории Охинского городского лесничества либо исключить из данного плана положение о привлечении сил и средств подразделений пожарной охраны - 9 ПЧ 1 отряд ФПС по Сахалинской области; в течение десяти месяцев после вступления решения суда в законную силу внести изменения в лесохозяйственный регламент городских лесов <адрес> муниципального образования городской округ «Охинский» в части включения объекта (сооружения) в квартале выдела 33 земельного участка с кадастровым номером 65:24:0000005:38,

установил:

Охинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ «Охинский», комитету по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» о возложении обязанностей: в течение десяти месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект освоения городских лесов; в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить устройство противопожарных минерализованных полос в городском лесе <адрес>, возложить в установленном законом порядке осуществление мероприятий по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров на муниципальные учреждения либо осуществить закупку работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласовать с ГУ МЧС России по Сахалинской области план тушения лесных пожаров на территории Охинского городского лесничества либо исключить из данного плана положение о привлечении сил и средств подразделений пожарной охраны - 9 ПЧ 1 отряда ФПС по Сахалинской области; в течение десяти месяцев после вступления решения суда в законную силу внести изменения в лесохозяйственный регламент городских лесов <адрес> муниципального образования городской округ «Охинский» в части включения объекта (сооружения) в квартале выдела 33 земельного участка с кадастровым номером 65:24:0000005:38.

Вместе с этим, впоследствии прокурором представлено заявление об отказе от иска в части требований к ответчикам разработать и утвердить проект освоения городских лесов, организовать и обеспечить устройство противопожарных минерализованных полос в городском лесе <адрес>, судом данный отказ принят, производство по делу в соответствующей части иска прекращено.

В обоснование остальных заявленных требований прокурор сослался на положения статей 4-6,10,12,19,23,41,53,102 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ), статей 1,2,4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и указал, что проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства объект (спортивная площадка), находящийся на земельном участке с кадастровым номером 65:24:0000005:38 в квартале выдела 33, не включен в лесохозяйственный регламент городских лесов <адрес> МО ГО «Охинский», что препятствует необходимому предоставлению данного объекта хозяйствующему субъекту для его дальнейшей эксплуатации в установленном законом порядке и создает угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку лицо, ответственное за состояние данного объекта, фактически не определено; договор от ДД.ММ.ГГГГ/М, по которому ОАУ «Сахалинская база авиационной и наземной охраны лесов» осуществляет мониторинг пожарной опасности и пожаров в городских лесах <адрес>, заключен администрацией МО ГО «Охинский» не в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; план тушения лесных пожаров на территории городских лесов <адрес>, предусматривающий привлечение сил и средств подразделений пожарной охраны - 9 ПЧ 1 отряда ФПС по Сахалинской области, не согласован с ГУ МЧС России по Сахалинской области. При таких данных прокурор считает, что неисполнение ответчиками требований действующего законодательства создает угрозу возникновения рисков и утраты и уничтожения городских лесов, являющихся компонентом окружающей среды, снижает степень их защищенности и расположенных на лесных участках объектов, подвергает опасности население городского округа.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 иск поддержал по изложенным основаниям.

Представители ответчиков ФИО4 и ФИО5 с иском и вмененными прокурором нарушениями лесного законодательства не согласны, вместе с этим просили увеличить до 12 месяцев срок исполнения требования прокурора о внесении изменения в лесохозяйственный регламент городских лесов <адрес> муниципального образования городской округ «Охинский» в части включения объекта (сооружения) в квартале выдела 33 земельного участка с кадастровым номером 65:24:0000005:38, в случае удовлетворения данного требования судом, против чего помощник прокурора ФИО3 возражений не имел.

Представитель третьего лица - министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области в судебное заседание, о котором уведомлен, не явился и просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В этой связи, на основании положений статей 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие данного участника дела.

Выслушав представителя истца в лице помощника Охинского городского прокурора, представителей ответчиков, изучив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 части 2 статьи 102, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, и действующей с ДД.ММ.ГГГГ частью 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) городские леса отнесены к категории защитных лесов.

Частью 1 статьи 116 ЛК РФ (до ДД.ММ.ГГГГ - статьей 23 ЛК РФ), пунктом 24 раздела III Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ, вступившей в действие с ДД.ММ.ГГГГ и действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 19 раздела III действующей Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, к городским лесам отнесены леса, расположенные на землях населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены, в том числе организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах муниципального, городского округа.

В силу положений статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров; охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах; охрана лесов от пожаров осуществляется, в том числе органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Частью 1 статьи 53 ЛК РФ, а также пунктами 3, 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, определены меры пожарной безопасности в лесах, которые осуществляют, в том числе органы местного самоуправления: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с частью 1 статьи 53.2 ЛК РФ мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: 1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; 2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; 3) организацию патрулирования лесов; 4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.

Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 53.3 ЛК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы. В соответствии с пунктом 9 данных Правил в случае если план предусматривает привлечение в установленном порядке сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, он подлежит согласованию с соответствующими территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, а также иными федеральными органами исполнительной власти, чьи подразделения пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований могут быть привлечены к тушению лесных пожаров.

С учетом того, что земельные участки с лесами расположены на территории городского округа и находятся в собственности муниципального образования, вопросы организации осуществления мер пожарной безопасности в данных городских лесах относятся к компетенции исполнительных органов местного самоуправления, к которым прокурором предъявлен иск.

Положениями статьи 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, отнесены, в том числе владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 84 ЛК РФ).

Согласно статье 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пункты 5,6 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ (действовал до ДД.ММ.ГГГГ), предусматривал, что главы 1 и 2 лесохозяйственного регламента должны содержать, в том числе: краткую характеристику лесничества (лесопарка), включающую характеристику существующих объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, мероприятий по строительству, реконструкции и эксплуатации указанных объектов, предусмотренных документами территориального планирования; перечень временных построек на лесных участках и нормативы их благоустройства. Аналогичные требования к составу лесохозяйственного регламента содержат пункты 6,7 действующего Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, согласно части 2 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

В силу части 4 указанной статьи Кодекса, в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

Вступившим в законную силу решением Охинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу установлено, что согласно схеме зонирования территории <адрес> Сахалинской области (зоны естественных ландшафтов и озелененных территорий) генерального плана поселения на землях городского округа расположены значительные по площади городские леса (23 га), не являющиеся лесами государственного лесного фонда; этим решением суда на администрацию МО ГО «Охинский» возложена обязанность устранить нарушения в сфере охраны лесов, а именно провести лесоустройство в отношении городских лесов и лесопарков, расположенных на территории городского округа, не относящихся к лесам государственного лесного фонда, и разработать лесохозяйственный регламент в отношении указанных категорий лесов.

Как установлено судом и не опровергнуто ответчиками, утвержденный по исполнение указанного решения суда постановлением администрации МО ГО «Охинский» от ДД.ММ.ГГГГ лесохозяйственный регламент городских лесов <адрес> МО ГО «Охинский» в нарушение положений статьи 87 ЛК РФ, приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ, приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ не содержит характеристику объекта (спортивной площадки), находящегося на земельном участке городского леса с кадастровым номером 65:24:0000005:38 в квартале выдела 33. Довод ответчиков о том, что такая характеристика имеется в другом документе - представленном суду таксационном описании (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) городских лесов <адрес>, не освобождает от обязанности привести именно лесохозяйственный регламент в соответствие с требованиями действующего законодательства и внести в него необходимую информацию об объекте.

В судебном заседании представители ответчиков не опровергли того факта, что на день рассмотрения иска прокурора приведенные требования статьи 19 ЛК РФ ответчиками не исполнены - осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству городских лесов на землях, находящихся в муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на подведомственные муниципальные учреждения (на лиц, использующих эти леса), при этом закупки соответствующих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом не произведены. Представленный в дело договор от ДД.ММ.ГГГГ/М, по которому ОАУ «Сахалинская база авиационной и наземной охраны лесов» осуществляет мониторинг пожарной опасности и пожаров в городских лесах <адрес>, заключен администрацией МО ГО «Охинский» не в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Представленный в дело план тушения лесных пожаров на территории Охинского городского лесничества на 2019 год действительно предусматривает привлечение сил и средств подразделений пожарной охраны - 9 ПЧ 1 отряда ФПС по Сахалинской области, вместе с этим данный план не согласован с ГУ МЧС России по Сахалинской области в порядке пункта 9 Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких данных суд соглашается с доводом прокурора о том, что неисполнение ответчиками требований действующего законодательства создает угрозу возникновения рисков и утраты и уничтожения городских лесов, являющихся компонентом окружающей среды, снижает степень их защищенности и расположенных на лесных участках объектов, подвергает опасности население городского округа.

При этом заявленные прокурором сроки для устранения ответчиками выявленных нарушений законодательства, в том числе согласованный сторонами в ходе судебного разбирательства срок исполнения требования о внесении изменений лесохозяйственный регламент, суд находит разумными и достаточными для исполнения решения суда.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Охинского городского прокурора к администрации муниципального образования городской округ «Охинский», комитету по управлению муниципальному имуществу и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» полностью удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования городской округ «Охинский», комитет по управлению муниципальному имуществу и экономике муниципального образования городской округ «Охинский»:

в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу

возложить в установленном законом порядке осуществление мероприятий по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров на муниципальные учреждения либо осуществить закупку работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

согласовать с ГУ МЧС России по Сахалинской области план тушения лесных пожаров на территории Охинского городского лесничества либо исключить из данного плана положение о привлечении сил и средств подразделений пожарной охраны - 9 ПЧ 1 отряда ФПС по Сахалинской области;

в течение двенадцати месяцев после вступления решения суда в законную силу внести изменения в лесохозяйственный регламент городских лесов <адрес> муниципального образования городской округ «Охинский» в части включения объекта (сооружения) в квартале выдела 33 земельного участка с кадастровым номером 65:24:0000005:38.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Охинский городской суд в судебную коллегию по гражданским делам Сахалинского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Охинского городского суда

Сахалинской области Разяпова Е.М.