ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-224/20 от 11.11.2020 Каларского районного суда (Забайкальский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 ноября 2020 г. с.Чара

Каларский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Пешковой О.Н.,

при секретаре Десятовой И.В.,

с участием заместителя прокурора Каларского района Малютиной Т.Р.,

представителей ответчика ООО «Арктические разработки» ФИО3, действующей на основании доверенности №АР- от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к ООО "Арктические разработки" о возложении обязанности произвести оценку запасов попутного полезного ископаемого "метана" не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

установил:

<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по информации УФСБ России по Забайкальскому краю по факту нарушения законодательства в сфере недропользования ООО «Арктические разработки». В ходе проверки проведен осмотр участка недр Апсатского месторождения в границах, определенных лицензией ЧИТ 14483 ТР и территории размещения (складирования) и переработки (дробления, сортирования) угля в <адрес>. В Государственном реестре работ по геологическому изучению недр (ГИН) за ООО «Арктические разработки» (исполнитель работ) по лицензии ЧИТ 14483 ТР зарегистрированы объекты работ по ГИН, в том числе от ДД.ММ.ГГГГ — Геологическое изучение, поиски и оценка каменного угля и метана на Апсатском месторождении (участки Северо-Восточный, Юго- Восточный, Угольный, Центральный-2), полезное ископаемое - метан, уголь каменный, срок окончания работ - 2 квартал 2012 года; статус: работы зарегистрированы и от ДД.ММ.ГГГГ - Разведка каменного угля и метана на Апсатском месторождении (участки Северо-Восточный, Юго-Восточный, Угольный, Центральный-2), полезное ископаемое - метан, уголь каменный, срок окончания работ - 2 квартал 2016 года; статус: работы завершены. Фактически до настоящего времени работы по ГИН недропользователем не завершены: отчет по геологическому изучению - поискам и оценке каменного угля и метана на Апсатском месторождении в ТФГИ не представлен. Представленные в ТФГИ геологические отчеты «Технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций для подсчета запасов угля на Апсатском месторождении лицензия ЧИТ ТР, зарегистрирован ТФГИ за , и «Геологический отчет с подсчетом запасов угля и оценкой ресурсов метана по Апсатскому месторождению, лицензия ЧИТ 14483 ТР (участки Центральный II, Юго-Восточный и Северо-Восточный)», зарегистрирован ТФГИ за № 18712, ООО «Арктические разработки» составлены по результатам разведочных работ с подсчетом запасов угля по месторождению (лицензионному участку); по рассмотрению представленных геологических отчетов ФБУ «ГКЗ» Роснедра протоколом от ДД.ММ.ГГГГ (утвержден ДД.ММ.ГГГГ) утверждены и приняты на государственный баланс по Апсатскому месторождению (участки Северо-Восточный, Юго-Восточный, Угольный, Центральный-2) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ запасы каменного угля в границах лицензии ЧИТ 14483 ТР, балансовые - для условий открытой отработки, забалансовые (з/б) - для подземной отработки и в целике под <адрес>, по степени изученности участки Юго-Восточный и Центральный-2, Северо-Восточный и Угольный Апсатского месторождения признаны разведанными.

Оценка прогнозных ресурсов метана недропользователем не реализована: в отчете «Геологический отчет с подсчетом запасов угля и оценкой ресурсов метана по Апсатскому месторождению, лицензия ЧИТ 14483 ТР (участки Центральный II, Юго-Восточный и Северо-Восточный)» прогнозные ресурсы метана Северо-Восточного и Юго-Восточного участков категории Р1 оценены в 4,203 млрд.м, по Апсатскому месторождению в целом - 55 млрд.м, в т.ч. категории Р1 - 4,8 млрд.м3, Р2 - 7,7 млрд.м3, Р3 - 42,5 млрд.м3 (НТС Центрсибнедра, протокол от ДД.ММ.ГГГГ, что по количеству и качеству в полном объеме соответствует ресурсам метана, оцененным НТС ГУПР по <адрес> протоколом от ДД.ММ.ГГГГ). Выявленные в границах месторождения (участка недр) проявления метана до настоящего времени недропользователем не оценены.

Экспертной комиссией ФБУ «ГКЗ» по рассмотрению геологических отчетов констатировано: метан угольных пластов В1 - В9 может рассматриваться в качестве попутного полезного ископаемого, о чем имеется экспертное заключение ГКЗ от ДД.ММ.ГГГГ (п.3.13 приложения к протоколу ФБУ «ГКЗ» от ДД.ММ.ГГГГ); впоследствии работы по геологическому изучению (оценке) и разведке Апсатского месторождения по лицензии ЧИТ 14483 ТР не проводились. ООО «Арктические разработки» при пользовании недрами по лицензии ЧИТ 14483 ТР, предусмотренные лицензией геологическое изучение (оценка) и разведка метана в недрах в границах лицензии не обеспечены, геологические материалы по оценке промышленной значимости метана как попутного полезного ископаемого при освоении Апсатского месторождения на рассмотрение в установленном порядке ГКЗ (ТКЗ) не представлялись.

В соответствии с рекомендациями ГКЗ Роснедра по изучению месторождений полезных ископаемых в целях обеспечения полноты и качества геологической информации о запасах участков недр в границах месторождений, геолого-экономическая оценка попутных полезных ископаемых и компонентов производится на всех стадиях геологоразведочных работ и в процессе освоения месторождения. При поисково-оценочных работах производится выявление попутных полезных ископаемых и компонентов и предварительная оценка их промышленного значения, на стадии разведки - окончательная геологоэкономическая оценка (Методические рекомендации по комплексному изучению месторождений и подсчету запасов попутных полезных ископаемых и компонентов, протокол МПР России от ДД.ММ.ГГГГ-пр), при этом Состав и свойства углей должны быть изучены с полнотой, обеспечивающей установление всех возможных направлений их промышленного использования, а также оценку промышленного значения всех содержащихся в углях полезных компонентов. Попутные полезные ископаемые и содержащиеся в углях ценные компоненты должны быть изучены в степени, позволяющей определить их промышленную значимость и области возможного использования (Методические рекомендации по применению Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, угли и горючие сланцы; распоряжение МПР России от ДД.ММ.ГГГГ-р). В соответствии с распоряжением МПР России от ДД.ММ.ГГГГ-р, экономическая оценка промышленной ценности месторождения выдается на основании подсчета запасов основных и попутных полезных ископаемых, произведенного с учетом ТЭО постоянных разведочных кондиций, разработанного по результатам разведочных работ (п.4.1.8). Согласно п. 2 ст. 23 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр. В нарушений действующего законодательства фактически выявленные проявления метана Апсатского месторождения недропользователем не оценены и не разведаны, промышленная оценка месторождения выполнена без учета запасов попутного полезного ископаемого (метана). При определении запасов угля Апсатского месторождения (лицензионного участка) запасы попутного полезного ископаемого (метана) недропользователем в нарушение ч.2 п.6 приказа МПР России от ДД.ММ.ГГГГ не подсчитывались, полнота геологического изучения участка недр при пользовании недрами по лицензии ЧИТ 14483 ТР ООО «Арктические разработки» не обеспечена. Таким образом, Апсатское месторождение, содержащее метан в угольных пластах и вмещающих породах, до настоящего времени не разведано.

Фактически при подсчете запасов угля метан угольных пластов В1 - В9, признанный Экспертной комиссией ФБУ «ГКЗ» попутным полезным ископаемым, не оценен, запасы не разведаны, не подсчитаны и не учтены, заключение о разведке Апсатского месторождения (участки Северо-Восточный, Юго-Восточный, Центральный II, Угольный) в нарушение приказа МПР России от ДД.ММ.ГГГГ выдано без оценки запасов попутного полезного ископаемого (метана). ООО «Арктические разработки» при пользовании недрами по лицензии ЧИТ 14483 ТР в 2012 году на месторождении начата добыча угля.

Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах (п. 2), в проектную документацию включаются мероприятия по рациональному использованию и охране недр (абз. "б" п. 12).

Согласно п. 31 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от ДД.ММ.ГГГГ N 71, строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации не допускается

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 2395-1, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых. Согласно ст. 23.2 Закона N 2395-1 разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с

пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти.

ООО «Арктические разработки» при пользовании недрами по лицензии ЧИТ 14483 ТР осуществляется разработка месторождения, полнота геологического изучения которого в целях соблюдения требований по рациональному комплексному использованию и охране недр не обеспечена.

Несоблюдение ООО «Арктические разработки» требований законодательства о недропользовании, влечет нарушения прав граждан на благоприятные условия проживания, что является недопустимым. Просит возложить на ответчика обязанность произвести оценку запасов попутного полезного ископаемого "метана" не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены Федеральное агентство по недропользованию – Роснедра и Управление по недропользованию по Забайкальскому краю.

В судебном заседании установлено.

Заместитель прокурора Каларского района Малютина Т.Р. на удовлетворении иска настаивает по основаниям, в нём изложенным.

Представитель ответчика ООО «Арктические разработки» ФИО3 исковые требования прокурора не признала, ссылаясь на доводы, подробно изложенные в письменных возражениях на исковое заявление и на отзыв Росприроднадзора в <адрес>, ссылаясь на то, что ООО «Арктические разработки» осуществляет текущую хозяйственную деятельность в полном соответствии с условиями лицензии ЧИТ ТР и лицензионного соглашения с учетом внесенных изменений. В рамках обязательств по лицензионному соглашению ООО «Арктические разработки» были предоставлены в Управление по недропользованию по <адрес> геологический отчет с оценкой ресурсов метана по Апсатскому месторождению каменного угля, в котором специалистами оценены ресурсы метана по категории Р1 в количестве 4203 млн.м3, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ, а также в территориальный и федеральный фонды геологической информации представлены Технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций для подсчета запасов угля на Апсатском каменноугольном месторождении, подготовленное на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ/п-д и Геологический отчет с подсчетом запасов угля и оценкой ресурсов метана по Апсатскому месторождению каменного угля (участки Центральный-2, Юго-Восточный, Северо-Восточный), подготовленный на основании договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ На основании указанных документов, экспертной комиссией специально созданной, уполномоченной на то государственной организации - ФБУ «ГКЗ» выдано заключение о разведке Апсатского месторождения (участки Северо- Восточный, Юго-Восточный, Центральный II, Угольный), которое утверждено заместителем руководителя Федерального агентства по недропользованию (протокол от ДД.ММ.ГГГГ с заключением гос. экспертизы) в рамках его законно установленной компетенции. Требования прокурора заявлены некорректно и необоснованно, просит в удовлетворении отказать (л.д.______).

Представитель ответчика ФИО4 полностью поддержала доводы представителя ФИО3, добавив, что в 2018 г. в рамках проведенной Росприроднадзором проверки аналогичные документы были предоставлены со стороны ответчика, с чем Росприроднадзор на тот период согласился, не вынося соответствующего представления об устранении нарушений каких-либо условий лицензии, однако спустя время прокурором безосновательно заявлено указанное исковое заявление.

Представитель Управления <адрес> в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении в отсутствие, в письменном отзыве со ссылкой на обоснованность искового заявления прокурора указал, что пользование недрами Апсатского месторождения ООО «Арктические разработки» (далее - недропользователь) осуществляет на основании лицензии ЧИТ 14483 ТР (далее - лицензия), выданной по итогам аукциона (приказ Роснедра от ДД.ММ.ГГГГ), зарегистрированной Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением и видами работ геологического изучения, разведки и добычи каменного угля и метана на Апсатском месторождении (участки Северо-Восточный, Юго-Восточный, Угольный, Центральный-2) в <адрес> сроком окончания действия ДД.ММ.ГГГГ. На момент регистрации лицензии Государственным балансом запасов (ГБЗ) по месторождению учитывались:

- запасы каменного угля балансовые - 3,493 млн.т категории Q и 0,096 млн.т категории С2, приняты ТКЗ Читагеология протоколом от ДД.ММ.ГГГГ по участку Угольный, запасы по участкам Северо-Восточный, Юго- Восточный, Центральный-2 не учитывались;

- прогнозные ресурсы метана - 4,8 млрд м3 категории Р1 и 50,2 млрд м3 категории Р2 приняты НТС ГУПР по <адрес> протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. Условиями пользования недрами в действующей редакции лицензии определены: вид пользования недрами - для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых, в т.ч. использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (п.1.3); основными полезными ископаемыми, содержащимися в границах предоставленного в пользование участка недр определены уголь каменный и метан (п. 1.4). В соответствии с целевым назначением лицензии ЧИТ 14483 ТР ООО «Арктические разработки» надлежало выполнить геологическое изучение лицензионного участка, оценив запасы каменного угля и метана, провести разведочные работы, по результатам которых разработать (обосновать) технико-экономические показатели для подсчета запасов полезных ископаемых месторождения (лицензионного участка), в т.ч. каменного угля и метана, оценить промышленную значимость месторождения в современных экономических условиях. Фактически данные требования недропользователем не выполнены: промышленная значимость Апсатского месторождения в установленном порядке не оценена. ООО «Арктические разработки» в 2015 г. в ГКЗ Роснедра представлены геологические материалы:

«ТЭО постоянных разведочных кондиций для подсчета запасов угля на Апсатском месторождении»;

«Геологический отчет с подсчетом запасов угля и оценкой ресурсов метана по Апсатскому месторождению (участки Центральный II, Юго-Восточный м Северо-Восточный)».

Государственной комиссией по запасам (ГКЗ) Роснедра протоколом от 30.09.2015 № 4331 (утвержден ДД.ММ.ГГГГ) утверждено заключение государственной экспертизы ФБУ «ГКЗ» по представленным материалам: утверждены технико-экономические показатели постоянных разведочных кондиций для подсчета запасов угля по месторождению (участки Северо- Восточный, Юго-Восточный, Угольный, Центральный-2) для условий открытой и подземной отработки, запасы каменного угля в границах лицензии ЧИТ 14483 ТР для открытой и подземной отработки, по степени изученности запасы каменного угля отнесены к разведанным, оценены как высококачественное (ценное) сырье для производства металлургического кокса, использования в технологии слоевого коксования; окисленные угли - энергетическое сырье с использованием в коксохимической промышленности при предварительном обогащении. Прогнозные ресурсы метана в целом по месторождению оценены в 55 млрд.м3, в т.ч. 4,8 млрд.м3 - Р1 7,7 млрд.м3 - Р2, 42,5 млрд.м3 - Р3, участков Северо-Восточного и Юго-Восточного - в 4,203 млрд.м3 категории Р приняты НТС Центрсибнедра по <адрес> протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени прогнозные ресурсы метана в угольных пластах Апсатского месторождения не реализованы: разведочные работы, обосновывающие оценку и разведку запасов метана ООО «Арктические разработки» не проведены, промышленная значимость месторождения при комплексном его освоении в условиях современной экономики с использованием прогрессивных технологий с учетом потребностей региона в топливно-энергетическом сырье, не оценена. Так же, согласно заключению экспертной комиссии ФБУ «ГКЗ» (приложение 1 к протоколу от ДД.ММ.ГГГГ), метан угольных пластов В1 - В9 может рассматриваться в качестве попутного полезного ископаемого. В соответствии с распоряжением МПР России от ДД.ММ.ГГГГ-р, экономическая оценка промышленной ценности месторождения выдается на основании подсчета запасов основных и попутных полезных ископаемых, произведенного с учетом ТЭО постоянных разведочных кондиций, разработанного по результатам разведочных работ (п.4.1.8). Фактически ресурсы метана Апсатского месторождения недропользователем не оценены и не разведаны, промышленная оценка месторождения выполнена без учета запасов попутного полезного ископаемого (метана). При определении запасов угля Апсатского месторождения (лицензионного участка) запасы попутного полезного ископаемого (метана) недропользователем в нарушение ч.2 п.6 приказа МПР России от ДД.ММ.ГГГГ (per. в Минюсте ДД.ММ.ГГГГ) не подсчитывались, полнота геологического изучения участка недр при пользовании недрами по лицензии ЧИТ 14483 ТР ООО «Арктические разработки» в нарушение п.2 ч.1 ст.23 Закона РФ «О недрах», не обеспечена. Апсатское месторождение, содержащее метан в угольных пластах и вмещающих породах, до настоящего времени в установленном порядке не разведано (л.д.______).

Представитель Управления по недропользованию по <адрес> надлежащим образом извещен, ходатайствует о рассмотрении в отсутствие, исполнение запроса суда о предоставлении отзыва переадресовано в Роснедра.

Представитель Федерального агентства по недропользованию в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении в отсутствие, в письменном отзыве указал, что согласно ч.ч. 1, 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» (далее - Закон РФ «О недрах») право пользования недрами оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия включает в себя установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, которые являются неотъемлемой составной частью лицензии и определяют основные условия пользования недрами.

Следует отметить, что согласно ч. 5 ст. 12 Закона РФ «О недрах» условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Так, ООО «Арктические разработки» является владельцем лицензии на пользование недрами ЧИТ 14483 ТР с целевым назначением и видами работ геологическое изучение, разведка и добыча каменного угля и метана на Апсатском месторождении (участки Северо- Восточный, Юго-Восточный, Угольный, Центральный-2). Дата регистрации лицензии - ДД.ММ.ГГГГ, срок окончания действия - ДД.ММ.ГГГГ.

Лицензионным соглашением об условиях пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи каменного угля и метана на Апсатском месторождении (участки Северо-Восточный, Юго-Восточный, Угольный, Центральный-2) <адрес> (далее - Лицензионное соглашение) определены основные условия пользования недрами.

Так, помимо прочего, п.п. «г» п. 4.1 Лицензионного соглашения установлено, что Недропользователь обязуется не позднее ДД.ММ.ГГГГ обеспечить завершение оценки прогнозных ресурсов метана на лицензионном участке, подготовку и предоставление геологического отчета в установленном порядке в Управление по недропользованию по <адрес>. Иных обязательств Недропользователя в части осуществления работ по геологическому изучению, разведке и добыче метана Лицензионное соглашение не содержит.

Научно-техническим советом Департамента по недропользованию по <адрес>, подсекции по <адрес> при рассмотрении ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания от ДД.ММ.ГГГГ) представленных Ответчиком материалов «Технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций для подсчета запасов углей на Апсатском месторождении» и «Геологический отчет с подсчетом запасов угля и оценкой ресурсов метана по Апсатскому месторождению каменного угля (участки Центральный-2, Юго-Восточный и Северо-Восточный)» было рекомендовано представление указанных материалов на государственную экспертизу в ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (далее - ФБУ «ГКЗ»).

В свою очередь, протоколом ФБУ «ГКЗ» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положительное заключение государственной экспертизы «Технико-экономического обоснования постоянных разведочных кондиций и запасов угля по Апсатскому месторождению» и «Геологического отчета с подсчетом запасов угля и оценкой ресурсов метана по Апсатскому месторождению каменного угля (участки Центральный-2, Юго- Восточный и Северо-Восточный)» (далее - Заключение ФБУ «ГКЗ»). Следует отметить, что п. 3.13 Заключения ФБУ «ГКЗ» установлено, что «в качестве попутного полезного ископаемого может рассматриваться метан угольных пластов В1- В9. В целях исполнения п. 4.1 (г) условий пользования недрами к лицензии ЧИТ 14483 ТР недропользователем выполнен и передан в Забайкалнедра геологический отчет с оценкой ресурсов метана по Апсатскому месторождению каменного угля (письмо от ДД.ММ.ГГГГ). Авторами оценены ресурсы метана по категории Р1 в количестве 4203 млн.м3». Таким образом, обязательство Недропользователя, предусмотренное п.п. «г» и. 4.1 Лицензионного соглашения следует считать исполненным. Кроме того, следует отметить, что в рамках разовой актуализации лицензий на пользование недрами, проводимой Роснедра на основании поручения Президента Российской Федерации, в 2017 году лицензия ЧИТ 14483 ТР была актуализирована, Центрсибнедра выданы Изменения к лицензии (зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ). Одновременно утратили силу все ранее оформленные приложения и дополнения к лицензии, за исключением горноотводных актов.

Отмечает, что в соответствии с п. 1 приказа Роснедра от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении разовой актуализации лицензий на пользование недрами», актуализация проводилась исключительно в отношении лицензий на пользование недрами, принадлежащих пользователям недр, не имеющим или обеспечившим устранение нарушений: нарушений условий подготовки проектов, геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых, технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых, а также условий представления материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых; задолженности по представлению геологической отчетности; задолженности по внесению платежей при пользовании недрами; нарушений условий пользования недрами, указанных в предписаниях Росприроднадзора и (или) уведомлениях Роснедр.

Таким образом, именно в связи с отсутствием у ООО «Арктические разработки» вышеуказанных нарушений, Роснедра была актуализирована лицензия ЧИТ 14483 ТР.

Обращает внимание, что вышеуказанные изменения к лицензии содержат, в том числе, Условия пользования недрами, которые являются действующими и в соответствии с которыми в настоящее время Ответчик проводит работы на участке недр. Вместе с тем, Условия пользования недрами не предусматривают обязательств Недропользователя по проведению оценки прогнозных ресурсов метана на лицензионном участке (поскольку указанное обязательство, как отмечалось ранее, является исполненным) и по проведению Недропользователем оценки запасов попутного газа полезного ископаемого «метан». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № У13-17/1513 ФГБУ «Росгеолфонд» сообщило об отсутствии у ООО «Арктические разработки» задолженности перед федеральным геологическим фондом по представлению отчетов по завершенным видам работ в рамках лицензии ЧИТ 14483 ТР. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в Роснедра с письмом исх. (вх. от ДД.ММ.ГГГГ), в котором просил подтвердить факт выполнения ООО «Арктические разработки» условий, определенных лицензией ЧИТ 14483 ТР, в части исполнения обязательств по геологическому изучению и оценке ресурсов метана, а также разъяснить, имеются ли у ООО «Арктические разработки» обязательства по лицензионному соглашению в части разведки, подсчета запасов метана и его добычи в границах участка недр, определенных лицензией. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № СА-04-31 /7010 Роснедра сообщило об отсутствии задолженности по представлению отчетов по завершенным видам работ по лицензии ЧИТ 14483 ТР, надлежащем исполнении ответчиком обязательства по оценке ресурсов метана, и, соответственно, выполнении ответчиком установленных лицензией ЧИТ 14483 ТР условий пользования недрами по геологическому изучению и оценке ресурсов метана (л.д.______).

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Таким образом, недропользователь вправе осуществлять деятельность на лицензионном участке исключительно в рамках условий, оговоренных лицензией и/или лицензионным соглашением.

Лицензия ЧИТ 14483 ТР, зарегистрированная Федеральным Агентством по недропользованию ДД.ММ.ГГГГ (/Чит 14483 ТР) выдана ООО «Арктические разработки» с целевым назначением и видами работ: геологического изучения, разведки и добычи каменного угля и метана на Апсатском месторождении (участки Северо-Восточный, Юго-Восточный, Угольный, Центральный-2) в <адрес> (л.д._____). Срок окончания лицензии ДД.ММ.ГГГГ

Конкретный перечень обязательств Недропользователя был приведен в разделе 4 Лицензионного Соглашения (Приложение к лицензии), в котором указано, что недропользователь должен осуществлять геологическое изучение, разведку и добычу каменного угля и метана на Лицензионном участке в соответствии с нижеследующими условиями пользования участком недр и приведены конкретные обязательства, которые надлежало выполнить ООО Арктические разработки (л.д._____).

Согласно п.п. «в», «ж» данного раздела указывается обязанность недропользователя по подсчету запасов и по завершению разведки с предоставлением геологического отчета с подсчетом запасов каменного угля.

Обязанности недропользователя в части метана указаны в п. «г» п.4.1 раздела 4 Лицензионного Соглашения и указано, что недропользователь обязуется обеспечить не позднее ДД.ММ.ГГГГ завершение оценки прогнозных ресурсов метана на лицензионном участке, подготовку и представление геологического отчета в установленном порядке в Управление по недропользованию по <адрес> (Читнедра).

Иных обязательств в части метана на ответчика не возлагалось, доказательств обратного суду в силе ст.56 ГПК РФ представлено не было.

Приведенный в Лицензионном соглашении перечень условий пользования недрами в полной мере соответствует основным условиям пользования участком недр, предусмотренным Порядком и Условиями проведения аукциона на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи каменного угля и метана на Апсатском месторождении (участки Северо-Восточный, Юго-Восточный, Угольный, Центральный-2) в <адрес> (л.д.______).

В этой связи обоснованы доводы ответчика о том, что иные условия, сверх заявленных в аукционной документации, не могут быть возложены на недропользователя, признанного победителем аукциона.

Помимо этого, судом учитывается тот факт, что актуализированная лицензия ЧИТ 14483 ТЭ не содержит никаких обязательств недропользователя в части метана (л.д._____). В этой части, принимаются во внимание доводы представителя Федерального агентства по недропользованию ФИО5 о том, что в соответствии с п. 1 приказа Роснедра от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении разовой актуализации лицензий на пользование недрами», актуализация проводилась исключительно в отношении лицензий на пользование недрами, принадлежащих пользователям недр, не имеющим или обеспечившим устранение нарушений: нарушений условий подготовки проектов, геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых, технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых, а также условий представления материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых; задолженности по представлению геологической отчетности; задолженности по внесению платежей при пользовании недрами; нарушений условий пользования недрами, указанных в предписаниях Росприроднадзора и (или) уведомлениях Роснедр и именно в связи с отсутствием у ООО «Арктические разработки» вышеуказанных нарушений, Роснедра была актуализирована лицензия ЧИТ 14483 ТР, а Условия пользования недрами не предусматривают обязательств Недропользователя по проведению оценки прогнозных ресурсов метана на лицензионном участке, в связи с исполнением, и по проведению Недропользователем оценки запасов попутного газа полезного ископаемого «метан». Разовая актуализация лицензий на пользование недрами проводилась Роснедра на основании поручения Президента Российской Федерации, в 2017 году лицензия ЧИТ 14483 ТР была актуализирована, Центрсибнедра выданы Изменения к лицензии (зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ). Одновременно утратили силу все ранее оформленные приложения и дополнения к лицензии, за исключением горноотводных актов.

Заявляя требование о проведении оценки запасов метана, прокурор не учел, что то такое обязательства ответчиком выполнено.

Согласно ст. 29 Закона РФ «О недрах» запасы полезных ископаемых, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе.

Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, которое является основанием для их постановки на государственный баланс. Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 69 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение" утверждено Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение.

В соответствии с п.п. 5.2, 5.4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 293, Роснедра организует геологическое изучение недр; проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр; осуществляет ведение государственного учета и обеспечение ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами.

Как следует из отзыва представителя Федерального агентства по недропользованию, научно-техническим советом Департамента по недропользованию по <адрес>, подсекции по <адрес> при рассмотрении ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания от ДД.ММ.ГГГГ л.д._______) представленных ООО «Арктические разработки» материалов - «Технико-экономического обоснования постоянных разведочных кондиций для подсчета запасов углей на Апсатском месторождении» и «Геологического отчета с подсчетом запасов угля и оценкой ресурсов метана по Апсатскому месторождению каменного угля (участки Центральный-2, Юго-Восточный и Северо-Восточный)» было рекомендовано представление указанных материалов на государственную экспертизу в ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых».

В Управление по недропользованию по <адрес> ООО «Арктические разработки» представлены геологический отчет с оценкой ресурсов метана по Апсатскому месторождению каменного угля, в котором специалистами оценены ресурсы метана по категории Р1 в количестве 4203 млн.м3, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ (получено вх. от ДД.ММ.ГГГГ), а также Протоколом заседания НТС Департамента по недропользованию по <адрес>, подсекции по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым указанный отчет рекомендован к представлению на государственную экспертизу в «ФБУ ГКЗ». Кроме того, в территориальный и федеральный фонды геологической информации представлены Технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций для подсчета запасов угля на Апсатском каменноугольном месторождении», подготовленное на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ/п-д и Геологический отчет с подсчетом запасов угля и оценкой ресурсов метана по Апсатскому месторождению каменного угля (участки Центральный-2, Юго-Восточный, Северо-Восточный), подготовленный на основании договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ, извещениями о принятии материала геологическим фондом от ДД.ММ.ГГГГ и , справкой ФГБУ «Росгеолфонд» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д._____).

Указанные отчеты отражают сведения в части оценки ресурсов, подсчет запасов не только по каменному углю, но и по метану.

При этом письмом ФБУ “ГКЗ” от ДД.ММ.ГГГГ № ср-15/41 (п.3), направленным в ответ на запрос ООО “Арктические разработки” от ДД.ММ.ГГГГ-п, недропользователю разъяснено, что Отчет с оценкой запасов метана на Лицензионном участке может быть выполнен в виде специального раздела в Отчете о разведочных работах на соответствующих участках Апсатского месторождения. Прогнозные ресурсы полезных ископаемых учитываются государственным кадастром в установленном порядке. С учетом указанного разъяснения, оценочные и разведочные работы выполнялись по единому Проекту на оценочные работы на каменный уголь и метан и проведение разведочных работ Апсатского каменноугольного месторождения (участки Центральный - II, Юго-Восточный и Северо-Восточный).

По результатам геологических работ всех этапов разработано единое технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций, выполнен единый отчет с подсчетом запасов угля и оценкой ресурсов метана.

Протоколом ФБУ «ГКЗ» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положительное заключение государственной экспертизы «Технико-экономического обоснования постоянных разведочных кондиций и запасов угля по Апсатскому месторождению» и «Геологического отчета с подсчетом запасов угля и оценкой ресурсов метана по Апсатскому месторождению каменного угля (участки Центральный-2, Юго-Восточный и Северо-Восточный)».

Пунктом 3.13 заключения ФБУ «ГКЗ» установлено, что «в качестве попутного полезного ископаемого может рассматриваться метан угольных пластов В1- В9». В целях исполнения п. «г» п. 4.1 условий пользования недрами к лицензии ЧИТ ТР недропользователем выполнен и передан в Забайкалнедра геологический отчет с оценкой ресурсов метана по Апсатскому месторождению каменного угля (письмо от ДД.ММ.ГГГГ л.д.______). Авторами оценены ресурсы метана по категории Р1 в количестве млн.м3.

Данным заключением государственной экспертизы подтверждено, что при составлении геологического отчета недропользователем использовались данные всех этапов геологоразведочных работ. Проведенные геологоразведочные работы (1980-1991) позволили выделить запасы по категориям С1 и С2. При разведке периода ДД.ММ.ГГГГ г.г. уточнены данные, полученные в ранний период разведки связи с этим недропользователем объединены стадии поисков и разведки и по завершению работ представлены материалы ТЭО постоянных разведочных кондиций и геологического отчета на государственную экспертизу, с чем экспертиза согласна (п.2.2); экспертиза отмечает, что принятая методика разведочных работ соответствует особенностям геологического строения участка, объем проведенных работ и исследований достаточны для составления материалов ТЭО постоянных разведочных кондиций и геологического отчета (п. 3.2); в качестве попутного полезного ископаемого может рассматриваться метан угольных пластов В1-В9.

Указанное заключение не содержит выводов, свидетельствующих о ненадлежащем или неполном выполнении недропользователем установленных обязательств в части подсчета запасов угля и/или оценки ресурсов метана.

Таким образом, обязательство Недропользователя, предусмотренное п.п. «г» и. 4.1 Лицензионного соглашения следует считать исполненным.

Согласно п. 6(1) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 69 заключения государственной экспертизы, утвержденные Федеральным агентством по недропользованию, могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Сведений об обжаловании данного заключения суду не представлено, недействительным оно не признано, в связи с чем доводы прокурора о том, что заключение выдано в нарушение приказа МПР России от ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Росгеолфонд» сообщило об отсутствии у ООО «Арктические разработки» задолженности перед федеральным геологическим фондом по представлению отчетов по завершенным видам работ в рамках лицензии ЧИТ ТР (л.д._____).

ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в Роснедра с письмом исх. (вх. от ДД.ММ.ГГГГ), в котором просил подтвердить факт выполнения ООО «Арктические разработки» условий, определенных лицензией ЧИТ ТР, в части исполнения обязательств по геологическому изучению и оценке ресурсов метана, а также разъяснить, имеются ли у ООО «Арктические разработки» обязательства по лицензионному соглашению в части разведки, подсчета запасов метана и его добычи в границах участка недр, определенных лицензией (л.д._____).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Роснедра сообщило об отсутствии задолженности по представлению отчетов по завершенным видам работ по лицензии ЧИТ , надлежащем исполнении ответчиком обязательства по оценке ресурсов метана, и, соответственно, выполнении ответчиком установленных лицензией ЧИТ 14483 ТР условий пользования недрами по геологическому изучению и оценке ресурсов метана. Распорядителем недр отмечается, что установленные лицензией ЧИТ ТР условия пользования недрами по геологическому изучению и оценке ресурсов метана следует считать выполненными (л.д.______).

Согласно п.п.2-5 Приказа МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 278 "Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых" запасы твердых полезных ископаемых подсчитываются по результатам геологоразведочных и эксплуатационных работ, выполненных в процессе их изучения и промышленного освоения.

Прогнозные ресурсы твердых полезных ископаемых оцениваются по металлогеническим (минерагеническим) зонам, бассейнам, рудным районам, полям, рудопроявлениям, флангам и глубоким горизонтам месторождений твердых полезных ископаемых (п.3).

Качество полезных ископаемых изучается с учетом необходимости их комплексного использования, технологии переработки на основе определенных в установленном порядке требований к качеству полезных ископаемых и технических условий. При этом определяются содержания основных и попутных ценных, токсичных и вредных компонентов, формы их нахождения и особенности распределения в продуктах обогащения и переработки (п.4).

Объектом подсчета запасов полезных ископаемых является месторождение (часть месторождения) твердых полезных ископаемых. Объектом оценки прогнозных ресурсов являются металлогенические (минерагенические) зоны, бассейны, рудные районы, поля, рудопроявления, фланги и глубокие горизонты месторождений, оцененные на основании благоприятных геологических предпосылок, обоснованной аналогии с известными месторождениями, по результатам геологосъемочных, геофизических, геохимических, поисковых и оценочных работ (п.5).

Подсчет и учет запасов по месторождению (или его части), оценка и учет прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых по участку недр производится в единицах массы или объема в целом, в соответствии с экономически обоснованными параметрами кондиций, без учета потерь и разубоживания при добыче, обогащении и переработке полезных ископаемых (п.6).

При определении запасов месторождений твердых полезных ископаемых обязательному раздельному подсчету и учету подлежат запасы основных и совместно с ними залегающих твердых полезных ископаемых, а также содержащихся в них основных и попутных компонентов (металлов, минералов, химических элементов и их соединений), целесообразность государственного учета которых определена технико-экономическими обоснованиями кондиций для подсчета запасов.

В этой связи суд соглашается с доводами представителя ответчика в части того, что требование прокурора об оценке запасов метана является некорректным и неисполнимым ввиду отсутствия правового регулирования таких работ.

При этом, в Сводном государственном реестре работ по геологическому изучению недр (на официальном сайте https://rfgf.ru/gin/) имеются ссылки на даты выполнения начало/окончание работ по лицензии ЧИТ 14483 ТР (2 квартал 2009/2 <адрес> 2 <адрес>, регистрационный ) и сдачи отчетных документов в фонды геологической информации 2 <адрес> 2 <адрес>. соответственно (регистрационный ), что свидетельствует о завершении работ, никаких особых отметок данный Реестр не содержит.

При таких обстоятельствах, суд у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований прокурора, как заявленных необоснованно. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковое заявление прокурора Каларского района в интересах неопределённого круга лиц к ООО "Арктические разработки" о возложении обязанности произвести оценку запасов попутного полезного ископаемого "метана" не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья О.Н. Пешкова

Решение в окончательной форме изготовлено 16.11.2020 г.