ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-224/2014 от 21.04.2014 Илекского районного суда (Оренбургская область)

                                                                                                        Дело № 2-224/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 21 апреля 2014 года                                                                                  село Илек

                                                                                                      Илекского района

                                                                                              Оренбургской области

 Илекский районный суд Оренбургской области в составе:

 председательствующего, судьи Япрынцевой Т.В.,

 с участием заместителя прокурора Илекского района Оренбургской области Кирилюка А.Б.,

 при секретаре судебного заседания Ставышенко Т.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Илекского района Оренбургской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию «Нижнеозернинский коммунальщик» села Нижнеозерное Илекского района Оренбургской области о понуждении к совершению действий,

 УСТАНОВИЛ:

 прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в Илекский районный суд Оренбургской области с вышеуказанным иском и утверждает, что прокуратурой Илекского района Оренбургской области в ... года проведена проверка исполнения законодательства в деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства, при проведении которой выявлены нарушения федерального законодательства о противодействии коррупции, а также законодательства, регламентирующего порядок раскрытия информации о своей деятельности. В результате проверки установлено, что меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ответчиком не принимались, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не назначались, кодекс этики и служебного поведения работников организации не принимался, сотрудничество организации с правоохранительными органами не осуществлялось, стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, не разрабатывались, предотвращение и урегулирование конфликта интересов не осуществлялось. Отмечает, что данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 10 апреля 2014 года. Кроме того, указывает, что при проведении проверки выявлены нарушения законодательства о стандарте раскрытия информации МУП «Нижнеозернинский коммунальщик» в части обеспечения раскрытия информации о своей деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Законом Оренбургской области от 28 сентября 2010 года № 3822/887-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса», а также Стандартом раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 января 2013 года № 6, МУП «Нижнеозернинский коммунальщик», осуществляющее холодное водоснабжение, обязано раскрыть информацию путем обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа местного самоуправления Нижнеозернинского сельсовета. Отмечает, что изучение официального сайта администрации ... сельсовета (...), официального сайта муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет (...) показало о нарушении требований закона, информация, указанная в п. 14 Стандарта (раздела II. Стандарты раскрытия информации регулируемыми организациями, осуществляющими холодное водоснабжение) ответчиком не раскрыта, в том числе по утвержденной Приказом ФСТ России от 15 мая 2013 года № 129 форме (Приложение № 2 к Приказу), что также подтверждается актом проверки от 10 апреля 2014 года. Более того, изучение указанных сайтов оказало, что ответчиком не раскрыта информация в сфере утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов МУП «Нижнеозернинский коммунальщик». Это говорит о нарушении ответчиком п. 55 Стандартов в сфере утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов. Данные Стандарты утверждены постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года за № 1140. Считает, что непринятие организационных мер по противодействию коррупции со стороны МУП «Нижнеозернинский коммунальщик» делает невозможным исполнение требований Федерального закона № 273-ФЗ, недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией, идет вразрез с проведением единой государственной политикой в области противодействия коррупции, создает благоприятную почву для совершения работниками организации коррупционных правонарушений и злоупотреблений, следствием чего нарушаются интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обусловленного кадровыми изменениями в организации. Указывает, что в результате неисполнения МУП «Нижнеозернинский коммунальщик» требований Стандарта раскрытия информации нарушаются права неопределенного круга лиц на получение достоверной информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, об оказываемых услугах, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг. Просит обязать ответчика в срок до 1 июня 2014 года устранить нарушения Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» путем принятия следующих мер по предупреждению коррупции: определить подразделение или должностное лицо, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации и ознакомить с данным актом работников предприятия, разработать и принять положение о конфликте интересов и ознакомить с данным актом работников предприятия. Ставит вопрос о возложении обязанности на ответчика в срок до 1 июня 2014 года устранить нарушения законодательства, регламентирующего порядок раскрытия информации о своей деятельности, раскрыв информацию о своей деятельности путем опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа местного самоуправления информации в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 января 2013 года № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения» по форме, утвержденной Приказом ФСТ России от 15 мая 2013 года № 129 «Об утверждении форм предоставления информации, подлежащей раскрытию, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, и органами регулирования тарифов, а также Правил заполнения таких форм», а также информации в сфере утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года № 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса».

 В судебном заседании заместитель прокурора Илекского района Оренбургской области Кирилюк А.Б. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

 Извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения заявления прокурора представитель ответчика - директор МУП «Нижнеозернинский коммунальщик» села Нижнеозерное Илекского района Оренбургской области ФИО1 в судебное заседание не явился, обратился в суд с письменным заявлением о рассмотрении данного гражданского дела в его отсутствие.

 По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

 В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

       Суд, выслушав заместителя прокурора Илекского района Оренбургской области Кирилюка А.Б., изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

 Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Как указано в ч. 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Несоблюдение федеральных законов подрывает конституционный принцип правового государства и нарушает интересы Российской Федерации.

 Статья 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гласит, что противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционныx правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

 Одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции (ст. 3 указанного закона).

 Статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

 Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделении или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов (часть 2 статьи 13.3 Федерального закона № 27З-ФЗ).

 В судебном заседании установлено, что ответчик -МУП «Нижнеозернинский коммунальщик», являясь действующим юридическим лицом, не принимает меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ. Ответчиком не назначались подразделения или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, кодекс этики и служебного поведения работников организации не принимался.

 Кроме того, ответчиком не осуществлялось сотрудничество с правоохранительными органами, не разрабатывались стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, не осуществлялось предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

 Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ....

 Судом установлено, что МУП «Нижнеозернинский коммунальщик» допускает нарушения законодательства о стандарте раскрытия информации - в части обеспечения раскрытия информации о своей деятельности.

 Как указано в статье 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

 Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2007 года 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.

 В силу ч. ч. 1, 2 ст. 3.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» стандарты раскрытия информации должны обеспечивать: доступность раскрываемой информации для неограниченного круга лиц, включая особенности раскрытия информации на территориях, на которых отсутствует доступ к сети «Интернет»; прозрачность деятельности организаций коммунального комплекса при оказании услуг; открытость регулирования деятельности организаций коммунального комплекса; публичность условий реализации регулируемых услуг для потребителей (цена, качество, доступность, надежность); неограниченный доступ потребителей к регулируемым услугам организаций коммунального комплекса; публичность при разработке, согласовании, принятии и реализации инвестиционных и производственных программ.

 Стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством Российской Федерации по видам деятельности организаций коммунального комплекса и содержат состав и порядок предоставления информации о регулируемых товарах и услугах.

 Согласно ст. 34 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органы регулирования тарифов обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.

 В соответствии с ч. 2 указанной статьи закона стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации.

 Как указано в ч. 6 ст. 34 вышеназванного Федерального закона, информация о тарифах, установленных в сфере водоснабжения и водоотведения, параметрах тарифного регулирования, в том числе долгосрочных, размещается органами регулирования тарифов в средствах массовой информации и (или) на сайте в сети «Интернет», предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов и определяемом Правительством РФ.

 Стандарт раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливающий требования к составу, порядку, срокам и периодичности предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения утвержден постановлением Правительства РФ от 17 января 2013 года за № 6.

 В пункте 3 указанного Стандарта указано, что регулируемыми организациями информация раскрывается путем: обязательного опубликования на официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области гocyдapственного регулирования тарифов (на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления) или на сайте в сети «Интернет», предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации; опубликования на официальном сайте в сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, в случае и объемах, которые предусмотрены пунктом 9 настоящего документа; опубликования пo решению регулируемой организации на ее официальном сайте в сети «Интернет»; предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций (далее - потребители) в порядке, установленном настоящим документом.

 Как указано в п. 14 Стандарта (раздела П. Стандарты раскрытия информации регулируемыми организациями, осуществляющими холодное водоснабжение) регулируемой организацией подлежит раскрытию информация: о регулируемой организации (общая информация); о тарифах на регулируемые товары (услуги); об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности); об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствии установленным требованиям; об инвестиционных прогpаммах регулируемой организации и отчетах об их реализации; о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения; об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), и (или) об условиях договоров о подключении к системе централизованного водоснабжения; о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения; о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организацией; о предложении регулируемой организации об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения.

 Согласно Закону Оренбургской области от 28 сентября 2010 года N 3822/887-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления поселений Оренбургской области наделены государственными полномочиями, среди которых установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

 В соответствии с указанными нормами закона ответчик МУП «Нижнеозернинский коммунальщик» села Нижнеозерное Илекского района Оренбургской области, которое осуществляет холодное водоснабжение, обязано раскрыть информацию путем обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа местного самоуправления Нижнеозернинского сельсовета.

 Согласно ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает в том числе формы раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

 Данное требование указано в Приказе ФСТ России от 15 мая 2013 года № 129 «Об утверждении форм предоставления информации, подлежащей раскрытию, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, и органами регулирования тарифов, а также Правил заполнения таких форм».

 В судебном заседании установлено, что информация, указанная в п. 14 Стандарта (раздела II. Стандарты раскрытия информации регулируемыми организациями, осуществляющими холодное водоснабжение) ответчиком на официальном сайте администрации ... сельсовета (...), официальном сайте муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет (...) - не раскрыта.

 В целях раскрытия информации в сфере утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года за № 1140 утверждены Стандарты раскрытия информации в сфере утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

 Как указано в п. 55 данных Стандартов в сфере утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов раскрытию подлежит информация: о ценах (тарифах) на регулируемые услуги и надбавках к этим ценам (тарифам); об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности); об инвестиционных программах и отчетах об их реализации.

 Согласно пункту 3 Стандарта раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года № 1140 регулируемыми организациями информация раскрывается, в том числе путем опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет регулируемой организации, и (или) на официальном сайте в сети Интернет органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), уполномоченного осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации.

 Судом установлено, что в нарушение п. 55 указанных Стандартов информация в сфере утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов ответчиком также не раскрыта.

 Суд соглашается с мнением прокурора Илекского района Оренбургской области, что непринятие организационных мер по противодействию коррупции со стороны МУП «Нижнеозернинский коммунальщик» делает невозможным исполнение требований Федерального закона N 27З-ФЗ и недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией, идет вразрез с проведением единой государственной политики в области противодействия коррупции (статья 7 Федерального закона N 27З-ФЗ), создает благоприятную почву для совершения работниками организации коррупционных правонарушений и злоупотреблений, следствием чего нарушаются интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обусловленного кадровыми изменениями в организации.

 Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что в результате неисполнения ответчиком требований Стандарта раскрытия информации нарушаются права неопределенного круга лиц, на получение достоверной информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятeльности управляющей организации, об оказываемых услугах, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг.

 В связи с изложенным исковые требования прокурора Илекского района Оренбургской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

 В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение о возложении обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

 Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика - МУП «Нижнеозернинский коммунальщик», в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, составляет ... рублей и подлежит взысканию в пользу соответствующего бюджета.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд                                           

 РЕШИЛ:

 исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области Гущина В.В. удовлетворить.

 Обязать МУП «Нижнеозернинский коммунальщик» села Нижнеозерное Илекского района Оренбургской области в срок до ... устранить нарушения Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» путем принятия следующих мер по предупреждению коррупции: определить подразделение или должностное лицо, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации и ознакомить с данным актом работников предприятия, разработать и принять положение о конфликте интересов и ознакомить с данным актом работников предприятия.

 Обязать МУП «Нижнеозернинский коммунальщик» села Нижнеозерное Илекского района Оренбургской области в срок до ... устранить нарушения законодательства, регламентирующего порядок раскрытия информации о своей деятельности, раскрыв информацию о своей деятельности путем опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа местного самоуправления информации в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 января 2013 года № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения» по форме, утвержденной Приказом ФСТ России от 15 мая 2013 года № 129 «Об утверждении форм предоставления информации, подлежащей раскрытию, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, и органами регулирования тарифов, а также Правил заполнения таких форм», а также информации в сфере утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года № 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса».

 Взыскать с МУП «Нижнеозернинский коммунальщик» села Нижнеозерное Илекского района Оренбургской области государственную пошлину в размере ... рублей в доход соответствующего бюджета

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

 Председательствующий по делу,

 судья Илекского районного суда

 Оренбургской области                                                         Т.В. Япрынцева

 Мотивированное решение изготовлено 21 апреля 2014 года.

 Судья

 Илекского районного суда

 ...                                              Т.В. Япрынцева