РЕШЕНИЕ
(в окончательной формулировке)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2014 года г. Каспийск
Каспийский городской суд в составе:
председательствующего судьи Магомедовой Г.Н.,
с участием адвоката Клиндухова Т.В.,
при секретаре Гамидовой И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Министерству труда и социального развития РД, Администрации ГО «г. Каспийск» о признании незаконными действий органов власти, об обязании включить в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилья и о выдаче свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития РД, Администрации ГО «г. Каспийск» о признании незаконными действий органов власти, об обязании включить в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилья и о выдаче свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья.
Свои исковые требования ФИО1 обосновала тем, что она является ветераном труда с ДД.ММ.ГГГГ и ветераном Великой Отечественной войны с 2004 г. Она проживает в антисанитарных условиях без коммунальных условий в комнате находящаяся в общежитии, расположенной по адресу: <адрес>, комн. 22. Она как нуждающаяся в улучшении жилищных условий состоит в общегородских списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1990 г. Акты проверки жилищных условий находятся в Администрации ГО «г. Каспийск», но они куда-то исчезли. После получения ею удостоверения ветерана ВОВ в декабре 2004 г. она прочла в газете «Трудовой Каспийск», что кто состоит в очереди на улучшение жилищных условий, тем необходимо прийти в Администрацию ГО «г. Каспийск» и обновить документы, а также если есть удостоверение ветерана ВОВ необходимо представить вместе со справкой с места жительства в Администрацию ГО «г. Каспийск», что ею было сделано., Она в администрации ГО «г. Каспийск» узнала, что она как ветеран ВОВ имеет право на включение в льготный список на улучшение жилищных условий и соответственно имеет право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья на основании ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. за № 5-ФЗ. После сдачи документов ей в Администрации ГО «г. Каспийск» дали подписать какое-то заявление для получения субсидий на приобретения жилья, как ей объяснили. В Администрации ей сразу не сказали, что на получение субсидии ей необходимо представить заявление и документы представить в Министерство труда и социального развития РД до 1 января 2005 г., чтобы получить субсидию на приобретение жилья. Она лично много раз обращалась с заявлением в Министерство труда и социального развития РД, чтобы ее поставили на учет для получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Она думала, что на основании вышеуказанного заявления ее включат в список получателей субсидий на приобретения жилья с 2004 г.
29.12.2004 г. она получила письмо с Министерства труда и социального развития РД за № 13-13/1664, в котором были написаны отписки, чтобы протянуть время, что якобы она пожилой человек должна заниматься отправлением различных запросов для уточнения периодов участия работы в тылу, хотя к заявлению были приложены соответствующие справки, подтверждающие, что она действительно работала в тылу. В данном письме она не извещалась о том, что ей отказано во включении в список на получение безвозмездной субсидии, и что ей необходимо поторопиться с предъявлением соответствующих справок и документов в Министерство до 1 января 2005 г. Просит признать незаконными действия органов власти, об обязании включить в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилья и о выдаче свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела истица ФИО1 в судебное заседание не явились, согласно заявления проси рассмотреть данное дело без ее участия.
В судебном заседании представитель истицы ФИО2, представляющая интересы по доверенности, поддержала исковое заявление и просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель истицы Клиндухов Т.В. в судебном заседании поддержал исковые требования ФИО1 по основаниям изложенным в исковом заявлении и просил их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства труда и социального развития РД ФИО3, представляющая интересы по доверенности, не признала исковые требования истицы ФИО1 и пояснила, что согласно ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 06.02.2014) "О ветеранах"
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановление Правительства РД от 25.12.2007 N 348 (ред. от 16.11.2012) "О форме и Порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов" В соответствии с Порядком Министерство труда и социального развития РД определено уполномоченным органом по обеспечению жильем вышеуказанных категорий граждан.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодательства принят Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2004 г. № 59 «О социальной поддержке тружеников тыла и ветеранов труда.
В соответствии со ст. 4 Закона труженикам тыла предоставляются следующие меры социальной поддержки: сохранение обслуживания при выходе на пенсию в поликлиниках, финансирование которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, а также бесплатное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 14 рабочих дней в году; преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания населения, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому; преимущество при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
Согласно ст. 7 Закона реализация мер социальной поддержки тружеников тыла, а также ветеранов труда и лиц, приравненных к ветеранам труда, осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для соответствующих категорий граждан.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 5 октября 1999 г. № 1122 об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны лицам, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 09 мая 1945 г. выдается удостоверение ветерана с указанием статьи 20 Закона «О ветеранах»
Поскольку ФИО1 относится к категории -лицо, проработавшее в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 ей было выдано в соответствии с действующим законодательством удостоверение ветерана Великой Отечественной войны с указанием ст. 20 и ст. 22 Федерального Закона «О ветеранах». Также необходимо отметить, что Министерство является уполномоченным органом по обеспечению категорий граждан, узнанных в ст.ст. 14-19 и 21 Закона «О ветеранах».
Поскольку ФИО1 ни к одной из указанных категорий не относится, выделение ей безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета Министерством не представляется возможным. С учетом изложенного просит в удовлетворении искового заявления отказать.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации ГО «г. Каспийск» ФИО4, представляющий интересы по доверенности, исковые требования истицы ФИО1 не признал и просил отказать по основаниям изложенным представителем Министерства труда и социального развития РД.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.
В силу ст. 46 Конституции РФ и ст. 11 ГК РФ каждому гражданину гарантирована судебная защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ «Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы».
Истица ФИО1 вправе была обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.
Согласно Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильём ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ от 9 января 2010 года) должно быть завершено обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федерального Закона от 12 января 1995 года «О ветеранах».
В силу статьи 14 ФЗ «О ветеранах» «инвалидам войны предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения»
Согласно статье 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также полномочия по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны.
В силу ст. 51 ЖК РФ граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
Постановлением Каспийской городской администрации № 103 от 16 марта 2007 г. ФИО1 принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 1 человек.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года за № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федеральным Законом от 12 января 1995 года «О ветеранах», обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, осуществляется лишь в отношении нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
Как усматривается из материалов дела ФИО1 является участником Великой отечественной войны и имеет право на льготы, установленные статьями 20,22 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением, выданным УСЗН <адрес> РД 14 марта 2005 года. В деле имеется справки, из которых усматривается, что ФИО1 действительно принимала участие в трудовом фронте во время войны находясь в <адрес>.
Таким образом, ФИО1 является инвалидом Великой отечественной войны, имеющая право на социальные льготы, предусмотренные действующим законодательством, предусмотренными ст. 20 и 22 ФЗ «О Ветеранах».
В силу ст. 52 ЖК РФ «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства».
Как усматривается из представленных истицей документов, последней подано заявление о принятии ее на учёт, в качестве нуждающегося в жилом помещении, и оно было принято органом местного самоуправления и стоит с 1990 г. в общегородской очередности на улучшение жилищных условий под № 835 и 16.03.2007г. поставлена на льготную очередь под № 103.
В силу ст. 1 ФЗ «О ветеранах» С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О ветеранах» 1. Ветеранами труда являются лица:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин…
В силу ст. 20 этого же Закона Меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из удостоверения № ФИО1 является ветераном Великой отечественной войны и имеет права и льготы установленные ст. ст. 20 и 22 ФЗ «О ветеранах».
Следовательно, меры социальной поддержки определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 4 Закон Республики Дагестан от 29.12.2004 N 59 (ред. от 30.12.2013) "О социальной поддержке тружеников тыла и ветеранов труда"
Труженикам тыла предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) - 4) Действовали до 1 января 2006 года. - Пункт 2 статьи 8 данного Закона;
5) сохранение обслуживания при выходе на пенсию в поликлиниках, финансирование которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, а также бесплатное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения;
6) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 14 рабочих дней в году;
7) преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания населения, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому;
8) преимущество при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
В соответствии со ст. 5 этого же Закона 1. Ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
(в ред. Закона Республики Дагестан от 05.05.2006 N 28)
1) - 4) Действовали до 1 января 2006 года. - Пункт 2 статьи 8 данного Закона;
5) сохранение обслуживания при выходе на пенсию в поликлиниках, финансирование которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, а также бесплатное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения;
6) при продолжении трудовой деятельности предоставление ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году;
7) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади в жилом фонде) независимо от форм собственности в пределах социальной нормы площади жилья, установленной в Республике Дагестан, в том числе нетрудоспособными членами семьи ветерана труда, совместно с ним проживающими, находящимися на его полном содержании или получающими от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;
8) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в Республике Дагестан); ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.
Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 7 и 8 настоящей части, предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Ежемесячная денежная выплата по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Дагестан.
(абзац введен Законом Республики Дагестан от 11.03.2009 N 12)
2. Предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, органы местного самоуправления вправе устанавливать, исходя из специфики и условий труда, дополнительные меры социальной поддержки гражданам, имеющим особые заслуги перед соответствующим предприятием, учреждением, организацией, за счет собственных средств.
3. Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено абзацем первым части первой настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.
4. Лицам, приравненным к ветеранам труда, право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляется по достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости, в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 относится к ветеранам Великой Отечественной войны, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09.05.1945 год и последней было выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны с указанием ст.ст. 20 и 22 ФЗ «О ветеранах» то, следовательно, она не относится к категории лиц, указанных в статьях 14-19 и 21 ФЗ «О ветеранах».
В силу статьи 56 ГПК РФ обязанность по доказыванию, обстоятельств имеющих значение по делу лежит на сторонах. Суд основывает своё решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст. 195 ГПК РФ).
С учетом изложенного суд считает, что в удовлетворении искового заявления ФИО1 следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198, 254 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Министерству труда и социального развития РД, Администрации ГО «г. Каспийск» о признании незаконными действий органов власти, об обязании включить в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилья и о выдаче свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 1 (одного) месяца со дня вынесения решения в окончательной формулировке в Верховный Суд Республики Дагестан путём подачи апелляционной жалобы через федеральный суд г. Каспийск.
Председательствующий Г.Н. Магомедова
Решение в окончательной формулировке вынесено 03.03.2014 г.