ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-224/2021 от 08.07.2021 Черемховского районного суда (Иркутская область)

Решение

именем Российской Федерации

город Черемхово 8 июля 2021 года

Черемховский районный суд Иркутской области в составе судьи Овчинниковой В.М., при помощнике Дарханове А.С., с участием представителя истца - помощника Ангарского межрайонного природоохранного прокурора Анциферова К.С., представителя ответчика ООО «Трейд Ост» - Будько В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-224/2021 по исковому заявлению Ангарского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Трейд Ост» о взыскании вреда, причиненного объектам животного мира,

установил:

Ангарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Трейд Ост» (ОГРН 1043801027841, ИНН 3808109220) (далее по тексту - ООО «Трейд Ост »), с исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просит взыскать с ответчика ущерб (вред) причиненный в 2019 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в <адрес> в результате деятельности по лесозаготовке по договору аренду лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> копейку с зачислением взысканной суммы в бюджет муниципального образования «<адрес>». Требования мотивирует тем, что Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена документарная проверка исполнения законодательства об охране животного мира (охотничьих ресурсов) и среды его обитания арендаторами лесных участков, осуществляющими свою хозяйственную деятельность на территории <адрес>, в том числе ответчиком – ООО «Трейд Ост». В ходе указанной проверки установлено, что ООО «Трейд Ост» на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ получило во временное возмездное пользование с целью заготовки древесины лесной участок общей площадью 34378 га, расположенный в <адрес>, Черемховском лесничестве. Предыдущим арендатором ОГАУ «Черемховский лесхоз», во исполнение пункта 11 договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ разработан проект освоения лесов, предоставленных в целях их использования для заготовки древесины, получивший положительное заключение государственной экспертизы на основании распоряжения министерства лесного комплекса от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно расчета специалиста министерства лесного комплекса <адрес>, территория лесного фонда, в пределах которой ООО «Трейд Ост» осуществляется заготовка древесины, является средой обитания охотничьих ресурсов – животного мира. Состав охотничье-промысловых животных на охотничьих угодьях на территории <адрес> имеет следующий вид: лось, благородный олень, кабарга, косуля, кабан, соболь, белка, волк, горностай, заяц-беляк, заяц-русак, колонок, росомаха, рысь, лисица, глухарь, рябчик, тетерев, бородатая куропатка, медведь, барсук, норка, ондатра, выдра. По требованию прокуратуры специалистом министерства лесного комплекса <адрес>, на основании имеющихся данных о площади рубок, произведенных ООО «Трейд Ост» в 2019 году выполнен расчет ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, причиненного в результате техногенного воздействия на площади 31,2 га, подвергнутой лесозаготовке с применением «Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», утвержденной Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанной методике под ущербом понимается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов навсегда или временно покинувших территорию обитания. Прямые потери – единовременная гибель, а также откочевка животных в результате уничтожения или нарушения их местообитаний. Для оценки размера ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) были использованы отчеты Министерства лесного комплекса <адрес> по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в <адрес> в 2019 году. Применены средние показатели плотности населения объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты по <адрес> за 2019 год. По результатам расчета следует, что размер причиненного в 2019 году вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в лесах <адрес> в результате деятельности ООО «Трейд Ост» составляет <данные изъяты> копейку. В результате негативного воздействия на объекты животного мира ООО «Трейд Ост», выразившиеся в нарушении и уничтожении среды обитания, нарушены права Российской Федерации как собственника объектов животного мира.

В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика ООО «Трейд Ост» - Будько В.А., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств причинения ущерба объектам животного мира и среде их обитания в результате осуществления деятельности ООО «Трейд Ост» по заготовке древесины. Методика, которая применялась при расчете вреда, причиненного охотничьим ресурсам, предназначена для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Анализируя указанную Методику, представитель ответчика приходит к выводу о том, что для определения территории воздействия необходимо проведение исследовательских работ на каждой из территорий воздействия, а также камеральных работ для устранения установления площадей указанных территорий. Обращает внимание на то, что в данном споре какие-либо исследовательские и камеральные работы не производились, третьим лицом при расчете ущерба в качестве зоны необратимого воздействия принята площадь вырубленных лесных насаждений, остальные территории определены по формуле площади круга. Кроме того, из представленного расчета не усматривается, что министерство лесного комплекса исключило из полученных результатов площадь наложения от воздействия, оказываемого в результате хозяйственной деятельности других арендаторов лесных участков. Указывает, что вопреки Методике, необходимые учетные работы для определения видового состава охотничьих ресурсов и их численности на каждой из территорий воздействия не проводились, в качестве данных, на основании которых произведен расчет, третьим лицом использовались сведения из отчетов по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в <адрес> в 2017-2021 годах соответственно. Данных относительно видов и численности объектов животного мира по арендуемому ООО «Трейд Ост» лесному участку в материалы дела не представлено. Доказательств того, что именно рубка леса, а не добыча охотничьих ресурсов влечет изменение численности животных, материалы дела не содержат. По мнению представителя ответчика, истцом не доказана причинно-следственная связь между предполагаемым ущербом и хозяйственной деятельностью ответчика. Обращает внимание на то, что численность некоторых видов охотничье-промысловых животных в 2020 году сохранилась на уровне 2019 года, а численность большинства видов охотничье-промысловых животных в 2020 году увеличилась по сравнению с 2019 годом.

В судебном заседании представитель истца - помощник Ангарского межрайонного природоохранного прокурора Анциферов К.С. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнив, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Представитель ответчика ООО «Трейд Ост» - Будько В.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на исковое заявление просил исковые требования прокурора удовлетворить, дело рассмотреть в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

Отношения, возникающие по поводу возмещения вреда окружающей среде, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире».

Положение об обязанности полного возмещения вреда окружающей среде предусмотрено статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьей 56 Федерального закона «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Методику исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам (далее - Методика).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Методики она применяется для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, в том числе вследствие нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей.

Подпунктом «б» пункта 3 Методики определено, что исчисление размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, включает в себя расчет вреда при указанных в подпункте «б» пункта 2 нарушениях или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов (далее - расчет вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов).

Согласно пункту 5 Методики при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются следующие параметры: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания (далее - территория воздействия); территория воздействия подразделяется на территорию необратимой трансформации, территорию сильного воздействия, территорию среднего воздействия, территорию слабого воздействия (подпункт «а»); численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками) (подпункт «б»); допустимый объем добычи каждого вида охотничьих ресурсов - определяется в соответствии с нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормами в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, утвержденными органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии со статьей 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте) (подпункт «в»); период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания (далее - период воздействия) (подпункт «г»); пол вида охотничьих ресурсов (подпункт «д»).Отношения, возникающие по поводу возмещения вреда окружающей среде, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире».

В пункте 6 Методики установлен порядок определения размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов в отношении одного вида охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарного вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия), исчисляемого как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория необратимой трансформации, территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия) по формуле N 2, приведенной в данном пункте. Исходя из этой формулы суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия, выраженный в рублях (Усумм. 1 виду), представляет собой сумму вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории необратимой трансформации (Ун.т.), вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории сильного воздействия (Ус.в.), вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории среднего воздействия (Уу.в.), и вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории слабого воздействия (Усл.в.).

В этом же пункте содержится порядок расчета вреда по каждой из указанных территорий. Вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории необратимой трансформации (Ун.т.), исчисляется путем умножения суммы фактической численности охотничьих ресурсов данного вида, обитающих (обитавших, в случаях когда не проводился расчет вреда от намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляющей экологическую опасность) на соответствующей территории воздействия, особей (Nфакт.) и произведения фактической численности охотничьих ресурсов данного вида, обитающих на соответствующей территории воздействия, особей (Nфакт.), норматива допустимого изъятия охотничьих ресурсов, выраженного в процентах (Ндоп.), и периода воздействия, выраженного в количестве лет (t), на таксу для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, выраженную в рублях (Т).

Вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории сильного воздействия (Ус.в.), исчисляется аналогичным образом, но результат произведения умножается на 0,75 - пересчетный коэффициент для территории сильного воздействия, а при расчете вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории среднего воздействия (Уу.в.), применяется пересчетный коэффициент для территории среднего воздействия - 0,5. При исчислении размера вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории слабого воздействия (Усл.в.), применяется пересчетный коэффициент для данной территории - 0,25.

В судебном заседании установлено, что ООО «Трейд Ост» является юридическим лицом, дополнительным видом деятельности которого является лесозаготовка. На основании договора аренды от <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, и соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Трейд Ост» является арендатором лесного участка по адресу: <адрес>, <адрес>: защитные леса – Черемховская дача кварталы № , ; Голуметская дача кварталы № , технический участок (колхоз им. Ленина) кварталы №, Голуметская дача (запретные полосы лесов вдоль водных объектов) кварталы № , ; Черемховская дача (зеленые зоны) кварталы №; Черемховская дача (защитные полосы вдоль дорог) квартал ; Шанхарская дача (нерестоохранные полосы) квартал ; Шанхарская дача (запретные полосы лесов вдоль водных объектов) квартал ; Шанхарская дача (орехо-промысловые зоны) квартал ; Мало-Бельское участковое лесничество: Мало-Бельская дача (нерестоохранные полосы) кварталы № ; Мало-Бельская дача (запретные полосы лесов вдоль водных объектов) квартал ; Мало-Бельская дача (орехо-промысловые зоны) кварталы № , ; Мало-Иретская дача (орехо-промысловые зоны) квартал ; технический участок (совхоз «Бельский») кварталы №, Эксплуатационные леса: Голуметское участковое лесничество, кварталы № , , Мало-Бельское участковое лесничество кварталы №. Цель предоставления – заготовка древесины в размере <данные изъяты> тыс. куб. м., в том числе по хвойному хозяйству.

Заготовка древесины ведется в соответствии с проектом освоения лесов, переданных в аренду ООО «Трейд Ост» для заготовки древесины на территории Черемховского лесничества муниципального образования «<адрес>» <адрес> (л.д.31-34).

По сведениям территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по Черемховскому лесничеству ООО «Трейд Ост» в течение 2019 года осуществило рубку древесины по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ на площади <данные изъяты>.

В соответствии с расчетом ущерба объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам), причиненного на площади лесных насаждений, арендованных ООО «Трейд Ост», видовой состав охотничье-промысловый животных на территории <адрес> имеет следующий вид: лось, благородный олень, кабарга, косуля, кабан, соболь, белка, волк, горностай, заяц-беляк, заяц-русак, колонок, росомаха, рысь, лисица, глухарь, рябчик, тетерев, бородатая куропатка, медведь, барсук, норка, ондатра, выдра. Из представленного расчета ущерба следует, что размер причиненного в 2019 году вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде его обитания в <адрес> составляет <данные изъяты>.

Расчет вреда охотничьим ресурсам, включает все необходимые параметры. Расчет выполнен на основании информации о площади арендованных и подлежащих вырубке ООО «Трейд Ост» лесных насаждений, включает в себя нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяется, что государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, за состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.

Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются для организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания (часть 3 настоящей статьи Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ).

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, согласно пункту 2 Порядка данные государственного мониторинга состоят из ежегодно обновляемых сведений о численности и распространении охотничьих ресурсов, размещении их в среде обитания, состоянии охотничьих ресурсов и динамике их изменения по видам и сведений о состоянии среды обитания охотничьих ресурсов.

Функции по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории <адрес> возложены, согласно подпункту 39 пункта 8 Положения о министерстве лесного комплекса <адрес>, утвержденного Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп на министерство лесного комплекса <адрес> (ранее до реорганизации Служба по охране и использованию животного мира <адрес>).

Министерство также осуществляет и функцию по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, что предусмотрено подпунктом 57 пункта 8 Положения о министерстве лесного комплекса <адрес>.

Применяя методику исчисления ущерба, специалист министерства использовал сведения из отчетов службы о численности (средней плотности) охотничьих ресурсов целом по <адрес> за 2017-2021 года. Отчеты составлены по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов в <адрес>, проведенного методом зимнего маршрутного учета. На основании Ведомостей расчета численности охотничьих животных в послепромысловый период 2019 г., специалистом министерства произведен расчет плотности охотничьих ресурсов, которые приведены в приложении 1 к расчету ущерба.

Судом проверен составленный специалистом уполномоченного органа расчет на соответствие «Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ.

Размер такс, указанный в расчете специалиста, соответствует Приложению 1 Методики.

Учитывая, что министерство лесного комплекса <адрес> является специально уполномоченным органом по охране, надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории области, в функции которого входит подготовка расчета, сам расчет проверен судом на соответствие Методике, суд принимает его в качестве доказательства размера ущерба, причиненного охотничьим ресурсам, действиями ООО «Трейд Ост».

Суд также исходит из того, что утвержденная в установленном порядке методика исчисления вреда охотничьим ресурсам основана на том объективном положении, что при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред. Размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга. Не имеется никаких оснований не принимать сведения по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, приведенные в расчете специалиста министерства, либо считать их недостоверными.

Вопреки доводам представителя ответчика, российское природоохранное законодательство допускает возникновение имущественной ответственности и за правомерные действия. Реальность причинения вреда окружающей среде в результате хозяйственной деятельности ответчика по заготовке леса подтверждена материалами дела, определяется, в данном случае самим фактом хозяйственной деятельности ответчика, которым осуществляется рубка лесных насаждений, являющихся средой обитания животного мира. Изъятие указанных природных ресурсов влечет ухудшение условий обитания. Допустимых и достаточных доказательств проведения конкретных мероприятий по охране объектов животного мира ответчиком не представлено. ООО «Трейд Ост» самостоятельно не обращался в Министерство лесного комплекса <адрес> по вопросу добровольного возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.

Довод представителя ответчика о том, что при расчете причиненного ущерба не принято во внимание наложение на границы других арендаторов, основан на произвольном толковании, не соответствует представленным доказательствам и расчету, произведенному уполномоченным на то органом на основании всех необходимых данных, в том числе, мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, данных зимнего маршрутного учета, представленный расчет, вопреки доводам ответчика, соответствует всем необходимым параметрам. Методикой расчета причиненного ущерба не предусмотрено исключений, то есть независимо от близости арендаторов друг к другу, воздействие на охотничьи ресурсы и среду их обитания оказывается как одними, так и другими, при этом в соответствии с Методикой, расчет причиненного ущерба производится по всем четырем зонам без исключения (безусловный критерий).

Доводы представителя ответчика об увеличении роста численности некоторых охотничьих ресурсов сам по себе не свидетельствует об отсутствии негативного влияния лесозаготовительной деятельности.

Довод ответчика о необходимости проведения исследовательских работ на территориях сильного, умеренного и слабого воздействия, и определения в ходе камеральных работ площади каждой из территорий воздействия является несостоятельным. Так, зимний маршрутный учет в <адрес> является одним из основных методов государственного мониторинга численности и состояния популяций объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам и применяется для определения плотности населения и численности видов охотничьих зверей и видов охотничьих птиц, обитающих на территории охотничьих угодий <адрес>. Данные Зимнего маршрутного учета являются данными государственного мониторинга, входящего в единую федеральную информационную систему государственного фонда данных. Сведения о плотности охотничьих ресурсов приведены в приложении к расчету.

В соответствии со ст. 63 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга(государственного мониторинга окружающей среды).

Собранные в результате государственного экологического мониторинга данные, включающие в себя также сведения государственного мониторинга объектов животного мира составляют государственный фонд данных – федеральную информационную систему (ст. 63.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Функции по ведению государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах <адрес>, осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории <адрес>, по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, охотничьим ресурсам, возложены на Министерство лесного комплекса <адрес> (п.п. 38, 39, 57 п. 8 Положения о министерстве лесного комплекса <адрес>, утвержденного постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп «О Министерстве Лесного Комплекса»).

При указанных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.

С учетом требований п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов. Лесной участок, переданный ООО «Трейд Ост» по договору аренды, расположен в границах территории муниципального образования «<адрес>», в связи с чем, сумма возмещения по требованию истца о возмещении вреда, причиненного объектам животного мира, подлежит зачислению в бюджет муниципального образования «<адрес>».

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>, рассчитанная в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Трейд Ост» о взыскании вреда, причиненного объектам животного мира – удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Трейд Ост» (ОГРН 1043801027841, ИНН 3808109220 адрес регистрации: 665401, <адрес>) ущерб, причиненный в 2019 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в <адрес>, в результате деятельности по лесозаготовке по договору лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ в размере 220604 рубля 51 копейку в доход муниципального образования «<адрес>».

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Трейд Ост» (ОГРН 1043801027841, ИНН 3808109220 адрес регистрации: 665401, <адрес>) государственную пошлину в размере 5406 рублей 05 копеек в доход муниципального образования «<адрес>».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.М. Овчинникова