ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-224/2022 от 08.08.2022 Шатковского районного суда (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Шатки 08 августа 2022 года.

Шатковский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Лапаева А.В.,

при секретаре Коротковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нестерова И.А. к Благотворительному фонду по восстановлению Троицкой церкви с.Озерки о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из ЕГРЮЛ,

УСТАНОВИЛ:

Нестеров И.А. (учредитель и исполнительный директор благотворительного фонда обратился в суд с иском к Благотворительному фонду по восстановлению Троицкой церкви с.Озерки о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из ЕГРЮЛ.

В обоснование своих требований истец указал, что Благотворительный фонд по восстановлению Троицкой церкви с.Озерки был создан решением общего собрания учредителей ДД.ММ.ГГГГ

Учредителями фонда являются пять физических лиц, в том числе Нестеров И.А..

Государственная регистрация фонда осуществлена ДД.ММ.ГГГГ. УФНС по Нижегородской области. В тот же день фонд поставлен на налоговый учет МРИ ФНС №1 по Нижегородской области, присвоен ИНН , о чем выдано свидетельство.

Цели создания фонда и источники формирования имущества указаны в Уставе.

ДД.ММ.ГГГГ. общим собранием учредителей принято решение о ликвидации Благотворительного фонда по восстановлению Троицкой церкви с.Озерки в связи с нехваткой денежных средств для осуществления дальнейшей деятельности Фонда. Фонд не осуществляет свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ и не имеет возможности продолжать свою деятельность для достижения целей, установленных Уставом Фонда, финансирование отсутствует. Одновременно этим же решением Нестерову И.А. поручено организовать процедуру ликвидации фонда и обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Фонд имеет задолженность перед бюджетом по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций.

Отсутствие имущества и необходимого финансирования не позволяет фонду осуществлять деятельность, в связи с чем, цели фонда, для которых он создан, не могут быть достигнуты.

В соответствии с требованиями п.2 ст.123.20 ГК РФ, ч.2 ст.18 ФЗ «О некоммерческих организациях» решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; в других случаях предусмотренных федеральным законом.

Лица, участвующие в деле, о дне слушания дела извещены, в судебное заседание не явились, своим заявлением от ДД.ММ.ГГГГ истец просит рассмотреть дело без его участия, исковые требования поддерживает полностью, от третьих лиц поступили заявления о рассмотрении дела без участия их представителей, возражений по иску не представлено.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению в части ликвидации некоммерческой организации - благотворительного фонда, в удовлетворении остальной части иска - об исключении фонда из ЕГРЮЛ, отказать за необоснованностью.

Судом установлено, что некоммерческая организация - Благотворительный фонд по восстановлению Троицкой церкви с.Озерки был создан решением общего собрания учредителей ДД.ММ.ГГГГ.. Место нахождения фонда определено по адресу: . Исполнительным директором фонда на 3 года назначен К.

Учредителями фонда являются пять физических лиц: Е., К., К., К., Нестеров И.А..

Государственная регистрация фонда в качестве юридического лица осуществлена ДД.ММ.ГГГГ УФНС по Нижегородской области, ОГРН . В тот же день фонд поставлен на налоговый учет МРИ ФНС №1 по Нижегородской области, присвоен ИНН , о чем выдано свидетельство.

Главным управлением Минюста России по Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ выдано Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации, учетный .

Цели создания фонда и источники формирования имущества указаны в Уставе, утвержденном ДД.ММ.ГГГГ..

Согласно п.2.1 Устава цели деятельности Фонда: оказание всесторонней помощи в воссоздании исторического облика ансамбля Троицкой церкви, расположенной по адресу: А, благоустройстве и дальнейшем развитии его территории, осуществлении на его основе духовно-просветительской деятельности, содействие деятельности Русской Православной Церкви в сферах духовного развития личности, сохранения и восстановления памятников русской православной культуры, оказание духовной и материальной помощи как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Разделом 7 Устава установлен порядок реорганизации и ликвидации фонда.

Решением общего собрания учредителей (протокол ) от ДД.ММ.ГГГГ. прекращены досрочно обязанности исполнительного директора фонда К. с ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным директором фонда назначен на 3 года (с ДД.ММ.ГГГГ.) Нестеров И.А..

ДД.ММ.ГГГГ общим собранием учредителей принято решение о ликвидации Благотворительного фонда по восстановлению Троицкой церкви с.Озерки в связи с нехваткой денежных средств для осуществления дальнейшей деятельности Фонда. Фонд не осуществляет свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ и не имеет возможности продолжать свою деятельность для достижения целей, установленных Уставом Фонда, финансирование отсутствует. Одновременно этим же решением Нестерову И.А. поручено организовать процедуру ликвидации фонда и обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда.

Отсутствие имущества и необходимого финансирования не позволяет фонду осуществлять деятельность, в связи с чем, цели фонда, для которых он создан, не могут быть достигнуты.

Наемные работники у фонда отсутствуют, в организации числится только исполнительный директор.

В связи с изложенными обстоятельствами иск Нестерова И.А. (одного из учредителей, исполнительного директора фонда) о ликвидации фонда является обоснованным.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 123.1 ГК РФ Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 123.20 ГК РФ и п. 2 ст. 18 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом.

Порядок ликвидации некоммерческой организации и внесения сведений о такой ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (после чего ликвидация считается завершенной) установлен Федеральным законом N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. ст. 13.1, 18, 19, 21).

Ликвидация юридического лица возможна лишь после соблюдения требований ст. 63 ГК РФ и пункта 3 ст. 18, ст. 19 ФЗ "О некоммерческих организациях", предусматривает необходимость создания учредителями ликвидационной комиссии и установления порядка и сроков ликвидации некоммерческой организации.

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законодательством Российской Федерации, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу законодательства Российской Федерации свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законодательством Российской Федерации, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законодательством Российской Федерации, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законодательством Российской Федерации, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным 0, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

- по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

- в иных случаях, предусмотренных законом.

С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим (п. 4 ст. 61 ГК РФ).

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62 ГК РФ) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62 ГК РФ).

Процедура ликвидации фонда осуществляется в соответствии со ст. 19 Федерального закона, а именно:

- Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

- Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено Федеральным законом и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 21 Федерального закона).

Сведений о том, что фондом составлены этапы, сроки и порядок проведения ликвидации, в суд не представлено

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее - регистрирующий орган), для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

С учетом норм п. п. 1 и 13.1 Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведении о принятии решения о ликвидации фонда принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, то есть Министерством юстиции РФ (пп. 1 п. 1 Указа Президента РФ N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации").

В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ. п. 1.2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), Приказа Минюста России N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России, утвердившим формы документов, представляемых с регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.

Таким образом, в течение 3 рабочих дней после даты вступления в законную силу решения суда о ликвидации фонда руководителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) надлежит представить в соответствующее территориальное управление Министерства юстиции РФ (далее - Территориальное управление) следующие документы:

- уведомление о ликвидации юридического лица;

- решение суда о ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда;

- протокол заседания руководящего органа фонда, на котором принято решение по вопросу о ликвидации фонда.

Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Поскольку к моменту направления в Территориальное управление уведомления ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2. пп. "г" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Территориальным управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений о назначении ликвидатора НКО. При этом общий срок принятия решения - 17 рабочих дней, а направление документов в регистрирующий орган (ФНС России) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ названной записи (п. п. 22 и 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста РФ N 455 (далее - Административный регламент)).

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале "Вестник государственной регистрации" сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации фонда (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).

После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями 0 (п. 2 ст. 63 ГК РФ. п. 3 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N РТ5001, утвержденной Приказом N . В данном случае такое уведомление надлежит представить в Территориальное управление.

В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V. указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса ( Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N Р15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор.

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями 0 (п. 5 ст. 63 ГК РФ. п. 6 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).

Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 0.49 Правовых позиций).

Налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица - п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ).

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией фонда в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:

- заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001. утвержденной Приказом N , подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;

- ликвидационный баланс;

- документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);

- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного 0 РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 0 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 0 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).

В силу п. 22 Административного регламента срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.

Ликвидация фонда считается завершенной, а сам фонд - прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в части ликвидации фонда, при этом оснований для исключения фонда из ЕГРЮЛ в настоящее время не имеется, т.к. его ликвидация в соответствии с требованиями законодательства еще не завершена, процедура ликвидации ликвидационной комиссией (ликвидатором) не выполнена.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Нестерова И.А. удовлетворить частично.

Некоммерческую организацию -Благотворительный Фонд по восстановлению Троицкой церкви с.Озерки, ликвидировать, в удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Нижегородский областной суд через Шатковский районный суд Нижегородской области.

Мотивированное решение по делу составлено 12.08.2022г..

Судья: А.В.Лапаев