ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-224/2022 от 28.04.2022 Бокситогорского городского суда (Ленинградская область)

(УИД47RS0001-01-2022-000019-74)

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-224/2022

Именем Российской Федерации

28 апреля 2022 года г.Бокситогорск

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Пименовой А.Г.,

при секретаре Беляковой В.В.,

с участием:

представителя истца – помощника Бокситогорского городского прокурора – Байловой А.В.,

представителя ответчика МУП «Ефимовские тепловые сети» ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокситогорского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Ефимовские тепловые сети» о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения действующего законодательства

У С Т А Н О В И Л:

Истец Бокситогорский городской прокурор обратился в суд с иском к ответчику МУП «Ефимовские тепловые сети» о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения действующего законодательства.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Ефимовского городского поселения и Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области.

В обоснование иска указано, что Бокситогорской городской прокуратурой в отношении МУП «Ефимовские тепловые сети» проведен анализ деятельности на предмет соблюдения законодательства в сфере ЖКХ при подготовке к отопительному периоду 2021-2022 гг.

В ходе проведенного анализа установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Тихвинским отделом по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора выдано предписание МУП «Ефимовские тепловые сети» об устранении выявленных нарушений .

В рамках проведенной проверки должностными лицами Тихвинского отдела по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора в деятельности МУП «Ефимовские тепловые сети» выявлен ряд нарушений Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 и зарегистрированы Минюстом России 02.04.2003, peг. № 4358, далее ПТЭТЭ) и Правил оценки готовности к отопительному периоду (утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103; зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации 24.04.2013 № 28269, далее Правила), а именно:

- Работы повышенной опасности в процессе технического обслуживания и ремонта тепловых энергоустановок (монтаж и демонтаж тепловых энергоустановок; установка и снятие заглушек на трубопроводах, испытание тепловых сетей на расчетное давление и температуру теплоносителя, гидропневматическая промывка трубопроводов) выполняются без оформления письменного распоряжения - наряда-допуска (п.2.2.1 ПТЭТЭ),

- Не разработан перечень оборудования тепловых энергоустановок, подлежащего планово-предупредительному ремонту (п.2.7.1 ПТЭТЭ, п. 13.5 Правил),

-Не разработан на 2021-2022 г.г. годовой план (график) ремонтов тепловых энергоустановок (п.2.7.3 ПТЭТЭ, п.13.5 Правил),

-На 2021 год не составлен план шурфовок тепловых сетей (п.6.2.34 ПТЭТЭ, п.13.3 Правил),

- План мероприятий МУП «Ефимовские тепловые сети» по подготовке к отопительному сезону 2021-2022 г.г. выполнен не в полном объеме - не заменен участок тепловых сетей и ГВС от ТК до жилого (п.11.5 ПТЭТЭ, п.13.11 Правил),

-План мероприятий МУП «Ефимовские тепловые сети» по подготовке к отопительному сезону 2021-2022 г.г. выполнен не в полном объеме - не заменен участок тепловых сетей от ТК .3 до ТК 1.4 (п.11.5 ПТЭТЭ, п. 13.11 Правил),

- План мероприятий МУП «Ефимовские тепловые сети» по подготовке к отопительному сезону 2021 -2022 г.г. выполнен не в полном объеме - не заменен участок тепловых сетей от ТК до здания Ефимовского ПО в (п.11.5 ПТЭТЭ, п.13.11 Правил),

- В организации отсутствует подготовленный персонал химической лаборатории или структурного подразделения для осуществления контроля воднохимического режима работы оборудования котельной, тепловых сетей и тепловых энергоустановок, договор со специализированными организациями для контроля за водно-химическим режимом не заключен (п.п.12.1, 12.2 ПТЭТЭ, п. 13.11 Правил),

Тепловые сети и газовая модульная котельная по адресу: :

-Не проведены специализированной наладочной организацией теплотехнические испытания оборудования котельной для установления водно-химического режима работы (п.12.4 ПТЭТЭ, п. 13.11 Правил)

- Не установлена периодичность химического контроля водно-химического режима оборудования котельной и тепловых сетей. Эксплуатация котлов без докотловой или внутрикотловой обработки воды не допускается (п.12.3, 5.1.12 ПТЭТЭ, п.13.11 Правил),

- Не составлен график химического контроля за водно-химическим режимом оборудования котельной (п.12.3 ПТЭТЭ, п.13.11 Правил),

- В котельной отсутствуют режимные карты по ведению водно-химического режима (п.12.9 ПТЭТЭ, п. 13.11 Правил),

- В помещении котельной частично отсутствуют обозначения и номера оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры (п.2.8.3 ПТЭТЭ, п.13.11 Правил),

-Отсутствуют паспорта на контрольно-измерительные приборы котельной (п.2.9.11 ПТЭТЭ, п.13.9 Правил),

- В котельной, работающей без постоянного обслуживающего персонала, не работает автоматика, обеспечивающая подачу на удаленный диспетчерский пункт сигналов: неисправности оборудования, срабатывания главного быстродействующего запорного клапана топливоснабжения котельной; пожар; - несанкционированное проникновение (п.п.5.3.31, 5.3.32 ПТЭТЭ, п.13.11 Правил),

- Для оценки состояния баков-аккумуляторов и определения их пригодности к дальнейшей эксплуатации не проведена ежегодная проверка баков-аккумуляторов № 1, 2 на прочность и плотность (п.8.2.13 ПТЭТЭ, п.13.3 Правил),

- Не проводится 1 раз в 3 года периодическая техническая диагностика конструкций баков-аккумуляторов № 1, 2. (п.8.2.12, 8.2.14 ПТЭТЭ, п.13.3 Правил),

- Отсутствует документация на баки-аккумуляторы № 1,2: технический паспорт; технологическая карта; журнал текущего обслуживания; схема нивелирования основания (п.8.2.21, Приложение №7 ПТЭТЭ п.13.5 Правил),

- Не проводится инструментальная проверка сопротивления контура молниезащиты металлической дымовой трубы котельной (п.п.3.3.10, 3.3.14 ПТЭТЭ, п. 13.3 Правил),

- В процессе эксплуатации не ведется наблюдение за состоянием металлической дымовой трубы;

- визуальный внешний осмотр газоотводящего ствола, фундаментов, опорных конструкций, анкерных болтов, вантовых оттяжек и их креплений - один раз в 3 месяца;

- проверка наличия конденсата, отложений сажи на внутренней поверхности трубы и газоходов через люки - один раз в год в период летнего отключения (п. 3.3.14 ПТЭТЭ, п. 13.3 Правил),

- На тепловых сетях, отходящих от котельной, для контроля гидравлического режима не определены контрольные точки. Для каждой контрольной точки тепловой сети в виде режимной карты не установлены допустимые значения расходов и давлений воды в подающем, обратном трубопроводах, соответствующие нормальным гидравлическим режимам (п.6.1.28 ПТЭТЭ, п. 13.6 Правил),

- Не выполнена наладка тепловых сетей от котельной (п.п.6.2.60; 6.2.61 ПТЭТЭ, п.13.6 Правил),

-Не проведены испытания тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь (п.п.6.2.32, 11.1 ПТЭТЭ, п. 13.3 Правил),

Тепловые сети по адресу: :

- Не проведены испытания тепловых сетей г. на определение тепловых и гидравлических потерь (п.п.6.2.32, 11.1 ПТЭТЭ, п. 13.3 Правил,

- Не выполнена наладка тепловых сетей (п.п.6.2.60; 6.2.61 ПТЭТЭ; п.13.6 Правил),

- Отсутствует техническая документация по эксплуатации тепловых сетей г.: утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; акты приемки скрытых работ (п.2.8.9 ПТЭТЭ; п.13.5 Правил),

- Отсутствует оперативная схема тепловых сетей г. с указанием диаметров и номеров трубопроводов, камер, арматуры, спускных, продувочных и дренажных устройств, насосов, регулирующих клапанов и протяженности (п.п.2.8.9, 6.2.5 ПТЭТЭ; п.13.5 Правил),

- Для тепловых сетей г. отсутствуют профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линий статического давления (п.6.2.5 ПТЭТЭ; п.13.5 Правил),

- Не разработаны энергетические характеристики тепловых сетей г. с учетом показателей: тепловые потери, потери теплоносителя, максимальный и среднечасовой расход сетевой воды, разность температур в подающем и обратном трубопроводах (п.2.5.6 ПТЭТЭ, п.13.7 Правил),

- На тепловых сетях г. для контроля гидравлического режима не определены контрольные точки. Для каждой контрольной точки тепловой сети в виде режимной карты не установлены допустимые значения расходов и давлений воды в подающем, обратном трубопроводах, соответствующие нормальным гидравлическим режимам для отопительного периода (п.6.1.28 ПТЭТЭ, п.13.6 Правил),

- ФИО2 контроль состояния подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций тепловой сети г. проводится без учета протяженности сетей, способов прокладок и теплоизоляционных конструкций, количества ранее выявленных коррозионных повреждений труб (п.п.6.2.34,6.2.35 ПТЭТЭ, п.13.3 Правил),

Тепловые сети по адресу: :

- Не проведены испытания тепловых сетей на определение тепловых и гидравлических потерь (п.п.6.2.32, 11.1 ПТЭТЭ, п. 13.3 Правил),

- Не выполнена наладка тепловых сетей (п.п.6.2.60; 6.2.61 ПТЭТЭ, п.13.6 Правил),

- Отсутствует техническая документация по эксплуатации тепловых сетей : утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; акты приемки скрытых работ (п.2.8.9 ПТЭТЭ,т п.13.5 Правил),

- Для тепловой сети отсутствует: план тепловой сети, выполненный в масштабе; оперативная схема; профили трасс на каждой магистрали (п.п.2.8.9, 6.2.5 ПТЭТЭ; п.13.5 Правил),

- Не разработаны энергетические характеристики тепловых сетей с учетом показателей: тепловые потери, потери теплоносителя, максимальный и среднечасовой расход сетевой воды, разность температур в подающем и обратном трубопроводах (п.2.5.6 ПТЭТЭ; п.13.7 Правил),

- На тепловых сетях для контроля гидравлического режима не определены контрольные точки. Для каждой контрольной точки тепловой сети в виде режимной карты не установлены допустимые значения расходов и давлений воды в подающем, обратном трубопроводах, соответствующие нормальным гидравлическим режимам для отопительного периода (п.6.1.28 ПТЭТЭ; п.13.6 Правил),

- ФИО2 контроль состояния подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций тепловой сети проводится без учета протяженности сетей, способов прокладок и теплоизоляционных конструкций, количества ранее выявленных коррозионных повреждений труб (п.п.6.2.34,6.2.35 ПТЭТЭ, п.13.3 Правил).

Ссылаясь на п. 8 ч.5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190- ФЗ «О теплоснабжении» истец указывает, что теплоснабжающие и тепловые организации обязаны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Ссылаясь на ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1, ч. 2, ч. 3, ч.5 ст. 20, ч. 1, ч. 2 ст. 23.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п. 13 приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» истец указывает, что выявленные нарушения требований законодательства послужили одним из препятствий получения паспорта готовности к отопительному периоду МО «Ефимовское городское поселение» БМР ЛО, что создает потенциальную угрозу нарушения прав граждан на качественное теплоснабжение.

На основании изложенного прокурор просит:

Признать бездействие МУП «Ефимовские тепловые сети» при подготовке находящихся в эксплуатации систем теплоснабжения к отопительному периоду 2021 -2022 гг., незаконным.

Обязать МУП «Ефимовские тепловые сети» устранить выявленные нарушения законодательства, указанные в предписании Тихвинского отдела по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчиком – администрацией Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района представлены в суд возражения относительно заявленных требований, согласно которых исковые требования признает частично. В обоснование своей позиции ответчик указывает, что муниципальное имущество Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (тепловая сеть, газовая блочно-модульная котельная) закреплено за муниципальным унитарным предприятием «Ефимовские тепловые сети» (постановление администрации Ефимовского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ; постановление администрации Ефимовского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ). Договор между собственником имущества и предприятием, конкретизирующий права, обязанности, ответственность сторон, не заключался. С исковыми требованиями к администрации Ефимовского городского поселения согласен только в части выполнения плана подготовки к зиме не в полном объеме, не выполнена замена участков тепловых сетей от ТК .3 до ТК 1.4 и от ТК до здания Ефимовского ПО в . Администрация Ефимовского городского поселения, не имея финансовой возможности для проведения ремонта участков теплотрасс за счет средств местного бюджета Ефимовского городского поселения неоднократно направляла заявку на участие в отборе муниципальных образований Ленинградской области для предоставления субсидий на реализацию мероприятий по повышению надежности и энергетической эффективности в рамках подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности Ленинградской области». Однако, субсидии на мероприятия в рамках указанной программы из областного бюджета Ленинградской области выделены не были. В части требования наличия утвержденной проектной документации (чертежи, пояснительные записки, акты приемки скрытых работ, оперативная схема тепловых сетей гп.ФИО3 с указанием диаметров и номеров трубопроводов, камер, арматуры, спускных, продувочных и дренажных устройств, насосов, регулирующих клапанов; профили теплотрасс) сообщают, что испрашиваемую документацию предоставить не представляется возможным по следующим причинам: разрешение на ввод данного объекта в эксплуатацию не выдавалось, так как строительство было завершено до вступления в силу Градостроительного Кодекса РФ. Техническая инвентаризация теплотрассы в пгт. ФИО3 не проводилась. Проектная документация и документы, содержащие какую-либо информацию о дате завершения строительства объекта, были утрачены, так как строительство и учет данного сооружения осуществлялись организацией, которая в настоящее время ликвидирована. Ефимовское городское поселение имеет право собственности на данную теплотрассу с 2008 года на основании областного закона № 8-оз от 21.02.2008. Остальные исковые требования в отношении администрации Ефимовского городского поселения считают необоснованными в силу ст.7 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Ответчиком – администрацией Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района представлены в суд возражения относительно заявленных требований, согласно которых исковые требования признает частично. В обоснование своей позиции ответчик указывает, что на территории Самойловского сельского поселения МУП «Ефимовские тепловые сети» содержит и обслуживает тепловые сети на основании договора аренды 1/2018 от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Предписания об устранении выявленных нарушений в части, касающейся администрации Самойловского сельского поселения: п. 5 «План мероприятий МУП «Ефимовские тепловые сети» по подготовке отопительному периоду 2021-2022 г.г. выполнен не в полном объеме - не заменен участок тепловых сетей и сетей ПВО от ТК до жилого . Совхозный» - выполнен согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ были проведены работы по замене участка тепловых сетей и сетей ГВС от ТК до многоквартирного жилого , сумма по договору - 598104,53 руб.; п. 34 «Отсутствует техническая документация по эксплуатации тепловых сетей Совхозный: - утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) - акты приемки скрытых работ - выполнено, в 2021 году администрацией Самойловского сельского поселения была перечислена субсидия на возмещение затрат в сумме 260 926.3 руб.: разработка инструкций и документации на тепловые сети -221 726, 38 руб., организация и подготовка к проверке знаний работников при эксплуатации тепловых энергоустановок 3 чел. - 2 400,00 руб., учеба «Эксплуатация тепловых энергоустановок и ТС» 2 чел. - 13 800,00 руб. Также, согласно договору -Д от ДД.ММ.ГГГГ была проведена актуализация отраслевой схемы теплоснабжения Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района на 2021 год, сумма по договору – 400 000 руб.

В судебном заседании представитель истца – помощник Бокситогорского городского прокурора Байлова А.В. отказалась от части исковых требований, а именно в части нарушений , 5, 8, 13, 15, 16, 17, 19, 20, указанных в предписании Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанные нарушения устранены ответчиком в досудебном порядке. В остальной части исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика МУП «Ефимовские тепловые сети» ФИО1 в судебном заседании не возражал против прекращения производства по делу в указанной прокурором части, поскольку указанные нарушения устранены. В остальной части исковые требования признал частично, показал суду, что МУП «Ефимовские тепловые сети» эксплуатирует муниципальное имущество Ефимовского городского поселения, а также Самойловского сельского поселения, указанные в предписании Ростехнадзора нарушения действительно имеют место быть, однако для их устранения необходимы значительные финансовые средства и время, по мере возможности нарушения устраняются, основная часть мероприятий будет выполнена в августе-сентябре 2022 года, в связи с чем просит продлить срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Представители ответчиков – администрации Ефимовского городского поселения и Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем имеются расписки, просили дело рассмотреть в их отсутствии.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему:

В соответствии с п. 8 ч.5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие и тепловые организации обязаны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

В соответствии с ч. 1, ч. 2, ч. 3, ч.5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат:

1) муниципальные образования;

2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации;

3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.

Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 23.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.

Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования, в том числе требования к подготовке работников к выполнению трудовых функций в сфере теплоснабжения, связанных с эксплуатацией объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, и подтверждению готовности работников к выполнению таких трудовых функций.

Согласно п. 13 приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. № 103 “Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду” в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций: наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении; готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения; соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами; наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии; функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно: укомплектованность указанных служб персоналом; обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения; проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей; организация контроля режимов потребления тепловой энергии; обеспечение качества теплоносителей; организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии; обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии с Законом о теплоснабжении; обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно: готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготавления и топливоподачи; соблюдение водно-химического режима; отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации; наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей; наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления; проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей; выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения; выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии; наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива; наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями; отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления; работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.

Как установлено судом, не оспаривается сторонами, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Тихвинского отдела по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора была проведена проверка МУП «Ефимовские тепловые сети» и выявлены нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 и зарегистрированы Минюстом России 02.04.2003, peг. № 4358, далее ПТЭТЭ) и Правил оценки готовности к отопительному периоду (утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103; зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации 24.04.2013 № 28269, далее Правила), а именно:

- Работы повышенной опасности в процессе технического обслуживания и ремонта тепловых энергоустановок (монтаж и демонтаж тепловых энергоустановок; установка и снятие заглушек на трубопроводах, испытание тепловых сетей на расчетное давление и температуру теплоносителя, гидропневматическая промывка трубопроводов) выполняются без оформления письменного распоряжения - наряда-допуска (п.2.2.1 ПТЭТЭ),

- Не разработан перечень оборудования тепловых энергоустановок, подлежащего планово-предупредительному ремонту (п.2.7.1 ПТЭТЭ, п. 13.5 Правил),

-Не разработан на 2021-2022 г.г. годовой план (график) ремонтов тепловых энергоустановок (п.2.7.3 ПТЭТЭ, п.13.5 Правил),

-На 2021 год не составлен план шурфовок тепловых сетей (п.ДД.ММ.ГГГГ ПТЭТЭ, п.13.3 Правил),

- План мероприятий МУП «Ефимовские тепловые сети» по подготовке к отопительному сезону 2021-2022 г.г. выполнен не в полном объеме - не заменен участок тепловых сетей и ГВС от ТК до жилого (п.11.5 ПТЭТЭ, п.13.11 Правил),

-План мероприятий МУП «Ефимовские тепловые сети» по подготовке к отопительному сезону 2021-2022 г.г. выполнен не в полном объеме - не заменен участок тепловых сетей от ТК .3 до ТК 1.4 (п.11.5 ПТЭТЭ, п. 13.11 Правил),

- План мероприятий МУП «Ефимовские тепловые сети» по подготовке к отопительному сезону 2021 -2022 г.г. выполнен не в полном объеме - не заменен участок тепловых сетей от ТК до здания Ефимовского ПО в (п.11.5 ПТЭТЭ, п.13.11 Правил),

- В организации отсутствует подготовленный персонал химической лаборатории или структурного подразделения для осуществления контроля воднохимического режима работы оборудования котельной, тепловых сетей и тепловых энергоустановок, договор со специализированными организациями для контроля за водно-химическим режимом не заключен (п.п.12.1, 12.2 ПТЭТЭ, п. 13.11 Правил),

Тепловые сети и газовая модульная котельная по адресу: :

-Не проведены специализированной наладочной организацией теплотехнические испытания оборудования котельной для установления водно-химического режима работы (п.12.4 ПТЭТЭ, п. 13.11 Правил)

- Не установлена периодичность химического контроля водно-химического режима оборудования котельной и тепловых сетей. Эксплуатация котлов без докотловой или внутрикотловой обработки воды не допускается (п.12.3, 5.1.12 ПТЭТЭ, п.13.11 Правил),

- Не составлен график химического контроля за водно-химическим режимом оборудования котельной (п.12.3 ПТЭТЭ, п.13.11 Правил),

- В котельной отсутствуют режимные карты по ведению водно-химического режима (п.12.9 ПТЭТЭ, п. 13.11 Правил),

- В помещении котельной частично отсутствуют обозначения и номера оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры (п.2.8.3 ПТЭТЭ, п.13.11 Правил), -Отсутствуют паспорта на контрольно- измерительные приборы котельной (п.2.9.11 ПТЭТЭ, п.13.9 Правил),

- В котельной, работающей без постоянного обслуживающего персонала, не работает автоматика, обеспечивающая подачу на удаленный диспетчерский пункт сигналов: неисправности оборудования, срабатывания главного быстродействующего запорного клапана топливоснабжения котельной; пожар; - несанкционированное проникновение (п.п.5.3.31, 5.3.32 ПТЭТЭ, п.13.11 Правил),

- Для оценки состояния баков-аккумуляторов и определения их пригодности к дальнейшей эксплуатации не проведена ежегодная проверка баков-аккумуляторов № 1, 2 на прочность и плотность (п.8.2.13 ПТЭТЭ, п.13.3 Правил),

- Не проводится 1 раз в 3 года периодическая техническая диагностика конструкций баков-аккумуляторов № 1, 2. (п.8.2.12, 8.2.14 ПТЭТЭ, п.13.3 Правил),

- Отсутствует документация на баки-аккумуляторы № 1,2: технический паспорт; технологическая карта; журнал текущего обслуживания; схема нивелирования основания (п.8.2.21, Приложение №7 ПТЭТЭ п.13.5 Правил),

- Не проводится инструментальная проверка сопротивления контура молниезащиты металлической дымовой трубы котельной (п.п.3.3.10, 3.3.14 ПТЭТЭ, п. 13.3 Правил),

- В процессе эксплуатации не ведется наблюдение за состоянием металлической дымовой трубы;

- визуальный внешний осмотр газоотводящего ствола, фундаментов, опорных конструкций, анкерных болтов, вантовых оттяжек и их креплений - один раз в 3 месяца;

- проверка наличия конденсата, отложений сажи на внутренней поверхности трубы и газоходов через люки - один раз в год в период летнего отключения (п. 3.3.14 ПТЭТЭ, п. 13.3 Правил),

- На тепловых сетях, отходящих от котельной, для контроля гидравлического режима не определены контрольные точки. Для каждой контрольной точки тепловой сети в виде режимной карты не установлены допустимые значения расходов и давлений воды в подающем, обратном трубопроводах, соответствующие нормальным гидравлическим режимам (п.6.1.28 ПТЭТЭ, п. 13.6 Правил),

- Не выполнена наладка тепловых сетей от котельной (п.п.6.2.60; 6.2.61 ПТЭТЭ, п.13.6 Правил),

-Не проведены испытания тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь (п.п.6.2.32, 11.1 ПТЭТЭ, п. 13.3 Правил),

Тепловые сети по адресу:

- Не проведены испытания тепловых сетей г. на определение тепловых и гидравлических потерь (п.п.6.2.32, 11.1 ПТЭТЭ, п. 13.3 Правил,

- Не выполнена наладка тепловых сетей (п.п.6.2.60; 6.2.61 ПТЭТЭ; п.13.6 Правил),

- Отсутствует техническая документация по эксплуатации тепловых сетей г.: утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; акты приемки скрытых работ (п.2.8.9 ПТЭТЭ; п.13.5 Правил),

- Отсутствует оперативная схема тепловых сетей г. с указанием диаметров и номеров трубопроводов, камер, арматуры, спускных, продувочных и дренажных устройств, насосов, регулирующих клапанов и протяженности (п.п.2.8.9, 6.2.5 ПТЭТЭ; п.13.5 Правил),

- Для тепловых сетей г. отсутствуют профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линий статического давления (п.6.2.5 ПТЭТЭ; п.13.5 Правил),

- Не разработаны энергетические характеристики тепловых сетей г. с учетом показателей: тепловые потери, потери теплоносителя, максимальный и среднечасовой расход сетевой воды, разность температур в подающем и обратном трубопроводах (п.2.5.6 ПТЭТЭ, п.13.7 Правил),

- На тепловых сетях г. для контроля гидравлического режима не определены контрольные точки. Для каждой контрольной точки тепловой сети в виде режимной карты не установлены допустимые значения расходов и давлений воды в подающем, обратном трубопроводах, соответствующие нормальным гидравлическим режимам для отопительного периода (п.6.1.28 ПТЭТЭ, п.13.6 Правил),

- ФИО2 контроль состояния подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций тепловой сети г. проводится без учета протяженности сетей, способов прокладок и теплоизоляционных конструкций, количества ранее выявленных коррозионных повреждений труб (п.п.6.2.34,6.2.35 ПТЭТЭ, п.13.3 Правил),

Тепловые сети по адресу:

- Не проведены испытания тепловых сетей на определение тепловых и гидравлических потерь (п.п.6.2.32, 11.1 ПТЭТЭ, п. 13.3 Правил),

- Не выполнена наладка тепловых сетей (п.п.6.2.60; 6.2.61 ПТЭТЭ, п.13.6 Правил),

- Отсутствует техническая документация по эксплуатации тепловых сетей : утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; акты приемки скрытых работ (п.2.8.9 ПТЭТЭ,т п.13.5 Правил),

- Для тепловой сети отсутствует: план тепловой сети, выполненный в масштабе; оперативная схема; профили трасс на каждой магистрали (п.п.2.8.9, 6.2.5 ПТЭТЭ; п.13.5 Правил),

- Не разработаны энергетические характеристики тепловых сетей с учетом показателей: тепловые потери, потери теплоносителя, максимальный и среднечасовой расход сетевой воды, разность температур в подающем и обратном трубопроводах (п.2.5.6 ПТЭТЭ; п.13.7 Правил),

- На тепловых сетях для контроля гидравлического режима не определены контрольные точки. Для каждой контрольной точки тепловой сети в виде режимной карты не установлены допустимые значения расходов и давлений воды в подающем, обратном трубопроводах, соответствующие нормальным гидравлическим режимам для отопительного периода (п.6.1.28 ПТЭТЭ; п.13.6 Правил),

- ФИО2 контроль состояния подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций тепловой сети проводится без учета протяженности сетей, способов прокладок и теплоизоляционных конструкций, количества ранее выявленных коррозионных повреждений труб (п.п.6.2.34,6.2.35 ПТЭТЭ, п.13.3 Правил).

ДД.ММ.ГГГГ Тихвинским отделом по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора выдано предписание МУП «Ефимовские тепловые сети» об устранении выявленных нарушений , срок устранения нарушений установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Обращаясь в суд с настоящим иском Бокситогорский городской прокурор указывает, что выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, в связи с чем просит признать бездействие МУП «Ефимовские тепловые сети» при подготовке находящихся в эксплуатации систем теплоснабжения к отопительному периоду 2021 -2022 гг., незаконным и обязать устранить выявленные нарушения законодательства, указанные в предписании Тихвинского отдела по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ/ПР в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом ответчиком МУП «Ефимовские тепловые сети» в ходе подготовки дела к судебному разбирательству были представлены документы, подтверждающие выполнение части нарушений, а именно п. , 5, 8, 13, 15, 16, 17, 19, 20, указанных в предписании Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в судебном заседании представитель истца – помощник Бокситогорского городского прокурора Байлова А.В. отказалась от исковых требований в указанной части.

Таким образом, по результатам проведенной Тихвинским отделом по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора проверки деятельности МУП «Ефимовские тепловые сети» при подготовке к отопительному периоду 2021 - 2022 гг. установлены нарушения требований законодательства, которые в свою очередь послужили одним из препятствий получения паспорта готовности к отопительному периоду МО «Ефимовское городское поселение», что создает потенциальную угрозу нарушения прав граждан на качественное теплоснабжение, неутранение нарушений длительное время свидетельствует о незаконном бездействии ответчика, а потому исковые требования истца подлежат удовлетворению с учетом отказа истца от иска в части.

Истец просит обязать МУП «Ефимовские тепловые сети» устранить выявленные нарушения законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, разрешая вопрос о срок, суд полагает необходимым отметить, что указанный срок не соответствует требованиям разумности с учетом времени, необходимого для устранения допущенных нарушений, а также финансовых средств, необходимых для их устранения, в связи с чем полагает возможным установить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено судом, указанные в предписании Тихвинского отдела по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ нарушения выявлены в отношении муниципального имущества Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района и Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района; МУП «Ефимовские тепловые сети» эксплуатирует муниципальное имущество Ефимовского городского поселения на праве хозяйственного ведения на основании постановлений администрации Ефимовского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, Самойловского сельского поселения на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем администрация Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района и администрация Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района были привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.

В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. В соответствии с п. 2 ст. 113 ГК РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

В соответствии с п. 1 ст. 114 ГК РФ унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статья 125) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

МУП «Ефимовские тепловые сети» не является собственником муниципального имущества, однако эксплуатирует муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения и на праве аренды, является юридическим лицом, создано собственником для удовлетворения потребностей населения, в том числе по теплоснабжению и распределению горячего водоснабжения, обязан производить текущий ремонт переданного муниципального имущества, обеспечивать сохранность инженерных сетей, коммуникаций и оборудования, соблюдать требования органов, в том числе Гостехнадзора, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности на муниципальном имуществе, содержать имущество в надлежащем техническом состоянии. Истцом заявлены требования к МУП «Ефимовские тепловые сети», работы, поименованные прокурором в иске являются работами, которые входят в обязанность МУП «Ефимовские тепловые сети», исходя из предмета заявленных требований оснований для возложения ответственности на администрации Ефимовского городского и Самойловского сельского поселений Бокситогорского муниципального района суд не усматривает.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района.

В связи с изложенным и учитывая, что при подаче иска истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, а ответчики администрации Самойловского сельского поселения и Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в силу требований п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в доход бюджета Бокситогорского муниципального района в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Бокситогорского городского прокурора – удовлетворить.

Признать бездействие МУП «Ефимовские тепловые сети» при подготовке находящихся в эксплуатации систем теплоснабжения к отопительному периоду 2021 -2022 гг. незаконным.

Обязать МУП «Ефимовские тепловые сети» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения законодательства, указанные в предписании Тихвинского отдела по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

- разработать перечень оборудования тепловых энергоустановок, подлежащего планово-предупредительному ремонту,

- разработать годовой план (график) ремонтов тепловых энергоустановок,

- составить план шурфовок тепловых сетей,

- заменить участок тепловых сетей от ТК .3 до ТК 1.4 ,

- заменить участок тепловых сетей от ТК до здания Ефимовского ПО в .

Тепловые сети и газовая модульная котельная по адресу: , городской :

- провести специализированной наладочной организацией теплотехнические испытания оборудования котельной для установления водно-химического режима работы,

- установить периодичность химического контроля водно-химического режима оборудования котельной и тепловых сетей. Не допускать эксплуатацию котлов без докотловой или внутрикотловой обработки,

- составить график химического контроля за водно-химическим режимом оборудования котельной,

- обеспечить наличие режимных карт по ведению водно-химического режима,

- обеспечить наличие паспорта на контрольно-измерительные приборы котельной,

- обеспечить наличие документации на баки-аккумуляторы , 2: технический паспорт; технологическая карта; журнал текущего обслуживания; схема нивелирования основания,

- на тепловых сетях, отходящих от котельной, для контроля гидравлического режима определить контрольные точки. Для каждой контрольной точки тепловой сети в виде режимной карты установить допустимые значения расходов и давлений воды в подающем, обратном трубопроводах, соответствующие нормальным гидравлическим режимам,

- выполнить наладку тепловых сетей от котельной,

- провести испытания тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь.

Тепловые сети по адресу: , г.:

- провести испытания тепловых сетей г. на определение тепловых и гидравлических потерь,

- выполнить наладку тепловых сетей,

- обеспечить наличие технической документации по эксплуатации тепловых сетей г.: утвержденной проектной документации (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; акты приемки скрытых работ,

- обеспечить наличие оперативной схемы тепловых сетей г. с указанием диаметров и номеров трубопроводов, камер, арматуры, спускных, продувочных и дренажных устройств, насосов, регулирующих клапанов и протяженности,

- для тепловых сетей г. обеспечить наличие профилей теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линий статического давления,

- разработать энергетические характеристики тепловых сетей г. с учетом показателей: тепловые потери, потери теплоносителя, максимальный и среднечасовой расход сетевой воды, разность температур в подающем и обратном трубопроводах,

- на тепловых сетях г. для контроля гидравлического режима определить контрольные точки, для которых установить допустимые значения расходов и давлений воды в подающем, обратном трубопроводах, соответствующие нормальным гидравлическим режимам для отопительного периода,

- шурфовой контроль состояния подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций тепловой сети г. проводить с учетом протяженности сетей, способов прокладок и теплоизоляционных конструкций, количества ранее выявленных коррозионных повреждений труб.

Тепловые сети по адресу: :

- провести испытания тепловых сетей на определение тепловых и гидравлических потерь,

- выполнить наладку тепловых сетей,

- обеспечить наличие технической документации по эксплуатации тепловых сетей : утвержденной проектной документации (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; акты приемки скрытых работ,

- для тепловой сети обеспечить наличие плана тепловой сети, выполненного в масштабе; оперативной схемы; профилей трасс на каждой магистрали,

- разработать энергетические характеристики тепловых сетей с учетом показателей: тепловые потери, потери теплоносителя, максимальный и среднечасовой расход сетевой воды, разность температур в подающем и обратном трубопроводах,

- на тепловых сетях для контроля гидравлического режима определить контрольные точки, для которых установить допустимые значения расходов и давлений воды в подающем, обратном трубопроводах, соответствующие нормальным гидравлическим режимам для отопительного периода,

- шурфовой контроль состояния подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций тепловой сети проводить с учетом протяженности сетей, способов прокладок и теплоизоляционных конструкций, количества ранее выявленных коррозионных повреждений труб.

Взыскать с МУП «Ефимовские тепловые сети» в доход бюджета Бокситогорского муниципального района государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Бокситогорский городской суд.

Решение в окончательной форме принято 29 апреля 2022 года.

Судья: Подпись

Копия верна,Судья :

Секретарь :