ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-224/2022 от 28.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2-224/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2022 года г. Иваново

Ленинский районный суд г.Иваново в составе

председательствующего судьи Шолоховой Е.В.,

секретаря Ковыневой Я.А.,

с участием истца Лазарева А.С.,

представителей ответчика Корнеева А.Г., Зайцевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазарева Александра Сергеевича к Муниципальному унитарному предприятию «Ивановский пассажирский транспорт» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Лазарев Александр Сергеевич обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Ивановский пассажирский транспорт» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, мотивировав его следующим.

Истец работает в МУП «Ивановский пассажирский транспорт» с ДД.ММ.ГГГГ; Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ переведен в службу эксплуатации, отдел эксплуатации, кондуктором троллейбуса. Тарифная часть заработной платы истцу начисляется и выплачивается не в полном объеме, так как размер тарифной ставки, из которой оплачивается труд, составляет 28 руб. 31 коп., что не соответствует коллективному договору МУП «ИПТ» на 2018-2024 годы, а также Отраслевому тарифному соглашению по организациям жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, газового хозяйства, автомобильного и городского электрического транспорта и другим организациям жизнеобеспечения Ивановской области на 2018-2021 годы, что является нарушением трудовых прав истца. Кроме того, по зависящим от ответчика причинам технического и организационного характера в период с февраля 2021 по сентябрь 2021 года он эпизодически лишал истца возможности исполнять порученную работу (трудовые обязанности), обусловленные трудовым договором, в частности, предоставлял к началу работы заведомо технически неисправные троллейбусы, которые ломались как до выезда из депо, так и после, в связи с чем у истца возник простой по вине ответчика. При этом оплату труда он производил за часы простоя по тарифной ставке без учета предусмотренных трудовым договором и положением об оплате труда кондукторов МУП «ИПТ» доплат, премий и надбавок, входящих в состав заработной платы кондуктора. В результате чего оплата труда по тарифной ставке ниже средней заработной платы в четыре раза, что также является нарушением трудовых прав истца. Так, коллективным договором в МУП «ИПТ» на 2018-2021 и 2021-2024 годы для работников предприятия определен размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, занятого в нормальных условиях труда в размере - 4983 руб. Отраслевым тарифным соглашением по организациям жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, газового хозяйства, автомобильного и городского электрического транспорта и другим организациям жизнеобеспечения Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о продлении срока действия соглашения на 3 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и от ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стороны договорились о том, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих 1 разряда основных профессий, занятых в нормальных условиях и при полной отработке нормы рабочего времени, устанавливается для организаций городского наземного электрического транспорта на 2018-2020 годы в размере не менее - 7591 руб., а с 2021 года в размере не менее - 8929 руб. По условиям коллективного договора часовая тарифная ставка истца в 2020 году должна составлять - 30 руб. 22 коп., из расчета: 4983 руб. / 164,91, где 164,91 - среднемесячное количество рабочих часов в 2020 году согласно производственному календарю МУП «ИПТ». В 2021 году должна была составлять - 30 руб. 32 коп., из расчета: 4983 руб. / 164,33, где 164,33 - среднемесячное количество рабочих часов в 2021 году также согласно производственному календарю. А по условиям отраслевого тарифного соглашения часовая тарифная ставка истца в 2020 году должна составлять - 46 руб. 03 коп., из расчета: 7591 руб. / 164,91. В 2021 году должна составлять - 54 руб. 34 коп., из расчета: 8929 руб. / 164,33. Таким образом, установленная истцу тарифная ставка в размере 28 руб. 31 коп. не соответствует ни положениям коллективных договоров, ни отраслевым тарифным соглашениям, поскольку часовая тарифная ставка истца, установленная трудовым договором, оказывается ниже минимальной часовой тарифной ставки исчисленной из минимальной месячной тарифной ставки, установленной коллективными договорами и отраслевыми тарифными соглашениями. Ввиду изложенного тарифная часть заработной платы истцу начисляется и выплачивается не в полном объеме, при этом выплаты, которые определяются в зависимости от величины тарифной ставки (тарифной части) также начисляются и выплачиваются не в полном объеме, что является незаконным, противоречащим нормам ТК РФ и п. 1.6 Коллективного договора МУП «ИПТ» на 2018-2021 и 2021-2024 годы о недопустимости применения условий, ухудшающих положение работников по сравнению с отраслевым тарифным соглашением, заключенным ЦК профсоюза с Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Городской электрический транспорт»; Отраслевым областным комитетом профсоюза; Ивановским областным региональным отраслевым объединением работодателей «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной энергетики, топливообеспечения и горэлектротранспорта». Поскольку условия дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, а также условия коллективного договора на 2018-2021 и 2021-2024 годы в части размера тарифной ставки ухудшают положения истца, они не подлежат применению; применению подлежат условия вышеуказанных ФИО2 тарифных соглашений. В целях восстановления прав истца с ответчика надлежит взыскать недоплаченную заработную плату в виде тарифной разницы с учетом всех выплат зависящих от размера тарифной ставки. Разница между фактически выплаченной и подлежащей выплате за период с октября 2020 по сентябрь 2021 года составила 204332,68 руб. согласно прилагаемому расчету. В феврале 2021 года простой в депо и на линии по причинам технического и организационного характера, составил - 18 час. 50 мин., в марте - 8 час. 22 мин., в апреле - 17 час. 29 мин., в мае - 3 час. 22 мин., в июне - 2 час. 07 мин., в июле - 14 час. 26 мин., в августе - 2 час. 18 мин., всего за спорный период время простоя составило - 66 час. 54 мин. Оплату указанного времени простоя ответчик оплатил истцу в меньшем размере (100% часовой тарифной ставки) вместо предусмотренной ст. 72.2 и ст. 157 ТК РФ оплаты времени простоя по вине работодателя в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. Обоснованность данных требований подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по гражданским делам № 2-220/2020 и № 2-883/2021, рассмотренных Ленинским районным судом г. Иваново с участием тех же сторон. Разница между фактически выплаченной и подлежащей выплате за часы простоя за период с февраля 2021 по август 2021 года составила 4488,02 руб. согласно прилагаемому расчету. Кроме того, с ответчика подлежит взыскать заработную плату в виде перерасчета отпускных выплат за май 2021 года в размере 20366,97 руб. Данное требование является производным от первого искового требования.

На основании изложенного истец просил суд взыскать с ответчика заработную плату в виде разницы в тарифной части, ночные, терминал, разрыв, сдельный приработок, основная премия, премия в/д, дополнительная премия, квалификация и выслуга лет за период с октября 2020 по сентябрь 2021 года в размере 204332,68 руб.; взыскать с ответчика заработную плату за фактические часы простоя за период с февраля 2021 по август 2021 года в размере 4488,02 руб.; взыскать с ответчика заработную плату в виде перерасчета отпускных выплат за май 2021 года в размере 20366,97 руб.; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.

В ходе рассмотрения дела исковые требования истцом были изменены в части увеличения требований о взыскании заработной платы за время простоя: истец просит суд взыскать с ответчика заработную плату за фактические часы простоя за период с февраля 2021 по август 2021 года в размере 5076,42 руб. (исходя из суммарного времени простоя, определенного в соответствии с путевыми листами в количестве 76 час. 31 мин.); остальные исковые требования оставлены истцом без изменения.

Истец Лазарев А.С. увеличенные исковые требования в судебном заседании поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, его устных и письменных объяснениях по делу; с доводами ответчика не согласился, о чем указал в письменных возражениях на отзыв.

В судебном заседании представители ответчика МУП «ИПТ» Зайцева Е.В., Корнеев А.Г. против удовлетворения иска возражали по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дополнениях к нему, указав следующее. Тарифная ставка кондуктора, из которой оплачивался труд истца, была установлена в размере 28 руб. 31 коп. в периоде с октября 2020 года по июнь 2021 года (штатным расписанием рабочих МУП «ИПТ» на период с 01.01.2020, штатным расписанием рабочих МУП «ИПТ» на период с 01.01.2021 г.), 30 руб. 15 коп. в периоде с июля 2021 года по сентябрь 2021 года (штатным расписанием рабочих МУП «ИПТ» на период с 01.07.2021 г.). Размеры минимальной месячной тарифной ставки рабочих 1 разряда основных профессий, занятых в нормальных условиях и при полной отработке нормы рабочего времени, установлены ежегодными постановлениями правления Ивановского областного регионального отраслевого объединения работодателей «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной энергетики, топливообеспечения и горэлектротранспорта» и президиума Ивановского обкома профсоюза жизнеобеспечения. В штатном расписании МУП «Ивановский пассажирский транспорт» отсутствует должность рабочего 1 разряда основной профессии. Рабочие основной профессии МУП «ИПТ» - это водители троллейбуса, для которых не предусмотрено разрядности, а установлены классы (3 класс - низший). В силу этого к МУП «ИПТ» неприменима общая формулировка минимальных месячных тарифных ставок, используемая в отраслевом тарифном соглашении; в отношении минимальных месячных тарифных ставок для предприятия на 2016, 2017, 2018 годы были вынесены специальные постановления, в которых указывалось, что ставка установлена для рабочего основной профессии (водитель троллейбуса 3 класса). В последующие годы в отношении МУП «ИПТ» отдельных постановлений не выносилось, но система должностей на предприятии не менялась. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ МУП «ИПТ» обращалось в областную организацию профсоюза работников жизнеобеспечения с просьбой пояснить, что минимальная тарифная ставка рабочего основной профессии - это ставка водителя 3 класса (как это указывалось в постановлениях предыдущих лет). На обращение был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором областная организация профсоюза указала, что определение основной профессии устанавливается организацией самостоятельно. Таким образом, минимальная тарифная ставка рабочего основной профессии, устанавливаемая отраслевыми соглашениями и совместными постановлениями правления отраслевого объединения работодателей и обкома профсоюза, в отношении предприятий горэлектротранспорта - это ставка водителя троллейбуса 3 класса. Истец работает на предприятии в должности кондуктора, не является водителем троллейбуса (рабочим основной профессии), в силу чего минимальная тарифная ставка рабочего основной профессии, устанавливаемая отраслевыми соглашениями и совместными постановлениями отраслевого объединения работодателей и профсоюза, неприменима к его системе оплаты труда. Тарифная ставка кондуктора устанавливается, как указано выше, штатным расписанием на каждый год. С 01.07.2021 тарифные ставки были проиндексированы с учетом инфляции. В соответствии с тарифной ставкой на 2020 и 2021 гг. истцу были начислены все виды выплат по его системе оплаты труда. То, что водители являются основной профессией среди рабочих предприятия, видно исходя и из количества штатных единиц согласно штатному расписанию. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) ОК 016-94 не дает понятия рабочего основной профессии. В указанном классификаторе до 1999 г. не было профессии кондуктора. Она была введена в раздел «Профессии рабочих» изменением . Очевидно, что основной вид деятельности предприятия, эксплуатирующего городской электрический транспорт, а именно перевозку пассажиров, невозможно осуществлять без водителя троллейбуса, но при этом возможно обходиться без кондуктора. Кроме того, основная профессия рабочих на предприятии (водитель троллейбуса 3 класса) определена локальным актом МУП «ИПТ» - приказом от 16.02.2016. Постановлением Совета министров СССР «Об упорядочении заработной платы работников городского транспорта» от 08.06.1961 № 525, действовавшим на территории РФ до 21.02.2020, были установлены месячные тарифные ставки: для водителей 3 класса, работающих на троллейбусах пассажирских общей вместимостью свыше 65 мест, - 80 руб. (подп. «а» п. 3), для кондукторов - 55 и 50 руб. в зависимости от класса (подп. «в» п. 3). Таким образом, по указанному постановлению Совета министров СССР соотношение тарифной ставки кондуктора низшего класса к тарифной ставке водителя низшего класса составляло 62,5%. В настоящее время соотношение часовых тарифных ставок кондукторов и водителей в МУП «ИПТ» составляет 72,8% (30,15 руб. к 41,39 руб.), то есть тарифная ставка кондуктора в процентном соотношении является увеличенной по сравнению с постановлением Совета министров, действовавшим до недавнего времени. Кроме того, из выписки из ЕГРЮЛ от 17.06.2008, представленной Ивановским областным региональным отраслевым объединением работодателей «Объединение предприятий жилищно- коммунального хозяйства, коммунальной энергетики, топливообеспечения и горэлектротранспорта», следует, что на указанную дату участником объединения являлось МУП «ИвТТУ», а не МУП «Ивановский пассажирский транспорт») (МУП «ИПТ»). МУП «ИвТТУ» прекратило свою деятельность 27.10.2011 в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства. МУП «ИПТ» было создано 17.11.2005 и не является его правопреемником. Каких-либо документов о дате и порядке вхождения МУП «ИПТ» в состав объединения работодателей суду не представлено. При разрешении требований об оплате труда за фактические часы простоя следует учесть, что порядок начисления заработной платы кондукторам МУП «ИПТ» определен Положением об оплате труда кондукторов МУП «ИПТ», принятым в соответствии со ст. 8, ст. 135 ТК РФ. Согласно п. 2.5, п. 2.6 Положения оплата времени простоя в депо и на линии оплачивается в размере 100% от часовой тарифной ставки за фактические часы простоя; время пребывания в резерве оплачивается в размере 100% от часовой тарифной ставки за фактические часы пребывания в резерве. Из вышеуказанных норм ТК РФ следует, что если работодатель по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера не может обеспечить работника предусмотренной трудовым договором работой либо иной работой, оплата за время простоя осуществляется в соответствии со ст. 157 ТК РФ в зависимости от наличия либо отсутствия вины работодателя в возникновении простоя; соответственно, истец обязан доказать вину работодателя по каждому простою, произошедшему во время смены истца в заявленный им период. Требование истца о перерасчете отпускных выплат за май 2021 г. в размере 20366,97 руб. является производным от первого искового требования, в связи с чем оснований для его удовлетворения тоже отсутствуют. В связи с отсутствием оснований для удовлетворения вышеуказанных требований о взыскании заработной платы, требование о компенсации морального вреда также не подлежит удовлетворению. Ответчик также полагает неверным расчет времени простоя, составленный истцом на основании путевых листов и положенный в основу его увеличенных исковых требований, что подтверждается контррасчетом ответчика в дополнении к отзыву, согласно которому время простоя составляет 55 ч. 57 мин.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Ивановского областного регионального отраслевого объединения работодателей «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной энергетики, газового хозяйства, топливообеспечения, горэлектротранспорта» ФИО7 в судебное заседание не явился, извещен о нем надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, в котором указал следующее. Пунктом 4.1 Отраслевого тарифного соглашения по организациям жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, газового хозяйства, автомобильного и городского электрического транспорта и другим организациям жизнеобеспечения Ивановской области (ОТС) устанавливается минимальная месячная тарифная ставка рабочих 1 разряда основных профессий, занятых в нормальных условиях и при полной отработке нормы рабочего времени для предприятий по видам деятельности. В соответствии с п. 4.4 ОТС она пересматривается ежегодно в связи с фактическим и прогнозируемым ростом потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации и в Ивановской области. Постановлениями правления Ивановского областного регионального отраслевого объединения работодателей «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной энергетики, топливообеспечения и горэлектротранспорта» и президиума Ивановского обкома профсоюза жизнеобеспечения на 2016-2018 годы для МУП «ИПТ» была установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочих основной профессии с уточнением, что это водитель троллейбуса 3 класса: постановлением от 10.12.2015 г. - на 2016 год, постановлением от 14.12.2016 - на 2017 год, постановлением от 30.03.2017 - на 2018 год. На 2019 и последующие годы в отношении МУП «ИПТ» не принималось отдельных постановлений, т.к. определение основной профессии, соотношение оплаты труда по категориям персонала и соответствующие тарифные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно в коллективном договоре, локальном нормативном акте. МУП «ИПТ» после 2018 года не реорганизовывался, вид его деятельности не менялся. Таким образом, тарифная ставка рабочих 1 разряда, установленная в ОТС на 2019 и последующие годы, в отношении МУП «ИПТ» является тарифной ставкой рабочего основной профессии - водителя 3 класса. МУП «ИПТ» при этом является членом Ивановского областного регионального отраслевого объединения работодателей «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной энергетики, газового хозяйства, топливообеспечения, горэлектротранспорта»; утрата заявления о вступлении его в Объединение работодателей не означает, что предприятие не вступало в Объединение, кроме того, руководители МУП «ИПТ» всегда избирались в состав Правления Объединения работодателей и принимали участие в заключении Отраслевого тарифного соглашения. Директор МУП «ИвТТУ» ФИО8 избирался в состав Правления дважды - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. На собрании Объединения работодателей 18.11.2011 в состав Правления был избран директор МУП «ИПТ» ФИО9, 12.12.2014 - директор МУП «ИПТ» ФИО10, 04.02.2016 – действующий директор МУП «ИПТ» ФИО11

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Ивановской областной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения ФИО12, извещенная о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве указала следующее. В соответствии с законодательством в области действует Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, газового хозяйства, автомобильного и городского электрического транспорта и другим организациям жизнеобеспечения Ивановской области на период с 01.01.2021 по 31.12.2023 (далее - ОТС), которое является основой для заключения коллективных договоров на предприятиях. В силу норм ст. ст. 23, 43 ТК РФ оно обязательно для исполнения, распространяется на всех работников указанных в нем отраслей. При заключении коллективных и трудовых договоров на предприятиях размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда (п. 4.5 ОТС). Постановлениями правления Ивановского областного регионального отраслевого объединения работодателей «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной энергетики, топливообеспечения и горэлектротранспорта» и президиума Ивановского обкома профсоюза жизнеобеспечения на 2016-2018 годы для МУП «Ивановский пассажирский транспорт» была установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочих основной профессии с уточнением, что это водитель троллейбуса 3 класса: постановлением от ДД.ММ.ГГГГ- на 2016 год, постановлением от 14.12.2016 - на 2017 год, постановлением от 30.03.2017 - на 2018 год. На 2019 и последующие годы в отношении МУП «Ивановский пассажирский транспорт» не принималось отдельных постановлений. В соответствии со ст. 8, ст. 135 ТК РФ, п. 4.7 ОТС работодатель устанавливает системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различные системы премирования в соответствии с коллективными договорами, утвержденными на предприятиях локальными нормативными актами. Определение основной профессии, соотношение оплаты труда по категориям персонала и соответствующие тарифные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно в коллективном договоре, локальном нормативном акте. Областным ОТС с целью сохранения сложившихся отраслевых пропорций в оплате труда и в отсутствие других нормативных документов рекомендуется сохранить действующие соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала в соответствии с действовавшими ранее нормативными документами (п. 4.7 ОТС). При этом коэффициенты по категориям персонала рассчитываются от минимальной месячной тарифной ставки рабочих 1 разряда основных профессий, соответственно, могут быть и ниже 1.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, объяснений сторон, представленных суду копий Трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к нему, истец Лазарев Александр Сергеевич работает у ответчика - в Муниципальном унитарном предприятии «Ивановский пассажирский транспорт» (МУП «ИПТ») с ДД.ММ.ГГГГ; в настоящее время и в спорном периоде – с октября 2020 по сентябрь 2021 г.г. – в должности кондуктора в службе эксплуатации отдела эксплуатации МУП «ИПТ» (переведен на должность кондуктора с ДД.ММ.ГГГГ).

Истец не согласен с размером начисленной и выплаченной ему заработной платы в спорном периоде, в частности, с применяемой работодателем тарифной ставкой, полагает, что должна применяться тарифная ставка, предусмотренная соглашениями в сфере труда.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка представляет собой фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Частью 1 статьи 8 ТК РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Приказом МУП «ИПТ» от 29.06.2018 № 818 утверждено Положение об оплате труда кондуктора, введенное в действие с 01.09.2018, согласно которому кондукторам установлена повременно-премиальная и сдельная оплата труда, зависящая от ряда указанных в Положении составляющих, а также суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода – один месяц и нормой рабочего времени за соответствующий календарный месяц, утвержденный производственным календарем.

Согласно п. 1.2 Положения об оплате труда кондуктора заработная плата кондуктора состоит, в том числе: из тарифной заработной платы, сдельной заработной платы, основой премии за выполнение плана по сбору выручки от перевозки пассажиров и соблюдение графика сменности, установленных на учетный период; дополнительной премии за выполнение плана по сбору выручки от перевозки пассажиров на 100 и более процентов; дополнительной премии за выполнение плана по сбору выручки от перевозки пассажиров на 110 и более процентов; иных поощрительных и компенсационных выплат, разовых премий, доплат, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором и локальными нормативными актами предприятия.

Тарифная ставка кондуктора, исходя из которой оплачивался труд истца в спорном периоде, установлена штатными расписаниями рабочих МУП «ИПТ», утвержденными приказами директора предприятия, и составляла: 28 руб. 31 коп. - в период с октября 2020 года по июнь 2021 года (штатное расписание рабочих МУП «ИПТ» на период с 01.01.2020, штатное расписание рабочих МУП «ИПТ» на период с 01.01.2021), 30 руб. 15 коп. - в период с июля 2021 года по сентябрь 2021 года (штатное расписание рабочих МУП «ИПТ» на период с 01.07.2021).

Истец полагает, что указанные размеры тарифных ставок не соответствуют условиям Отраслевого тарифного соглашения по организациям жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной энергетики, газового хозяйства, топливообеспечения, автомобильного и городского наземного электрического транспорта и другим организациям жизнеобеспечения Ивановской области на период с 01.01.2015 по 31.12.2017, действие которого продлено на период с 01.01.2018 по 31.12.2020, а также Отраслевого тарифного соглашения по организациям жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, газового хозяйства, автомобильного и городского электрического транспорта и другим организациям жизнеобеспечения Ивановской области на период с 01.01.2021 по 31.12.2023 (далее - ОТС), а соответственно и условиям действовавших в спорном периоде в МУП «ИПТ» коллективных договоров.

Статьей 23 ТК РФ предусмотрена необходимость социального партнерства в сфере труда, представляющего собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Социальное партнерство осуществляется как на отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях), так и на локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Одной из форм социального партнерства являются коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений (ст. 27 ТК РФ).

Согласно ст. 29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом.

В соответствии со ст. 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

В силу ст. 41 ГК РФ в коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по вопросам формы, системы и размеров оплаты труда.

Статьей 45 ТК РФ предусмотрена возможность заключения соглашений, представляющих собой правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения и устанавливающие общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Согласно ст. 48 ТК РФ такое соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 ТК РФ).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

Как следует из объяснений сторон, отзывов третьих лиц и представленных ими документов, в Ивановской области в период с 01.01.2015 по 31.12.2020 действовало утвержденное в 2014 году Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной энергетики, газового хозяйства, топливообеспечения, автомобильного и городского электрического транспорта и другим организациям жизнеобеспечения Ивановской области на период с 01.01.2015 по 31.12.2017 г.г. (срок действия которого продлялся на 3 года Соглашением от 12.12.2017) (далее – ОТС-2014); а в последующем периоде – в 2020 году - было принято и действует в настоящее время Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, газового хозяйства, автомобильного и городского электрического транспорта и другим организациям жизнеобеспечения Ивановской области на период с 01.01.2021 по 31.12.2023 г.г. (далее – ОТС-2020, а при совместном упоминании – Отраслевые тарифные соглашения, ОТС).

Согласно пунктам 1.2 Отраслевых тарифных соглашений их сторонами являются: работники сферы жизнеобеспечения, представляемые Ивановской областной организацией профессионального союза работников жизнеобеспечения (далее - Обком профсоюза) и работодатели, представленные Ивановским областным региональным отраслевым объединением работодателей «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной энергетики, газового хозяйства, топливообеспечения, горэлектротранспорта (далее - Объединение работодателей).

В соответствии с пунктами 1.7 ОТС соглашения распространяются на работников и работодателей предприятий жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, газового хозяйства, городского автомобильного и электрического транспорта и других предприятий и организаций жизнеобеспечения, независимо от их организационно-правовых форм, видов собственности и численности работников, первичные профсоюзные организации которых входят в состав Ивановской областной организации профсоюза работников жизнеобеспечения; устанавливают социальные гарантии работникам и являются обязательными к применению при заключении коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров на предприятиях. Условия коллективных договоров не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством и данными соглашениями; в случае отсутствия в организации коллективного договора данные соглашения имеют прямое действие.

В соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные указанными ОТС, в том числе расходы на оплату труда с учетом их индексации должны учитываться органами в области государственного регулирования, тарифов, органами местного самоуправления при установлении тарифов на услуги, оказываемые организациями жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, газового хозяйства, автомобильного и городского электрического транспорта и другими организациями жизнеобеспечения; а также работодателями при установлении тарифов и формировании цен (в т.ч. договорных) на услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность в сфере ЖКХ.

Пунктами 4.1 ОТС установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочих 1 разряда основных профессий, занятых в нормальных условиях и при полной отработке нормы рабочего времени для предприятий по видам деятельности, а именно:

на 2015 год (и последующий период до 31.12.2020 – с учетом продления срока действия соответствующего ОТС) для организаций автомобильного и городского наземного электрического транспорта установлена тарифная ставка в размере 6447,5 рублей;

на 2021 год (и последующий период до 31.12.2023) для организаций городского наземного электрического транспорта установлена тарифная ставка в размере 8929 рублей.

Согласно п. 4.3 ОТС-2014 и п. 4.4 ОТС-2020 минимальный размер месячной тарифной ставки пересматривается ежегодно в связи с фактическим и прогнозируемым ростом потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации и в Ивановской области, на основании данных Федеральной службы государственной статистики пропорционально росту потребительских цен и выше.

Совместное Постановление Президиума Обкома профсоюза и Правления Объединения работодателей о пересмотре размера минимальной тарифной ставки доводится до предприятий сферы жизнеобеспечения в течение 7 дней.

В силу п. 4.4. ОТС-2014 и п. 4.5 ОТС-2020 при заключении коллективных и трудовых договоров на предприятиях размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.

Постановлениями Правления Ивановского областного регионального отраслевого объединения работодателей «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной энергетики, топливообеспечения и горэлектротранспорта» (Объединения работодателей) и Президиума Ивановского обкома профсоюза жизнеобеспечения (Обкома профсоюзов) размеры установленных ОТС минимальных тарифных ставок пересматривались, в том числе для МУП «ИПТ» были установлены в следующих размерах:

- постановлениями от 10.12.2015 и установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочих основной профессии (водитель троллейбуса 3 класса) для МУП «Ивановский пассажирский транспорт» на 2016 год в размере не менее 6924,5 рублей,

- постановлением от 14.12.2016 установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочих основной профессии (водитель троллейбуса 3 класса) для МУП «Ивановский пассажирский транспорт» на 2017 год в размере не менее 7250 рублей,

- постановлением от 30.03.2017 установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочих основной профессии (водитель троллейбуса 3 класса) для МУП «Ивановский пассажирский транспорт» на 2018 год в размере не менее 7591 рубль,

- постановлением от 12.03.2018 установлены минимальные месячные тарифные ставки рабочих 1 разряда основной профессии для всех предприятий на 2019 год, в том числе для организаций городского наземного электрического транспорта – 7895 рублей,

- постановлением от 12.03.2019 установлены минимальные месячные тарифные ставки рабочих 1 разряда основной профессии для всех предприятий на 2020 год, в том числе для организаций городского наземного электрического транспорта – 8306 рублей,

- ОТС-2020 и постановлением от 27.03.2020 установлены минимальные месячные тарифные ставки рабочих 1 разряда основной профессии для всех предприятий на 2021 год, в том числе для организаций городского наземного электрического транспорта – 8929 рублей,

- постановлением от 18.03.2021 установлены минимальные месячные тарифные ставки рабочих 1 разряда основной профессии для всех предприятий на 2022 год, в том числе для организаций городского наземного электрического транспорта – 9286 рублей.

Таким образом, на 2016-2018 годы для МУП «ИПТ» была установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочих основной профессии с прямым указанием на то, что она устанавливается для водителя троллейбуса 3 класса, который и был тем самым отнесен к рабочему основной профессии МУП «ИПТ».

В дальнейшем в отношении МУП «ИПТ» не принималось отдельных постановлений о пересмотре тарифной ставки рабочих 1 разряда основной профессии, однако доказательств того, что на предприятии изменилась структура рабочих профессий и приоритет отдан рабочим другой основной профессии, материалы дела не содержат.

Напротив, ответчик, ссылаясь на наибольшее количество штатных должностей водителей троллейбусов (206 штатных единиц), пояснил, что именно данная профессия является для предприятия основной и приоритетной, без которой невозможно выполнение возложенных на предприятие задач по функционированию городского наземного электротранспорта.

По смыслу статей 8, 135 ТК РФ и пунктов 4.7 ОТС работодатель устанавливает системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различные системы премирования в соответствии с коллективными договорами, утвержденными на предприятиях локальными нормативными актами.

Согласно вышеуказанным полномочиям работодателя и в силу п. 4.11 ОТС тарификация работ и присвоение (пересмотр) квалификационных разрядов рабочим, категорий специалистам и служащим производится квалификационной комиссией предприятия с участием представителя профкома в соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов.

Таким образом, суд соглашается с доводами ответчика и третьих лиц о том, что определение основной профессии, установление соотношения оплаты труда по категориям персонала и соответствующих тарифных коэффициентов осуществляются работодателем самостоятельно в коллективном договоре, локальном нормативном акте.

Из объяснений и документов ответчика следует, что основная профессия рабочих на предприятии (водитель троллейбуса 3 класса) определена локальным актом МУП «ИПТ» - приказом от 16.02.2016.

В спорном периоде в МУП «ИПТ» с 01.07.2018 действовал принятый 01.07.2018 Коллективный договор муниципального унитарного предприятия «Ивановский пассажирский транспорт» на 2018-2021 г.г., впоследствии - 28.06.2021 - был принят Коллективный договор муниципального унитарного предприятия «Ивановский пассажирский транспорт» на 2021 -2024 г.г., действующий с 01.07.2021 (далее при совместном упоминании – Коллективные договоры), из пунктов 1.1 которых следует, что они заключены в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», иными трудовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также генеральным, отраслевым и областным тарифными соглашениями и являются основным правовым документом, определяющим социально-трудовые отношения работников и работодателя.

Согласно пунктам 1.6. Коллективных договоров условия коллективного договора, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, отраслевым тарифным соглашением, заключенным ЦК профсоюза с Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Городской электрический транспорт». А также отраслевым областным комитетом профсоюза и Ивановским областным региональным отраслевым объединением работодателей «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной энергетики, топливообеспечения и горэлектротранспорта», являются недействительными.

Пунктами 6.1 Коллективных договоров с момента их подписания для работников предприятия установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда, занятого в нормальных условиях труда, в размере - 4983 руб.

Соответственно, для ответчика, как для работодателя, является обязательным выполнение условий Коллективных договоров и ОТС при установлении оплаты труда работников, исходя из тарифной ставки рабочих 1 разряда (низшего класса) основной профессии, установленной МУП «ИПТ», – водителя троллейбуса 3 класса, однако с учетом дифференцированного подхода к оплате труда всех профессионально-квалификационных групп работников путем применения указанной тарифной ставки с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.

Истец работает у ответчика в должности кондуктора, которая не относится к основной профессии рабочих предприятия, следовательно, оплачивать его труд исходя из полного размера установленной ОТС тарифной ставки рабочих 1 разряда основной профессии, которая в МУП «ИПТ» применяется для оплаты труда водителей троллейбуса 3 (низшего) класса, ответчик не обязан.

Тарифная ставка при оплате труда кондуктора дифференцируется применительно к вышеуказанной тарифной ставке водителя троллейбуса 3 класса и может быть как выше, так и ниже ее.

Согласно отзыву и объяснениям ответчика с 01.07.2021 г. тарифные ставки были проиндексированы им с учетом инфляции, что подтверждается как документами ответчика, так и расчетом истца, в котором с июля 2021 года он применяет тарифную ставку 30,15 руб./час.

В соответствии с объяснениями ответчика и установленной в МУП «ИПТ» системой оплаты труда, исходя из часовой тарифной ставки водителей и кондукторов, в настоящее время соотношение часовых тарифных ставок кондукторов и водителей в МУП «ИПТ» составляет 72,8% (30,15 руб. к 41,39 руб.), то есть тарифная ставка кондуктора в процентном соотношении является увеличенной по сравнению с действовавшим до недавнего времени Постановлением Совета министров СССР «Об упорядочении заработной платы работников городского транспорта» от 08.06.1961 , действовавшим на территории РФ до 21.02.2020, которым были установлены месячные тарифные ставки для водителей 3 класса, работающих на троллейбусах пассажирских общей вместимостью свыше 65 мест, - 80 руб. (подп. «а» п. 3), для кондукторов - 55 и 50 руб. в зависимости от класса (подп. «в» п. 3), что в процентном соотношении тарифной ставки кондуктора низшего класса к тарифной ставке водителя низшего класса составляло 62,5%.

Таким образом, доводы истца о том, что вследствие неприменения ответчиком тарифной ставки, установленной Коллективными договорами МУП «ИПТ» на 2018-2021 и 2021-2024 годы (минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, занятого в нормальных условиях труда в размере - 4983 руб.), а также установленной ОТС-2014 и ОТС-2020 (тарифной ставки рабочих 1 разряда основной профессии в размере не менее - 7591 руб., а с 2021 года в размере не менее - 8929 руб.), его заработная плата начисляется и выплачивается ему неполностью, являются несостоятельными и подлежат отклонению.

Следовательно, в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика в пользу истца разницы между фактически выплаченной заработной платой (с учетом примененных работодателем тарифных ставок) и заработной платой, подлежащей выплате согласно расчету истца (с учетом применения тарифной ставки, определенной в п. 6.1 Коллективных договоров и в соответствии с ОТС, и перерасчета зависящих от нее выплат), за период с октября 2020 по сентябрь 2021 года в размере 204332,68 рублей истцу следует отказать.

При этом суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что одним из оснований отказа истцу в удовлетворении указанных требований должно являться отсутствие членства МУП «ИПТ» в Объединении работодателей и нераспространение на ответчика норм ОТС, в силу следующего.

Как указал в отзыве на иск председатель Объединения работодателей, МУП «ИПТ» являлось и является членом Ивановского областного регионального отраслевого объединения работодателей «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной энергетики, газового хозяйства, топливообеспечения, горэлектротранспорта», однако заявление о вступлении его в Объединение работодателей было утеряно. При этом руководители МУП «ИПТ» участвовали в деятельности Объединения работодателей и всегда избирались в состав Правления Объединения работодателей, принимали непосредственное участие в заключении Отраслевых тарифных соглашений, в том числе действующий директор МУП «ИПТ» ФИО11 был избран в состав Правления объединения работодателей ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией соответствующего протокола.

Факт членства МУП «ИПТ» в Объединении работодателей подтверждается также представленным последним бюллетенем заочного голосования члена Ивановского областного регионального отраслевого объединения работодателей «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной энергетики, газового хозяйства, топливообеспечения, горэлектротранспорта», заполненного и подписанного ФИО11 20.11.2020 при голосовании по вопросу принятия ОТС-2020.

МУП «ИПТ» в спорном периоде руководствовалось Отраслевыми тарифными соглашениями при установлении размеров оплаты труда работников, что подтверждается вышеприведенными условиями Коллективных договоров, установлением в п. 6.1 Коллективных договоров для работников предприятия минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, занятого в нормальных условиях труда, в размере, равном установленному в ОТС-2014, – 4983 рубля, запросом ответчика в Областную организацию профсоюза работников жизнеобеспечения от 04.04.2019 и ответом на него от 08.04.2019.

При этом, даже при оспаривании ответчиком факта членства МУП «ИПТ» в Объединении работодателей, вышеуказанными доказательствами подтверждается факт того, что предприятие присоединилось к ОТС после или в процессе их заключения, что в силу ст. 48 ТК РФ влечет для ответчика обязательность исполнения указанных соглашений в сфере труда.

Кроме того, согласно пунктам 1.2 Коллективных договоров сторону работников МУП «ИПТ» в них представляет профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации муниципального унитарного предприятия «Ивановский пассажирский транспорт» Ивановской областной организации Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, что в силу пунктов 1.7 ОТС означает безусловное распространение действия ОТС на работников и работодателя - МУП «ИПТ», первичная профсоюзная организация которого входит в состав Ивановской областной организации профсоюза работников жизнеобеспечения.

Оценивая обоснованность требований истца о взыскании недоплаченной заработной платы за время простоя по вине работодателя, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относится время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при этом вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, обязан работодатель.

В соответствии с ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.

Согласно ч. 1 ст. 157 ТК РФ время простоя (статья 72.2 ТК РФ) время простоя (статья 72.2 Кодекса) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

К таким исключениям относятся случаи повышенной финансовой ответственности работодателя за простой, установленные ст. 216.1 ТК РФ, к которым рассматриваемый случай не относится.

В соответствии с ч. 2 ст. 157 ТК РФ время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Время простоя по вине работника не оплачивается (ч. 3 ст. 157 ТК РФ).

Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», бремя доказывания обстоятельств, перечисленных в ч.ч. 2,3 ст. 72.2 ТК РФ, с которыми закон связывает возможность временного перевода работника на другую работу (в том числе причин простоя), возлагается на работодателя.

Согласно п. 2.5, п. 2.6 Положения об оплате труда кондукторов оплата времени простоя в депо и на линии оплачивается в размере 100% от часовой тарифной ставки за фактические часы простоя; время пребывания в резерве оплачивается в размере 100% от часовой тарифной ставки за фактические часы пребывания в резерве.

Вместе с тем, при наличии вины работодателя в простое работника в силу вышеприведенных норм закона и его толкования, то есть, если работодатель по зависящим от него причинам экономического, технологического, технического или организационного характера не может обеспечить работника предусмотренной трудовым договором работой либо иной работой, оплата за время простоя осуществляется в соответствии с ч. 1 ст. 157 ТК РФ, то есть в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

При этом, по смыслу норм ст. ст. 22, 56 ТК РФ работодатель обязан предпринимать все зависящие от него меры по недопущению простоя и предоставлению работнику возможности фактически исполнять трудовые обязанности, обусловленные трудовым договором.

Доказательств того, что указанный истцом простой был обусловлен конкретными объективными причинами, не зависящим от работодателя и работника, или виной работника, суду ответчиком не представлено.

Истец в иске ссылается на подачу к началу работы заведомо технически неисправных троллейбусов, что ответчиком не опровергнуто.

При этом, из путевых листов троллейбусов, где Лазарев А.С. выполнял обязанности кондуктора в период с февраля по август 2021 года, следует, что имел место простой по техническим (прочим) причинам, который (в отсутствие доказательств наличия независящих от работодателя и работника причин или вины работника) суд расценивает как простой по вине работодателя.

Другая работа Лазареву А.С. предложена работодателем не была.

Соответствующие правовые позиции применены судами при рассмотрении других гражданских дел с участием тех же сторон и отражены во вступивших в законную силу судебных актах по гражданским делам № 2-220/2020 и № 2-883/2021, рассмотренным Ленинским районным судом г. Иваново и вышестоящими судебными инстанциями с участием тех же сторон.

Согласно контррасчету времени простоя, представленному ответчиком в итоговых дополнениях к отзыву на иск, с которым истец счел возможным согласиться в судебном заседании и который является правильным, основанным на данных путевых листов троллейбусов, общее время простоя в работе истца в период с февраля по август 2021 года составило 55 часов 57 минут, в том числе: в феврале 2021 года – 18 часов 15 минут, в марте 2021 года – 5 часов 26 минут, в апреле 2021 года – 16 часов 46 минут, в мае 2021 года – 3 часа 21 минута, в июне 2021 года – 2 часа 01 минута, в июле 2021 года – 7 часов 50 минут, в августе 2021 года – 2 часа 18 минут.

Таким образом, исходя из рассчитанного истцом среднего часового заработка (143,09 рублей, л.д. 15), правильность расчета которого ответчиком не оспаривалась, и количества фактического времени простоя в период с февраля по август 2021 года (55 часов 57 минут), заработная плата истца за время простоя, начисленная по правилам ч. 1 ст. 157 ТК РФ, должна была составить 5337 рублей 26 копеек (55 час. 57 мин. х 143,09 руб. х 2/3).

Сторонами не оспаривалось, и подтверждается расчетными листками и выпиской по лицевому счету истца, что ответчик оплатил истцу в указанном периоде заработную плату за время простоя, исходя из 100 % тарифной ставки кондуктора, которая с февраля по июнь 2021 года составляла 28,31 руб., а с июля 2021 года, после индексации, – 30,15 руб.

Таким образом, за часы простоя согласно путевым листам в период с февраля по июнь 2021 года (45 часов 49 минут) исходя из тарифной ставки 28 рублей 31 копейка истцу выплачено 1297 рублей 07 копеек (45 час. 49 мин. х 28,31 руб.); за часы простоя в июле-августе 2021 года (10 часов 08 минут) исходя из тарифной ставки 30 рублей 15 копеек истцу выплачено 305 рублей 52 копейки (10 час. 08 мин. х 30,15 руб.); доказательств иного расчета фактически выплаченной заработной платы ответчиком не представлено; истец фактическую оплату времени простоя также определял расчетным путем.

Следовательно, исходя из требований ч. 1 ст. 157 ТК РФ, в пользу истца с ответчика подлежит взысканию разница между причитающейся ему по закону и фактически выплаченной заработной платой за время простоя, которая составляет 3734,67 рублей (5337,26 – 1297,07 – 305,52).

С учетом недоплаченной заработной платы за время простоя истцу следует произвести перерасчет отпускных выплат, определяемых исходя из среднего заработка.

В период начисления отпускных выплат фактическое время простоя с февраля по апрель 2021 года составило 40 часов 27 минут, следовательно, в расчет включена работадателем заработная плата за простой в размере 1145 рублей 14 копеек (40 час. 27 мин. х 28,31 руб.), в то время как должна была быть включена заработная плата в размере 3860 рублей 67 копеек (40 час. 27 мин. х 143,09 руб. х 2/3), следовательно, недоплата заработной платы за период с февраля по апрель, подлежащая учету при расчете среднего заработка в целях оплаты отпуска истцу, составила 2715 рублей 53 копейки (3860,67 – 1145,14).

Таким образом, при расчете отпускных выплат следует исходить из заработной платы за 12 месяцев в размере 359272 рубля 68 копеек (356557,15 + 2715,53), при этом средний заработок за день составит 1320 рублей 53 копейки (359272,68 / 272,07), разница с примененным при оплате средним дневным заработком, соответственно, составит 9 рублей 99 копеек (1320,52 – 1310,53), следовательно, доплата за 39 дней отпуска, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, составит 389 рублей 61 копейка (39 х 9,99).

Таким образом, в пользу истца с ответчика подлежат взысканию недоплаченная заработная плата в размере 4124 рубля 28 копеек (в том числе доплата за время простоя за период с февраля по август 2021 года в размере 3734 рубля 67 копеек, доплата за отпуск в размере 389 рублей 61 копейка).

В соответствии со статьей 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

С учетом установления факта нарушения прав работника вследствие невыплаты работодателем заработной платы в установленном законом размере, суд полагает возможным, с учетом требований разумности и справедливости, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1500 рублей.

Таким образом, исковые требования Лазарева А.С. подлежат частичному удовлетворению путем взыскания с МУП «ИПТ» в его пользу вышеуказанных денежных средств; в удовлетворении остальной части исковых требований истцу следует отказать.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку в соответствии со ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов, государственная пошлина за рассмотрение требований, в части которых истцу в иске отказано, взысканию с Лазарева А.С. не подлежит.

С ответчика МУП «ИПТ», не освобожденного от уплаты судебных расходов, как с частично проигравшей спор стороны, подлежит взысканию в доход бюджета города Иванова государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных требований - в размере 700 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лазарева Александра Сергеевича к Муниципальному унитарному предприятию "Ивановский пассажирский транспорт" удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Ивановский пассажирский транспорт" в пользу Лазарева Александра Сергеевича невыплаченную заработную плату в размере 4124 рубля 28 копеек (в том числе доплата за время простоя за период с февраля по август 2021 года в размере 3734 рубля 67 копеек, доплата за отпуск в размере 389 рублей 61 копейка), компенсацию морального вреда в размере 1500 рублей, всего взыскать 5624 (пять тысяч шестьсот двадцать четыре) рубля 28 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Ивановский пассажирский транспорт" в доход бюджета города Иванова государственную пошлину в размере 700 (семьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Шолохова Е.В.

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 11.05.2022