ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-224/2024 от 11.01.2024 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело <номер обезличен>

26RS0<номер обезличен>-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2024 года <адрес обезличен>

Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе:

председательствующего судьи Радионовой Н.А.,

при секретаре Демченко Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты населения <адрес обезличен>, комитету труда и социальной защиты населения администрации <адрес обезличен>, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Министерству финансов <адрес обезличен>, о признании незаконными действий, выраженных в отказе в принятии документов для единовременной выплаты за государственные награды – медаль «За отвагу», признании права на получение единовременной выплаты за государственную награду как федерального так и регионального значения, обязании выплатить единовременную выплату за государственную награду,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения <адрес обезличен>, комитету труда и социальной защиты населения администрации <адрес обезличен>, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Министерству финансов <адрес обезличен>, о признании незаконными действий, выраженных в отказе в принятии документов для единовременной выплаты за государственные награды – медаль «За отвагу», признании права на получение единовременной выплаты за государственную награду как федерального так и регионального значения, обязании выплатить единовременную выплату за государственную награду.

В обоснование исковых требований указано, что в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> истец проходил службу в ЧВК «Вагнер», в составе «Вагнера» принимал участие в специальной военной операции. За особые достижения в боях в конце марта 2023 года Указом Президента Российской Федерации был представлен к государственной награде – медаль «За отвагу». Так, по прибытию Президента Российской Федерации ФИО2 в командный пункт Южного военного округа (<адрес обезличен>) вышеуказанная медаль истцу была вручена лично Президентом Российской Федерации ФИО2

Истец указывает, что согласно Указа Президента РФ <номер обезличен> от <дата обезличена> предусмотрено, что государственные служащие, силовики, военнослужащие, награжденные медалью получают единовременную выплату в размере 5 окладов. Кроме того, данные выплаты регламентированы Федеральным законом № 306-ФЗ от <дата обезличена> «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении отдельных выплат». Также, согласно <адрес обезличен><номер обезличен>-кз от <дата обезличена> «О дополнительных социальных гарантиях участников специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей» также указано о единовременной выплате гражданам (участникам СВО), награжденным государственными наградами – медалью «За отвагу»

Истец указывает, что в настоящее время он содержится в следственном изоляторе и не может самостоятельно обратиться за выплатами, вследствие чего истцом была оформлена нотариальная доверенность и представитель истца обратился с документами (удостоверением, подписанным Президентом РФ, медалью, банковскими реквизитами) к ответчикам, которые отказали в принятии документов, пояснив, что необходимо представить еще один документ в виде справки за какой войсковой частью истец числился, в какой должности, в какой период. Кроме того, ему было сообщено, что граждане проходившие службу в ЧВК «Вагнер» и участвовавшие в СВО выплат за государственные награды не выплачиваются.

С данными действиями ответчика истец не согласен, поскольку вышеуказанными законами не указано какие необходимо предоставлять документы для получения единовременной выплаты за медаль «За отвагу». Истец полагает, что установление дополнительных документов, кроме медали, удостоверения и банковских реквизитов, куда необходимо перечислить единовременные выплаты направлены на искусственное ограничение на получение выплат.

Истец указывает, что отсутствие справки за какой войсковой частью истец числился, в какой должности и в какой период проходил службу на СВО так же является искусственным препятствием, так как ответчики в рамках ведомственного (межведомственного) обмена могли самостоятельно истребовать все н6еобходимые им (ответчикам) документы.

Относительно высказываний, что единовременные выплаты за государственные награды, в частности медаль «За отвагу», полученные в период прохождения службы в СВО в составе ЧВК «Вагнер», истец находит незаконными, поскольку ни одним законом не предусмотрено какими органами государственной власти, либо иными организациями граждане могут быть представлены к получению государственной награды.

Истец считает, что если ЧВК «Вагнер» представил его к получению государственной награды и Президент Российской Федерации согласился с данным представлением и свои Указом наградил истца медалью «За отвагу», значит, это не противоречит действующему законодательству, в противном случае ЧВК «Вагнер» было бы отказано в представлении.

Кроме того, с учетом того, что истец находится в следственном изоляторе <адрес обезличен> КЧР истец обратился к Главе КЧР с просьбой оказать содействие в получении сведений о прохождении истцом службы в СВО.

<дата обезличена> в адрес истца поступил ответ от начальника Мобилизационного управления КЧР к которому был приложен ответ врио военного комиссариата по КЧР, в котором подтверждается, что истец действительно проходил службу в СВО в составе ЧВК «Вагнер» в период времени с <дата обезличена> по <дата обезличена>.

Также в подтверждение того факта, что истец действительно проходил службу в СВО представителем истца было предоставлено «Благодарственное письмо» за подписью главы ЛНР.

Однако, ответчиков этот пакет документов не удовлетворил и было отказано в принятии документов для получения единовременной выплаты за государственные награды – медаль «За Отвагу».

Истец считает, что действия ответчиков не законны.

На основании изложенного просит суд: 1) Признать действие Министерства труда и социальной защиты населения по <адрес обезличен>, Комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес обезличен>, выраженные в отказе в принятии документов для единовременной выплаты за государственную награду – медаль «За отвагу», незаконными; 2) Признать за ФИО1 право на получение единовременной выплаты за государственную награду - медаль «За отвагу» как федерального, так и регионального значения; 3) Обязать Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации выплатить за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 единовременную выплату за государственную награду - медаль «За отвагу»; 4) Обязать Министерство финансов <адрес обезличен> выплатить за счет средств казны <адрес обезличен> в пользу ФИО1 единовременную выплату за государственную награду медаль «За отвагу» в соответствии с <адрес обезличен><номер обезличен>-кз от <дата обезличена>.

Истец ФИО1, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения <адрес обезличен> в судебное заседание не явился, о дате и времени проведения судебного заседания извещен судом надлежащим образом. Представили суду письменные возражения, в которых считали исковое заявление ФИО1 необоснованным, а требования не подлежащими удовлетворению, поскольку считали, что действия положений <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-кз «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей» на граждан, не относящихся к указанным в Законе <номер обезличен>-кз категориям участников специальной военной операции, не распространяется. Кроме того, указали, что действие Закона <номер обезличен>-кз распространяется только на граждан Российской Федерации, местом жительства которых на дату начала специальной военной операции являлся <адрес обезличен>, заключивших контракт о пребывании в добровольческих формированиях, которые созданы Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом. Учитывая изложенное, считали, что ФИО1, как участник организации, содействующей выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции право на дополнительные социальные гарантии, установленные Законом <номер обезличен>-кз, не имеет. Также отметили, что согласно Федеральному закону от <дата обезличена> № 5-ФЗ «О ветеранах» лица, заключившие контракт (имевшие иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации в ходе специальной военной операции, отнесены к ветеранам боевых действий. Данной категории граждан предусмотрена выдача Министерством обороны Российской Федерации удостоверений, дающих право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом № 5-ФЗ для ветеранов боевых действий. На основании изложенного, просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес обезличен> в судебное заседание не явился, о дате и времени проведения судебного заседания извещен судом надлежащим образом. Представили суду письменные возражения, в которых указали, что истец (его представитель) в Министерство, Комитет с соответствующим заявлением о назначении единовременного социального пособия не обращались, следовательно требование о признании действия Министерства, Комитета выраженные в отказе в принятии документов для единовременной выплаты за государственные награды - медаль «За отвагу» незаконными являются необоснованными, незаконными и не подлежат удовлетворению. Также считали не подлежащими удовлетворению требования истца о признании за ним права на получение единовременной выплаты за государственную награду - медаль «За отвагу» федерального и регионального значения поскольку считали, что действия положений <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-кз «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей» на граждан, не относящихся к указанным в Законе <номер обезличен>-кз категориям участников специальной военной операции, не распространяется. Иные категории граждан, не поименованные в Законе <номер обезличен>-кз, право на выплату единовременного социального пособия не имеют, в том числе граждане, выполнявшие боевые задачи в специальной военной операции в составе ЧВК «Вагнер». Также считали необоснованным требование истца об обязании Российской Федерации выплатить за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 единовременную выплату за государственную награду медаль «За отвагу», поскольку в соответствии с положениями пункта 3 Указа Президента РФ от <дата обезличена><номер обезличен> «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу», выплата единовременного поощрения лицу, проходящему (проходившему) федеральную государственную службу, осуществляется государственным органом, представившим его к поощрению или награждению, в месячный срок со дня издания правового акта Российской Федерации о поощрении или награждении данного лица. В связи с тем, что истец, принимавший участие в специальной военной операции в составе ЧВК «Вагнер», не относится к федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, прокурорским работникам, сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, а также лицам, уволенным с федеральной государственной службы и представленным к поощрению или награждению в период ее прохождения, считали, что у ФИО1 отсутствует право на данную выплату. На основании изложенного, просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Представители ответчиков РФ в лице Министерства финансов РФ, Министерство финансов <адрес обезличен> в судебное заседание не явились, о дате и времени проведения судебного заседания извещены судом надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно доводов других лиц, участвующих в деле; использовать другие процессуальные права, а также несут процессуальные обязанности, установленные процессуальным законодательством.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (ст.59 ГПКРФ).

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст.60 ГПК РФ).

Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст.17 Конституции Российской Федерации).

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации).

При этом согласно ч.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

Положениями ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

По смыслу ст. 37 (часть 1) и 59 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 32 (ч. 4), 71 (п. «м»), 72 (п. «б» ч. 1) и 114 (п. «д», «е» ч.1) военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен>-П, от <дата обезличена><номер обезличен>-П, от <дата обезличена><номер обезличен>-П, от <дата обезличена><номер обезличен>-П, от <дата обезличена><номер обезличен>-П, от <дата обезличена><номер обезличен>-П и др.).

В соответствии с пунктом 1 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен> государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, социально-экономическое и технологическое развитие Российской Федерации, развитие культуры, искусства, науки, просвещения, физической культуры и спорта, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством.

Согласно п. 15 и п. 16 названного Положения решение о награждении государственной наградой принимается Президентом Российской Федерации на основании представления, внесенного Президенту Российской Федерации, и предложения Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам.

Представления о награждении государственными наградами до их внесения Президенту Российской Федерации рассматриваются Комиссией. Комиссия может принять следующие решения: а) о поддержке представления о награждении государственной наградой; б) об изменении вида или степени государственной награды, к награждению которой представлено лицо; в) о нецелесообразности награждения лица государственной наградой; г) иные решения (пункты 40, 41 Положения).

Медалью «За отвагу» награждаются военнослужащие, а также сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, сотрудники других федеральных органов исполнительной власти, выполняющие задачи по обеспечению безопасности государства, охране жизни и здоровья людей, и иные граждане Российской Федерации за личное мужество и отвагу, проявленные:

в боях при защите Отечества и государственных интересов Российской Федерации;

при выполнении специальных заданий по обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;

при защите государственной границы Российской Федерации;

при исполнении воинского, служебного или гражданского долга, защите конституционных прав граждан и при других обстоятельствах, сопряженных с риском для жизни.

Судом установлено, и как следует из ответа Управления Президента Российской Федерации по государственным наградам от <дата обезличена> № А72-12028, за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении гражданского долга, Указом Президента Российской Федерации от <дата обезличена>ФИО1 награжден медалью «За отвагу». К указанной награде он представлен Министерством обороны Российской Федерации. (л.д. 106-107).

В материалах дела также имеется копия удостоверения к государственной награде <номер обезличен>, согласно которому ФИО1 награжден медалью «За отвагу», награда <номер обезличен> на основании Указа Президента Российской Федерации от <дата обезличена> (л.д. 33).

Согласно благодарности главы ЛНР, в период с <дата обезличена> по <дата обезличена>ФИО1 принимал участие в специальной военной операции (л.д.34).

Как следует из ответа ФКУ «Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики» от <дата обезличена>, ФИО1 проходил службу в ГЧК «Вагнер» в период с <дата обезличена> по <дата обезличена>. В составе ГЧК «Вагнер» принимал участие в специальной военной операции. Его представление к государственной награде осуществило руководство ГЧК «Вагнер» в соответствии с ответом ФКУ «военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики» (л.д. 20-21).

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истец указывает, что им была оформлена нотариальная доверенность и представитель истца обратился с документами (удостоверением, подписанным Президентом РФ, медалью, банковскими реквизитами) к ответчикам, которые отказали в принятии документов, пояснив, что необходимо представить еще один документ в виде справки за какой войсковой частью истец числился, в какой должности, в какой период. Кроме того, ему было сообщено, что граждане проходившие службу в ЧВК «Вагнер» и участвовавшие в СВО выплат за государственные награды не выплачиваются.

В соответствии с положениями пункта 3 Указа Президента РФ от <дата обезличена><номер обезличен> «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу», выплата единовременного поощрения лицу, проходящему (проходившему) федеральную государственную службу, осуществляется государственным органом, представившим его к поощрению или награждению, в месячный срок со дня издания правового акта Российской Федерации о поощрении или награждении данного лица.

Субъектам Российской Федерации с учетом положений статьи 1 Федерального закона от <дата обезличена> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статьи 48 Федерального закона от <дата обезличена> № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» предоставлено право в пределах своих полномочий и при наличии возможности, устанавливать за счет собственных средств дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, проживающих на их территории.

С целью установления дополнительных социальных гарантий для участников специальной военной операции в <адрес обезличен> принят <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-кз «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей» (Закон <номер обезличен>-кз).

Участнику специальной военной операции награжденному государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции, в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-кз «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей» выплачивается единовременное социальное пособие в размере 1000000 рублей.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатами единовременного социального пособия, единовременного социального пособия в связи со смертью участника специальной военной операции и единовременной денежной выплаты на погребение, в размерах, установленных <адрес обезличен>, осуществляется за счет средств бюджета <адрес обезличен>, предусмотренных на эти цели законом <адрес обезличен> о бюджете <адрес обезличен> на соответствующий финансовый год и плановый период.

Назначение и выплата единовременного социального пособия осуществляется в соответствии с Порядком предоставления дополнительных социальных гарантий участникам специальной военной операции и мер социальной поддержки членам их семей», утвержденным постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-п (Порядок).

Порядок определяет механизм предоставления дополнительных социальных гарантий в виде единовременного социального пособия, выплачиваемого участникам специальной военной операции, проводимой на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с <дата обезличена> и на территориях <адрес обезличен> и <адрес обезличен> с <дата обезличена>, получившим увечье (ранение, травму, контузию) при выполнении задач в ходе специальной военной операции и (или) награжденным государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции, а также иных мер социальной поддержки.

В соответствии с положениями пункта 7 Порядка назначение и выплата единовременного социального пособия осуществляется в заявительном порядке Министерством труда и социальной защиты населения <адрес обезличен>.

Для назначения и выплаты единовременного социального пособия, в соответствии с пунктом 9 Порядка, участник специальной военной операции, награжденный государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции, либо его законный представитель или доверенное лицо подает в Министерство труда и социальной защиты населения <адрес обезличен> заявление по форме, утверждаемой приказом министерства труда и социальной защиты населения <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>, содержащей отрывную расписку-уведомление о приеме документов), к которому прилагаются следующие документы:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность участника специальной военной операции;

2) документ, подтверждающий регистрацию участника специальной военной операции по месту жительства на территории <адрес обезличен>, по месту пребывания на территории <адрес обезличен> (для участников специальной военной операции, не имеющих регистрации по месту жительства), или документ, подтверждающий прохождение участником специальной военной операции военной службы на территории <адрес обезличен>, на дату начала специальной военной операции;

3) документ, подтверждающий регистрацию мобилизованного гражданина по месту жительства на территории <адрес обезличен>, по месту пребывания на территории <адрес обезличен> (для мобилизованных граждан, не имеющих регистрации по месту жительства) на дату призыва на военную службу по мобилизации;

4) документ, подтверждающий участие в специальной военной операции;

5) документ, выданный военным комиссариатом <адрес обезличен>, подтверждающий заключение добровольцем контракта (контрактов) об участии в специальной военной операции общей продолжительностью не менее 6 месяцев и направление его военным комиссариатом <адрес обезличен> для участия в специальной военной операции;

6) документ, подтверждающий заключение участником специальной военной операции контракта о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации);

7) документ о награждении участника специальной военной операции государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции.

В соответствии с положениями пункта 15 Порядка заявление и документы, предусмотренные пунктам 9 настоящего Порядка, могут быть поданы в министерство участником специальной военной операции либо его законным представителем или доверенным лицом лично либо могут быть направлены в министерство посредством почтовой связи (заказным письмом).

В свою очередь, доказательств обращения истца и/или его представителя в адрес Министерства труда и социальной защиты населения <адрес обезличен> и иных ответчиков, в соответствии с требованиями пунктов 9, 15 Порядка предоставления дополнительных социальных гарантий участникам специальной военной операции и мер социальной поддержки членам их семей», утвержденного постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-п, суду не представлено.

Обращения истца в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от <дата обезличена><номер обезличен> и от <дата обезличена><номер обезличен>, перенаправленные для рассмотрения и подготовки ответа в <адрес обезличен> и в Министерство труда и социальной защиты населения <адрес обезличен> (л.д. 85-91), не подтверждают факт обращения истца и/или его представителя за получением единовременной выплаты за государственную награду - медаль «За отвагу» как федерального, так и регионального значения в установленном законом порядке.

Таким образом, оснований для признания незаконными действий Министерства труда и социальной защиты населения по <адрес обезличен>, Комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес обезличен>, выраженных в отказе в принятии документов для единовременной выплаты за государственную награду – медаль «За отвагу», не имеется.

Рассматривая требований о признании права ФИО1 на получение единовременной выплаты за государственную награду как федерального так и регионального значения, обязании выплатить единовременную выплату за государственную награду, суд приходит к следующему.

Единовременное социальное пособие гражданам, награжденным государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции, установленное Законом <номер обезличен>-кз, выплачивается следующим категориям граждан:

- граждане Российской Федерации, проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, лица, проходящие (проходившие) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, имеющие (имевшие) специальные звания полиции, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции, местом жительства (службы) которых на дату начала специальной военной операции являлся <адрес обезличен>;

- граждане Российской Федерации, местом жительства которых на дату начала специальной военной операции являлся <адрес обезличен>, заключившие контракт (контракты) об участии в специальной военной операции общей продолжительностью не менее 6 месяцев и направленные военным комиссариатом <адрес обезличен> для участия в специальной военной операции;

- граждане Российской Федерации, местом жительства которых на дату начала специальной военной операции являлся <адрес обезличен>, заключившие контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации), участвующие (участвовавшие) в специальной военной операции;

- граждане Российской Федерации, проживающие на территории <адрес обезличен>, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен> «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».

Иные категории граждан, не поименованные в Законе <номер обезличен>-кз, право на выплату единовременного социального пособия не имеют, в том числе граждане, выполнявшие боевые задачи в специальной военной операции в составе ЧВК «Вагнер».

Следовательно требования истца о признании за ним права на региональную выплату и обязание министерства финансов <адрес обезличен> выплатить за счет средств казны <адрес обезличен> в пользу ФИО1 единовременную выплату за государственную награду -медаль «За отвагу» являются незаконными и не подлежат удовлетворению.

Также не подлежат удовлетворению требования истца об обязании Российской Федерации выплатить за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 единовременную выплату за государственную награду медаль «За отвагу».

Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей является Федеральный закон от <дата обезличена> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от <дата обезличена> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от <дата обезличена> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

При этом, согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от <дата обезличена> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», к военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы (п. 2 ст. 2 Федерального закона от <дата обезличена> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

Специфика юридической природы государственной награды как исключительной меры государственного поощрения за особо значимые заслуги предполагает признание за субъектами, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в данной сфере, достаточно широкой свободы усмотрения как в вопросах построения государственной наградной системы Российской Федерации на конкретном историческом этапе, так и в вопросах наделения лиц, награжденных государственными наградами, дополнительными правами и привилегиями в конкретных правоотношениях. Вместе с тем при установлении соответствующих прав и привилегий, в том числе более высокого уровня мер социальной поддержки, субъекты нормотворческой деятельности связаны требованиями Конституции Российской Федерации, вытекающими, в частности, из конституционных принципов равенства и справедливости, не допускающих введения не имеющих объективного и разумного оправдания различий в правовом положении лиц, относящихся к одной категории.

Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при осуществлении правового регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость нормотворческой политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (постановления от <дата обезличена><номер обезличен>-П, от <дата обезличена><номер обезличен>-П, от <дата обезличена><номер обезличен>-П, от <дата обезличена><номер обезличен>-П, Определение от <дата обезличена><номер обезличен>-О и др.).

В соответствии с положениями Указа Президента РФ от <дата обезличена><номер обезличен> «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу», федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, прокурорским работникам, сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, а также лицам, уволенным с федеральной государственной службы и представленным к поощрению или награждению в период ее прохождения, при награждении медалями Российской Федерации выплачивается единовременное поощрение в размере пяти окладов месячного денежного содержания.

Согласно пункту 3 Указа <номер обезличен> выплата единовременного поощрения лицу, проходящему федеральную государственную службу, осуществляется государственным органом, представившим его к поощрению или награждению, в месячный срок со дня издания правового акта Российской Федерации о поощрении или награждении данного лица.

Пунктами 2, 3 Указа предусмотрено, что единовременное поощрение выплачивается исходя из размеров должностного оклада (оклада по воинской должности) и оклада за классный чин (оклада по воинскому званию, доплаты за классный чин, оклада за дипломатический ранг, оклада за классный чин юстиции, оклада за специальное звание, доплаты за специальное звание), установленных на дату издания правового акта Российской Федерации о поощрении или награждении; выплата единовременного поощрения лицу, проходящему федеральную государственную службу, осуществляется государственным органом, представившим его к поощрению или награждению, в месячный срок со дня издания правового акта Российской Федерации о поощрении или награждении данного лица.

Соответствующее поощрение - единовременная выплата, предусмотренная Указом Президента РФ от <дата обезличена><номер обезличен>, производится лишь действующим сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу.

Указ Президента РФ от <дата обезличена><номер обезличен> не содержит каких-либо указаний, которые позволяли бы сделать вывод о возможности выплаты единовременного поощрения лицам, не проходящих федеральную государственную службу и не являющимся военнослужащими.

Таким образом, истец, принимавший участие в специальной военной операции в составе ЧВК «Вагнер», не относится к категории лиц, указанных в Указе Президента РФ от <дата обезличена><номер обезличен>, в связи с чем, у ФИО1 отсутствует право на получение за счет средств казны Российской Федерации единовременной выплаты за государственную награду медаль «За отвагу».

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты населения <адрес обезличен>, комитету труда и социальной защиты населения администрации <адрес обезличен>, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Министерству финансов <адрес обезличен>, о признании действий Министерства труда и социальной защиты населения по <адрес обезличен>, Комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес обезличен>, выраженных в отказе в принятии документов для единовременной выплаты за государственную награду – медаль «За отвагу», незаконными; признании за ФИО1 право на получение единовременной выплаты за государственную награду - медаль «За отвагу» как федерального, так и регионального значения; обязании Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации выплатить за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 единовременную выплату за государственную награду - медаль «За отвагу»; обязании Министерства финансов <адрес обезличен> выплатить за счет средств казны <адрес обезличен> в пользу ФИО1 единовременную выплату за государственную награду медаль «За отвагу» в соответствии с <адрес обезличен><номер обезличен>-кз от <дата обезличена>, - отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <дата обезличена>.

Судья Н.А. Радионова