Тогучинский районный суд Новосибирской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Тогучинский районный суд Новосибирской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-225/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 марта 2010 года г. Тогучин
Тогучинский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Демичевой Н.Ю.,
при секретаре Гановичевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тогучинского района Новосибирской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования сельского совета Тогучинского района Новосибирской области,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тогучинского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации МО сельсовета Тогучинского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер к разработке местной программы безопасности дорожного движения основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог; утверждению перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня
автомобильных дорог необщего пользования местного значения; установлению стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; утверждению нормативов затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Просил обязать администрацию МО сельсовета разработать и утвердить местную программу безопасности дорожного движения; основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог; утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения, утвердить нормативы затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что в результате проведенной в августе 2009 года прокурорской проверки было установлено, что в МО сельсовета не разработана и не принята муниципальная программа обеспечения безопасности дорожного движения; основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
17 августа 2009 года и.о. прокурора Тогучинского района главе МО сельсовета внесено представление с требованием разработать местную программу безопасности дорожного движения; основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог; утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения; установить стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; утвердить нормативы затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии с ответом главы МО сельсовета от 18.12.2009г. местные программы обеспечения безопасности дорожного движения не принимались; основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения не принимались; стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения не устанавливались; нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели не утверждались.
Ссылаясь на положения ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г., ст. 10 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.2009 «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом № 257- ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», а также Устав МО сельсовета, заявитель указывает на полномочия администрации МО сельсовета в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, в том числе в обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения путем разработки местных программ, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.
В связи с чем, прокурор района, действуя согласно ст. 45, 254 ГПК РФ, обратился с данным заявлением в суд.
В судебном заседании помощник прокурора Панасенко А.Л. требования заявления поддержала в полном объеме.
Глава администрации МО сельсовета Ш.В.В. в судебном заседании пояснил, что с заявлением прокурора согласен, ему необходимо время для разработки указанных программ, также пояснил, что дороги их муниципальному образованию никем не передавались, те дороги, которые имеются в границах сельсовета относятся к улицам села, а остальные находятся в ведении Территориального управления автомобильных дорог, по их селу автобусы не ездят, а потому не имеется необходимости в установлении остановки транспорта.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, представленные суду доказательства, дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему:
В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.2009г. «О безопасности дорожного движения» в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.
В соответствии с Федеральным законом №257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно Уставу МО сельсовета (ст.27) к полномочиям администрации МО сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Неисполнение данных обязанностей влечет ухудшение состояния дорог, возникновение опасности ДТП.
Согласно ч.1 ст. 77 Федерального закона №131-ФЗ, органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Судебным разбирательством установлено, что в августе 2009 года прокуратурой Тогучинского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки было установлено, что муниципальным образованием сельсовета не принята программа обеспечения безопасности дорожного движения, не разработаны основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог; не устанавливалась стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, не утверждались нормативы затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог
местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на
указанные цели.
В связи с чем, и.о. прокурора района 17.08.2009 года главе муниципального образования сельсовета Ш.В.В. было принесено представление с требованием разработать местную программу безопасности дорожного движения; основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог; утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения; установить стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; утвердить нормативы затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (л.д.7).
Судом установлено, что главой муниципального образования сельсовета требования представления прокурора не выполнены до настоящего времени, о чем свидетельствует ответ главы сельсовета (л.д.6). Данные обстоятельства глава сельсовета Ш.В.В. не отрицал и в судебном заседании.
При таких обстоятельствах неисполнение администрацией муниципального образования сельсовета обязанности в осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, возложенной на нее вышеуказанными Федеральными законами и Уставом муниципального образования сельсовета суд признает бездействием.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является принуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах, поскольку факт бездействия администрации муниципального образования сельского совета Тогучинского района Новосибирской области в исполнении своих обязанностей в осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, нашел свое подтверждение, то заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, суд с учетом характера данного дела, объема тех действий, которые следует совершить администрации МО сельсовета в целях устранения в допущенного нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, полагает необходимым возложить на администрацию МО сельсовета обязанность в срок до 10 апреля 2010 года разработать и утвердить местную программу безопасности дорожного движения; основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог; утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения, утвердить нормативы затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 254 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Тогучинского района Новосибирской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования сельсовета Тогучинского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер к разработке местной программы безопасности дорожного движения основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог; утверждению перечня
автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня
автомобильных дорог необщего пользования местного значения; установлению
стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к
автомобильным дорогам общего пользования местного значения; утверждению
нормативов затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог
местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на
указанные цели - незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования сельсовета Тогучинского района Новосибирской области разработать и утвердить местную программу безопасности дорожного движения; основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог; утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения, утвердить нормативы затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели в срок до 10 апреля 2010 года.
Обязать администрацию муниципального образования сельсовета Тогучинского района Новосибирской области сообщить суду об исполнении данного решения суда не позднее чем до 15 апреля 2010 года.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Судья /подпись/ Демичева Н.Ю.
Копия верна.
Судья -
Секретарь -