...
2–2251/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2018 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Черных О.Г.,
при секретаре Погребковой Л.С.,
с участием представителя истца ФИО1, действующей по доверенности №1648 от 19.03.2018, сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску администрации Города Томска к УФССП России по Томской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Города Томска обратилась в суд с иском к УФССП России по Томской области (далее по тексту – УФССП России по ТО) об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование иска указано, что судебными приставами-исполнителями Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Томской области возбуждены исполнительные производства №42539/18/70024-ИП от 10.07.2018, №34973/18/70024-ИП от 15.06.2018 и №32031/18/70024-ИП от 07.06.2018. По данным исполнительным производствам судебными приставами вынесены постановления от 18.07.2018, от 25.06.2018 и от 20.06.2018 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб., по каждому исполнительному производству. По мнению истца, имеются основания для освобождения его от уплаты исполнительских сборов по следующим основаниям. По решению Советского районного суда г. Томска по делу 2-1201/2018 администрация г. Томска должна предоставить А вне очереди жилое помещение. 20.07.2018 администрация г. Томска направила ходатайство в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области о выделении денежных средств на исполнение решения суда о предоставлении А жилья, о чем был извещен судебный пристав-исполнитель письмом от 13.07.2018. Департамент по вопросам семьи и детей Томской области своим письмом от 17.07.2018 указал, что для обеспечения А жилым помещением предусмотрены лимиты бюджетных обязательств в размере 1462500 руб. Денежные средства для приобретения жилья А выделены только 17.07.2018, поэтому истец не имел возможности исполнить указанное решение ранее выделения внебюджетных трансфертов для такой цели. По решению Советского районного суда г. Томска по делу №2-984/2018 администрация г. Томска обязана была предоставить жилое помещение К вне очереди. 07.07.2018 администрация г. Томска направила ходатайство в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области о выделении денежных средств на исполнение решения суда о предоставлении ФИО2 жилья. Департамент по вопросам семьи и детей Томской области своим письмом от 19.06.2018 указал, что для обеспечения К жилым помещением предусмотрены лимиты бюджетных обязательств в размере 1462500 руб. Денежные средства для приобретения жилья К выделены только 19.06.2018, и, следовательно, истец не имел возможности исполнить указанное решение ранее выделения внебюджетных трансфертов для такой цели, о чем был извещен судебный пристав-исполнитель письмом от 19.06.2018. По решению Советского районного суда г. Томска по делу №2-1102/2018 администрация г. Томска должна вне очереди предоставить жилое помещение С 29.05.2018 администрация г. Томска направила ходатайство в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области о выделении денежных средств на исполнение решения суда о предоставлении С. жилья. Департамент по вопросам семьи и детей Томской области своим письмом от 07.06.2018 указал, что для обеспечения С жилым помещением предусмотрены лимиты бюджетных обязательств в размере 1462500 руб. Истцом судебному приставу-исполнителю было направлено письмо от 13.06.2018 в котором указал, что в настоящее время разрабатывается проект документации для проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта. Таким образом, судебные приставы-исполнители обладали достаточными сведениями от должника о невозможности исполнить требования, указанных в исполнительных документах, в установленный срок, о предпринятых мерах. Единственным возможным способом исполнения решений Советского районного суда по делам 2-1201/2018, №2-984/2018 и №2-1102/2018 – это приобретение в собственность МО «Город Томск» жилых помещений, но в силу Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ такое приобретение возможно только посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков. Запрет на начало осуществления процедуры планирования до момента доведения лимитов денежных средств прямо предусмотрено ст. 7 ФЗ №44. Максимальная цена муниципального контракта для приобретения жилого помещения для исполнения судебного акта о предоставлении жилого помещения лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 1462500 руб. 03.08.2018 в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области направлено письмо №4977 с просьбой предусмотреть дополнительно для исполнения решений суда межбюджетные трансферты в размере 2116215 руб. для исполнения 45 решений суда, в том числе, решений Советского районного суда г. Томска по делам 2-1201/2018, №2-984/2018 и №2-1102/2018. Вместе с тем, в бюджет города указанные денежные средства на настоящий день не поступили. В 2018 году истцу из областного бюджета предоставлена субвенция в размере 52531494,87 руб. и указанных денежных средств не достаточно для формирования специализированного жилого фонда для обеспечения жилыми помещениями всех лиц, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно письмам комитета жилищной политики администрации г. Томска от 02.08.2018 №1367 и от 10.07.2018 №1197 по состоянию на 01.01.2018 в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включено 516 человек, право на получение жилого помещения возникло и не реализовано у 185 человек. В 2018 году право на получение жилого помещения возникает еще у 57 человек. Истец предпринял все зависящие от него меры, чтобы исполнить судебные решения по предоставлению жилых помещений А, К и С Таким образом, истец полагает, что постановления о взыскании исполнительских сборов вынесены судебным приставом-исполнителем без учета вины истца, который предпринимал все необходимые меры для своевременного исполнения решений суда, и не сделал этого в срок по уважительным причинам, поскольку жилых помещений в собственности МО «Город Томск», свободных от прав третьих лиц, не имеется, для их приобретения необходимы значительные денежные средства, которые должны быть предоставлены из бюджетов других уровней.
Просят освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб. по исполнительному производству №42539/18/70024-ИП от 10.07.2018, взысканного с администрации г. Томска на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП и ИОВИП УФССП по Томской области от 18.07.2018; освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб. по исполнительному производству №34973/18/70024-ИП от 15.06.2018, взысканного с администрации г. Томска на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП и ИОВИП УФССП по Томской области от 25.06.2018; освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб. по исполнительному производству №32031/18/70024-ИП от 07.06.2018, взысканного с администрации г. Томска на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП и ИОВИП УФССП по Томской области от 20.06.2018.
Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что аукцион на приобретение жилых помещений для их предоставления их А, К и С объявлены не были ранее, поскольку увеличилась стоимость одного квадратного метра жилого помещения, в связи с чем было направлено в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области ходатайство о выделении дополнительных средств на приобретение жилья. После поступления дополнительных денежных средств был объявлен аукцион – 14.09.2018, однако на сегодняшний день заявок по нему нет. Считает, что ими предприняты все возможные меры для исполнения решений судов.
Ответчик в суд не явился, был извещен о дате рассмотрения дела.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Согласно ч.ч.11 и 12 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 03.08.2018, далее по тексту – Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст.112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 ст.112 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ, размер исполнительского сбора для должника-организации в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера составляет пятьдесят тысяч рублей.
Частью 6 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ, закреплено право должника обратиться в суд в частности с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3. ст.112 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7 ст.112 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ).
В силу п.1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: виновное невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя. Однако размер штрафного взыскания – поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации. При этом правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с ч.7 ст.112 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ и п.1 ст.401 ГК РФ, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 №2201-О).
Таким образом, по смыслу приведенных законодательных положений и их толкования Конституционным Судом Российской Федерации, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
При этом лицо, требующее освободить от взыскания исполнительского сбора должно доказать, что им были предприняты все необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, неисполнение (несвоевременное исполнение) связано с причинами, не зависящими от его воли.
Судом установлено, что вступившим 03.07.2018.2018 в законную силу решением Советского районного суда г. Томска от 25.05.2018 по делу 2-1201/2018, исковые требования прокурора Кировского района г.Томска, предъявленные в интересах А к администрации г. Томска о понуждении к предоставлению жилого помещения, удовлетворены. Решением постановлено: «Обязать администрацию г. Томска предоставить А, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженцу ... благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилым помещений, находящееся на территории Муниципального образования «город Томск», отвечающего санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 25 кв.м.».
Судебным приставом-исполнителем МОСП и ИОВИП УФССП по Томской области на основании исполнительного листа ФС№020125137 от 04.07.2018, выданного Советским районным судом г. Томска по делу 2-1201/2018 от 03.07.2018 возбуждено исполнительное производство №42539/18/70024-ИП от 10.07.2018. Предмет исполнения - обязать администрацию г. Томска предоставить А, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженцу ... благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилым помещений, находящееся на территории Муниципального образования «город Томск», отвечающего санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 25 кв.м.
В п.3 постановления судебного пристава-исполнителя от 10.07.018 разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предусмотренный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, с должника будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.
Согласно входящему штампу, имеющемуся на постановлении, его копия поступила должнику 10.07.2018 вх. №2346-п.
Таким образом, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в интересах взыскателя А истекал 15.07.2018 (воскресенье, переносится на понедельник - 16.07.2018).
03.07.2018 администрацией г. Томска в адрес Департамента по вопросам семьи и детей Томской области за исх. №4281 направлено ходатайство о выделении денежных средств на исполнение решения Советского районного суда г. Томска о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в отношении А
Администрацией г. Томска в адрес судебного пристава-исполнителя МОСП и ИОВИП УФССП по Томской области было направлено письмо от 13.07.2018 исх. №4507 (до окончания срока добровольного исполнения, установленного судебным приставом-исполнителем), что также подтверждается списком отправленной корреспонденции за 13.07.2018, согласно которому во исполнение решения Советского районного суда г. Томска о предоставлении А по договору найма жилых помещений специализированного жилищного фонда в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области муниципального образованию «город Томск» направлено ходатайство о выделении денежных средств. По состоянию на 11.07.2018 денежные средства в бюджете муниципального образования «Город Томск» не поступали. Для фактического исполнения решения Советского районного суда г. Томска 2-1201/2018 от 22.05.2018 необходимо 1462500 руб.
17.07.2018 от Департамента по вопросам семьи и детей Томской области за исх. №58-02-1655 поступил ответ на ходатайство администрации г. Томска от 03.07.2018 №4281, согласно которому муниципальному образованию «город Томск» предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на исполнение решений Советского районного суда г. Томска, в том числе в отношении А (решение от 25.05.2018 по делу 2-1201/2018) в размере 1462,5 тыс. руб.
Как указано в ответе Комитета жилищной политики администрации г. Томска от 02.08.2018 №1367 на запрос администрации г. Томска от 23.07.2018 №1347-с, согласно уведомлению по расчетам между бюджетами, денежные средства на исполнение решения Советского районного суда г. Томска в отношении А предусмотрены .... В настоящее время разрабатывается проект документации для проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения А
Судом установлено, что признано представителем истца в процессе, что требования исполнительного листа ФС№020125137 от 04.07.2018, выданного Советским районным судом г. Томска по делу 2-1201/2018 от 03.07.2018, не исполнены.
Вступившим 05.06.2018 в законную силу решением Советского районного суда г. Томска от 26.04.2018 по делу №2-984/2018 исковые требования прокурора Советского района г.Томска, предъявленные в интересах К к администрации г. Томска о понуждении к предоставлению жилого помещения, удовлетворены. Решением постановлено: «Обязать администрацию г. Томска предоставить К, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженке ..., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилым помещений, находящееся на территории Муниципального образования «город Томск», отвечающего санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 25 кв.м.».
Судебным приставом-исполнителем МОСП и ИОВИП УФССП по Томской области на основании исполнительного листа ФС№020143689 от 05.06.2018, выданного Советским районным судом г. Томска по делу №2-984/2018 от 05.06.2018 возбуждено исполнительное производство №34973/18/70024-ИП от 15.06.2018. Предмет исполнения - обязать администрацию г. Томска предоставить К, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженке ..., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилым помещений, находящееся на территории Муниципального образования «город Томск», отвечающего санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 25 кв.м.
В п.3 постановления судебного пристава-исполнителя от 15.06.018 разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предусмотренный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, с должника будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.
Согласно входящему штампу, имеющемуся на постановлении, его копия поступила должнику 15.06.2018 вх. №2037.
Таким образом, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в интересах взыскателя К истекал 20.06.2018.
07.06.2018 администрацией г. Томска в адрес Департамента по вопросам семьи и детей Томской области за исх. №3680 направлено ходатайство о выделении денежных средств на исполнение решения Советского районного суда г. Томска о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в отношении К
19.06.2018 от Департамента по вопросам семьи и детей Томской области за исх. №58-02-1440 поступил ответ на ходатайство администрации г. Томска от 07.06.2018 №3680, согласно которому муниципальному образованию «город Томск» предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на исполнение решений Советского районного суда г. Томска, в том числе в отношении К (решение от 26.04.2018 по делу №2-984/2018) в размере 1462,5 тыс. руб.
Администрацией г. Томска в адрес судебного пристава-исполнителя МОСП и ИОВИП УФССП по Томской области было направлено письмо от 19.06.2018 исх. №3918 (до окончания срока добровольного исполнения, установленного судебным приставом-исполнителем), что также подтверждается списком отправленной корреспонденции за 20.06.2018, согласно которому во исполнение решения Советского районного суда г. Томска о предоставлении К по договору найма жилых помещений специализированного жилищного фонда в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области муниципального образованию «город Томск» направлено ходатайство о выделении денежных средств. По состоянию на 19.06.2018 денежные средства в бюджете муниципального образования «Город Томск» не поступали. Для фактического исполнения решения Советского районного суда г. Томска №2-984/2018 необходимо 1462500 руб.
Как указано в ответе Комитета жилищной политики администрации г. Томска от 10.07.2018 №1197 на запрос администрации г. Томска от 02.07.2018 №1225-с, К 05.10.2016 была включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей решением администрации Советского района г. Томка №1308. Информация о включении К в Список под №489 была передана в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области 12.01.2017. В 2018 году администрации г. Томска для осуществления государственных полномочий предусмотрено ассигнований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в размере 52531494,87 руб. для приобретения жилых помещений в количестве 29 квартир. По состоянию на 01.01.2018 в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа включено 516 человек, право на получение жилого помещения возникло и не реализовано у 185 человек. Также в течение 2018 года право на получение жилого помещения приобретут еще 57 человек, состоящих в Списке. Таким образом, потребность городского округа в денежных средствах для приобретения жилых помещений детям-сиротам в 2018 году составляет 436834200 руб., тогда как размер фактически выделенной субвенции составляет 52531494,87 руб. (12%). Таким образом, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, включенных в Список и имеющих право на обеспечение жилыми помещениями финансирование не является достаточным. Денежные средства для обеспечения К жилым помещением в соответствии со Списком не выделялись. Во исполнение решения Советского районного суда г. Томска о представлении К по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в адрес Департамента по вопросам семьи и детей Томской области было направлено ходатайство о выделении денежных средств. Денежные средства на исполнение решения Советского районного суда г. Томска предусмотрены 07.06.2018. В настоящее время разрабатывается проект документации для проведения электронных аукционов на право заключения муниципального контракта в целях предоставления благоустроенных жилых помещений К
Судом установлено, признано представителем истца в процессе, что требование исполнительного листа ФС№020143689 от 05.06.2018, выданного Советским районным судом г. Томска по делу №2-984/2018, не исполнены.
Вступившим 24.05.2018 в законную силу решением Советского районного суда г. Томска от 16.04.2018 по делу №2-1102/2018 исковые требования прокурора Октябрьского района г. Томска, действующего в интересах С, удовлетворены. Решением постановлено: «Возложить на администрацию г. Томска обязанность предоставить С, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилым помещений, находящееся на территории Муниципального образования «город Томск», отвечающего санитарно-техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 25 кв.м.».
Судебным приставом-исполнителем МОСП и ИОВИП УФССП по Томской области на основании исполнительного листа ФС№020142750 от 24.05.2018, выданного Советским районным судом г. Томска по делу №2-1102/2018 от 24.05.2018 возбуждено исполнительное производство №32031/18/70024-ИП от 07.06.2018. Предмет исполнения - возложить на администрацию г. Томска обязанность предоставить С, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилым помещений, находящееся на территории Муниципального образования «город Томск», отвечающего санитарно-техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 25 кв.м.
В п.3 постановления судебного пристава-исполнителя от 07.06.018 разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предусмотренный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, с должника будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.
Согласно входящему штампу, имеющемуся на постановлении, его копия поступила должнику 09.06.2018 вх. №1909.
Таким образом, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в интересах взыскателя С истекал 14.06.2018.
29.05.2018 администрацией г. Томска в адрес Департамента по вопросам семьи и детей Томской области за исх. №3367 направлено ходатайство о выделении денежных средств на исполнение решения Советского районного суда г. Томска о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в отношении С
07.06.2018 от Департамента по вопросам семьи и детей Томской области за исх. №58-02-1343 поступил ответ на ходатайство администрации г. Томска от 29.05.2018 №3367, согласно которому муниципальному образованию «город Томск» предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на исполнение решений Советского районного суда г. Томска, в том числе в отношении С в размере 1462,5 тыс. руб.
Администрацией г. Томска в адрес судебного пристава-исполнителя МОСП и ИОВИП УФССП по Томской области было направлено письмо от 13.06.2018 исх. №3781 (до окончания срока добровольного исполнения, установленного судебным приставом-исполнителем), что подтверждается списком отправленной корреспонденции на 14.06.2018, согласно которому во исполнение решения Советского районного суда г. Томска о предоставлении С по договору найма жилых помещений специализированного жилищного фонда Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области муниципального образованию «город Томск» предусмотрены лимиты бюджетных обязательств в сумме 1465,5 тыс. руб. В настоящее время разрабатывается проект документации для проведения электронных аукционов на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенных жилых помещений в целях предоставления С. Для фактического исполнения решения Советского районного суда г. Томска по делу №2-1102/2018 необходимо 1462500 руб.
Как указано в ответе Комитета жилищной политики администрации г. Томска от 10.07.2018 №1197 на запрос администрации г. Томска от 02.07.2018 №1225-с, С26.09.2017 была включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей решением администрации Октябрьского района г. Томка №2014. Информация о включении С в Список под №469 была передана в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области 10.10.2017. В 2018 году администрации г. Томска для осуществления государственных полномочий предусмотрено ассигнований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в размере 52531494,87 руб. для приобретения жилых помещений в количестве 29 квартир. По состоянию на 01.01.2018 в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа включено 516 человек, право на получение жилого помещения возникло и не реализовано у 185 человек. Также в течение 2018 года право на получение жилого помещения приобретут еще 57 человек, состоящих в Списке. Таким образом, потребность городского округа в денежных средствах для приобретения жилых помещений детям-сиротам в 2018 году составляет 436834200 руб., тогда как размер фактически выделенной субвенции составляет 52531494,87 руб. (12%). Таким образом, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, включенных в Список и имеющих право на обеспечение жилыми помещениями финансирование не является достаточным. Денежные средства для обеспечения С жилым помещением в соответствии со Списком не выделялись. Во исполнение решения Советского районного суда г. Томска о предоставлении С по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в адрес Департамента по вопросам семьи и детей Томской области было направлено ходатайство о выделении денежных средств. Денежные средства на исполнение решения Советского районного суда г. Томска предусмотрены 19.06.2018. В настоящее время разрабатывается проект документации для проведения электронных аукционов на право заключения муниципального контракта в целях предоставления благоустроенных жилых помещений С
Судом установлено, признано представителем истца в процессе, что требование исполнительного листа ФС№020142750 от 24.05.2018, выданного Советским районным судом г. Томска по делу №2-1102/2018, не исполнено.
Судебными приставами-исполнителями МОСП и ИОВИП УФССП по Томской области вынесены постановления от 18.07.2018, от 25.06.2018 и от 20.06.2018 о взыскании с должника – администрации г. Томска - исполнительского сбора: по исполнительному производству №42539/18/70024-ИП от 10.07.2018 в размере 50000 руб.; по исполнительному производству №34973/18/70024-ИП от 15.06.2018 в размере 50000 руб.; по исполнительному производству №32031/18/70024-ИП от 07.06.2018 в размере 50000 руб., поскольку исполнительные документы должником - администрацией г. Томска в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены.
Доводы стороны истца о том, что должником предпринимались действия, направленные на исполнение требований исполнительных листов, в ходе судебного заседания нашли свое подтверждение.
Согласно письма администрации г. Томска от 03.08.2018 №4977, направленного в адрес Департамента по вопросам семьи и детей Томской области, должник просил рассмотреть вопрос о предоставлении дополнительных средств субвенции в размере 47025 руб. для приобретения одного благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку изменилась стоимость 1 кв.м. во втором полугодии 2018 года.
Как пояснила представитель истца в процессе, в настоящее время поступили дополнительные денежные средства на приобретение жилья на основании письма от 03.08.2018 №4977. Администрация г. Томка 14.09.2018 объявила электронные аукционы на приобретения жилья для АК и С Срок окончания подачи заявок на их участие – 28.09.2018. На 19.09.2018 заявки на участие в аукционах не поступили.
Данные обстоятельства подтверждаются извещениями о проведении электронных аукционов от 14.09.2018, в которых указан срок начала аукционов – 04.10.2018 (три электронных аукциона) на приобретение благоустроенного жилого помещения в черте населенного пункта г. Томска в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа; срок окончания подачи заявок на аукционы – 28.09.2018, что также следует из п.п. 28,29,30 Документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения в г. Томска в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
В опровержение позиции истца о наличии исключительных обстоятельств не исполнения требований исполнительного листа в срок добровольного исполнения, установленного судебными приставами-исполнителями, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств не представлено.
Проанализировав представленные доказательства, исходя из субъектного состава участников исполнительного производства, длительности неисполнения требований исполнительных документов, причин их неисполнения, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Так, отсутствие жилых помещений, которые могли бы быть предоставлены взыскателям по спорным исполнительным производствам, подтверждается имеющейся в деле перепиской.
Суд учитывает, что для исполнения решений суда о предоставлении жилых помещений в полном объеме необходимо произвести следующие этапы: формирование плана закупок и плана-графика закупок, подготовка и размещение документации для проведения электронного аукциона, процедура проведения электронных торгов, заключение муниципальных контрактов, приемка приобретенных жилых помещений в соответствии со сроками, установленными Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ, регистрация права собственности МО «Город Томск» в Управлении Росреестра по Томской области, а также принятие в казну Города Томска, подготовка и согласование распоряжения о распределении приобретенных жилых помещений и передача в районные администрации для непосредственного предоставления, заключение договоров найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, что требует значительного количества времени.
При этом суд также учитывает и то, что администрация г. Томска является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 03.08.2018), данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 №471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, в том числе при оказании услуги, связанной с недвижимым имуществом.
Таким образом, отношения по приобретению товаров для муниципальных нужд регулируются ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это единственный предусмотренный законом порядок приобретения товаров и услуг для муниципальных нужд. Иного порядка приобретения товаров и услуг (в том числе жилых помещений в целях реализации отдельных государственных полномочий) законом не предусмотрено.
Приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подпадает под действие указанного Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, в связи с чем сам процесс приобретения недвижимого имущества в силу действующего законодательства является длительным, поскольку связан с прохождением ряда процедур, определенных указанным Законом.
С учетом того, что администрацией г. Томска предпринимаются необходимые меры для исполнения решений Советского районного суда г. Томска, неисполнение требований исполнительных документов в установленный судебными приставами-исполнителями сроки не было вызвано виновным противоправным поведением должника, а само непредоставление жилых помещений в данном случае нельзя признать уклонением должника от исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах суд считает, что имеются основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора по всем трем исполнительным производствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации города Томска к УФССП России по Томской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию города Томска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № №32031/18/70024-ИП от 07.06.2018, взысканного с администрации Города Томска на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП РФ по Томской области от 20.06.2018.
Освободить администрацию города Томска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству №34973/18/70024-ИП от 15.06.2018, взысканного с администрации Города Томска на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП РФ по Томской области от 25.06.2018.
Освободить администрацию города Томска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству №42539/18/70024-ИП от 10.07.2018, взысканного с администрации Города Томска на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП РФ по Томской области от 18.07.2018.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.
Судья:
... ... ... ... |
...
...