ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2251/2016 от 11.05.2016 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-2251/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 11 мая 2016 года

Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Федореева Е.В.,

с участием истца ФИО2,

представителя ответчика КГКУ «Служба заказчика Минстроя края» ФИО7,

представителя третьего лица министерства строительства Хабаровского края ФИО8,

при секретаре Бузыкиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к краевому государственному казенному учреждению «Служба заказчика министерства строительства <адрес>» о возложении обязанности по устранению нарушений строительства жилого дома

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению «Служба заказчика министерства строительства <адрес>» (далее – КГКУ «Служба заказчика <адрес>») о возложении обязанности по устранению нарушений строительства жилого дома, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ ему актом приема-передачи жилого помещения передан <адрес> в <адрес>. Указанный дом предоставлен как мера социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории <адрес> в августе - сентябре 2013 г, во исполнение государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ-ЧС. В течение двух лет проживания в доме им был выявлен ряд недостатков строительства, за устранением которых он обращался как к застройщику ООО «Антикор», так и к государственному заказчику КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства края», в добровольном порядке указанные лица не восстановили его нарушенные права. В связи с обращением в органы прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой края совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора по краю, лаборатории ЛНИ, ФБУ «ЦГЭ в <адрес>», КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства края», Комитета госстройнадзора и экспертизы <адрес>, Управления регионального государственного контроля и лицензирования <адрес> осуществлен выезд по адресу <адрес>. В ходе осмотра жилых помещений установлены повреждения (отслоения) лакокрасочного покрытия, обоев, сухие следы от протечек на стенах, по периметру потолка темные пятна, полы холоднее к периметру, на окнах конденсат. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище. Органы государственной власти в пределах своих полномочий согласно ст. 2 ЖК РФ обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем строительства жилых помещений, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства. Пунктом 6.2.9. Государственной целевой программы <адрес> «Развитие жилищного строительства в <адрес>», утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр, предоставление мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории <адрес> в августе - сентябре 2013 г. (далее - пострадавшие граждане), реализуется в форме, в том числе, предоставления пострадавшим гражданам жилых помещений, путем строительства или приобретения жилых помещений и их дальнейшего предоставления пострадавшим гражданам. Ответственным исполнителем программы является министерство строительства <адрес>. Поручением Президента Российской Федерации № Пр-2425 от ДД.ММ.ГГГГ к Правительству Российской Федерации во исполнение п. 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, Амурской и Магаданской областей, <адрес>» определена необходимость установления единственных исполнителей, с которыми заинтересованные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключат соответствующие государственные контракты на выполнение работ по строительству нового жилья для граждан, пострадавших от наводнения в 2013 году, поступившее на исполнение в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Уставом Краевого государственного казенного учреждения «Служба заказчика министерства строительства <адрес>» определена цель деятельности - осуществление государственных функций заказчика и застройщика при строительстве объектов и государственных функций по размещению государственного заказа на объекты. Учреждение на основании распоряжения министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственного задания КГКУ «Служба заказчика <адрес>» на 2014 год» определено, как государственный заказчик на строительство жилых помещений для граждан-собственников жилья, пострадавших от наводнения. Распоряжением министра строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Учреждению во исполнение протокола заседания Правительственной комиссии по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, Амурской и Магаданской областей, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, протокола заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ поручено заключать государственные контракты на строительство жилья в интересах граждан, являющимся собственниками утраченных жилых помещений, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года в <адрес>. В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Прокуратурой и контролирующими органами выявлены нарушения установленных санитарных и технических правил и норм, допущенные в процессе строительства. Таким образом, КГКУ «Служба заказчика министерства строительства <адрес>» как государственным заказчиком не принят комплекс мер по обеспечению его, как пострадавшего гражданина жилым помещением, отвечающим требованиям законодательства. В связи с чем, просит возложить на КГКУ «Служба заказчика министерства строительства <адрес>» обязанность принять меры к устранению нарушений строительства жилого <адрес> в <адрес>.

В судебном заседании истец ФИО1, поддержал требования в полном объеме, просил удовлетворить, уточнив требования, просил обязать ответчика произвести утепление цоколя, текущий ремонт поверхности стен, ремонт (замену) предохранительного клапана бойлера, устранить отклонение опоры ЛЭП жилого <адрес> в <адрес>.

Представитель ответчика ФИО3 исковые требования к КГКУ «Служба заказчика <адрес>» не признала по основаниям изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица министерства строительства <адрес>ФИО4 полагала, что оснований для удовлетворения требований истца к КГКУ «Служба заказчика <адрес>» не имеется.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Как установлено ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. При этом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человекам и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительности власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ истец является долевым собственником жилого <адрес>В по <адрес> в <адрес>.

Согласно акту приема-передачи ООО «Антикор» (исполнитель), КГКУ «Служба заказчика <адрес>» (государственный заказчик) указанный жилой дом передан ФИО1, ФИО5, ФИО6ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный дом предоставлен истцу как мера социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории <адрес> в августе - сентябре 2013 года, во исполнение государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ-ЧС, заключенного между КГКУ «Служба заказчика <адрес>» и ООО «Антикор», на выполнение комплекса работ по строительству, проектированию, проведению экспертизы проектной документации, получению разрешительной документации и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «Двадцать девять (29) индивидуальных домов по <адрес> в <адрес>» передачу построенных жилых помещений гражданам, признанных пострадавшими в результате наводнения.

Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Антикор» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.

Согласно представленным заключениям, информациям, актам управления Роспотребнадзора по <адрес>, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>, министерства строительства <адрес>, комитета государственного строительного надзора и экспертизы <адрес> в ходе осмотра помещений жилого <адрес>В по <адрес> в <адрес> установлены повреждения (отслоения) лакокрасочного покрытия, обоев, сухие следы от протечек на стенах, по периметру потолка темные пятна, полы холоднее к периметру, на окнах конденсат, измеренная температура воздуха в туалете не соответствует требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», имеют место неблагоприятные условия, ставшие следствием сжатых сроков строительства и несоблюдения правил эксплуатации, а именно: вследствии несоблюдения технологии окраски стен (п.п. 3.22 - 3.28 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-87 «Изоляционные и отделочные покрытия») произошло отслоение краски в санузле и ванной комнате; неисправность предохранительного клапана электрического бойлера является браком изготовителя; в процессе проектирования неправильно определено сопротивление теплопередачи фундаментной плиты, что привело к образованию мостика холода в месте примыкания к наружным стенам и, как следствие, образованию темных пятен по низу помещений; натяжение провода электроснабжения (СИП) могло явиться следствием неправильного расчета глубины котлована опоры.

Согласно актам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ выездного осмотра комиссии КГКУ «Служба заказчика <адрес>», <адрес>, по выявлению недостатков в строительстве жилых домов в ходе осмотра помещений жилого <адрес>В по <адрес> в <адрес> комиссией установлено: по результатам замеров температуры поверхностей внутренних ограждающих конструкций (стены, потолок, пол) кухни и остальных комнат составляет +19°С; зафиксировано наличие следов промерзания углов по плинтусу и трещины штукатурки на стене в кухне, в ванной неисправность предохранительного клапана на бойлере; отслоение краски в санузле и кухне; в связи с отклонением от вертикальной оси опоры ЛЭП произошло натяжение провода СИП, комиссией предложено: произвести утепление цоколя, текущий ремонт поверхности стен, ремонт (замену) предохранительного клапана бойлера, устранить отклонение опоры ЛЭП.

Указанные выше недостатки по дому В по <адрес> сторонами не оспаривались.

Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно требованиям п.п. 1, 2, 3 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять, в том числе требования санитарного законодательства.

Частью 4 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В силу ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по обеспечению результативности, целевому характеру использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В силу положений, закрепленных в ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Как установлено в судебном заседании жилой <адрес>В по <адрес> в <адрес> в настоящее время не соответствует санитарным и техническим правилам, указанные нарушения возникли в связи с недостатками в строительстве дома, для устранения которых необходимо произвести утепление цоколя, текущий ремонт поверхности стен, ремонт (замену) предохранительного клапана бойлера, устранить отклонение опоры ЛЭП.

Поскольку исполнитель по государственному контракту ООО «Антикор» является банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, суд приходит к выводу, что обязанность по устранению недостатков, выявленных по жилому дому, в котором проживает истец, лежит на государственном заказчике, т.е. на КГКУ «Служба заказчика <адрес>».

Согласно ст. 12 ГК РФ способы устранения как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом могут заключаться как в запрещении деятельности, создающей такую опасность, так и в возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность.

Так, статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты права, как присуждение к исполнению в натуре.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требованиями действующего законодательства предусмотрена обязанность ответчика, как государственного заказчика, обеспечить их выполнение, однако ответчиком не исполнена, в связи с чем, суд полагает, что требования истца в указанной части правомерны, и подлежат удовлетворению.

Суд принимает доводы представителя ответчика, изложенные в письменных возражениях, однако основанием для неисполнения установленных требований и договорных обязательств, указанные доводы не являются.

Принимая во внимание, что устранение выявленных выше нарушений требует определенных финансовых затрат, значительного объема времени, суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, приходит к выводу установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, учитывая также, что ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением в порядке ст. 203 ГПК РФ, о предоставлении отсрочки исполнения решения при наличии доказательств, подтверждающих конкретные обстоятельства невозможности исполнения решения в установленный срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к краевому государственному казенному учреждению «Служба заказчика министерства строительства <адрес>» о возложении обязанности по устранению нарушений строительства жилого дома - удовлетворить.

<адрес>вое государственное казенное учреждение «Служба заказчика министерства строительства <адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

- произвести утепление цоколя, текущий ремонт поверхности стен, ремонт (замену) предохранительного клапана бойлера, устранить отклонение опоры ЛЭП жилого <адрес> в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца с момента вынесения решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В. Федореев

Решение в окончательной форме изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.В. Федореев