ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КИРОВА
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по гражданскому делу №2-2251/2022
(43RS0001-01-2022-002991-85)
<...> 24 мая 2022 года
Ленинский районный суд г.Кирова в составе:
председательствующего судьи Шамриковой В.Н.,
при секретаре судебного заседания Шакая Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Немского района в интересах РФ и неопределённого круга лиц к КОГКУ «Кировский центр лесного хозяйства» об обязании устранить нарушения лесного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Немского района обратился в суд с иском в интересах РФ и неопределённого круга лиц к КОГКУ «Кировский центр лесного хозяйства» об обязании устранить нарушения лесного законодательства. В обосновании иска указано, чтопрокуратурой Немского района проведена проверка исполнения лесного законодательства при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда на территории Немского района. В ходе проведенной проверки установлено, что лесничими Немского лесничества допускаются факты нарушения сроков осмотра лесосек, пройденных рубкой. На момент проверки в установленные законом сроки на территории Немского участкового лесничества Немского лесничества не осмотрены 53 лесосеки, пройденные рубкой по договорам аренды в 2020 году, на территории Осиновского участкового лесничества Немского лесничества не осмотрены 7 лесосек, пройденных рубкой по договорам аренды в 2020 году. Для устранения выявленных нарушений прокуратурой Немского района в адрес руководителя КОГКУ «Кировский центр лесного хозяйства» 01.02.2022 внесено представление, по результатам рассмотрения нарушения лесного законодательства не устранены. Несвоевременное принятие лесосек не позволяет своевременно реализовывать мероприятия, предусмотренные проектами освоения лесов, в том числе направленные на выполнение мероприятий по искусственному лесовосстановлению вырубленных лесных насаждений, а также мероприятия, направленные на проведение агротехнических уходов за лесными культурами, что ставит под угрозу реализацию национального проекта «Экология». Истец просит возложить на КОГКУ «Кировский центр лесного хозяйства» обязанность организовать проведение в срок до 01.09.2022 в соответствии с Порядком осмотра лесосеки, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 №367, осмотр лесосек, пройденных рубкой по договорам аренды лесных участков: Немское лесничество, Осиновское участковое лесничество, ООО «Вятский фанерный комбинат»: кв. 29 выдел 5, выдел 10, выдел 12, кв. 52 выдел 21, кв. 77 выдел 13, кв. 203 выдел 21, кв. 199 выдел 1,
- Немское лесничество, Немское участковое лесничество, ООО «Ярослав»: кв. 65, выдел 24, кв. 76, выдел 20, кв. 49 выдел 6, кв. 52 выдел 16, кв.67 выдел 13, кв. 75 выдел 33, кв. 76 выдел 10, выдел 11, кв. 53 выдел 6, кв. 66 выдел 31, кв. 49 выдел 13, кв. 65 выдел 7, выдел 9, выдел 11, кв. 55 выдел 11, выдел 12, кв. 63 выдел 32, кв. 49 выдел 15, кв. 52, выдел 42,
- Немское лесничество, Немское участковое лесничество, ООО «Вятский фанерный комбинат»: кв. 92, выдел 12, выдел 14, кв. 93 выдел 20, кв. 82 выдел 7, кв. 98, выдел 21, кв. 98 выдел 35, кв. 91 выдел 10, кв. 91 выдел 12, кв. 97 выдел 13, кв. 101 выдел 10, кв. 99 выдел 8, кв. 99 выдел 51, кв. 99 выдел 64, кв. 99 выдел 54, кв. 144, выдел 16, кв. 142, выдел 15, кв. 142 выдел 23, кв. 131 выдел 12, кв. 115 выдел 7, кв. 115 выдел 11, кв. 123 выдел 3, кв. 121 выдел 4, кв. 108 выдел 9, кв. 141 выдел 32, кв. 77 выдел 34, кв. 109 выдел 32, кв. 119 выдел 13, кв. 117, выдел 21, кв. 117 выдел 32, кв. 135 выдел 9, кв. 107 выдел 14, кв. 125 выдел 6, кв. 139 выдел 6, кв.131 выдел 12, кв. 131 выдел 1.
В судебном заседании ст.помощник прокурора Ленинского района г.Кирова Микрюков В.В. доводы и требования, изложенные в иске, поддержал, настаивал на удовлетворении требований. Срок исполнения обязанностей указан с учетом периода проведения работ. Перенос срока может повлечь нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Представитель ответчика КОГКУ «Кирвоский центр лесного хозяйства» ФИО1 по доверенности в судебном заседании исковые требования признал, однако указал, что исполнить решение в срок указанный прокурором не представляется возможным в связи с погодными условиями, и не укомплектованностью штата лесничих, поддержал все изложенное в отзыве.
Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Кировской области ФИО2 в судебном заседании полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поддержала все изложенное в письменном возражении, доводы ответчика. Не согласна так же по срокам устранения нарушений, целесообразно перенести данный срок на следующий год.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации регламентировано, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного - фонда.
Федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора.
Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной^ безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений, за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней (ст. 96 ЛК РФ).
В судебном заседании установлено, что министерство лесного хозяйства Кировской области в соответствии с пунктом 1.1 Положения о министерстве лесного хозяйства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 № 145/167 (далее по тексту - Положение), является исполнительным органом государственной власти Кировской области межотраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сферах лесных отношений и лесной промышленности, в функции которого входит осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, указанных в п. 11 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда).
В целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Кировской области в сфере лесных отношений создано КОГКУ «Кировлесцентр», которое находится в ведении министерства лесного хозяйства Кировской области.Согласно п. 2.1 Устава КОГКУ «Кировлесцентр» учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Кировской области в сфере лесных отношений.
Для достижения указанных целей КОГКУ «Кировлесцентр» осуществляет следующие основные виды деятельности по проведению организационной и технической работы по организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства (п. 2.2 Устава). В частности, КОГКУ «Кировлесцентр» осуществляет приемку выполненных работ по охране, защите и воспроизводству лесов от лиц, использующих леса (п. 2.2.16 Устава), проведение осмотров лесосек после завершения лесосечных работ в целях проверки соблюдения условий договора купли-продажи лесных насаждений (п. 2.2.15 Устава), осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах в рамках предоставленных полномочий (п. 2.2.8 Устава), обеспечение надзора за соблюдением гражданами и юридическим лицами Правил заготовки древесины, Правил лесовосстановления, и иных обязательных требований, установленных лесным законодательством, установление виновных лиц, привлечение их к ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
Прокуратурой Немского района проведена проверка исполнения лесного законодательства при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда на территории Немского района.
В ходе проведенной проверки установлено, что лесничими Немского лесничества допускаются факты нарушения сроков осмотра лесосек, пройденных рубкой.
На момент проверки в установленные законом сроки на территории Немского участкового лесничества Немского лесничества не осмотрены 53 лесосеки, пройденные рубкой по договорам аренды в 2020 году, на территории Осиновского участкового лесничества Немского лесничества не осмотрены 7 лесосек, пройденных рубкой по договорам аренды в 2020 году.
Для устранения выявленных нарушений прокуратурой Немского района в адрес руководителя КОГКУ «Кировский центр лесного хозяйства» 01.02.2022 внесено представление, по результатам рассмотрения нарушения лесного законодательства не устранены.
Приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367 утвержден порядок осмотра лесосеки, в соответствии с которым осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.
В силу пункта 5 Приложения №4 к Приказу Минприроды России от 27.06.2016 №367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки» в случае заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период, но не позднее 6 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ.
В силу требований пункта 6 Приложения № 4 к Приказу Минприроды России от 27.06.2016 N 367 в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период, но не позднее 2 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ.
На территории РФ реализуется национальный проект «Экология», в рамках которого на территории Кировской области реализуется региональный проект «Сохранение лесов Кировской области».
Несвоевременное принятие лесосек не позволяет своевременно реализовывать мероприятия, предусмотренные проектами освоения лесов, в том числе направленные на выполнение мероприятий по искусственному лесовосстановлению вырубленных лесных насаждений, а также мероприятия, направленные на проведение агротехнических уходов за лесными культурами, что ставит под угрозу реализацию национального проекта «Экология».
Учитывая, что нарушение сроков осмотров мест рубок лесных насаждений является причиной освобождения лиц, осуществляющих заготовку древесины от административной ответственности за сроками давности и ответственности, предусмотренной договорами аренды лесных участков за неочистку лесосек и другие нарушения при заготовке древесины, является одной из причин малоэффективной деятельности лесничих и лесных отделов по выявлению незаконных рубок лесных насаждений, что нарушает интересы Российской Федерации и право граждан на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу об обоснованности требований природоохранного прокурора и удовлетворении исковых требований с установлением срока для осмотра лесосек до 01.09.2022 года.
Довод ответчика о невозможности исполнения решения суда в установленный срок, судом отклоняется, так как является лишь предположением ответчика, выявленные нарушения носят длящийся характер, требования заявлены по договорам, заключенным в 2020 году.
Ссылка на погодные условия, численность штата, отсутствием лесничих, не освобождает ответчика от исполнения обязательств, которые возложены на него законом, и неисполнение которых длится с 2020 года.
Кроме того, в ходе исполнения решения, ответчик вправе обратиться с заявлением о продлении срока (отсрочке исполнения решения суда) при наличии соответствующих обстоятельств и предоставления доказательств о начале выполнения возложенных обязательств и реально существующей невозможности исполнения в установленный срок возложенных обязательств по решению суда.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Немского района в интересах РФ и неопределённого круга лиц к КОГКУ «Кировский центр лесного хозяйства» - удовлетворить.
Возложить на Кировское областное государственное казенное учреждение «Кировский центр лесного хозяйства» обязанность организовать проведение в срок до 01.09.2022 в соответствии с Порядком осмотра лесосеки, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 №367, осмотр лесосек, пройденных рубкой по договорам аренды лесных участков:
- Немское лесничество, Осиновское участковое лесничество, ООО «Вятский фанерный комбинат»: кв. 29 выдел 5, выдел 10, выдел 12, кв. 52 выдел 21, кв. 77 выдел 13, кв. 203 выдел 21, кв. 199 выдел 1,
- Немское лесничество, Немское участковое лесничество, ООО «Ярослав»: кв. 65, выдел 24, кв. 76, выдел 20, кв. 49 выдел 6, кв. 52 выдел 16, кв.67 выдел 13, кв. 75 выдел 33, кв. 76 выдел 10, выдел 11, кв. 53 выдел 6, кв. 66 выдел 31, кв. 49 выдел 13, кв. 65 выдел 7, выдел 9, выдел 11, кв. 55 выдел 11, выдел 12, кв. 63 выдел 32, кв. 49 выдел 15, кв. 52, выдел 42,
- Немское лесничество, Немское участковое лесничество, ООО «Вятский фанерный комбинат»: кв. 92, выдел 12, выдел 14, кв. 93 выдел 20, кв. 82 выдел 7, кв. 98, выдел 21, кв. 98 выдел 35, кв. 91 выдел 10, кв. 91 выдел 12, кв. 97 выдел 13, кв. 101 выдел 10, кв. 99 выдел 8, кв. 99 выдел 51, кв. 99 выдел 64, кв. 99 выдел 54, кв. 144, выдел 16, кв. 142, выдел 15, кв. 142 выдел 23, кв. 131 выдел 12, кв. 115 выдел 7, кв. 115 выдел 11, кв. 123 выдел 3, кв. 121 выдел 4, кв. 108 выдел 9, кв. 141 выдел 32, кв. 77 выдел 34, кв. 109 выдел 32, кв. 119 выдел 13, кв. 117, выдел 21, кв. 117 выдел 32, кв. 135 выдел 9, кв. 107 выдел 14, кв. 125 выдел 6, кв. 139 выдел 6, кв.131 выдел 12, кв. 131 выдел 1.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Ленинский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья В. Н. Шамрикова
Мотивированное решение изготовлено 30.05.2022
Судья В. Н. Шамрикова
Решение30.05.2022