Дело №2-2252/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2018 года г.Махачкала
Федеральный суд Советского района г.Махачкалы РД в составе: председательствующего судьи Атаева Э.М., при секретаре судебных заседаний ФИО2, с участием помощников прокурора г.Махачкалы ФИО5, ФИО6, ФИО4, ответчиков - представителя Администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности в деле ФИО7, представителя МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» по доверенности ФИО8, председателя Правления ЖСК «Строй-Сервис» ФИО9 и его представителя по доверенности ФИО10, представителя ООО СК «Бастион» ФИО11, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ГОсВД «город Махачкала», «Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы», ЖСК «Строй-Сервис», ООО «Строительная компания «Бастион», третьим лицам – Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Дагестан, Управлению по вопросам координации капитального строительства Администрации г.Махачкалы о признании недействительными правовых актов органа местного самоуправления и обязании приостановить незаконное строительство,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы», ФИО1, ЖСК «Строй-Сервис», ООО «Строительная компания «Бастион», третьему лицу – Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Дагестан о признании недействительными правовых актов органа местного самоуправления и обязании приостановить незаконное строительство, в обоснование исковых требований указывая, что прокуратурой города в связи с рассмотрением поступившего из Администрации Главы и Правительства РД обращения ФИО3 о незаконном строительстве многоквартирного жилого дома по <адрес> проведена проверка исполнения градостроительного законодательства.
В ходе проверки установлено, что в районе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № ООО «Строительная компания «БАСТИОН» (генеральный подрядчик) на основании договора строительного подряда, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ЖСК «Строй-Сервис» (заказчик), начато строительство 9-этажного многоквартирного жилого дома. В настоящее время ведутся работы по возведению 2 этажа железобетонного каркаса.
Строительство данного многоквартирного жилого дома осуществляется на основании постановления и.о. главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка ФИО1 и разрешении проектирования и строительства 5-этажного многоквартирного двухподъездного жилого дома».
В последующем Врио главы <адрес> принято постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№», которым ФИО1 согласовано проектирование и строительство 9-ти этажного многоквартирного двухподъездного жилого дома с подземной парковкой в цокольной части на собственном земельном участке площадью 1 640 кв.м. по <адрес>, в районе <адрес>. Управлением архитектуры и градостроительства <адрес> утвержден градостроительный план № земельного участка с кадастровым номером №.
На основании указанных постановлений и градостроительного плана, Управлением по вопросам координации капитального строительства администрации <адрес> ЖСК «Строй-Сервис» ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение № на строительство 9-этажного многоквартирного жилого дома с подземной парковкой в цокольной части.
Проверкой установлено, что указанные правовые акты приняты с нарушением градостроительного законодательства и подлежат признанию недействительными в соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ.
Постановления и.о. главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка ФИО1 и разрешении проектирования и строительства 5-этажного многоквартирного двух подъездного жилого дома» и Врио главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№» приняты в нарушение ст.46 Градостроительного кодекса РФ, без разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта планировки данной территории, без проведения публичных слушаний с участием граждан.
Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности. Их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства.
Однако, администрацией <адрес>, при принятии оспариваемых постановлений и выдаче градостроительного плана № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, вышеуказанные требования закона нарушены.
Градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, разработанный Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> и согласованный главным архитектором <адрес> (далее -градостроительный план), в нарушение требований градостроительного законодательства не утвержден в установленном порядке.
Исходя из взаимосвязанных положений ст.ст.7, 14 и 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.4 ст.3, п.3 ч.3 ст.8 и ч.1 ст.32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки поселения, городского округа относится к вопросам местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления поселения, городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) являются комплексным нормативным правовым актом, разработанным исполнительными органами местного самоуправления в соответствии с требованиями федерального и регионального градостроительного законодательства, местных нормативных правовых актов при участии депутатов представительного органа местного самоуправления и иных заинтересованных лиц (входящих в комиссию по подготовке проекта), а также мнением местного населения, выраженным путем проведения публичных слушаний, что следует из положений ст.ст.1, 3 и 8 главы 4 (статьи 30-40) ГрК РФ.
При подготовке градостроительного плана земельного участка нарушены обязательные требования строительных норм и правил - СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» от ДД.ММ.ГГГГ№, утвержденных приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*), и Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила землепользования и застройки <адрес>).
Согласно п.2 градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ№, градостроительным регламентом данной зоны, в соответствии со ст.34 вышеуказанных Правил, является зона Ж2 - зона многоквартирной средне этажной жилой застройки 4-8 этажей, что подтверждается также информацией Управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Вместе с тем, в нарушение ст.34 Правил, градостроительный план указанного земельного участка подготовлен под строительство 9-ти этажного многоквартирного двухподъездного жилого дома с подземной парковкой в цокольной части.
Минимальные размеры земельных участков для размещения средне этажного жилого дома составляют, в соответствии указанными Правилами землепользования и застройки <адрес>, 1,31 кв.м. на 1 кв.м. общей площади жилых помещений дома.
Согласно п.3.2 положительного заключения экспертизы ООО «Дагэкспертиза» от ДД.ММ.ГГГГ№ общая площадь квартир в данном доме составляет 6170,4 кв.м.
Следовательно, исходя из расчета по определению площади земельного участка согласно настоящим Правилам землепользования и застройки <адрес>, минимальная площадь земельного участка, на котором планируется строительство, должна составлять не менее 8083,2 кв.м. (6170,4 кв.м. * 1.31 кв.м.).
Имеют также место и нарушения в части подготовки чертежа градостроительного плана земельного участка, требования по заполнению которой предусмотрены приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка».
В частности, в градостроительном плане указанного земельного участка не отражены: схема расположения земельного участка в окружении смежно-расположенных земельных участков; красные линии; обозначение и экспликация существующих (на дату формирования градостроительного плана) объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство; места допустимого размещения объекта капитального строительства; точки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением сетей электроснабжения и др.
В силу п.2. ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо предоставление градостроительного плана.
Учитывая, что градостроительный план земельного участка под строительство данного жилого дома выдан в нарушение требований градостроительного законодательства, соответственно, и разрешение от ДД.ММ.ГГГГ №.№ на строительство 9-ти этажного многоквартирного двух подъездного жилого дома с земной парковкой в цокольной части по <адрес>, в районе <адрес> противоречит требованиям градостроительного законодательства и подлежит признанию недействительным.
В то же время, строительство 9-этажного многоквартирного жилого дома осуществляется без отступа по границе земельного участка ДОУ «Детский сад №», что нарушает требования пункта 5.5* (расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживании следует принимать табл. 6*) и Приложения 1 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* (извлечение СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* прилагаются). Нормируемый разрыв должен быть не менее 6,0 метров.
Кроме того, согласно требованиям ст.ст. 1, 30, 38, 44 ГрК РФ, ст.90 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», приказа Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Свода Правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», в целях соблюдения требований пожарной безопасности, размеры и параметры размещения объектов недвижимого имущества на земельном участке должны осуществляться с соблюдением норм пожарной безопасности, в том числе предусмотрев площадку для разворота пожарной техники в размере не менее 15 х 15 м.
Таким образом, продолжение строительства данного многоквартирного жилого дома с вышеуказанными нарушениями законодательства чревато негативными последствиями, начатое строительство, а в последующем эксплуатация многоквартирного дома представляют опасность жизни и здоровью, как для несовершеннолетних воспитанников детского сада, так и неопределенного круга лиц.
Предъявление иска обусловлено необходимостью защиты интересов Российской Федерации, заключающихся в строгом соблюдении на территории государства требований федерального законодательства, а также прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников детского сада по <адрес> на благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности.
На основании изложенного в исковом заявлении, просит суд:
1 Признать не соответствующим закону и недействительным постановление и.о. главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка ФИО1 и разрешении проектирования и строительства 5-этажного многоквартирного двух подъездного жилого дома».
2. Признать не соответствующим закону и недействительным постановление Врио главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№».
3. Признать не соответствующим закону и недействительным градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ№, утвержденный МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>».
4. Признать не соответствующим закону и недействительным разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство 9-этажного многоквартирного жилого дома с подземной парковкой в цокольной части, выданное Управлением по вопросам координации капитального строительства <адрес> ЖСК «Строй-Сервис».
5. Обязать ООО «Строительная компания «БАСТИОН» и ЖСК «Строй-Сервис» приостановить строительство 9-этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, до приведения возводимого объекта в соответствие требованиям градостроительного законодательства и получения соответствующих разрешительных документов (разрешения на строительство, градостроительного плана земельного участка и проектной документации), соответствующих требованиям градостроительного законодательства.
В ходе рассмотрения дела, ответчиком - председателем Правления ЖСК «Строй-Сервис» представлены письменные возражения на исковое заявление и дополнения к ним, в которых указано, что исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Оспариваемый градостроительный план земельного участка был разработан и утвержден Управлением архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> на основании представленных ЖСК «СТРОЙ-СЕРВИС» в надлежащем порядке документов, в том числе свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, постановления главы <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ проектная документация объекта капитального строительства получила положительное заключение экспертизы, которая проводилась с учетом все тех же свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, постановления главы <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
В итоге по результатам проведения всех необходимых процедур и согласований ДД.ММ.ГГГГ Управлением по вопросам координации капитального строительства администрации <адрес> ЖСК «СТРОЙ-СЕРВИС» выдано в установленном законом порядке разрешение на строительство.
Более того, ДД.ММ.ГГГГ ЖСК «СТРОЙ-СЕРВИС» в уведомительном порядке направило в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства извещение о начале строительства с приложением полного комплекта правоустанавливающих документов.
В настоящее время ЖСК «СТРОЙ-СЕРВИС» получены технические условия для электрификации объекта капитального строительства.
Кроме того, истцом без уважительных причин пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с требованием об оспаривании указанного решения (постановления от ДД.ММ.ГГГГ№) должностного лица органа местного самоуправления.
Наличие указаний в тексте оспариваемых постановлений И.о. и Вр.и.о. главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ на якобы согласительные процедуры не предполагает излишнего регулирования путем введения дополнительного административного барьера и тем более не нарушает прав застройщика, а лишь формально подтверждает (по факту рассмотрения обращения в администрацию <адрес>) возникшее в силу законных оснований право лица на строительство соответствующего объекта капитального строительства.
В подтверждение основного довода о незаконности выдачи градостроительного плана земельного участка № в исковом заявлении приведены положения статей 42 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) об обязательности проведения публичных слушаний по проекту планировки территории.
При этом в исковом заявлении не приведено обоснования отнесения рассматриваемой спорной ситуации к одному из перечисленных в ст.41 ГрК РФ случаев.
Более того, в силу исключительной нормы ч.17 ст. 46 ГрК РФ, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент выдачи градостроительного плана, в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
В пункте 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление градостроительного плана земельного участка» (утв. Постановлением Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№) установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Заявителем - ЖСК «СТРОЙ-СЕРВИС» в Управление архитектуры и градостроительства <адрес> были представлены все необходимые документы и материалы, на основании которых был разработан и утвержден градостроительный план земельного участка.
Следовательно, является ошибочным довод истца о нарушении требований градостроительного законодательства при утверждении градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№.
Кроме того, истцом не учтено, что ч.2 и п.1 ч.3 ст.34 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» (далее - ПЗЗ), устанавливающие по основному виду разрешенного использования предельное (минимальное) количество этажей зданий, строений, сооружений, и предельные (минимальные) размеры (площадь) земельного участка исходя из расчета нормы минимальной площади земельного участка по отношению к 1 кв.м. общей площади жилых помещений, признаны недействующими решением Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-76/2016, которое в свою очередь отменено Апелляционным Определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-АПГ17-3.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период времени, когда утверждались, выдавались оспариваемые прокуратурой градостроительный план, разрешение на строительство и начался непосредственно сам процесс строительства многоквартирного жилого дома, указанные нормативы ст.34 не имели юридической силы и не могли применяться исполнительным органом местного самоуправления при осуществлении градостроительной деятельности.
Также не обоснована ссылка в исковом заявлении на нарушение требований «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*» (утв. Приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№), поскольку указанный документ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр, утвердившего новый «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*».
Относительно довода искового заявления об имеющемся якобы нарушении ст.34 ПЗЗ (средне этажная жилая застройка 4-8 этажей) следует отметить, что в соответствии с п.«в» 1.6 приложения ФИО13 (обязательное) к «СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» (утв. Приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№), действовавшим в период выдачи градостроительного плана (разрешения на строительство):
- при определении этажности здания учитываются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м;
- при определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие.
Таким образом, с учетом планируемых 8 (восьми жилых) этажей согласно проекту «9-этажного многоквартирного жилого дома с подземной парковкой в цокольной части», сведения, отраженные в градостроительном плане (предельное количество этажей - 9) соответствуют указанным требованиям «СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» и, соответственно, ст.34 ПЗЗ.
На основании изложенного в возражениях на исковое заявление и в дополнениях к возражениям, просил суд в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых не нормативно-правовых актов незаконными, отказать.
Ответчиком ФИО1, в ходе рассмотрения дела, также представлены письменные возражения на исковое заявление, согласно которым он считает требования прокуратуры незаконными, надуманными и несвоевременными. Из материалов дела усматривается, что ЖСК «СТРОЙ-СЕРВИС» на основании правоустанавливающих документов на земельный участок в надлежащем, процедурном порядке получил соответствующую разрешительную документацию для возведения жилого многоквартирного дома. По имеющимся у него сведениям о фактах выдачи оспариваемой прокуратурой разрешительной документации всевозможным контролирующим и надзирающим уполномоченным органам власти стало известно еще как минимум с февраля 2017 года, когда ЖСК «СТРОЙ-СЕРВИС», с приложением необходимых документов, непосредственно уведомило Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Дагестан о начале строительства дома. Аналогичные исковые требования уже подавались в Советский районный суд <адрес> строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Дагестан, по результатам рассмотрения которых было принято решение об отказе в удовлетворении иска. Он не имеет отношения к настоящему спору, тем более в качестве соответчика, поскольку земельный участок под строящимся домом продан им еще в конце 2015 года. Соответственно он является ненадлежащим ответчиком в рамках настоящего дела. На основании изложенного в возражениях на исковое заявление, просил суд рассмотреть дело без его участия, в удовлетворении исковых требований прокуратуры отказать и исключить его из числа ответчиков, в связи с отсутствием к нему требований материального - правового характера.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО1 с согласия истца исключен из числа ответчиков по делу.
В судебном заседании представители истца помощники прокурора <адрес>ФИО4, ФИО5, ФИО6, исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить их по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика - Администрации ГОсВД «<адрес>» по доверенности в деле ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что ранее, вступившим в законную силу решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» и другим с требованиями: признать недействительными и отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ и разрешения на строительство от 09.02.2017г. № года отказано, полагая, что оно имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора, просил отказать в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в полном объеме.
Представитель ответчика - МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» по доверенности в деле ФИО8 в судебном заседании исковые требования не признал, по аналогичным доводам, заявленным представителем Администрации ГОсВД «<адрес>» в удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объеме.
Представитель ответчика - председатель Правления ЖСК «Строй-Сервис» ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признал, по доводам, изложенным в возражениях и дополнениях к возражениям, просил отказать в удовлетворении иска прокурора <адрес> отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО9 по доверенности – ФИО10 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчика ООО СК «Бастион» по доверенности ФИО11 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Третье лицо – Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Дагестан, будучи извещено о времени и месте рассмотрения дела, представителя не направило, уважительность причин его не явки не сообщило, в связи с чем, определено рассмотреть дело в его отсутствие, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Привлеченное судом в качестве третьего лица к участию в деле Управление по вопросам координации капитального строительства Администрации <адрес>, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направило, сведений уважительности не явки не сообщило, в связи с чем, определено рассмотреть дело в его отсутствие, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения сторон, допросив специалиста, исследовав письменные материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ч.1 ст.56 ГПК РФ).
В соответствии со ст.57 ГПК РФ доказательства по гражданскому делу представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст.12 ГК РФ).
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации.
На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Как следует из искового заявления прокурора <адрес>, в ходе проверке ими установлено, что в районе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000054:7053, начато строительство 9-этажного многоквартирного, на основании Постановления и.о. главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка ФИО1 и разрешении проектирования и строительства 5-этажного многоквартирного 2 (двух) подъездного жилого дома», в последующем измененного постановлением Врио главы <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№», которые прокуратура считает принятыми в нарушение градостроительного законодательства и подлежащими признанию недействительными.
Так, в соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В соответствии со ст.36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В ст.1 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) регламентированы основные принципы земельного законодательства, в том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиям законодательства.
В ст.42 ЗК РФ закреплена обязанность собственников земельных участков использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В соответствии с положениями п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу положений ст.ст. 30, 32, 37 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) вид разрешенного использования земельного участка представляет собой использование землепользователем земли в соответствии с градостроительными регламентами. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч.3 ст.37 ГрК РФ).
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии со ст.8 ЗК РФ перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц. Изменение правового режима использования земель подразумевает изменение совокупности правовых норм, регулирующих отношения по использованию таких участков.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N48 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части": - "Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений".
В соответствии со ст.3 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N8 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О нормативно-правовых актах Республики Дагестан" нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной Законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение и гарантированных государством.
Таким образом, оспариваемые истцом Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка ФИО1 и разрешении проектирования и строительства 5-этажного многоквартирного 2 (двух) подъездного жилого дома», в последующем измененного постановлением Врио главы <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№», и не содержит непосредственно в себе общеобязательных правил поведения, но являются условием для применения иных, чем прежде, правовых норм, федеральных законов.
Согласно п.3 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не допускается перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса РФ действия собственника в отношении принадлежащего ему имущества не должны нарушать права и охраняемые законом интересы иных лиц, а также противоречить закону. Владение и пользование земельными участками, кроме указанных условий, не должно наносить ущерба окружающей природной среде. В соответствии со статьей 263 названного Кодекса право собственника земельного участка возводить на нем здания, строения, сооружения ограничивается условием о необходимости соблюдения градостроительных норм и правил, а также требований об использовании его в соответствии с целевым назначением.
Так, в соответствии с ч.1 ст.42 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно ч.ч. 1, 2 и 3 ст.46 Градостроительного кодекса РФ, решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов, либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
В силу ч.4 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч.ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно требований абз. 3 п.1 ст.4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков, предусматривающего жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и ст.4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Согласно ст.28 Закона N131-ФЗ на публичные слушания должны выноситься вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
В соответствии с ч.2 ст.39 ГрК РФ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Конкретизируя процедуру проведения публичных слушаний законодатель в части 3 этой же статьи указал, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.
Установлено, что постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка ФИО1 и разрешении проектирования и строительства 5-этажного многоквартирного 2 (двух) подъездного жилого дома», и в последующем постановление Врио главы <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№», вынесены в нарушение вышеуказанных норм и в отсутствие проведенных публичных слушаний, в связи с чем, подлежат признанию не соответствующим закону и подлежащими отмене.
На основании вышеизложенного, суд находит несоответствующими закону доводы ответчика ООО «Строительная компания Бастион» и ЖСК «Строй-Сервис», изложенные первым в возражениях и дополнениях к возражениям в части не проведения органом местного самоуправления публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Доводы ответчика – Администрации ГОсВД «<адрес>» о том, что имеется вступившее в силу решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым Минстрою РД отказано в удовлетворении аналогичных требований, в том числе в части признания постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, преюдициального значения при разрешении данного спора не имеет, поскольку субъектный состав по рассматриваемому делу не одинаков.
Разрешая требования истца о признании не соответствующими закону и недействительными градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 05:40:000054:7053 от ДД.ММ.ГГГГ№, утвержденного МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» и разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ на строительство 9-этажного многоквартирного жилого дома с подземной парковкой цокольной части, выданного Управлением по вопросам координации капитального строительства, суд исходит из следующего.
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Статьей 44 Градостроительного кодекса предусмотрена необходимость подготовки градостроительных планов земельных участков применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам, в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, границы земельного участка, информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, а также информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия.
Статьей 46 Градостроительного кодекса установлена обязанность органов местного самоуправления по заявлению физического или юридического лица о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, осуществить в течение тридцати дней со дня поступления обращения подготовку градостроительного плана земельного участка, утверждение и предоставление его бесплатно заявителю.
Из положений частей 1, 2, 4, 19 ст.51 ГрК РФ следует, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Данный документ выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, если земельный участок не указан в ч.5 ст.51 ГрК РФ, на срок, предусмотренный проектом организации строительства.
Частями 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В силу части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ участка, информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и о разрешенном использовании земельного участка, информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на таком земельном участке.
Градостроительный план земельного участка подлежит представлению в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство объекта, поскольку такое разрешение подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, а также для ввода объекта в эксплуатацию (пункт 2 части 7, часть 1 статьи 51, пункт 2 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению физического или юридического лица в тридцатидневный срок обязан подготовить градостроительный план земельного участка, утвердить его и выдать заявителю без взимания платы и без проведения процедуры публичных слушаний.
По смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Согласно п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешения на строительство.
Как усматривается из ч.1 ст.2, ч.1 ст.34, частей 1, 8 ст.37, ст.44 Закона N131-ФЗ, полномочиями по решению вопросов местного значения обладают органы местного самоуправления, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования. В структуре таких органов названа местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), в состав которой могут входить ее отраслевые (функциональные) и территориальные органы. Структура и полномочия органов местного самоуправления муниципального образования определяются в его уставе.
С учетом указанного Администрация <адрес> в лице Управления по вопросам координации капитального строительства является уполномоченным на выдачу разрешения на строительство органом местного самоуправления.
Таким образом, установлено, что оспариваемые истцом градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 05:40:000054:7053 от ДД.ММ.ГГГГ№, утвержденный МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» и разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ на строительство 9-этажного многоквартирного жилого дома с подземной парковкой цокольной части, выданное Управлением по вопросам координации капитального строительства ЖСК «Строй-Сервис» выданы уполномоченными на то органами и с соблюдением требований вышеуказанных законов.
В соответствии с положениями п.2 ч.1 ст.40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно выводам положительного заключения ООО «Дагэкспертиза» № от ДД.ММ.ГГГГ, проектная документация без сметы и результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства « 9-тиэтажный многоквартирный жилой дм с паркингом в районе <адрес> в <адрес>» соответствует требованиям нормативных технических документов.
В целях правильного разрешения заявленных истцом требований в части обязания ООО «Строительная компания «БАСТИОН» и ЖСК «Строй-Сервис» приостановить строительство 9-этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000054:7053, расположенном по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, до приведения возводимого объекта в соответствие требованиям градостроительного законодательства и получения соответствующих разрешительных документов (разрешения на строительство, градостроительного плана земельного участка и проектной документации), соответствующих требованиям градостроительного законодательства, судом по ходатайству истца по делу определением от ДД.ММ.ГГГГ назначена строительно-техническая экспертиза, по результатам произведения которого в суд представлено заключение судебного эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам которого следует, что строящийся многоквартирный двух подъездный жилой дом с подземной парковкой в цокольной части, расположенный в <адрес>, в районе <адрес>, с учетом степени готовности соответствует требованиям строительных, санитарных и противопожарных норм и правил, которые предъявляются к многоквартирным жилым домам с помещениями общественного назначения. Угроза жизни и здоровью граждан на возводимом многоквартирном двух подъездном жилом доме с подземной парковкой в цокольной части, расположенном по адресу: <адрес>, в районе <адрес> отсутствует, так как здание, с учетом степени готовности, соответствует нормативным документам, которые являются частями Национальных стандартов и Сводами Правил, входящими в перечень стандартов, обязательного исполнения, является безопасным конструктивным элементом. Коэффициент застройки многоквартирного двух подъездного жилого дома с подземной парковкой в цокольной части, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес> составляет 0.55, что не превышает нормативный равный 0.6.
Указанное заключение судебной экспертизы, в соответствии с заключениями специалиста Минстроя РД ФИО14, допрошенного в ходе рассмотрения дела, суд находит достаточными и достоверными доказательствами в совокупности, опровергающие требования истца в части признания незаконным строительство возводимого ответчиками ООО «Строительная компания «БАСТИОН» и ЖСК «Строй-Сервис» 9-ти этажного жилого многоквартирного двухподъездного дома, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца в указанной части, у суда не имеется.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему иску были приняты обеспечительные меры в виде запрета ответчикам ООО СК «Бастион» и ЖСК «Строй-Сервис» (а также иным лицам) вести строительные работы на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000054:7053, расположенному по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, до рассмотрения иска по существу и вступления по нему в законную силу судебного акта.
Согласно ч.3 ст.144 ГПК РФ, в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда.
Таким образом, поскольку суд пришел к выводу о необходимости оставления без удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> в части признания незаконными градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство, а также суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования о возложении на ответчиков ООО СК «Бастион» и ЖСК «Строй-Сервис» обязанности приостановить строительство, в силу ч.3 ст.144 ГПК РФ, по вступлении решения суда в законную силу, принятые судом по настоящему делу обеспечительные меры подлежат отмене, поскольку при установленных обстоятельствах, их сохранение является нецелесообразным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ГОсВД «<адрес>», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>», ЖСК «Строй-Сервис», ООО «Строительная компания «Бастион», третьим лицам – Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Дагестан, Управлению по вопросам координации капитального строительства Администрации <адрес> о признании недействительными правовых актов органа местного самоуправления и обязании приостановить незаконное строительство, удовлетворить частично.
Признать не соответствующими закону и недействительными Постановление и.о. главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка ФИО1 и разрешении проектирования и строительства 5-этажного многоквартирного двух подъездного жилого дома» и постановление Врио главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№».
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в части признания не соответствующими закону и недействительными градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 05:40:000054:7053 от ДД.ММ.ГГГГ№, утвержденного МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>», разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство 9-этажного многоквартирного жилого дома с подземной парковкой в цокольной части, выданного Управлением по вопросам координации капитального строительства <адрес> ЖСК «Строй-Сервис» и возложения на ООО «Строительная компания «БАСТИОН» и ЖСК «Строй-Сервис» обязанности приостановить строительство 9-этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000054:7053, расположенного адресу: <адрес>, в районе <адрес>, отказать.
Обеспечительные меры в виде запрета ответчикам ООО СК «Бастион» и ЖСК «Строй-Сервис» (а также иным лицам) вести строительные работы на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000054:7053, расположенному по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, по вступлении решения суда в законную силу, отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной формулировке.
Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2018 года.
Судья Э.М. Атаев