ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2253/19 от 11.06.2019 Кунгурского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-2253/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Кунгур Пермский край 11 июня 2019 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Головковой И.Н.,

при секретаре Лашовой Е.А.,

с участием представителя ответчика МАОУ «Основная общеобразовательная школа № 17 с кадетскими классами» – Сарапульцевой О.Н.,

представителя ответчика администрации г. Кунгура Пермского края – Сидоровой Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к МАОУ «Основная общеобразовательная школа с кадетскими классами», администрации <адрес> края о прекращении нарушений санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> обратилось в суд к МАОУ «Основная общеобразовательная школа с кадетскими классами», администрации <адрес> края о прекращении нарушений санитарного законодательства.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ в отношении МАОУ «Основная общеобразовательная школа с кадетскими классами» (далее МАОУ «ООШ »), осуществляющего деятельность по адресу: <адрес> (юридический и фактический адрес), были выявлены нарушения требований санитарного законодательства, которые в силу абз. 10 ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

По итогам плановой выездной проверки в отношении МАОУ «ООШ » был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.4. КоАП РФ, вынесено постановление -Ц по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

С целью фактического устранения выявленных при проверке нарушений санитарных правил, в том числе СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в соответствии со ст. 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ образовательной организации выдано предписание должностного лица Роспотребнадзора, уполномоченного проводить проверку от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, подлежащие обязательному исполнению.

В соответствии с письмом МАОУ «ООШ » не выполнен пункт предписания со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: на территории общеобразовательной организации не оборудована физкультурно-спортивная зона, что является нарушением требований п. 3.2 СанПиН 2.4.2.2821-10. Указывают, что для исполнения предписания направлена информация в Управление образования <адрес>, разработана проектная документация, проводятся инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические изыскания для строительства, после проведения организационных работ планируется строительство стадиона.

Таким образом, МАОУ «ООШ » не выполнило предписание должностного лица, уполномоченного проводить проверку, тем самым продолжает осуществлять деятельность образовательного учреждения с нарушениями санитарного законодательства.

Согласно Уставу МАОУ «ООШ » является юридическим лицом, вправе иметь обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет в банковских учреждениях, круглую печать со своим наименованием, штамп, приобретает имущественные и неимущественные права, может быть истцом и ответчиком в суде. Образовательная организация отвечает по своим обязательствам в пределах имущества, находящегося в его собственности, и находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Таким образом, МАОУ «ООШ » согласно ст.ст. 48, 56 ГК РФ, статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» несет самостоятельную ответственность за свои действия (бездействия).

Между тем, в силу Устава МАОУ «ООШ » является автономным учреждением, учредителем которого согласно п. 10 Устава является муниципальное образование «<адрес>» в лице администрации <адрес> края.

В адрес Управления образования администрации <адрес> края было направлено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения -ц от ДД.ММ.ГГГГ Управление образования администрации <адрес> края в своем ответе информирует, что «В срок до ДД.ММ.ГГГГ будет разработана и утверждена проектно-сметная документация, после утверждения которой будет решаться вопрос о выделении денежных средств из бюджета <адрес> на строительство нового стадиона для МАОУ «ООШ ». Нарушение будет устранено в срок до ДД.ММ.ГГГГ года».

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которым просит пункт 1 требований изложить в следующей редакции: возложить на МАОУ «ООШ » обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать на территории общеобразовательной организации физкультурно-спортивную зону в соответствии с требованиями п. 3.2 СанПиН 2.4.2.2821-10.

Представитель ответчика - МАОУ «ООШ » в судебном заседании с иском согласилась.

Представитель ответчика - администрации <адрес> края в судебном заседании возражений по исковым требованиям не представила.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

В соответствии с ч.1 ст.46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Согласно ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания.

На основании абз. 6 ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, под благоприятными условиями жизнедеятельности понимается состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.

В соответствии со ст. 11 Закона № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями, в том числе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ в ч. 2 ст.2 предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.

Согласно ст. 69.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам.

В соответствии с ч.3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Судом установлено:

В соответствии с п. 5.1 Положения о Центральном территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 04.07.13 г. № 123, основными задачами Центрального территориального отдела являются осуществление федерального государственного надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.

В отношении МАОУ «Основная общеобразовательная школа с кадетскими классами» (далее МАОУ «ООШ »), осуществляющего деятельность по адресу: <адрес> (юридический и фактический адрес), в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка, в ходе которой были выявлены нарушения санитарного законодательства, предусмотренные СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

ДД.ММ.ГГГГ МАОУ «ООШ » выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроками исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33).

ДД.ММ.ГГГГ в отношении МАОУ «ООШ » составлен протокол об административном правонарушении по ст.6.4 КоАП РФ. Постановлением -Ц от ДД.ММ.ГГГГ МАОУ «ООШ » привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ. (л.д.34-35,36-37).

В силу статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 189 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.

Из информации МАОУ «ООШ », представленной ДД.ММ.ГГГГ в адрес Роспотребнадзора, следует, что учреждением не выполнен пункт предписания со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: на территории общеобразовательной организации не оборудована физкультурно-спортивная зона. Указывают, что для исполнения предписания направлена информация в Управление образования <адрес>, разработана проектная документация, проводятся инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические изыскания для строительства, после проведения организационных работ планируется строительство стадиона. (л.д.42).

В адрес Управления образования администрации <адрес> края было направлено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения -ц от ДД.ММ.ГГГГ Управление образования администрации <адрес> края в своем ответе информирует, что «В срок до ДД.ММ.ГГГГ будет разработана и утверждена проектно-сметная документация, после утверждения которой будет решаться вопрос о выделении денежных средств из бюджета <адрес> на строительство нового стадиона для МАОУ «ООШ ». Нарушение будет устранено в срок до ДД.ММ.ГГГГ года». (л.д.39-41).

Таким образом, в судебном заседании установлен факт неисполнения МАОУ «ООШ » предписания Роспотребнадзора и осуществления образовательной деятельности с нарушениями санитарного законодательства. В связи с чем, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Ответственность за соблюдение санитарных правил и норм при осуществлении образовательным учреждением своей уставной деятельности наряду с образовательным учреждением несет ответственность и администрация <адрес> края, как учредитель образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 2 Закона № 52-ФЗ одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Таким образом, понуждение к исполнению предписаний и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения вышеуказанных конституционных прав граждан.

Суд приходит к выводу, что обязанность по выделению денежных средств для проведения мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства следует возложить на администрацию <адрес> края.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать МАОУ «Основная общеобразовательная школа с кадетскими классами» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарного законодательства, а именно: оборудовать на территории общеобразовательной организации физкультурно-спортивную зону в соответствии с требованиями п. 3.2 СанПиН 2.4.2.2821-10.

Возложить на администрацию <адрес> края обязанность выделить МАОУ «Основная общеобразовательная школа с кадетскими классами» денежные средства для проведения мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства и исполнение предписания должностного лица, уполномоченного проводить проверку, от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в порядке апелляции.

Председательствующий судья Головкова И.Н.