ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2254/17 от 28.11.2017 Лесосибирского городского суда (Красноярский край)

дело № 2-2254/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 ноября 2017 года город Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Пупковой Е.С.,

при секретаре Шабалиной О.В.,

с участием представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2254/2017 по исковому заявлению Администрации города Лесосибирска к ФИО2 о взыскании полученной субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Лесосибирска обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании в бюджет города Лесосибирска полученной ФИО2 субсидии в размере 300000 рублей. Свое обращение мотивирует тем, что 16 декабря 2013 года индивидуальный предприниматель ФИО2, зарегистрированный 06 декабря 2013 года в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю, обратился с заявлением в управление экономического развития, учета и отчетности Администрации города Лесосибирска для предоставления ему субсидии в рамках городской целевой программы «Поддержка малого и среднего предпринимательства г. Лесосибирска в 2010-2013 гг.», утвержденной постановлением администрации города №685 от 04 июня 2010 года, как вновь созданным субъектам малого предпринимательства на возмещение части расходов, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом коммерческой деятельности. Средства на финансирование программных мероприятий направляются из местного бюджета, а также могут быть привлечены средства федерального и (или) краевого бюджета. Согласно бизнес плану создания и ведения предпринимательской деятельности, представленному ФИО2 субсидия требовалась для мастерской студии по производству мебели и прочей продукции, нанесения различных текстур декорирования. Субсидии предоставляются при условии, что собственные средства получателя субсидии составляют не менее 15% от суммы субсидии. При подаче заявления о предоставлении субсидии, ФИО2 предоставил пакет документов, необходимый для получения субсидии, сведения об отсутствии просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды, в том числе собственноручно заверенные им копии документов, подтверждающих осуществление расходов, подлежащих субсидированию (Договор купли –продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ИП ФИО5 и ФИО2, на приобретение специализированного оборудования для производства мебели и прочей продукции и для нанесения декоративного покрытия (текстур, пленки) на сумму рублей; спецификацию к указанному договору; акт приема-передачи; четыре квитанции к приходному кассовому ордеру на сумму ; договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ИП ФИО5 и ФИО2, на приобретение ноутбука Aser Aspire 7739ZG-P624G50 Mnkk на сумму рублей с актом приема-передачи и квитанцией). Была проведена сверка, представленных копий документов с подлинниками, после чего весь пакет документов был передан в координационный Совет в области развития малого и среднего предпринимательства. На основании протокола заседания Координационного Совета в области развития малого и среднего предпринимательства, распоряжения Администрации города Лесосибирска от 24 декабря 2013 года №1324-р «О предоставлении субсидии», 24 декабря 2013 года платежным поручением № 8590260 ФИО2 на его расчетный счет, за счет средств федерального бюджета было произведено перечисление бюджетных средств в размере 300000 рублей. После проверки отдела ЭБиПК ОМВД России по г. Лесосибирску, в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО2 отказано, в связи с отсутствием состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159.2 УК РФ. В результате нарушения ФИО2 условий реализации городской целевой программы, в адрес ФИО2 было направлено распоряжение от 03 мая 2017 года № 483-р «О возврате субсидии» в размере 300000 рублей.

В судебном заседании представитель истца Администрации города Лесосибирска ФИО1, действующая на основании доверенности №84 от 12 октября 2017 года (сроком действия один год) на заявленных требованиях настаивала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ФИО2, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, суду предоставил письменный отзыв просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме, указав следующее: в 2013 году им (ФИО2) была получена субсидия по программе «Поддержки малого и среднего предпринимательства г. Лесосибирска», все денежные средства которой были потрачены им на приобретение расходного материала, оборудования для целей, связанных с его предпринимательской деятельностью, при этом денежные средства были перечислены не в размере 300000 рублей, а около 294000 рублей. Отделом ЭБ и ПК ОМВД России по г. Лесосибирску была проведена проверка в порядке статей 144, 145 УПК РФ, состава преступления не установлено, Все необходимое было приобретено им за счет выделенных средств, какая-то часть за счет собственных средств, прекратив деятельность, оборудование (ванна для иммерсионной печати, пленки, краска, лампы и прочее) находится у него (л.д.79). Также указал, что правил при получении субсидии не нарушал, иммерсионную ванну он купил в долг у знакомого за 150000 рублей, обязавшись впоследствии отдать за неё деньги, получив субсидию, деньги отдал (л.д.103).

Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации ФИО3, действующая на основании нотариальной доверенности от 26 декабря 2016 года (сроком действия по 06 ноября 2019 года), ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя в соответствии с действующим законодательством, предоставила письменный отзыв на исковой заявление, согласно которому Муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, в силу требований статьи 78 БК РФ, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (л.д.97-100).

Третье лицо – Министерство экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.96), в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении не представил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке статьи 167 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п.3.1).

Постановлением Администрации города Лесосибирска Красноярского края №685 от 04 июня 2010 года утверждена городская целевая программа «Поддержки малого и среднего предпринимательства г. Лесосибирска в 2010-2013гг.». Главным распорядителем денежных средств является Администрация города Лесосибирска.

Разделом III указанной программы предусмотрен порядок предоставления субсидии вновь созданным субъектам малого предпринимательства на возмещение части расходов, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом коммерческой деятельности (л.д.42). Согласно пункту 3 (б) в перечень субсидируемых затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом предпринимательской деятельности, входят: расходы, связанные с приобретением и (или) изготовлением (производством), в том числе сборкой основных средств, за исключением зданий (сооружений); расходы на разработку и согласование проектно-сметной документации; расходы на оплату государственной пошлины за регистрацию в качестве юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

П. 4 Субсидии предоставляются субъектам малого предпринимательства, с даты регистрации которых, до момента обращения за муниципальной поддержкой, прошло не более одного года. П.7 субсидии предоставляются при условии, что собственные средства получателя субсидии составляют не менее 15 процентов от суммы субсидии. В случае поступления в местный бюджет средств краевого и (или) федерального бюджетов, максимальный размер субсидии составит 300000 рублей.

П.9 получатель субсидии предоставляет в управление экономического развития, учета и отчетности г. Лесосибирска: заявление о предоставлении субсидии; выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученную не ранее 1 января текущего финансового года; справки с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Красноярскому краю о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам; Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Лесосибирске Красноярского края о состоянии расчетов по страховым взносам, пени и штрафам; филиала № (Енисейск) ГУ КРО ФСС РФ о наличии задолженности по уплате страховых взносов в Фонд Социального Страхования РФ, полученные в срок не ранее 15 дней до даты подачи заявки; копии договоров купли-продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), лизинга, подтверждающие приобретение и (или) создание объектов, затраты на приобретение и создание которых подлежат субсидированию согласно перечню, определенному в пункте 3 настоящего Порядка, заверенные получателем субсидии; копии платежных документов, подтверждающих осуществление расходов, подлежащих субсидированию согласно перечню затрат, определенному в пункте 3 настоящего Порядка, осуществление платежей, в том числе авансовых, а также частичную оплату приобретенных и созданных (приобретаемых и создаваемых) основных средств: счета-фактуры, счета, в случае безналичного расчета – платежные поручения, в случае наличного расчета – кассовые (или товарные) чеки и (или) квитанции к приходным кассовым ордерам; копии документов, подтверждающих получение товаров (работ, услуг): товарные (или товарно-транспортные) накладные, акты передачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), акты приемки предмета лизинга, заверенные получателем субсидии; копии актов о приеме-передаче объектов основных средств, заверенные получателем субсидии; копии документов, квитанции об уплате государственной пошлины за регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (в случае обращения за возмещением соответствующих расходов); копии бухгалтерского баланса, отчета о прибыли и убытках за период, прошедший со дня их государственной регистрации – для субъектов малого предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения; справку об имущественном и финансовом состоянии; копию документа, подтверждающего прохождение краткосрочного обучения (от 20 до 100 часов) по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности, заверенную заявителем; бизнес-проект (бизнес-план) создания и ведения предпринимательской деятельности; копии документов, позволяющих отнести субъект малого предпринимательства к приоритетной целевой группе. Все копии должны быть заверены заявителем и предоставлены вместе с подлинниками документов, после сверки подлинники документов возвращаются получателю субсидии.

П.10 получатель субсидии несет ответственность за достоверность предоставляемых документов для получения субсидий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

П.15. Решение о предоставлении субсидии, либо об отказе в предоставлении субсидии оформляется Распоряжением администрации города.

П.20 Финансовое управление Администрации г. Лесосибирска на основании представленных документов производит перечисление бюджетных средств на лицевой счет получателя субсидии в течение 20 рабочих дней.

П.22 В случае выявления факта нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, Управление принимает решение о возврате субсидии в муниципальный бюджет с указанием оснований его принятия. Управление в течение 3 рабочих дней направляет получателю субсидии Распоряжение Администрации города о возврате субсидии. Получатель субсидии в течение 10 календарных дней со дня получения решения о возврате субсидии обязан произвести возврат в муниципальный бюджет ранее полученных сумм субсидий, указанных в Распоряжении о возврате субсидии, в полном объеме.

В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что согласно Распоряжению Администрации города Лесосибирска Красноярского края №1324-р от 24 декабря 2013 года, на основании представленных документов ИП ФИО2 предоставлена субсидия в размере 300000 (трёхсот тысяч) рублей, за счет средств федерального бюджета, указанное Распоряжение вступило в силу со дня подписания (л.д.57-58).

Согласно платежному поручению №8590260 от 24 декабря 2013 года ИП ФИО2 перечислена субсидия на поддержку малого и среднего предпринимательства, распоряжение №1324-р от 24.12.2013г. в размере 300000 (трёхсот тысяч) рублей (л.д.59).

Согласно Постановлению Оперуполномоченного отдела ЭБиПК Отдела МВД России по г. Лесосибирску от 27 апреля 2017 года в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО2 отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 24 УПК РФ, в связи с отсутствием состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159.2, частью 1 статьи 327 УК РФ (л.д.69-72). В ходе проверки в порядке статей 144-145 УПК РФ, установлено, что 16 декабря 2013 года ФИО2 обратился в Администрацию города Лесосибирска для предоставления ему субсидии в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Лесосибирске в 2012-2013гг.», при подаче предоставив пакет документов, в том числе и собственноручно заверенные Договор купли –продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ИП ФИО5 и ФИО2, на приобретение специализированного оборудования для производства мебели и прочей продукции и для нанесения декоративного покрытия (текстур, пленки) на сумму рублей; спецификацию к указанному договору; акт приема-передачи; две квитанции к приходному кассовому ордеру на сумму ; договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ИП ФИО5 и ФИО2, на приобретение ноутбука Aser Aspire 7739ZG-P624G50 Mnkk на сумму рублей с актом приема-передачи и квитанцией. После чего на заседании Координационного Совета указанное заявление было рассмотрено и на основании протокола заседания 24 декабря 2013 года ИП ФИО2 на его расчетный счет финансовым управлением Администрации города Лесосибирска перечислены бюджетные средства в сумме 300000 рублей, на возмещение части расходов, связанных с приобретением и созданием основных средств. Фактически же на момент получения субсидии ФИО2 никаких ресурсов не приобретал, предоставил фиктивные документы, однако умысла на хищение у него не было, так как фактически ФИО2 денежные средства потратил на приобретение оборудования и расходных материалов для ведения предпринимательской деятельности. Только после того, как ему была предоставлена субсидия в размере 300000 рублей. Отношения между администрацией г. Лесосибирска и ФИО2 носят гражданско-правовой характер и подлежат рассмотрению в судебном порядке.

ФИО2 в ходе проведения проверки указывал, что на момент обращения для предоставления субсидии оборудования у него не имелось, фактически он еще предпринимательской деятельностью не занимался, планировал ею заниматься только после того, как получит субсидию. Документы были изготовлены им и являлись фиктивными, фактически иммерсионная ванна была приобретена у ФИО7 03 января 2014 года (то есть после получения субсидии), за рублей, а остальные средства были потрачены на приобретение ноутбука и расходных материалов.

Согласно Распоряжению Администрации города Лесосибирска Красноярского края №483-р от 03 мая 2017 года, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Администрации города Лесосибирска Красноярского края №685 от 04 июня 2010 года «Об утверждении городской целевой программы «Поддержки малого и среднего предпринимательства г. Лесосибирска в 2010-2013гг.», постановлением отдела ЭБиПК ОМВД России по г. Лесосибирску от 10 марта 2017 года, Уставом города Лесосибирска, в связи с нарушением требований п.7 раздела III, согласно требованиям п.10, п.22 раздела III Приложения №1 к указанному постановлению, ИП ФИО2 произвести в полном объеме возврат в бюджет субсидии, предоставленной ему 24 декабря 2013 года за счет средств федерального бюджета в размере 300000 рублей. Распоряжение вступило в силу со дня подписания (л.д.60).

03 мая 2017 года ИП ФИО2 была направлена претензия №1724 о возврате субсидии на основании Распоряжения Администрации города от 03 мая 2017 года №483-р «О возврате субсидии» в течение 10 календарных дней со дня получения распоряжения в размере 300000 рублей и указанное Распоряжение (л.д.61-62). В добровольном порядке требования Администрации города Лесосибирска ФИО2 не удовлетворены. Указанная претензия и Распоряжение получены ФИО2 17 мая 2017 года.

Доводы ФИО2 о том, что ему были перечислены денежные средства в размере 294000 рублей не нашли своего подтверждения в судебном заседании и опровергаются представленными Администрацией города Лесосибирска доказательствами, ФИО2, иного с учетом требований статьи 56 ГПК РФ, суду не представлено.

В судебном заседании 30 октября 2017 года специалист отдела экономики Администрации города Лесосибирска ФИО8 суду пояснила, что деньги выделяются из средств федерального бюджета и возврату подлежат в федеральный бюджет, но главным распорядителем бюджетных средств является муниципальное образование город Лесосибирск, то есть и возвращаться денежные средства должны в бюджет города Лесосибирска, а затем уже муниципальным образованием в федеральный бюджет.

Таким образом, установлено, что ИП ФИО2 были нарушены, предусмотренные Постановлением Администрации города Лесосибирска Красноярского края №685 от 04 июня 2010 года «Об утверждении городской целевой программы «Поддержки малого и среднего предпринимательства г. Лесосибирска в 2010-2013гг.» условия предоставления субсидии, а потому предоставленная ФИО2 субсидия в размере 300000 (трёхсот тысяч) рублей подлежит, в силу пункта 3.1 статьи 78 БК РФ, возврату в бюджет города Лесосибирска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации города Лесосибирска к ФИО2 о взыскании полученной субсидии удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в бюджет города Лесосибирска полученную им за счет средств федерального бюджета субсидию в размере 300000 (трёхсот тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.

Председательствующий Е.С. Пупкова