№2-2255/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2019 года
Промышленный районный суд г.Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,
при секретаре Кадыровой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к УПФР в г.Смоленске о досрочном назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к УПФР в г.Смоленске о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, в обоснование которого указала, что 03.07.2019 решением ответчика ей отказано в назначении таковой из-за отсутствия требуемого количества специального стажа, при этом ответчиком необоснованно не были включены в него следующие периоды работы:
- с 01.04.1993 по 02.08.1993 (04 мес. 02 дн.) воспитателем в центре детства «Родник» Смоленского педагогического колледжа;
- с 01.01.2004 по 06.02.2004 (01 мес. 06 дн.) воспитателем в ГОДУ детский сад «Дружок» УВД Смоленской области.
С таким решением ответчика она не согласна по следующим основаниям.
В период с 01.04.1993 по 02.08.1993 она работала воспитателем в центре детства «Родник» Смоленского педагогического колледжа, что подтверждается записью №7 в трудовой книжке, копиями приказов о приеме на работу от 05.04.1993 и увольнении от 03.08.1993.
При этом, полагает, что пенсионным органом, отказавшим в зачете спорного периода из-за наименовании учреждения не было учтено, что фактическим работодателем для нее являлось СОГБОУ «Смоленский педагогический колледж», что подтверждается приказами о приеме, увольнении и печатью работодателя, которой заверены записи №7, 8 в трудовой книжке.
В соответствии с п.7 Временного положения о среднем специальном учебном заведении в РСФСР, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 23.02.1991 №119, которое действовало в спорный период ее работы, структура среднего специального учебного заведения формируется им самостоятельно. В таковую входят учебные, методические, учебно-производственные, издательские и другие подразделения, в том числе, со статусом юридического лица.
СОГБОУ «Смоленский педагогический колледж» создал структурное подразделение «Центр детства «Родник», связанное с образовательным процессом, которое не обладало статусом юридического лица.
В соответствии с ч.2 ст.26 Федерального закона от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ.
Таким образом, Закон «Об образовании» позволял образовательному учреждению создать структурное подразделение, реализующее образовательную программу дошкольного образования.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, предусмотрено наименование должности «воспитатель» и «образовательное учреждение среднего профессионального образования – колледжи всех наименований».
На основании п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), в связи с чем спорный период подлежит включению в льготный стаж.
Далее, в период с 01.01.2004 по 06.02.2004 она работала воспитателем в ГОДУ детский сад «Дружок» УВД Смоленской области, что подтверждается записями №9-13 трудовой книжки, архивной справкой от 08.12.2017. Ответчик не засчитал указанный период работы, поскольку сведения индивидуального (персонифицированного) учета за вышеуказанный период работы отсутствуют. Однако она была уволена в связи с ликвидацией организации и причина, по которой не были переданы сведения в пенсионный фонд, ей не неизвестна.
Меж тем, в своем в Постановлении от 10.07.2007 №9-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что различия в условиях приобретения пенсионных прав в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или не исполнил, не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Таким образом, спорный период также подлежит включению в льготный стаж независимо от перечисления работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
На основании изложенного, просит суд зачесть спорные периоды в стаж ее работы.
В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности, заявленные требования полностью поддержала. Дополнительно указала, что на момент обращения истицы в УПФ с заявлением о назначении пенсии, у последней отсутствовало необходимое количество специального стажа даже в случае зачета в таковой спорных периодов ее работы. Однако, в настоящее время ФИО3 продолжает работать в должности воспитателя в МБДОУ «Детский сад №63 «Золотой петушок» г.Смоленска, дающей ей право на льготное пенсионное обеспечение, в силу чего просит признать право истицы на пенсионное обеспечение с 24.03.2019 с отнесением срока ее назначения на 6 месяцев.
Представитель УПФР в г.Смоленске ФИО5 исковые требования не признала, пояснив, что истице обоснованно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа, поскольку на 21.02.2019 стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, составлял 24 года 05 месяцев 19 дней.
Период работы с 01.04.1993 по 02.08.1993 в качестве воспитателя центра детства «Родник» не может быть засчитан в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку Списком №781 такое наименование учреждения, а равно и наименование структурного подразделения, как «центр занятости», не предусмотрено. Списком №463 такое наименование учреждений как «центр занятости» также не предусмотрено.
Период работы с 01.01.2004 по 06.02.2004 в качестве воспитателя ГОДУ детский сад «Дружок» УВД Смоленской области также не может быть засчитан в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку период работы после 03.07.1998 (даты, когда ФИО3 зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования) должен быть подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учет, однако подобные сведения за вышеуказанный период отсутствуют.
Кроме того, в случае удовлетворения требований истца на дату обращения 21.02.2019 специального стажа будет недостаточно для назначения испрашиваемой пенсии. Дополнительно указала, что при определении права на установление досрочной пенсии по старости в 2019 году истице должны учитываться изменения в пенсионном законодательстве в части определения сроков выхода на пенсию.
В удовлетворении иска просила отказать.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от возраста.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 и 32 Федерального закона №400-ФЗ, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
Часть 3 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ предусматривает, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации ст.30 и 31 Федерального закона №400-ФЗ Правительством РФ 16.07.2014 принято постановление №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с п.п.»м» п.1 Постановления №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абз. 3 п.3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п.2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Вступивший в силу с 01.01.2015 Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» сохраняет право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста тем лицам, которым право на досрочную пенсию предоставлялось до 01.01.2002 и сохранялось Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В судебном заседании установлено, что 21.02.2019 ФИО3 обратилась в УПФ РФ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа №41289/19 от 03.07.2019 ей отказано в назначении таковой из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа.
На 21.02.2019 стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 24 года 05 месяцев 19 дней, так как в него не включены оспариваемые истцом периоды по вышеизложенным обстоятельствам.
Инициируя настоящее судебное разбирательство, истец просит зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период с 01.04.1993 по 02.08.1993 работы воспитателем в центре детства «Родник» Смоленского педагогического колледжа, в чем ей было отказано со ссылкой на то, что ни Списком №781, ни Списком №463 в разделе «Наименования учреждений» «центр детства» не предусмотрен.
Так, из представленного ответчиком акта проверки №19 от 28.02.2018 следует, что в результате проверки было установлено, что Смоленский педагогический колледж имел ряд структурных подразделений, в числе которых находился и Центр детства «Родник», положение о котором на момент проверки не сохранилось. В этой связи комиссией делается вывод, что работа истца в данном структурном подразделении не дает права на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Однако, по мнению суда, данный отказ необоснован по следующим основаниям.
Из вышеизложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации граждан в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
В соответствии с п.11 указанных Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно п.4.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда №162 от 20.06.1974, и действовавшей на момент заполнения спорного периода, при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или отдела кадров. Все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении в день увольнения должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
Из пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 следует, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний свидетелей.
При этом, Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» какие-либо ограничения к способам и средствам доказывания периодов работы не установлены.
Из представленных суду документов следует, что в период с 01.04.1993 по 02.08.1993 ФИО3 работала воспитателем в центре детства «Родник» Смоленского педагогического колледжа, что подтверждается записями №7, 8 в трудовой книжке (л.д.14), копиями приказов о приеме на работу от 05.04.1993 (л.д.21) и увольнении от 03.08.1993 (л.д.22).
При этом, представленные документы подписаны директором Смоленского педагогического колледжа, а также скреплены печатью данного юридического лица.
Указанное свидетельствует о том, что работодателем ФИО3 являлся Смоленский педагогический колледж, к структурным подразделениям которого относился центр детства «Родник», где и проистекала работа истца.
Вместе с тем, в вышеупомянутом списке в разделе «Наименования должности» предусмотрена должность «воспитатель», а в разделе «Наименования учреждений» в п.1.1 «Общеобразовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения)» предусмотрены «колледжи всех наименований».
Пунктом 13 Правил от 29.10.2002 №781 предусмотрено, что в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): в общеобразовательных школах всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназии; межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школе-интернате; детском саду; яслях-саду (сад-ясли); детских яслях; техникуме; колледже; училище; лицее.
Согласно Уставу, областное государственное учреждение среднего профессионального образования «Смоленский педагогический колледж» (далее – Учреждение) создано в результате реорганизации Смоленского педагогического училища в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.03.1995 №108. Учреждение является бюджетной некоммерческой организацией.
Распоряжением Администрации Смоленской области от 20.12.2004 №1130-р/адм «О приведении в соответствие с федеральным и областным законодательством наименования и учредительных документов Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Смоленский педагогический колледж» Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Смоленский педагогический колледж» переименовано в областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Смоленский педагогический колледж».
Распоряжением Администрации Смоленской области от 08.09.2011 №1502-р/адм областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Смоленский педагогический колледж» переименовано в областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Смоленский педагогический колледж».
Распоряжением Администрации Смоленской области от 24.04.2015 №584-р/адм областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Смоленский педагогический колледж» переименовано в областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленский педагогический колледж».
Основными задачами Учреждения являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения профессионального образования; удовлетворение потребностей общества в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена; формирование у обучающихся общей культуры личности, гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности, интереса к научной деятельности; сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества; реализация концепции непрерывного образования; разработка, апробация и экспертиза образовательных программ и т.д. Основными видами деятельности Учреждения являются: реализация основных общеобразовательных программ – образовательных программ основного общего образования, образовательных программ среднего общего образования; реализация основных профессиональных образовательных программ: образовательных программ среднего профессионального образования – программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программ подготовки специалистов среднего звена; реализация основных программ профессионального обучения – программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программ переподготовки рабочих, служащих, программ повышения квалификации рабочих, служащих.
Код по ОКВЭД 80.22.21 – обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
В соответствии с п.7 Временного положения о среднем специальном учебном заведении в РСФСР, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 23.02.1991 №119, которое действовало в спорный период работы истца, структура среднего специального учебного заведения формируется им самостоятельно. В структуру среднего специального учебного заведения входят учебные, методические, учебно-производственные, издательские и другие подразделения, в том числе со статусом юридического лица.
В соответствии с ч.2 ст.26 Федерального закона от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ.
Таким образом, Закон «Об образовании» позволял образовательному учреждению создать структурное подразделение, реализующее образовательную программу дошкольного образования.
СОГБОУ «Смоленский педагогический колледж» создал структурное подразделение «Центр детства «Родник», связанное с образовательным процессом, которое не обладало статусом юридического лица.
Дополнительно, суд принимает во внимание материалы гражданского дела №2-1585/2006 Ленинского районного суда г.Смоленска по иску ФИО1 к ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г.Смоленска о назначении досрочной пенсии, в рамках которого решением суда от 26.07.2006 на ответчика была возложена обязанность включить в стаж педагогической работы, дающей ФИО1 право на досрочную трудовую пенсию, периоды работы, в числе которых и период работы с 16.12.1992 по 27.07.1993 в должности воспитателя центра детства «Родник».
В рамках названного дела допрошенный судом свидетель ФИО2 показала, что центр детства «Родник» осуществлял функции дошкольного учреждения независимо от проведенных реорганизаций, в результате которых учреждение было переименовано, однако характер педагогической работы оставался прежним.
Показания данного свидетеля согласуются и с имеющимися в материалах гражданского дела №2-1585/2006 распоряжением Первого заместителя главы Администрации Смоленской области №471-р от 23.09.1992 и приказом Департамента образования при главе Администрации Смоленской области №365 от 25.09.1992 о передаче я/с «Чебурашка» «Смоленскагропроистроя» Смоленскому педагогическому колледжу с его последующей реорганизацией в Центр детства «Родник».
Названное решение суда ответчиком в установленном законом порядке не оспаривалось и вступило в законную силу.
В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ учреждения и организации создаются в любой форме, предусмотренной законом, вследствие чего «Смоленский педагогический колледж», исходя из задач и выполняемой деятельности, является организацией, связанной с образованием детей, а на входящий в его структуру Центр детства «Родник» возлагались аналогичные задачи.
Анализируя вышеизложенное, а также имеющиеся в деле письменные доказательства, учитывая, что сам факт работы истца в период с 01.04.1993 по 02.08.1993 в должности воспитателя подтвержден документально, а ответчиком не оспаривается, суд приходит к выводу, что требование истца по включению данного периода в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежит удовлетворению.
Приходя к выводу о возможности включения истребуемого периода работы истца в его специальный стаж, суд также учитывает, что поименование образовательного учреждения его учредителем не в точном соответствии со Списком не может являться основанием для отказа во включении спорных периодов в специальный стаж истца, поскольку гражданин не должен быть лишен приобретенных им в период осуществления трудовой деятельности пенсионных прав вследствие ненадлежащего исполнения последними своих обязанностей. Обратное бы противоречило установленной ст.39 Конституции РФ гарантии каждому социального обеспечения по возрасту.
Согласно ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в ст.26 Международного пакта о гражданских и политических правах. Соблюдение принципа равенства всех перед законом имеет важное значение при обеспечении граждан государственными пенсиями и пособиями.
Статьи 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему правовому смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость политики в законодательстве, в том числе в сфере пенсионного и социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Также, вопреки доводам ответчика, не находит суд оснований и для отказа во включении периода работы ФИО3 с 01.01.2004 по 06.02.2004 в должности воспитателя в ГОДУ детский сад «Дружок» УВД Смоленской области.
Согласно записям в трудовой книжке ФИО3, последняя, с 06.09.1993 по 06.02.2004 работала воспитателем в ГОДУ детский сад «Дружок» УВД Смоленской области, что подтверждается соответствующими приказами работодателя.
При этом, право на включение периода работы истца в данной организации в специальный педагогический стаж ответчиком не оспаривается, добровольный зачет которого огранен пенсионным органом датой 31.12.2003 со ссылкой на то обстоятельство, что после указанной даты сведения индивидуального (персонифицированного) учета за вышеуказанный период работы отсутствуют.
В свою очередь, судом установлено, что увольнение истца из данной организации было осуществлено по п1 ст.81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации.
Также из представленной суду копии карточки лицевого счета ФИО3 усматривается, что за спорный период работнику была начислена заработная плата, из которой были произведены необходимые отчисления (подоходный налог).
Меж тем, подобные сведения кадровой службой организации в пенсионный фонд переданы не были.
При таких обстоятельствах суд полагает, что ненадлежащее ведение необходимой документации администрацией предприятия, обязанность по которой на нее возложена законом, не может умалить прав истца, вины которого в подобном поведении работодателя не имеется. Следовательно, исключение из страхового стажа периода работы, за который нет дополнительных подтверждающих документов, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав – в зависимости от того, исполнил работодатель надлежащим образом свою обязанность или нет, которые несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, и нарушает конституционное право гражданина на пенсионное обеспечение, гарантируемое ст.7, 39 Конституции РФ.
Кроме того, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
При этом, как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 20.11.2007 №798-О-О, подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу комментируемого Закона), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10.07.2007), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем.
Указанные обстоятельства не могут ограничивать гарантированное ч.1 ст.39 Конституции РФ и другим законодательством РФ право ФИО3 на социальное обеспечение по старости в полном объеме. ФИО3 является добросовестным участником гражданских правоотношений. Ее права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от невыполнения, либо ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом. Данное обстоятельство не может служить основанием для лишения истицы права на включение в трудовой стаж спорного периода работы, поскольку факт таковой нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости зачета ранее упомянутых периодов работы ФИО3 в ее специальный стаж.
Согласно ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст.21 настоящего Федерального закона.
Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении страховой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.
Если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права, учитывая, что право на социальное обеспечение относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39).
Из материалов дела следует, что на 21.02.2019 – дату обращения истца за назначением пенсии в пенсионный орган, специальный стаж, установленный для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, в 25 лет, ФИО3 не имела.
Вместе с тем, с 21.02.2019 ФИО3 продолжает работать в должности воспитателя в МБДОУ «Детский сад №63 «Золотой петушок» г.Смоленска, то есть в должности, период работы в которой подразумевает его включение в специальный стаж, что ответчиком не оспорено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению, что право на страховую пенсию в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ вследствие выработки 25 лет специального педагогического стажа у истца возникло 24.03.2019.
Вместе с тем, суд принимает во внимание изменения в пенсионном законодательстве в части определения сроков выхода на пенсию в 2019 году.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно п.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, в условиях приобретения истицей 25 лет специального педагогического стажа в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ для досрочного назначения пенсии по старости, право на пенсионное обеспечение у нее возникает 24.03.2019, при том, что фактическое назначение пенсии должно быть отсрочено на 6 месяцев.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Обязать УПФР в г.Смоленске включить в специальный стаж работы ФИО3, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, следующие периоды:
- с 01.04.1993 по 02.08.1993 работы воспитателем в центре детства «Родник» Смоленского педагогического колледжа;
- с 01.01.2004 по 06.02.2004 работы воспитателем в ГОДУ детский сад «Дружок» УВД Смоленской области.
Признать право ФИО3 на досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 24.03.2019, и назначить ей соответствующую пенсию с учетом положений Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья И.В. Селезенева