ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2255/2017 от 27.07.2017 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2-2255/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи 27 июля 2017 г.

Адлерский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Язвенко Р.В.

при секретаре Пузеевой О.В.,

с участием: ответчика ФИО.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Межрайонной ИФНС России №8 по Краснодарскому краю к ФИО о взыскании выплаченного налогового вычета,

установил:

Межрайонная ИФНС России №8 по Краснодарскому краю обратилась с иском в суд к ФИО о взыскании выплаченного налогового вычета.

В обоснование своих требований в исковом заявлении указано, что в Межрайонную ИФНС России № 8 по Краснодарскому краю, ФИО, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <данные изъяты>, ИНН 12.05.2014 представлены налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2012, 2013 годы.

По результатам камеральных налоговых проверок указанных деклараций вынесены решения, на основании которых налогоплательщику возвращен НДФЛ (имущественный налоговый вычет) в сумме 196 778 рублей, в том числе:

-114 299,00 руб. возврат произведен 12.09.2014;

- 82 479,00 руб. возврат произведен 12.09.2014.

Возврат указанной суммы НДФЛ в размере 196 778 рублей - является неправомерным ввиду следующего:

Согласно договору купли-продажи № б/н от 28.12.2012 года, заключенному между ФИО и ответчиком, последний приобрел квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> стоимость которой составила 2 850 000 (два миллиона восемьсот пятьдесят тысяч) рублей.

Между ОАО ОРГАНИЗАЦИЯ и ответчиком 05.12.2012 года заключен кредитный договор по условиям которого налогоплательщику предоставлен кредит для оплаты приобретаемого недвижимого имущества.

В ходе проведения мероприятий налогового контроля, в отношении данного физического липа инспекцией был направлен запрос в ФГКУ «Росвоенипотека». Из поступивших сведений ФГКУ «Росвоенинотека» (согласно письма от 19.02.2016 года ), видно, что уплата первоначальных взносов и погашение обязательств по ипотечным кредитам производились за счет средств федерального бюджета, а также в дальнейшем ФГКУ «Росвоенипотека» продолжит предоставление ЦЖЗ для погашения ипотечных кредитов в соответствии с графиком платежей. Имущественный налоговый вычет, предусмотренный п.п.3 и 4 п.1 ст.220 НК РФ, не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них для налогоплательщика производится, в части, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы РФ. В связи с чем, был выявлен факт неправомерного получения имущественного налогового вычета.

В ходе камеральной проверки установлено, что квартира ответчика была приобретена в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,реализуемой за счет средств федерального бюджета.

После выявления неправомерного возврата НДФЛ инспекцией налогоплательщику направлено Сообщение от 17.03.2016 , в котором было указано о необходимости уточнить налоговые декларации по налогам на доходы физических лиц за спорный период и уплатить НДФЛ.

До настоящего момента уточнённые декларации налогоплательщиком не представлены, соответственно, возврат полученных из бюджета денежных средств не осуществлен.

Истец считает, что налогоплательщик, заключая указанный выше кредитный договор с банком, осознавал, что фактически погашение долга производится и будет производиться в дальнейшем за счет средств федерального бюджета. На момент подачи деклараций такой информацией ответчик располагал, и при этом целенаправленно совершил противоправное действие. Из представленных ответчиком в инспекцию документов, не представлялось возможным определить, кем и в каком объёме было произведено погашение обязательств по ипотечному кредиту.

Только в дальнейшем, в ходе проведения мероприятий налогового контроля, поступили сведения из ФГКУ «Росвоенипотека» в соответствии с которыми стало ясно, что погашение обязательств по ипотечному кредиту производились за счёт средств федерального бюджета, а также в дальнейшем, ФГКУ «Росвоенипотека» продолжит предоставление целевого жилищного займа для погашения кредита в соответствии с графиком платежей.

Так же истец указывает на полученный ответ от ФГКУ «Росвоенипотека» (далее- Письмо), датированный 13.10.2016, в соответствии с которым по состоянию на 12 октября 2016 года указанным в Письме участником накопительно-ипотечной системы (далее - НИС) за счет средств Федерального Бюджета ФГКУ «Росвоенипотека» предоставлены целевые жилищные займы для приобретения жилых помещений в рамках НИС (уплата первоначального взноса и погашение обязательств по ипотечному кредиту), а именно: ФИО в сумме 1 616 948 руб. 47 коп.

Таким образом, налоговый орган считает, что правонарушение совершено умышлено. В соответствии с уточненными исковыми требованиями просит: взыскать с ФИО, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <данные изъяты>, ИНН НДФЛ за 2012,2013 годы, в сумме 196 778 рублей. Обязать ФИО ИНН: представить в Межрайонную ИФНС России №8 по Краснодарскому краю уточненные налоговые декларации за 2012-2013 года по НДФЛ.

В судебное заседание представитель истца не явился, в исковом заявлении просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Ответчик против удовлетворения исковых требований не возражал, пояснил, что сумму налогового вычета вернет, однако с заявлением о том, что правонарушение совершено им умышлено не согласен.

Суд, изучив материалы дела, считает, что исковые требования, подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Как было установлено в судебном заседании и следует из материалов дела

в Межрайонную ИФНС России № 8 по Краснодарскому краю, ФИО, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <данные изъяты>, ИНН 12.05.2014 представлены налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2012, 2013 годы.

По результатам камеральных налоговых проверок указанных деклараций вынесены решения, на основании которых налогоплательщику возвращен НДФЛ (имущественный налоговый вычет) в сумме196 778 рублей, в том числе:

-114 299,00 руб. возврат произведен 12.09.2014;

- 82 479,00 руб. возврат произведен 12.09.2014.

Возврат указанной суммы НДФЛ в размере 196 778 рублей - являетсянеправомернымввиду следующего:

Согласно договору купли-продажи № б/н от 28.12.2012 года, заключенному между ФИО и ответчиком, последний приобрел квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> стоимость которой составила 2 850 000 (два миллиона восемьсот пятьдесят тысяч) рублей.

Между ОАО ОРГАНИЗАЦИЯ и ответчиком 05.12.2012 года заключен кредитный договор по условиям которого налогоплательщику предоставлен кредит для оплаты приобретаемого недвижимого имущества.

Право на имущественный налоговый вычет у налогоплательщика возникает, когда соблюдены все условия, предусмотренные положениями пп. 2 п.1 ст. 220 НК РФ, в части приобретения жилья за счет собственных средств (фактически понесенные налогоплательщиком расходы).

В ходе проведения мероприятий налогового контроля, в отношении данного физического липа инспекцией был направлен запрос в ФГКУ «Росвоенипотека».

Из поступивших сведений ФГКУ «Росвоенинотека» (согласно письма от 19.02.2016 года ), видно, что уплата первоначальных взносов и погашение обязательств по ипотечным кредитам производились за счет средств федерального бюджета, а также в дальнейшем ФГКУ «Росвоенипотека» продолжит предоставление ЦЖЗ для погашения ипотечных кредитов в соответствии с графиком платежей. Имущественный налоговый вычет, предусмотренный п.п.3 и 4 п.1 ст.220 НК РФ, не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них для налогоплательщика производится, в части, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы РФ. В связи с чем, был выявлен факт неправомерного получения имущественного налогового вычета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

Абзацем 17 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 названного Кодекса предусмотрено, что общий размер такого имущественного вычета не может превышать 2 000 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов.

Исходя из указанных положений, право на предоставление имущественного налогового вычета неразрывно связано с фактически произведенными налогоплательщиком и документально подтвержденными расходами, связанными с приобретением имущества.

Между тем, в соответствии с абзацем 26 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, связанный с покупкой жилья для налогоплательщика, не применяется в случаях, если оплата расходов производится, в частности, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета.

Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе Российской Федерации случаи, когда право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц не применяется. К их числу отнесены случаи, когда улучшение жилищных условий налогоплательщика произведено за счет средств федерального бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.

Пунктом 4 статьи 3 названного Федерального закона определено, что накопительным взносом являются денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы.

Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" установлено, что именной накопительный счет участника - это форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.

Таким образом, суд приходит к выводу, что квартира ответчика была приобретена в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,реализуемой за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" участник накопительно-ипотечной системы обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа с уплатой процентов только при досрочном увольнении с военной службы. Согласно названной норме права процентный доход по целевому жилищному займу является доходом от инвестирования.

Для получения дохода от инвестирования накопительные взносы из федерального бюджета, в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", по договору доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения передаются в доверительное управление управляющим компаниям. Учредителем и выгодоприобретателем по указанному договору является Российская Федерация.

Оценив информацию о сумме, которая сформирована за счет доходов от инвестирования накоплений на именном накопительном счете ответчика, и основываясь на положениях Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", следует, что доходы от инвестирования накопительных взносов также являются средствами федерального бюджета.

После выявления неправомерного возврата НДФЛ инспекцией налогоплательщику направлено Сообщение от 17.03.2016 . в котором было указано о необходимости уточнить налоговые декларации по налогам на доходы физических лиц за спорный период и уплатить НДФЛ.

До настоящего момента уточнённые декларации налогоплательщиком не представлены, соответственно, возврат полученных из бюджета денежных средств не осуществлен.

Согласно пункту 6 статьи108 Кодекса обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и вины лица в его совершении, возлагается на налоговый орган.

Налоговый орган не привел доводы о виновности лица и о наличии умысла в совершении правонарушения..

Руководствуясь статьям 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России №8 по Краснодарскому краю к ФИО о взыскании выплаченного налогового вычета – удовлетворить.

Взыскать с ФИО, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <данные изъяты>, ИНН НДФЛ за 2012,2013 годы, в сумме 196 778 рублей.

Обязать ФИО ИНН: представить в Межрайонную ИФНС России №8 по Краснодарскому краю уточненные налоговые декларации за 2012-2013 года по НДФЛ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Адлерский районный суд г. Сочи.

Решение отпечатано в совещательной комнате.

Судья Адлерского: Язвенко Р.В.

районного суда г. Сочи подпись