Дело № 2-368/2022
45RS0008-01-2021-003667-45
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Димовой Ю.А.,
при секретаре Анашкиной А.А.,
рассмотрев в с. Кетово Курганской области 9 марта 2022 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кетовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Кетовская централизованная клубная система», Администрации Кетовского района Курганской области о возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кетовского района Курганской области обратился в Кетовский районный суд Курганской области с иском (с учетом уточненного иска) в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Кетовская централизованная клубная система», Администрации Кетовского района Курганской области о возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства В обоснование заявленного требования указано, что прокуратурой района в декабре 2021 года проведена проверка соблюдения трудового законодательства и охраны условий труда в деятельности МКУ «Кетовская централизованная клубная система» в результате которой выявлены нарушения названного законодательства. В ходе проведенной проверки установлено, что в Клубной системе специ-альная оценка условий труда не проведена в отношении 63 рабочих мест в сельских Домах культуры и сельских клубах, соответствующие документы не получены, несмотря на то, что положения Закона № 426-ФЗ действуют с 01.01.2014. В частности, не проведена специальная оценка условий труда в отношении следующих рабочих мест: Заведующий Барабинским сельским Домом культуры, Заведующий Большераковским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Болынераковского сельского Дома культуры, Заведующий Большечаусовским сельским Домом культуры, Заведующий Введенским сельским Домом культуры, Культорганизатор Введенского сельского Дома культуры, Культорганизатор Введенского сельского Дома культуры, Художественный руководитель Введенского сельского Дома культуры, Заведующий Железнодорожным сельским Домом культуры, Художественный руководитель Железнодорожного сельского Дома культуры, Заведующий Иковским сельским Домом культуры, Заведующий Каширинским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Каширинского сельского Дома культуры, Художественный руководитель Каширинского сельского Дома культуры, Культорганизатор Каширинского сельского Дома культуры, Заведующий Колесниковским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Колесниковского сельского Дома культуры, Заведующий Нефтяниковским сельским Домом культуры, Заведующий Колташевским сельским Домом культуры. Художественный руководитель Колташевского сельского Дома культуры, Культорганизатор Колташевского сельского Дома культуры, Аккомпаниатор Колташевского сельского Дома культуры, Заведующий Шкодинским сельским Домом культуры, Заведующий Марковским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Марковского сельского Дома культуры, Заведующий Менщиковским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Менщиковского сельского Дома культуры, Заведующий Митинским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Митинского сельского Дома культуры, Художественный руководитель Новосидоровского сельского Дома культуры, Заведующий Падеринским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Падеринского сельского Дома культуры, Режиссер-хормейстер Падеринского сельского Дома культуры, Режиссер-балетмейстер Падеринского сельского Дома культуры, Культорганизатор Падеринского сельского Дома культуры, Аккомпаниатор Падеринского сельского Дома культуры, Аккомпаниатор Падеринского сельского Дома культуры, Главный специалист по прокату фильмов Падеринского сельского Дома культуры, Художник-декоратор Падеринского сельского Дома культуры, Заведующий Ново-Лушниковским сельским Домом культуры. Заведующий Пименовским сельским Домом культуры, Заведующий Просветским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Просветского сельского Дома культуры, Заведующий Ровненским сельским Домом культуры, Заведующий Становским сельским Домом культуры, Заведующий Садовским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Садовского сельского Дома культуры, Художественный руководитель Садовского сельского Дома культуры, Хормейстер Садовского сельского Дома культуры, Хормейстер Садовского сельского Дома культуры, Заведующий Старопросветским сельским Домом культуры, Хормейстер Старопросветского сельского Дома культуры, Заведующий Сычевским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Сычевского сельского Дома культуры. Заведующий Светлополянским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Светлополянского сельского Дома культуры, Культорганизатор Светлополянского сельского Дома культуры, Заведующий Чесноковским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Чесноковского сельского Дома культуры. Заведующий Шмаковским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Шмаковского сельского Дома культуры, Заведующий Темляковским сельским Домом культуры. В октябре и ноябре 2021 года отделом культуры Администрации Кетовского района были направлены заявки в Администрацию района о выделении финансирования для проведения специальной оценки условий труда в Клубной системе в соответствии с перечнем. Вместе с тем, финансирование на указанные цели до сих пор не обеспечено. Несоблюдение и невыполнение работодателем по проведению специальной оценки условий труда затрагивает как интересы работников, данной организации, работающих в настоящее время, так и работников, которые будут приняты на работу в дальнейшем. Кроме того, работники организации находятся в трудовой зависимости от работодателя, не обладают достаточными юридическими знаниями, позволяющими им защитить свои интересы в суде. На основании изложенного, просит обязать Администрацию Кетовского района после вступления решения суда в законную силу профинансировать проведение специальной оценки условий труда работников МКУ «Кетовская централизованная клубная система», возложить обязанность на МКУ «Кетовская централизованная клубная система» в трехмесячный срок после поступления денежных средств из Администрации Кетовского района провести специальную оценку условий труда вышеуказанных рабочих мест.
В судебном заседании помощник прокурора Кетовского района Курганской области Ильина Ж.Н. заявленные измененные требования поддержала, дала пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика директор МУ «Кетовская централизованная клубная система» ФИО1 в судебном заседании пояснила, что делали заявки о профинансировании договора, заключен договор на проведение спец. оценки, которая будет проведена в апреле 2022 года, денежные средства не выделены, собственных денежных средств на оплату договора не имеется, оплата производится по истечению 15 дней после исполнения договора.
Представитель ответчика - Администрации Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством оспециальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В соответствии с положениями статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
В силу частей 1 и 2 статьи 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (абзацы второй и тринадцатый части 1 статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации).
Федеральными законами от 28.12.2013 N 426-ФЗ "Оспециальной оценке условий труда" и от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона " О специальной оценке условий труда", вступившими в законную силу 01.01.2014, установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, определяющие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, перечень которых приведен в статье 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Частью 6 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ определено, что в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 этого закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что прокуратурой района в декабре 2021 года проведена проверка соблюдения трудового законодательства и охраны условий труда в деятельности МКУ «Кетовская централизованная клубная система», в результате которой выявлено, что в указанной организации специальная оценка условий труда не проведена.
Согласно представленному в материалах дела ответу отдела культуры Администрации Кетовского района Курганской области от 30.11.2021, спецоценка условий труда в полном объеме проведена в 2019 году. В подведомственных учреждениях: в МКУДО «Кетовская детская музыкальная школа» спецоценка условий труда в полном объеме проведена в 2020 году; в МКУДО «Садовская детская музыкальная школа» спецоценка условий труда в полном объеме проведена в 2020 году; в МКУДО «Каширинская детская музыкальная школа» спецоценка условий труда в полном объеме проведена в 2020 году; в МКУДО «Лесниковская детская музыкальная школа» спецоценка условий труда в полном объеме проведена в 2020 году; в МКУДО «Введенская детская музыкальная школа» спецоценка условий труда в полном объеме проведена в 2021 году; в МКУ «Кетовская централизованная клубная система» спецоценка условий труда частично проведена в 2020 году (всего рабочих мест 76, спецоценка условий труда проведена на 19 рабочих местах в Районном Доме культуры, еще 57 рабочих мест в сельских Домах культуры и сельских клубах подлежат спецоценке условий труда. Заявка на финансирование для проведения слецоценки условий труда в Администрацию Кетовского района была подана, финансирование на 29.11.2021 года не выделено.
Согласно штатному расписанию Кетовской централизованной клубной системы на 01.01.2021, в штате предусмотрено 82 рабочих места (70,75 ставки), из них специальная оценка условий труда должна быть проведена по 63 должностям: Заведующий Барабинским сельским Домом культуры, Заведующий Большераковским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Большераковского сельского Дома культуры, Заведующий Большечаусовским сельским Домом культуры, Заведующий Введенским сельским Домом культуры, Культорганизатор Введенского сельского Дома культуры, Культорганизатор Введенского сельского Дома культуры, Художественный руководитель Введенского сельского Дома культуры, Заведующий Железнодорожным сельским Домом культуры, Художественный руководитель Железнодорожного сельского Дома культуры, Заведующий Иковским сельским Домом культуры, Заведующий Каширинским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Каширинского сельского Дома культуры, Художественный руководитель Каширинского сельского Дома культуры, Культорганизатор Каширинского сельского Дома культуры, Заведующий Колесниковским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Колесниковского сельского Дома культуры, Заведующий Нефтяниковским сельским Домом культуры, Заведующий Колташевским сельским Домом культуры. Художественный руководитель Колташевского сельского Дома культуры, Культорганизатор Колташевского сельского Дома культуры, Аккомпаниатор Колташевского сельского Дома культуры, Заведующий Шкодинским сельским Домом культуры, Заведующий Марковским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Марковского сельского Дома культуры, Заведующий Менщиковским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Менщиковского сельского Дома культуры, Заведующий Митинским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Митинского сельского Дома культуры, Художественный руководитель Новосидоровского сельского Дома культуры, Заведующий Падеринским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Падеринского сельского Дома культуры, Режиссер-хормейстер Падеринского сельского Дома культуры, Режиссер-балетмейстер Падеринского сельского Дома культуры, Культорганизатор Падеринского сельского Дома культуры, Аккомпаниатор Падеринского сельского Дома культуры, Аккомпаниатор Падеринского сельского Дома культуры, Главный специалист по прокату фильмов Падеринского сельского Дома культуры, Художник-декоратор Падеринского сельского Дома культуры, Заведующий Ново-Лушниковским сельским Домом культуры. Заведующий Пименовским сельским Домом культуры, Заведующий Просветским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Просветского сельского Дома культуры, Заведующий Ровненским сельским Домом культуры, Заведующий Становским сельским Домом культуры, Заведующий Садовским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Садовского сельского Дома культуры, Художественный руководитель Садовского сельского Дома культуры, Хормейстер Садовского сельского Дома культуры, Хормейстер Садовского сельского Дома культуры, Заведующий Старопросветским сельским Домом культуры, Хормейстер Старопросветского сельского Дома культуры, Заведующий Сычевским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Сычевского сельского Дома культуры. Заведующий Светлополянским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Светлополянского сельского Дома культуры, Культорганизатор Светлополянского сельского Дома культуры, Заведующий Чесноковским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Чесноковского сельского Дома культуры. Заведующий Шмаковским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Шмаковского сельского Дома культуры, Заведующий Темляковским сельским Домом культуры.
Согласно представленному Уставу МКУ «Кетовская централизованная клубная система» учредителем Клубной системы является Администрация Кетовского района ( п. 1.3 Устава). Согласно п. 1.5 Устава Клубная система находится в ведении отдела культуры Администрации Кетовского района. Потребности Клубной системы товарах, работах, услугах, необходимых для выполнения функций обеспечиваются за счет средств Администрации Кетовского района (п. 4.2 Устава). Из п. 5.2 Устава следует, что к компетенции Учредителя относится осуществление финансового обеспечения выполнения функций Клубной системы.
В материалы дела представлен договор № 303-21/СОУТ/45 на выполнение комплекса работ по специальной оценке условий труда от 22.12.2021, заключенный между МКУ «Кетовская централизованная клубная система» и ООО «Центр безопастности труда» о выполнении комплекса работ по специальной оценке условий труда на 63-х рабочих местах заказчика. Согласно п 2.5 договора, оплата работ производится в форме безналичных расчетов на основании выставленного счета путем перечисления денежных средств на счет исполнителя не позднее 15 рабочих дней после подписания Акта сдачи-приемки выполненных работ.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, принимая во внимание, что в ходе судебного заседание достоверно установлено, что специальная оценка условий труда на рабочих МКУ «Кеовская централизованная клубная система» не проведена, отчет о проведении специальной оценки условий труда суду не представлен, чем нарушаются права и законные интересы работника, как состоящего в штате, так и вновь принимаемого на работу, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований и о возложении обязанности на Администрацию Кетовского района профинансировать проведение специальной оценки условий труда работников МКУ «Кетовская централизованная клубная система», на МКУ «Кетовская централизованная клубная система» провести специальную оценку условий труда следующих рабочих мест.
Суд также полагает, что заявленный прокурором срок для проведения специальной оценки условий труда – трехмесячный срок после поступления денежных средст из Администрции Кетовского района, является достаточным и реальным для исполнения возложенной на ответчика обязанности.
При указанных обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора Кетовского района Курганской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кетовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Кетовская централизованная клубная система», Администрации Кетовского района Курганской области о возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства удовлетворить.
Обязать Администрацию Кетовского района после вступления решения суда в законную силу профинансировать проведение специальной оценки условий труда работников МКУ «Кетовская централизованная клубная система».
Обязать МКУ «Кетовская централизованная клубная система» в трехмесячный срок после поступления денежных средств из Администрации Кетовского района провести специальную оценку условий труда рабочих мест: Заведующий Барабинским сельским Домом культуры, Заведующий Большераковским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Большераковского сельского Дома культуры, Заведующий Большечаусовским сельским Домом культуры, Заведующий Введенским сельским Домом культуры, Культорганизатор Введенского сельского Дома культуры, Культорганизатор Введенского сельского Дома культуры, Художественный руководитель Введенского сельского Дома культуры, Заведующий Железнодорожным сельским Домом культуры, Художественный руководитель Железнодорожного сельского Дома культуры, Заведующий Иковским сельским Домом культуры, Заведующий Каширинским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Каширинского сельского Дома культуры, Художественный руководитель Каширинского сельского Дома культуры, Культорганизатор Каширинского сельского Дома культуры, Заведующий Колесниковским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Колесниковского сельского Дома культуры, Заведующий Нефтяниковским сельским Домом культуры, Заведующий Колташевским сельским Домом культуры. Художественный руководитель Колташевского сельского Дома культуры, Культорганизатор Колташевского сельского Дома культуры, Аккомпаниатор Колташевского сельского Дома культуры, Заведующий Шкодинским сельским Домом культуры, Заведующий Марковским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Марковского сельского Дома культуры, Заведующий Менщиковским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Менщиковского сельского Дома культуры, Заведующий Митинским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Митинского сельского Дома культуры, Художественный руководитель Новосидоровского сельского Дома культуры, Заведующий Падеринским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Падеринского сельского Дома культуры, Режиссер-хормейстер Падеринского сельского Дома культуры, Режиссер-балетмейстер Падеринского сельского Дома культуры, Культорганизатор Падеринского сельского Дома культуры, Аккомпаниатор Падеринского сельского Дома культуры, Аккомпаниатор Падеринского сельского Дома культуры, Главный специалист по прокату фильмов Падеринского сельского Дома культуры, Художник-декоратор Падеринского сельского Дома культуры, Заведующий Ново-Лушниковским сельским Домом культуры. Заведующий Пименовским сельским Домом культуры, Заведующий Просветским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Просветского сельского Дома культуры, Заведующий Ровненским сельским Домом культуры, Заведующий Становским сельским Домом культуры, Заведующий Садовским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Садовского сельского Дома культуры, Художественный руководитель Садовского сельского Дома культуры, Хормейстер Садовского сельского Дома культуры, Хормейстер Садовского сельского Дома культуры, Заведующий Старопросветским сельским Домом культуры, Хормейстер Старопросветского сельского Дома культуры, Заведующий Сычевским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Сычевского сельского Дома культуры. Заведующий Светлополянским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Светлополянского сельского Дома культуры, Культорганизатор Светлополянского сельского Дома культуры, Заведующий Чесноковским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Чесноковского сельского Дома культуры. Заведующий Шмаковским сельским Домом культуры, Художественный руководитель Шмаковского сельского Дома культуры, Заведующий Темляковским сельским Домом культуры.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кетовский районный суд.
Мотивированное решение составлено 29.03.2022.
Судья: Ю.А. Димова