ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2255/2022 от 27.06.2022 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0001-01-2022-003630-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2022 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Клименко Г.А.,

при секретаре Служаевой Ю.И.,

с участием: представителя истца ФИО1, действующего на основании доверенности от 13.04.2022 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело №2-2255/2022 по исковому заявлению ФИО2 к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании решения об исключении из списка участников мероприятий, незаконным, обязании восстановить в списке участников мероприятия,

установил:

Истец ФИО2 обратилась в Ханты-Мансийский районный суд к ответчику Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании решения об исключении из списка участников мероприятий, незаконным, обязании восстановить в списке участников мероприятия.

Требования мотивированы тем, что Приказом Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) от 02.03.2022 года № 82-п «О снятии с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31.12.2014 года участниками подпрограмм» и внесении изменений в отдельные приказы Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (далее — мероприятие) в соответствии с подпунктами 7.5, 7.7 пункта 7 порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в автономном округе, подавшим до 31.12.2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного постановлением Правительства автономного округа от 29.12.2020 года № 643-п (далее - Порядок), принято решение о снятии ФИО2 и члена ее семьи с учета на получение субсидии и исключении из списка участников мероприятия. Основанием для принятия решения послужило получение субсидии после 31 декабря 2010 года и (или) членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации (подпункт 7.5 пункта 7 Порядка);выявление в заявлении на получение субсидии и представленных к нему документов, не соответствующих действительности сведений (подпункт 7.7 пункта 7 Порядка). По мнению ответчика, согласно сведениям администрации Белоярского района от 07.02.2022 № 02-1- 05-281 истцу, в составе семьи ФИО3 на основании приказа Комитета по делам малочисленных народов Севера муниципального образования город Белоярский от 05.01.2004 предоставлена жилищная субсидия по программе «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты- Мансийского автономного округа - Югры округа на 2002 - 2007 годы», утверждённой Законом автономного округа от 07.05.2002 года № 27-оз, на приобретение жилого помещения по адресу: <...>. В заявлениях от 30.01.2013 о признании участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», от 12.04.2016 о предоставлении субсидии в планируемом 2017 году, от 14.02.2020 о включении в состав семьи, на который будет производиться расчет и выплата субсидии супруга ФИО4, от 05.10.2021 о предоставлении субсидии в планируемом 2022 году истец не указала сведения о получении субсидии из бюджета автономного округа в 2004 году. Таким образом, ответчик пришел к выводу о том, что истцу в составе семьи ФИО3 предоставлена жилищная субсидия по программе «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры на 2002-2007 года», утвержденной Законом автономного округа от 07 мая 2002 года № 27-оз, на приобретение жилого помещения по адресу: <...>, о получении которой истец не сообщила при постановке на учет, в связи с чем, утрачено право на получение субсидии. Истец считает указанное решение незаконным и необоснованным Брак, заключенный между матерью истца ФИО5 и ФИО3 был прекращен 16.05.2008 года. Субсидия предоставлялась отчиму истца, членом семьи которого она не является, на момент получения субсидии ФИО2 было 11 лет. В связи с чем, истец просит признать незаконным решение Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об исключении ФИО2 из списка участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм» государственной программы автономного округа «Развитие жилищной сферы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 29.12.2020 года № 643-п. Обязать Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры восстановить ФИО2 в списке участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм» государственной программы автономного округа «Развитие жилищной сферы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 29.12.2020 года № 643-п.

Истец ФИО2, представитель ответчика Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении иска.

Суд, заслушав представителя истца ФИО1, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам и по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе, путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (п.2 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, Приказом Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) от 02.03.2022 года № 82-п «О снятии с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31.12.2014 года участниками подпрограмм» и внесении изменений в отдельные приказы Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (далее — мероприятие) в соответствии с подпунктами 7.5, 7.7 пункта 7 порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в автономном округе, подавшим до 31.12.2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного постановлением Правительства автономного округа от 29.12.2020 года № 643-п (далее - Порядок), принято решение о снятии ФИО2 и члена ее семьи с учета на получение субсидии и исключении из списка участников мероприятия.

Основанием для принятия решения послужило получение субсидии после 31 декабря 2010 года и (или) членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации (подпункт 7.5 пункта 7 Порядка);выявление в заявлении на получение субсидии и представленных к нему документов, не соответствующих действительности сведений (подпункт 7.7 пункта 7 Порядка).

Согласно сведениям администрации Белоярского района от 07.02.2022 № 02-1- 05-281 истцу, в составе семьи ФИО3 на основании приказа Комитета по делам малочисленных народов Севера муниципального образования город Белоярский от 05.01.2004 предоставлена жилищная субсидия по программе «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты- Мансийского автономного округа - Югры округа на 2002 - 2007 годы», утверждённой Законом автономного округа от 07.05.2002 года № 27-оз, на приобретение жилого помещения по адресу: <...>.

В заявлениях от 30.01.2013 о признании участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», от 12.04.2016 о предоставлении субсидии в планируемом 2017 году, от 14.02.2020 о включении в состав семьи, на который будет производиться расчет и выплата субсидии супруга ФИО4, от 05.10.2021 о предоставлении субсидии в планируемом 2022 году истец не указала сведения о получении субсидии из бюджета автономного округа в 2004 году.

В соответствии с подпунктом 6.1 пункта 6 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в ХМАО-Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденной Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 29.12.2020 № 643-п «Об организации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре услвоия реализации жилищных прав граждан» (Порядок) право на участие в мероприятии сохраняется за участниками мероприятия до получения ими субсидии в соответствии с Порядком или до выявления оснований, установленных пунктом 7 Порядка, для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка.

Согласно пп.7.5, 7.7 п.7 Порядка основаниями для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка являются: получение участником мероприятия, подавшим заявление на получение субсидии после 31 декабря 2010 года и (или) членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев направления материнского (семейного) капитала и (или) Югорского капитала на улучшение жилищных условий (в том числе за пределами автономного округа), получение за счет средств бюджета автономного округа компенсации части процентной ставки по ипотечным кредитам, заключенным до 31 декабря 2013 года, в том числе рефинансированным после указанной жаты. А также приобретения жилого помещения большей площади, получения в установленном порядке гражданами, имеющими 3 и более детей, земельного участка бесплатно в собственность для строительства индивидуального жилого дома; выявление в заявлении на получение и представленных к нему документов, не соответствующих действительности сведений.

Довод о том, что истец не являлся получателем субсидии в составе семьи ФИО3 суд не принимает во внимание. Как не состоятельный. Так, согласно пункту 1.2. Договора- обязательства об использовании безвозмездной субсидии от 19.01.2019 № 6 (далее — договор № 6) субсидия очереднику предоставляется на состав семьи 4 человека при социальной норме 72 кв.м, общей площади. Согласно заявлению о приеме на учет на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, заявлению на получение субсидии на строительство или приобретение жилья ФИО6 (истец) указана в качестве члена семьи.

Порядок предоставления указанной субсидии регламентировался Постановлением Правительства ХМАО от 27.07.2001 № 371-п «О порядке управления материальными и финансовыми средствами» (вместе с «Положением о порядке управления материальными и финансовыми средствами, выделяемыми на социально- экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа» далее — порядок).

Согласно пункту 6.2.2. порядка размер субсидии рассчитывался согласно нормативам расчета выдачи жилищных субсидий, установленным законодательством автономного округа из расчета стоимости 1 квадратного метра с учетом социальной нормы площади жилья по соответствующему муниципальному образованию. Расчет стоимости 1 квадратного метра производился согласно поданному предварительному договору купли-продажи или договору участия в долевом строительстве жилья.

В соответствии пункту 6.2.4. субсидия предоставлялась правоспособным гражданам на строительство или приобретение жилья по социальной норме площади жилья на семью. Социальная норма площади для определения размера предоставления субсидии для участия в долевом строительстве или приобретении жилья составляла - 18 кв. метров общей площади жилья - на одного члена семьи из трех и более человек.

Учитывая изложенное, принимая во снимание совокупность имеющихся документов, исходя из расчета полученной ФИО3 субсидии на состав семьи 4 человека (в том числе истец) на жилое помещение площадью 72 кв.м. (4 человека * 18 кв.м, общая площадь на 1 человека) ответчиком правомерно принято решение об исключении ФИО2 из списка участников мероприятия.

Оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ФИО2 к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании решения об исключении из списка участников мероприятий, незаконным, обязании восстановить в списке участников мероприятия, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда составлено и подписано составом суда 07 июля 2022 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда : Г.А.Клименко