К делу № 2- 2256/ 2013 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 7 ноября 2013 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Вовк И. В.,
при секретаре Пивень А. И.,
с участием прокурора- помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Коновалова А. К., представителей ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов» ФИО1 и ФИО2, представителя администрации муниципального образования Темрюкский район ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора к ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов» о запрете деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Темрюкский райсуд с исковым заявлением к ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов» о запрете деятельности.
В исковом заявлении Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор указал, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства о недропользовании, промышленной безопасности, природоохранного законодательства, при осуществлении деятельности по добыче строительных и формовочных песков и ракушечника на поднадзорной территории, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов» выданы лицензии на право пользования недрами КРД 00019 ТЭ с целевым назначением «разработка Ахтанизовского месторождения формовочных песков» сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, а также КРД 03975 ТЭ с целевым назначением «разработка Сенного месторождения формовочных песков» сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Частью 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» установлено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами, представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, земель от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, сохранность разведочных горных выработок которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях, ликвидацию в установленном порядке горных выработок не подлежащих использованию, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами. Согласно ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. Пунктами 2, 3, 5 ч. 2 ст. 20 Закона РФ «О недрах» право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии, систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами, если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах. Вместе с тем, при нанесении на ортофотоплан выявлено не совпадение координат границ горного отвода Сенного месторождения (площадь равна 53,37 га) и координат границ земельного участка из кадастровой выписки о земельном участке № № (площадь равна 65,8663 га). Кроме того, установлено, что площадь горного отвода Ахтанизовского месторождения формовочных песков согласно лицензии 84,4 га. Земельный участок под карьер площадью 29,99 га находится в собственности ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов», однако он не поставлен на кадастровый учет. Согласно проведенной МУП «Управление архитектуры и градостроительства» геодезической съемке границ разрабатываемого участка недр выявлено, что на территории горного отвода имеется два карьера общей площадью 134804,9 м2 (93362,5 м2 +39442,4 м2), принадлежащих ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов». Карьер в западной части вышел за пределы горного отвода на площади 25442,03 м2. Кроме того карьер вышел за границы отведенного ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов» земельного участка на общую площадь 8416,49 м2 (7501,87 м2+914,62м2). <адрес>ю 39442,4 м2 разрабатывается и находится в границах горного отвода, но восточная граница карьера вышла за пределы отведенного земельного участка и произошел захват земельного участка площадью 381,08 м2. Разработка карьера ведется с нарушением требований безопасности: на карьере отсутствует информация о принадлежности карьера; внутренние технологические дороги менее 10 м шириной; не обустроены подъездные пути; не установлены в карьере стандартные знаки, предусмотренные правилами дорожного движения, скорость движения в карьере не более 30 км/час; не организована должным образом охрана карьера. В то же время предприятием не обеспечена охрана и сохранность полезных ископаемых на всей территории отведенного горного отвода Ахтанизовского месторождения формовочных песков, так как допускается стихийный забор песка в районе Ахтанизовской сопки на площади 37189,1 м2. Статьей 17.1 Закона РФ «О недрах» предусмотрено, что лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование. Вместе с тем, установлено, что ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов», в нарушение указанных требований передало карьер в пользование третьему лицу. Таким образом, ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов» нарушены существенные условия лицензий КРД 00019 ТЭ с целевым назначением «разработка Ахтанизовского месторождения формовочных песков» и КРД 03975 ТЭ с целевым назначением «разработка Сенного месторождения формовочных песков». Выявленные нарушения, свидетельствуют о недобросовестном исполнении недропользователем лицензионных условий при разработке Ахтанизовского и Сенного месторождений формовочных песков, а также о халатном отношении к природным ресурсам, что не может обеспечить комплексное и рациональное использование недр на территории <адрес>. В связи с выявленными нарушениями, в отношении ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов» и его должностного лица Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.3, ст. 8.2 КоАП РФ. При таких обстоятельствах, использование ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов» Ахтанизовского и Сенного месторождений формовочных песков с нарушением условий лицензии недопустимо, поскольку создает угрозу загрязнения и истощения земель и недр, чем нарушаются интересы Российской Федерации в области природоохранного законодательства, а также интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор К поддержал заявленные требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора и доводы, изложенные в иске, просил запретить ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов» деятельность по разработке Ахтанизовского и Сенного месторождений формовочных песков в границах горных отводов, предоставленных лицензиями на право пользования недрами КРД 00019 ТЭ с целевым назначением «разработка Ахтанизовского месторождения формовочных песков» и КРД 03975 ТЭ с целевым назначением «разработка Сенного месторождения формовочных песков», до устранения нарушений законодательства о недрах, земельного и природоохранного законодательства.
Представители ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов» П и Б иск не признали и просили суд отказать в удовлетворении иска Азово-Черноморскому межрайонному природоохранному прокурору.
Суду представитель ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов» П пояснил, что постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.3, ст. 8.2 КоАП РФ, возбужденным Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором не приняты. Нарушения, указанные в исковом заявлении, содержатся в информации без даты начальника отдела природных ресурсов и экологии администрации муниципального образования <адрес> М Выводы, изложенные в этом информационном письме, ничем не обоснованы, несостоятельны, «мониторинг», как и проверка, проведен в нарушении действующего законодательства в одностороннем, необъективном порядке. В соответствии с п. 1 ст. 2.3. Закона РФ «О недрах» к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые. ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов» имеет лицензии на пользование недрами серия КРД № ТЭ с целевым назначением и видами работ на разработку Ахтанизовского месторождения формовочных песков, а также КРД № ТЭ с целевым назначением и видами работ на разработку Сенного месторождения формовочных песков. В соответствии с распоряжением Минприроды РФ № 53-р, <адрес> № 576-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых <адрес>», формовочные пески не являются общераспространенными полезными ископаемыми. Государственный геологический контроль возложен на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в части соблюдения законодательства, устанавливающего условия недропользования, которые содержатся в лицензиях на пользование участками недр, за соблюдением недропользователями требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Функции государственного горного надзора были отнесены к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). До настоящего времени от вышеуказанных контролирующих организаций каких-либо претензий к ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов» о порядке пользования, а также имеющихся нарушениях как Федерального законодательства о недрах, земельного, экологического и природоохранного законодательства не поступало. Земельные участки поставлены ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов» на кадастровый учет. При этом имеется постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению начальника отдела природных ресурсов и экологии М о нарушениях по добыче полезных ископаемых, выразившихся в якобы передаче права пользования участком недр предпринимателю А и отсутствия каких-либо претензий со стороны органа, выдавшего лицензию и как приложение к ней лицензионное соглашение.
Представитель администрации муниципального образования <адрес> ФИО3 поддержала иск Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора и просила его удовлетворить в полном объеме. Интерес администрации муниципального образования <адрес> в данном деле заключается в том, что ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов» при разработке месторождений формовочных песков захватило часть земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования <адрес>.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Согласно ч. 2 ст. 36.2 Закона РФ «О недрах» государственный мониторинг состояния недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ст.37 Закона РФ «О недрах» государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Как следует из материалов дела ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов» имеет лицензию на право пользования недрами КРД 03975 ТЭ, зарегистрированную ДД.ММ.ГГГГ, на разработку Сенного месторождения формовочных песков и лицензию на право пользования недрами КРД 00019 ТЭ на разработку Ахтанизовского месторождения формовочных песков. Прокурором в обоснование иска, представлены документы, полученные при проведении мониторинга администрацией муниципального образования <адрес>, однако исходя из требований ч. 2 ст. 36.2, ст.37 Закона РФ «О недрах» и Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 293, государственный геологический контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации: Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по вопросам: соблюдения недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр и выполнения условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами; Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по вопросам: безопасного состояния горных выработок, скважин и иных подземных сооружений; соблюдения требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) при ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Из сводного плана проверок субъектов предпринимательства на 2013 г., содержащегося на сайте Генеральной прокуратуры РФ, на январь 2013 года и февраль 2013 года были запланированы проверки деятельности ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов» по федеральному государственному земельному надзору и по федеральному государственному надзору в области промышленной безопасности, государственному горному надзору. Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором не представлено в суд документов по результатам проверок, запланированных в отношении «Таманский комбинат формовочных материалов», которые проведены органами, правомочными проводить эти проверки, где были бы зафиксированы нарушения, положенные в основу иска. В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных этим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Таким образом, суд считает, что информация, письма администрации муниципального образования <адрес> в силу ст.3, ст.15, ст.20 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не является доказательством нарушения ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов» законодательства о недропользовании, промышленной безопасности, природоохранного законодательства, при осуществлении деятельности по добыче строительных и формовочных песков.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Администрация муниципального образования <адрес> не лишена возможности заявить иск к ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов» об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Азово-Черноморскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении искового заявления к ЗАО «Таманский комбинат формовочных материалов» о запрете деятельности.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий