ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2256/2022 от 16.08.2022 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело

УИД-09RS0-91

Решение

Именем Российской Федерации

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики, в составе судьи Панаитиди Т.С.,

при секретаре Гиоевой К.Б.,

с участием: истца ФИО4

представителя ответчика Министерства по делам молодежи КЧР ФИО5, действующей по доверенности,

представителя третьего лица Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» ФИО6, действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО4, ФИО7, действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики о взыскании социальной выплаты,

установил:

ФИО4, ФИО7, действующие в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 обратились в Черкесский городской суд КЧР с иском к Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР, Карачаево-Черкесскому республиканскому казенному предприятию «Дирекция Капитального строительства» о взыскании социальной выплаты. В обоснование доводов указано, что 21.02.2018 года, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетние ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в мэрию муниципального образования г. Черкесска с заявление о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч.2 п.2.1 Постановления мэрии муниципального образования г.Черкесска №98 от 21.02.2018 года истцы признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. 11.05.2018 года истцам направленно уведомление из отдела Карачаево-Черкесского Республиканского Казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» о том что, на дату 08.05.2018 г. наша семья значится в числе участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2015-2020 годы государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республике на 2015 - 2020 года» под и датой постановки является 27.02.2018 год. 16.10.2018 года истцы заключили договор об участии в ЖСК «Парковый» об инвестировании строительства квартиры в строящемся многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. общей площадью 72,10 кв. м. По вышеуказанному договору было перечислено 1 469 550,40 рублей, что подтверждает квитанция к приходному кассовому ордеру от 17.10.2018 года, где общая стоимость квартиры составляет 2451 400,00 рублей, остаток задолженности за указанную квартиру составляет социальная выплата в размере 981 849,60 рублей. 17.12.2018 года истцам было выдано свидетельство о праве на получение (социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства . Далее данное свидетельство было предоставлено в ПАО АКБ «Связьбанк» г. Черкесска для открытия банковского «Текущего счета» физического лица - резидента в валюте РФ для осуществления операций в райках подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» 2015-2020 годы. Предположительно в июне 2020 года представителем ЖСК «Парковый» было сообщено, что ПАО АКБ «Связьбанк» г. Черкесска закрывается и возникла необходимость подать пакет документов в Акционерное общество Акционерный банк «Тексбанк» («АО Тексбанк»), что истцы и сделали. 22.06.2020 года был заключен договор банковского (текущего) счета № МС000002621 физического лица - резидента в валюте Российской Федерации для осуществления операций в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», также копия данного договора и реквизиты на перечисление денежных средств были предоставлены в ЖСК «Парковый». На сегодняшний день денежные средства так и не были перечислены на их счет, предупредили их о том, что необходимо внести недостающую сумму по строящейся квартире, говоря при этом, что в случае если истцы не внесут денежные средства, то свидетельство о праве собственности на вышеуказанную квартиру они получат, а также предлагают вернуть им внесенные за квартиру денежные средства, что для их семьи неприемлемо. Данное обстоятельство вызвало недоумение и истцы обратились в Прокуратуру по вышеизложенным обстоятельствам, на что был дан ответ причиной непредоставления истцам социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политике в КЧР от 31.01.2019 года», является уменьшение объема средств федерального бюджета, предоставленных бюджету республики на софинансирование расходных обязательств при предоставлении указанных социальных выплат. Также получен ответ на обращение истцов от 26.11.2020 года №1317 в адрес Карачаево-Черкесского Республиканского Казенного предприятия «Дирекция капитального строительства», где сообщено, что в связи с вступлением в силу Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 года № 34 «О Государственной программе Развитие туризма, курортов и молодежной политики КЧР» и признанием, утратившим силу с 01.04.2019 года Постановления Правительства КЧР от 31.10.2013 года №364 «Об утверждении государственной программы Развитие туризма, курортов и молодежной политики КЧР на 2016-2020 годы» соглашение от 19.05.2017 года №13 было расторгнуто и в настоящее время Карачаево-Черкесское Республиканское Казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» не является соисполнителем подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политике в КЧР от 31.01.2019 года». 01.12.2020 года Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР предоставил ответ, что в настоящее время ведется необходимая работа с уполномоченными федеральным органом исполнительной власти для погашения задолженности перед молодыми семьями-участниками. По состоянию на 08.05.2018 года согласно ответа Дирекции капитального строительства истцы значатся в числе участников подпрограммы по муниципальному образованию г.Черкесска под №1001 с датой постановки 27.02.2018 года. Истцы обратились в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и полученный ответ не соответствует действительности, а именно указанно, что истцами не предоставлен пакет документов в банк, в котором был крыт счет для осуществления операций в рамках программы. Аналогичный ответ поступил из Министерства Строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16.12.2020 года . Таким образом, истцы на сегодняшний день социальную выплату не получили, каких-либо решений об отказе снятия с учета или решения банка об отказе не получили. Срок действия вышеуказанной подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, истекает в конце 2020 года, в связи, с чем семья истцов очень обеспокоена и переживает, что положенные им по данной программе денежные средства не поступят, и они останутся без положенного жилья. Целью подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Согласно п.4.2 подпрограммы п.4.2.1 "Развитие туризма на 2016 - 2020 годы" Ответственный исполнитель Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики. Просит: Взыскать денежные средства 981 849 рублей 60 копеек, в виде неуплаченной социальной выплаты в пользу ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, с Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР.

Определением суда от 02.03.2021 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР исключено из числа ответчиков.

23.03.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена мэрия МО г. Черкесска.

Определением суда от 19.05.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление по физической культуре, спорту и молодежной политики мэрии МО г. Черкесска.

Определением суда от 14.07.2022 года удовлетворено ходатайство представителя ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР, произведена замена ненадлежащих ответчиков Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР, Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие «Дирекция Капитального строительства», на надлежащего ответчика Министерство по делам молодежи КЧР. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требо­ваний относительно предмета спора привлечены Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР, Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие «Дирекция Капитального строительства».

В судебное заседание истец ФИО7 уведомленный о времени и месте проведения судебного заседания, не явился, об отложении судебного разбирательства не просил, со слов соистца ФИО4, о времени и месте рассмотрения дела Я.М.МБ. известно, непосредственно принимать участие в судебном заседание они не может, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, мэрии МО г. Черкесска, ПСБ-банк, Управления по физической культуре, спорту и молодежной политики мэрии МО г. Черкесска, Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР, уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания, не явились, об уважительности причин своей неявки суд не уведомили, об отложении судебного разбирательства не просили. С учетом мнения сторон, суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании истец ФИО4 поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства по делам молодежи КЧР, представитель третьего лица Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» возражали против удовлетворения иска.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 июля 2014 года №21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года № 675 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года № 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы и соответствующие Правила. Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации предусмотрело ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. В своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 года № 738-О-О).

Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 371 (в редакции от 03 июня 2015 года) «Об утверждении государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы», органы местного самоуправления муниципальных образований, отобранных Карачаево-Черкесской Республикой для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формируют списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики).

Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.

Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на основании списков молодых семей - участников подпрограммы 1, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из республиканского бюджета и (или) местных бюджетов на соответствующий год формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.

Сводный список предоставляется с 2015 года Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики государственному заказчику подпрограммы, в сроки, установленные государственным заказчиком.

После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету Карачаево-Черкесской Республики на планируемый год, и доведения этих сведений до Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики, на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Карачаево-Черкесской Республики и (или) местных бюджетах на соответствующий год утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Согласно внесенных изменений в пункт 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 (ред. от 25 августа 2015 года) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы», в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что семья Я-ных, состоящая из четырех человек (ФИО7, ФИО4, их дети ФИО16 являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, подпрограммы Карачаево-Черкесской Республики «Обеспечение жильем молодых семей».

17 декабря 2018 года ФИО8 выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства со сроком действия до 17 июля 2019 года (включительно). Свидетельство подлежало предъявлению в банк до 17 января 2019 года.

Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и (или) в отношении иных (кроме малоимущих) категорий граждан по основаниям, предусмотренным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением Правительства РФ №1050 от 17 декабря 2010 г. утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

С 01 января 2018 г. мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Программа) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. №1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации», согласно которой молодые семьи смогут улучшить жилищные условия в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается приложением №1 - Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно пункту 3 названных Правил, право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты.

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия (п. 17).

Согласно п. 25 Правил, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

В период возникновения права семьи Я-ных в 2018 году, государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям на территории Карачаево-Черкесской Республики предоставлялась в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 (далее- Подпрограмма).

Исходя из содержания паспорта Подпрограммы, на 2015-2020 годы, основными источниками финансирования подпрограммы являются: средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, в том числе ипотечные; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства жилого дома.

Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года №34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики» с 01 апреля 2019 года были утверждены основные показатели подпрограммы 4 «Обеспечение жильём молодых семей». Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 4 (соисполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики.

Целью подпрограммы 4 «Обеспечение жильём молодых семей» была названа Государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, а задачей - предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья эконом-класса или строительство индивидуального жилого дома эконом-класса. При этом согласно целевым показателям (индикаторам) подпрограммы 4 количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счёт средств федерального бюджета, республиканского бюджета и местных бюджетов, (единиц), должно было составить: в 2019 году - 145, в 2020 году - 55, в 2021 году - 58. Сроки реализации подпрограммы 4 определены с 01 января 2019 года по 31 декабря 2023 года.

До 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года №364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016-2020 годы», которое содержало аналогичные положения и схожие показатели.

Как установлено судом, и следует из пояснений сторон, а также в соответствии с установленными вышеназванными нормативными правовыми актами, семья из 4-х человек в составе ФИО7 и ФИО4, детей ФИО1 и ФИО2 стала участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», и им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 17 декабря 2018 года №504. Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счёта, на который подлежала зачислению социальная выплата в размере 981 849 рублей 60 копеек. Однако до настоящего времени эта социальная выплата не предоставлена.

В соответствии с пунктом 35 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правил), являющихся Приложением №4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050, социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.

Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты (пункт 36 Правил).

Согласно пункту 46 Правил банк в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.

Пунктом 47 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты.

Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств (пункт 50 Правил).

Подпунктом "а" пункта 49 Правил предусмотрено, что по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные пунктами 41, 42, 44, подпунктами "а" и "б" пункта 45 и пунктом 45(1) настоящих Правил, но оплата не произведена.

Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.

16.10.2018 года между ЖСК «Парковый» и ФИО7 заключен договор об участии в ЖСК «Парковый» на 2-х комнатную квартиру с номером , общей площадью 72,10 кв.м., жилая 36,93 кв.м. по адресу: <адрес>. Так, в соответствии с договором от 16.10.2019 г. паевой, вступительный и членский взнос по договору составляет 2451400 рублей 00 копеек

В соответствии с п.4.3 данного договора, член кооператива ФИО7, являющийся участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в Карачаево-Черкесской Республике (справка с КЧР КП «Дирекция капитального строительств*» Отдел жилищных программ) оставшуюся часть паевого взноса в размере 981849 рублей 60 копеек оплачивает субсидией, полученной им по ГП «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016- 2020 годы» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 годы». До получения членом кооператива субсидии по данной программе кооператив не имеет право требовать погашения полной стоимости цены Договора, а член кооператива, в свою очередь обязуется после получения субсидии оплатить оставшуюся часть согласно Договору.

Ориентировочный срок вводы жилого дома в эксплуатацию 3 квартал 2019 года (п.1.6. договора).

Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от 17.10.2018 года ЖСК «Парковый» от ФИО7 принято по договору об участии от 16.10.2018 сумма 1469550,40 руб.

Таким образом, оставшаяся, неоплаченная сумма паевого взноса составляет 981 850,00 рублей.

Истцы обратились в ПАО АКБ «Связь-Банк» г. Черкесска для открытия банковского «Текущего счета» от 21.12.2018 года физического лица, для осуществления операций в райках подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» 2015-2020 годы.

01.05.2020 г. ПАО АКБ «Связь-Банк» прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к ПАО «Промсвязьбанк». Всоответствии сост.23Федерального закона «Обанках и банковской деятельности» начата процедура реорганизации ПАО «Промсвязьбанк» иМежрегионального коммерческого банка развития связи иинформатики (ПАО АКБ «Связь-Банк») вформе присоединения ПАО АКБ «Связь-Банк» кПАО «Промсвязьбанк». Решение ореорганизации ПАО «Промсвязьбанк» было принято единственным акционером ПАО «Промсвязьбанк» 26марта 2020г., решение ореорганизации ПАО АКБ «Связь-Банк» было принято единственным акционером ПАО АКБ «Связь-Банк» 26марта 2020года. 01мая 2020 года ФНС России внесена запись в ЕГРЮЛ о реорганизации в форме присоединения ПАО АКБ «Связь-Банк» кПАО «Промсвязьбанк».

В связи с указанными обстоятельствами, ФИО7, ввиду передачи пакета документов, которые первоначально были в представлены в ПАО АКБ «Связь-Банк», и в дальнейшем переданы в АО «Тексбанк», обратился с заявлением об открытии счета и заключила договор банковского счета от 22.06.2020г. для осуществления операций в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» госпрограммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Согласно ответа ПАО «Промсвязьбанк» от 26.02.2021 года № 64, за период обслуживания в ПАО АКБ «Связь-Банк» по счету ФИО7, с даты открытия счета 21.12.2018г. по дату закрытия счета 17.04.2020г. движение денежных средств отсутствует.

Как следует из доводов истца, на сегодняшний день социальную выплату не получили. Кроме того, истцы неоднократно обращались в Прокуратуру, в КЧР КП «Дирекция капитального строительства», в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР, в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, по вышеизложенным обстоятельствам, однако каких-либо решений об отказе, снятия с учета или решения банка об отказе не получили.

08 июля 2022 года ЖСК «Парковый» сообщает на имя ФИО7, что причиной не исполнения обязательств по сдаче дома в эксплуатацию являлся - арест земельного участка с 2020года (который не снят до сих пор), на котором ведется строительство многоэтажного многоквартирного жилого дома с коммерческими помещениями, расположенного по адресу: Россия<адрес>

14.12.2021 года проведено собрание членов ЖСК «Парковый» , в повестку дня которого входил вопрос в связи с поступлением заявления о добровольном выходе из членов Жилищно-строительного кооператива «Парковый» от ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ, и постановлено: исключить из членов Жилищно-строительного кооператива «Парковый» ФИО9, что подтверждается копией протокола общего собрания членов ЖСК «Парковый» от 14.12.2021 года.

Из материалов дела усматривается, что 16.03.2022 года между ПАО Сбербанк России, и ФИО7, ФИО4 заключен кредитный договор «Приобретение готового жилья» в <адрес>. Погашение долга заемщиками осуществляется ежемесячными аннуитетными платежами в течение 360 месяцев. Платеж состоит из суммы основного долга и процентов.

16.03.2022 года по договору купли-продажи ФИО7 приобрел у ФИО11 в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес> площадью 83,5 кв.м., за 2 900 000 рублей.

Таким образом, взаимосвязанные положения указанных договоров показывают, что <адрес> приобретена за счет кредитных денежных средств и является предметом залогом (ипотеки).

Согласно данного договора купли-продажи от 16.03.2022 года, стороны установили следующий порядок оплаты стоимости Объекта. Часть стоимости Объекта в сумме 300000, 00 руб. оплачивается за счет собственных денежных средств Покупателя. Часть, стоимости Объекта в сумме 2 600000,00 руб. оплачивается за счет целевых кредитных денежных средств, предоставленных ФИО7, ФИО4 в соответствии с Кредитным договором от 16.03.2022, заключенным ПАО Сбербанк. Расчеты по сделке купли-продажи Объекта в сумме 300000,00 руб., между покупателем и продавцом проведены на дату подписания Договора, а расчеты по сделке купли-продажи объекта в сумме 2 600 000,00 руб. производятся в следующем порядке: Расчеты по сделке купли-продажи Объекта производятся с использованием номинального счета ООО «Центр недвижимости от Сбербанка». Перечисление денежных средств продавцу в счет оплаты Объекта осуществляется ООО «ЦНС», по поручению покупателя после государственной регистрации перехода права собственности на Объект к Заемщику/Созаемщику(ам) и к иным лицам (при наличии), а также государственной регистрации ипотеки объекта в силу закона в пользу Банка.

Государственная регистрация перехода права собственности на квартиру по указанному выше адресу осуществлена 17 марта 2022 года, с обременением (ипотека с силу закона).

То есть, в период рассмотрения дела по существу, истец ФИО7 зарегистрировал в собственность квартиру по договору купли-продажи от 16.03.2022 года, расторгнув (вышел в добровольном порядке) договор об участии в ЖСК «Парковый» от 16.10.2018 года.

Соответственно, на момент обращения к Дирекции истцами не были представлены документы, подтверждающие факт того, что жилое помещение приобретено за счет кредитных денежных средств и заемные обязательства не исполнены.

Статьей 29 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что одним из основных принципов бюджетной системы является принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Как указано выше, в соответствии с пунктом 5 Правил срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве. Продление указанного срока действия Правилами не предусмотрено. В соответствии с пунктом 35 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правил), являющихся Приложением № 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 г.г., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.

Из содержания пункта 36 Правил договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подпункту "а" пункта 49 Правил следует возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена. То есть оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства.

Пунктом 42 названных Правил в случае использования социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк следующие документы: а) договор банковского счета; б) кредитный договор (договор займа); в) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на приобретенное жилое помещение или документы на строительство - при незавершенном строительстве жилого дома; г) справка кредитора (заимодавца) об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

В Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, не содержится прямого запрета на предоставление кредитного договора заключенного с целью рефинансирования долга по кредиту.

В рассматриваемом случае судом учитывается то обстоятельство, что семья Я-ных с 2018 года состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 2018 году на семью Я-ных (4 человека) выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства серии АА от 17.12.2018 г., тем самым подтверждено их право на участие в программе по обеспечению жильем молодых семей в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 г.г., но и, по существу, было фактически реализовано посредством выдачи этого свидетельства.

Вместе с тем, представленный суду договор купли-продажи квартиры от 16.03.2022 года зарегистрирован Управлением Росреестра по КЧР 17.03.2022г., то есть по истечении 7 месяцев с момента выдачи свидетельства от 17.12.2018г. , также 14.12.2021 года ФИО7 расторгнут (вышел в добровольном порядке) договор об участии в ЖСК «Парковый» от 16.10.2018 года. На момент включения в подпрограмму, в 2018 года, истцы заемщиками по кредитному договору не являлись, включены были в список участников, как претенденты на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР, КЧР КП «Дирекция Капитального строительства» сторонами кредитного договора, заключенного ФИО7, ФИО4 16.03.2022 года, не являлись, их согласия на его заключение, не требовалось. Участие или неучастие семьи Я-ных в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на обязательства по уплате долга и процентов по кредитному договору, предусмотренные ст. ст. 809, 810, 819 Гражданского кодекса Российской Федерации, не влияло. Данные обязательства, вытекающие из условий кредитного договора, ФИО7, ФИО4 приняли на себя добровольно и самостоятельно.

Руководствуясь нормами закона, регулирующими спорные правоотношения, суд исходит из того, что одним из предусмотренных Правил требований при приобретении объекта недвижимости является обязанность по открытию в банке банковского счета, владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты перечисляется в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств, по оформлению приобретаемого жилого помещения в общую собственность всех членов молодой семьи. Вместе с тем, данная обязанность со стороны истцов исполнена не была.

По смыслу вышеуказанных норм закона, возможность перечисления денежных средств на основании свидетельства в счет исполнения обязательств по договорам приобретения недвижимости ограничивается сроком действия данного свидетельства. Принимая во внимание, что истцам выдано свидетельство 17 декабря 2018 года сроком действия по 17 июля 2019 года (не более 7 месяцев), имелась обязанность, после предоставления требуемых законом документов в банк, перечисления социальной выплаты. Однако в срок данная выплата на приобретение (строительство) жилья на территории КЧР не произведена. Как следует из материалов дела, в настоящее время в банке счет на перечисление социальной выплаты не открыт, из договора купли-продажи не следует, каким образом, на какой счет, необходимо перечисление бюджетных средств. Кроме того, договор купли-продажи, кредитный договор оформлены 16 марта 2022 года, за пределами срока действия свидетельства.

При таких обстоятельствах законодательство не предусматривает оснований для перечисления денежных средств в соответствии со свидетельством в счет оплаты стоимости приобретенного истцами жилого помещения. Использование для реализации права на улучшение жилищных условий с нарушением установленного нормативного правового регулирования, является препятствием в предоставлении участнику Подпрограммы социальной выплаты.

Реализация приоритетных федеральных программ предоставляет органу государственной власти право устанавливать не только круг получателей социальной выплаты на приобретение жилья, ее размер, условия предоставления и использования, но и основания для отказа в предоставлении. Социальная выплата носит строго целевой характер и направлена на создание условий для осуществления права на жилище определенной категории лиц.

Действующее законодательство, регулирующие правоотношения сторон, не предусматривает процедуру и саму возможность восстановления срока действия ранее выданного свидетельства.

Механизм устранения недостатков после совершения сделки по приобретению жилья и предъявлению документов в уполномоченный банк для получения социальной выплаты за пределами срока свидетельства в нормативных правовых актах не предусмотрен.

Наличие свидетельства на право получения социальной выплаты, не влечет в безусловном порядке обязанность по перечислению денежных средств.

Таким образом, исходя из вышеизложенного исковые требования Я-ных, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних, не подлежат удовлетворению.

На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО4, ФИО7, действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики о взыскании социальной выплаты, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца, с момента изготовления решения в окончательном виде. Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2022 года.

Судья Черкесского городского суда КЧР Т.С. Панаитиди