ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2258/12 от 17.12.2012 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело №2-2258/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2012 года

Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего М.Ю.Овсянниковой

при секретаре Т.В.Кулик,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Барнаула, Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г. Барнаула в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей по организации наружного освещения. В ходе проведенной проверки установлено отсутствие освещения улицы 1905 года в г.Барнауле. Действующим законодательством на ответчиков возложена обязанность по организации освещения улиц, однако данная обязанность не выполняется, что может повлечь нарушение прав граждан на безопасное дорожное движение. После неоднократного уточнения исковых требований просил признать бездействие ответчиков по неорганизации освещения улицы 1905 года незаконным; обязать ответчиков разработать проектно-сметную документацию по устройству и организации освещения по улице 1905 года в г. Барнауле и выполнить работы по организации освещения на всей протяженности улицы 1905 года в г. Барнауле соответствии с проектом.

Представитель истца помощник прокурора Центрального района г. Барнаула Гвоздева Т.А. в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что в темное время суток повышается риск наступления опасности как для пешеходов, так и для автомобилей. Выбор и способ установки освещения оставила на усмотрение ответчиков, указав, что требуемый администрацией г.Барнаула срок для исполнения решения суда - до октября 2014 года не является разумным.

Представитель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула ФИО1 иск не признала, указав, что истцом не представлено доказательств необходимости проведения уличного освещения по улице 1905 года. Деятельность комитета осуществляется в рамках бюджетного финансирования, бюджет Комитета утверждается решением Барнаульской городской Думы. Финансирование на текущий год утверждено, расходы на указанные в иске работы в него не включены, в связи с чем организация освещения на спорном участке может быть осуществлена не ранее, чем в 2014 году.

Представитель ответчика администрации г.Барнаула в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Представил отзыв на иск, в котором указывает, что вмешательство в вопросы местного значения в данном случае недопустимо, истцом не доказано нарушение прав граждан, а также необходимость и возможность освещения данной улицы. Просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме. В случае удовлетворения требований с учетом срока вступления в законную силу решения суда, а также продолжительности строительного сезона, просил установить срок для добровольного исполнения решения суда до октября 2014 года.

Представители 3-х лиц МУП «Барнаулгорсвет», администрации Октябрьского района г.Барнаула в судебное заседание не явились, уведомлены надлежаще.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что на всем протяжении улицы 1905 года в г.Барнауле отсутствует уличное освещение. Данный факт представителями ответчиков не отрицался.

Истцом в подтверждение необходимости строительства уличного освещения по улице 1905 года представлены акты проверки прокуратуры Октябрьского района г. Барнаула от 15.12.2011 года и 03.02.2012 года с приложением фототаблиц, согласно которым на всем протяжении улицы 1905 года в г.Барнауле отсутствует уличное освещение, линии элекропередачи (опоры освещения) отсутствуют, автомобильное движение осуществляется в обе стороны (л.д. 7-19).

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п. 27 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» организация освещения улиц относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с п. 12.1 Правил благоустройства города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 27.03.2009 № 77, улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и реакционные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, придомовые территории, территории промышленных и коммунальных предприятий, а также арки входов, дорожные знаки и указатели, элементы городской информации, жилые дома должны освещаться в темное время суток по расписанию, утвержденному комитетом по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению администрации г. Барнаула. Обязанность по освещению указанных объектов возлагается на лиц, указанных в п. 1.3 Правил.

В силу п. 1.3 названных выше Правил на территории г. Барнаула физические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку, озеленение, благоустройство отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий.

Организацию благоустройства иных территорий осуществляет администрация г.Барнаула, комитет по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению, администрации районов города, иные органы местного самоуправления по соглашению с физическими, юридическими лицами в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города.

В соответствии с п. 28 ст. 19 Устава городского округа - города Барнаула организация освещения улиц отнесена к вопросам местного значения. Статьей 48 Устава администрация города наделена настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.

Решением Барнаульской городской думы от 29.09.2008 года № 836 учреждены комитет по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению и комитет по транспорту, организации дорожного движения и связи, утверждены положения о них.

В связи с реорганизацией органов местного самоуправления решением Барнаульской городской Думы от 29.04.2011 года № 520 утверждено Положение о комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула.

Согласно данному Положению отраслевым органом местного самоуправления, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере координации деятельности предприятий городского дорожно-благоустроительного хозяйства, городского автомобильного, электрического, речного транспорта, городского освещения и связи является комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула (п. 1.1). Комитет является правопреемником комитета по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению и комитета по транспорту, организации дорожного движения и связи (п. 1.3). Комитет является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс, расчетные и другие счета в банках, печать, штампы и бланки установленного образца с официальными символами города Барнаула (п. 1.4).

Основными целями и функциями комитета является, в т.ч. строительство, ремонт, реконструкция и содержание объектов внешнего благоустройства, элементов обустройства автомобильных дорог и сети освещения улиц в границах городского округа (п. 2.2.2.). Осуществление полномочий муниципального заказчика на выполнение работ по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, по содержанию, эксплуатации и ремонту объектов благоустройства, сетей освещения и элементов обустройства автомобильных дорог установлено п. 3.1.2. Положения.

Таким образом, основной целью Комитета является решение вопросов местного значения в сфере управления и координации деятельности предприятий транспорта, уличного освещения и связи, организации дорожного движения и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

При таких обстоятельствах надлежащими ответчиками в данном случае будут являться администрация г.Барнаула как орган местного самоуправления и комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула, созданный в том числе, для организации и контроля за уличным освещением.

Материалами дела установлено, что улица 1905 года находится в границах муниципального образования г.Барнаула.

В соответствии с решением комитета по управлению муниципальной собственностью г.Барнаула от 29.01.2010г. № 91 «О передаче имущества комитету по транспорту, организации дорожного движения и связи», во исполнение п.2.1.4. Положения о комитете, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26.12.2008г. № 28, постановлением главы города Барнаула от 21.12.2009 № 5662 «Об утверждении порядка учета элементов благоустройства автомобильных дорог», линии наружного освещения г.Барнаула исключены из состава имущества, переданного МУП «Барнаулгорсвет» по договору на обслуживание, и переданы комитету по транспорту, организации дорожного движения и связи администрации г.Барнаула для организации бухгалтерского учета и выполнения функций балансодержателей.

Для разрешения заявленных требований судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза в ФБУ АЛСЭ Минюста России.

Заключением эксперта №967/6-2 от 29.10.2012 года установлено, что улица 1905 года находится в центральной части г. Барнаула. На улице расположены жилые дома, производственные корпуса, учреждения здравоохранения, образовательные учреждения, магазины и офисы частных компаний. Проезжая часть улицы имеет асфальтовое покрытие, 2 полосы движения, с четной стороны улицы расположен тротуар, освещение проезжей и пешеходной частей улицы (тротуара) отсутствует. Согласно СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение» (актуализированная редакция 23-05-35*) улица 1905 года на всей ее протяженности относится к улицам и дорогам местного значения: жилая застройка в центре города, класс В2. Согласно требованиям таблицы №15 СП 52.13330.2011 освещенность дорожного покрытия улицы 1905 года в соответствии классу объекта В2 должна быть не менее 10лк, тротуара - не менее 5 лк. Поскольку требованиями СП 52.13330.2011 (п.п. 7.33, 7.44, 7.45, 7.74 таблицы 15) нормируется освещение по классу объекта В2, а улица 1905 года к данному классу относится, в устройстве уличного освещения на всем протяжении необходимость имеется. Установлено, что на улице 1905 года когда-то проходила линия уличного освещения, имеются 2 железобетонные опоры, оставшиеся от уличного освещения, в связи с чем экспертом предложено два варианта устройства освещения улицы: 1 - восстановление существовавшего когда-то освещения (установка новых недостающих опор в соответствии с имеющимся проектом и современными нормами ПУЭ, установка светильников на существующие опоры, подрезка деревьев, прокладка электролинии). 2 - разработка нового проекта устройства освещения. Также предложено два варианта перечня работ, необходимых до начала производства работ по устройству освещения: вариант 1 - согласовать точку подключения, согласовать с собственником опор установку светильников на опоры, разработать проект в специализированной проектной организации, с участием специалистов инженеров-электриков (энергетиков) и сметчиков по установке недостающих опор, включая все согласования с техническими службами; вариант 2 - произвести отвод земельного участка под трассу уличного освещения, согласовать точку подключения, получить задание на проектирование, разработать проект в специализированной проектной организации, с участием специалистов инженеров-электриков (энергетиков) и сметчиков, включая все согласования с техническими службами.

У суда не имеется оснований не доверять экспертному заключению, поскольку в нем в полной мере даны ответы на все поставленные вопросы, заключение составлено в соответствии с действующим законодательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

В силу п. 1.2 Правил благоустройства города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 27.03.2009 № 77, прилегающая территория - земельный участок (или его часть), с газонами, малыми архитектурными формами, расположенный по периметру части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением, необходимой для их использования.

Границы прилегающих территорий, если иное не установлено договорами аренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, на улицах с односторонней застройкой определяются по длине занимаемого участка, по ширине - до проезжей части улицы.

По смыслу указанных норм, улица в целом не рассматривается в качестве прилегающей территории, на каждого собственника не может быть возложена обязанность обеспечить освещение улицы. При этом какие-либо исключения, когда не требуется наружное освещение улиц (автомобильных дорог) общего пользования местного значения, законом не предусмотрены.

Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях.

Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку помимо жилых домов на улице 1905 года расположены учреждения здравоохранения, образовательные учреждения, производственные корпуса, магазины, офисы частных компаний, в связи с чем доводы представителей ответчиков о недоказанности нарушения прав неопределенного круга лиц несостоятельны.

Как следует из материалов дела, при наличии установленной законом обязанности организовать уличное освещение ответчиками никаких мер к этому не предпринимается.

При изложенных обстоятельствах, анализируя в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о незаконности бездействия ответчиков, выразившегося в неорганизации наружного освещения на всем протяжении улицы 1905 г.Барнаула.

В силу закона органы местного самоуправления должны решать вопросы местного значения, к числу которых относится и организация освещения улиц, с учетом установленных действующим законодательством норм, при разработке проекта организации наружного освещения на спорном участке ответчики не могут быть ограничены заключением эксперта, свободны в выборе способов размещения линий наружного освещения, количества опор, мощности светильников.

При этом суд полагает удовлетворить исковые требования в заявленном виде в части разработки проектной документации и возложения обязанности по организации уличного освещения, поскольку при разработке вариантов такого освещения экспертом указано на необходимость разработки проекта при любом из них.

При установленных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда в 6 месяцев, находя его разумным.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Барнаула удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г.Барнаула, Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула, выразившееся в неорганизации освещения по ул.1905 года в г.Барнауле.

Возложить на администрацию г.Барнаула, Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула обязанность разработать проектно-сметную документацию по устройству и организации освещения по ул.1905 года в г.Барнауле, выполнить работы по организации освещения на всей протяженности ул.1905 года в г.Барнауле в соответствии с проектом в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья М.Ю.Овсянникова