ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2258/18 от 27.08.2018 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 августа 2018 года г. Иркутск

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Матвиенко О.А., при секретаре Шмыревой Н.А., с участием представителя истца Тазиева С.В., действующего на основании доверенности от Дата, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2258/2018 по иску Администрации г.Иркутска к Гречушкину Сергею Викторовичу, Гречушкиной Анне Александровне о возложении обязанности привести часть общего имущества многоквартирного дома в первоначальное состояние,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований указано, что Дата управлением ЖКХ Октябрьского округа администрации города Иркутска выдано разрешение на перевод жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес, в нежилое с устройством отдельного входа. Проектом устройство козырька над входом в помещение не предусматривалось.

Однако в результате проведенной внеплановой выездной проверки на основании приказа начальника управления заместителя главы Октябрьского округа управления ЖКХ Октябрьского округа администрации города Иркутска от Дата установлено нарушение ст.36 ЖК РФ, п.4.2.4.9. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от Дата (далее - Правила), а именно: выполнена самовольная установка козырька над входом в нежилое помещение, расположенное по Адрес, без согласования с органом местного самоуправления, о чем составлен акт проверки органом муниципального жилищного контроля физического лица от Дата.

Кроме того, в процессе проведения проверки, решения собственников помещений в многоквартирном доме по Адрес, принятого на общем собрании таких собственников, об использовании части общего имущества (фасада) для размещения козырька над входом в нежилое помещение по Адрес, представлено не было.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от Дата нежилое помещение по адресу: Адрес, площадью 43,6 кв.м., находится в собственности ФИО3 и ФИО2.

Учитывая выявленные нарушения, допущенные ФИО3 и ФИО2, органом муниципального жилищного контроля выдано предписание от Дата об устранении выявленных нарушений в срок до Дата.

После истечения срока исполнения указанного предписания в отношении ФИО2, ФИО3 проведена внеплановая выездная проверка на основании приказа заместителя председателя комитета – начальника управления ЖКХ комитета по управлению Октябрьским округом администрации города Иркутска от Дата.

В результате указанной проверки выявлен факт невыполнения предписания от Дата органа муниципального жилищного контроля, о чем органом муниципального жилищного контроля составлен акт проверки физического лица от Дата и выдано повторное предписание от Дата устранить выявленные нарушения в срок до Дата.

На основании приказа заместителя председателя комитета - начальника управления ЖКХ комитета по управлению Октябрьским округом администрации города Иркутска от Дата в отношении ФИО2, ФИО3 проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания от Дата, срок для исполнения которого истек Дата.

В результате указанной проверки доступ на проверяемый объект предоставлен не был, документы, необходимые для достижения целей и задач проверки, представлены также не были. Собственники нежилого помещения, расположенного по адресу: Адрес, уклонились от проводимой в отношении них проверки.

До настоящего времени нарушения ФИО2, ФИО3 не устранены.

Учитывая, что устройство козырька над входом в нежилое помещение, общей площадью 43,6 кв.м, выполнено вразрез с согласованным проектом и выданным разрешением, а также учитывая отсутствие у собственников указанного нежилого помещения решения общего собрания собственников помещений об использовании части общего имущества для размещения козырька над входом в нежилое помещение, администрация Адрес обращается с настоящим заявлением в защиту прав и законных интересов администрации города Иркутска как собственника жилых помещений в многоквартирном доме по Адрес, с требованием о восстановлении положения, существовавшего до нарушения жилищного права, путем понуждения собственников указанного нежилого помещения привести общее имущество многоквартирного дома в первоначальный вид, а именно демонтировать незаконно установленный козырек над входом в нежилое помещение.

Просит суд восстановить положение, существовавшее до нарушения жилищного права, а именно обязать ФИО3 и ФИО2 привести часть общего имущества многоквартирного дома над входом в нежилое помещение, расположенное по адресу: Адрес, в первоначальное состояние путем демонтажа незаконно установленного козырька над входом в нежилое помещение в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца Тазиев С.В., действующий на основании доверенности от Дата, поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчики ФИО3, ФИО2 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Суд, с согласия представителя истца, рассматривает дело в отсутствие ответчиков в порядке ст.ст.233-237 ГПК РФ. При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд исследует доказательства, представленные истцом (ст.ст. 56, 60, 234 ГПК РФ).

Выслушав доводы представителя истца, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права.

Как следует из ст. 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.

Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Понятие реконструкции дано в п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ. Согласно указанной норме под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, тогда как возможность перепланировки и переустройства жилого помещения предусмотрена Жилищным кодексом РФ.

Согласно п. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (п. 2.1).

В соответствии с п. 1.3 Положения о порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории г. Иркутска, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от Дата органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля, является администрация г. Иркутска.

В судебном заседании установлено, что нежилое помещение площадью 43,6 кв.м., расположенное по адресу: Адрес, находится в общей совместной собственности ФИО3 и ФИО2

Как следует из материалов дела и установлено судом, Дата Управлением ЖКХ Адрес Администрации Адрес выдано разрешение на перевод жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес, в нежилое с устройством отдельного входа в помещение. Проектом устройство козырька над входом в помещение не предусматривалось.

С целью проверки информации, на основании письма начальника Управления ЖКХ Адрес Администрации Адрес от Дата, начальником управления – заместителем главы Адрес Администрации г.Иркутска издан приказ от Дата о проведении проверки в отношении ФИО2, ФИО3 на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

На основании приказа от Дата, в срок с Дата по Дата была проведена проверка в отношении ФИО2, ФИО3, в ходе которой установлено, что в нарушение обязательных требований ст.ст. 20, 36 ЖК РФ, п. 4.2.4.9 Правил, выполнена самовольная установка козырька над входом в нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме по адресу: Адрес без согласования с органом местного самоуправления, что подтверждается актом проверки от Дата.

По результатам внеплановой проверки ФИО3 и ФИО2 выдано предписание от Дата об устранении выявленных нарушений в срок до Дата.

ФИО2 и ФИО3 были признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, что подтверждается протоколами об административных правонарушениях и от Дата.

С целью проверки исполнения ранее выданного предписания от Дата, заместителем председателя комитета - начальника Управления ЖКХ Комитета по управлению Адресом Администрации АдресДата издан приказ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ФИО2 и ФИО3

На основании приказа от Дата, в срок с Дата по Дата была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО2, ФИО3, в ходе которой установлено, что выявленные ранее нарушение обязательных требований ст.ст. 20, 36 ЖК РФ, п. 4.2.4.9 Правил, не устранены, предписание от Дата не исполнено, что подтверждается актом проверки от Дата.

По результатам внеплановой проверки ФИО3 и ФИО2 выдано предписание от Дата об устранении выявленных нарушений в срок до Дата.

В связи с истечением времени на исполнение ранее выданного предписания от Дата, заместителем председателя комитета - начальника Управления ЖКХ Комитета по управлению Октябрьским округом Администрации г.Иркутска Дата издан приказ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ФИО2 и ФИО3

Дата доступ на проверяемый объект, расположенный по адресу: Адрес, для проведения проверки предоставлен не был.

Дата был составлен акт проверки , из которого следует, что выявлены факты не выполнения ФИО2 и ФИО3 ранее выданных предписаний.

Согласно ч.1 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, которое является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

В силу п.1 ст.246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в состав общего имущества включаются в том числе: в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).

При этом ч. 2 ст. 36 ЖК РФ, предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 У 170 Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее – правила), разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" и пунктом 53 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.99 N 1289, и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

Пункт 1.7.1 Правил предусматривает, что переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. При этом пунктом 4.2.4.9. правил предусмотрено, что не допускается самовольная установка козырьков, эркеров, балконов, лоджий и застройка межбалконного пространства.

Таким образом, судом установлено, что ответчиками, в принадлежащем им нежилом помещении, были произведены работы по установке козырька над входом в помещение без получения разрешения, а также без согласия всех собственников многоквартирного жилого дома на установку козырька над отдельно выполненным входом, т.е. согласие собственников помещений многоквартирного дома на перепланировку спорной квартиры, а также на уменьшение общего имущества, необходимых согласований с органом местного самоуправления и разрешений на производство вышеуказанных работ ответчиками получено не было, что повлекло нарушение ответчиками требований жилищного законодательства.

Указанные обстоятельства ответчиками не оспорены.

Таким образом, заявленные исковые требования администрации Адрес о возложении на ответчиков обязанности привести часть общего имущества многоквартирного дома над входом в нежилое помещение, расположенное по адресу: Адрес, в первоначальное состояние путем демонтажа незаконно установленного козырька над входом в нежилое помещение, основаны на законе и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Таким образом, суд, следуя указанным положениям гражданско-процессуального законодательства, устанавливает ответчикам срок для приведения жилого помещения в прежнее состояние в течение двух месяцем с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с ответчиков в бюджет муниципального образования «Адрес» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме ........ в равных долях по ........ с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233 – 237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации г. Иркутска удовлетворить.

Обязать ФИО3, ФИО2 привести часть общего имущества многоквартирного дома над входом в нежилое помещение, расположенное по адресу: Адрес первоначальное состояние путем демонтажа незаконно установленного козырька над входом в нежилое помещение в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ФИО3, ФИО2 в бюджет муниципального образования «Город Иркутск государственную пошлину в размере ........ в равных долях по ........ с каждого.

Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 31 августа 2018 года.

Ответчик вправе в течение 7 дней подать в Октябрьский районный суд г. Иркутска заявление об отмене решения, представив суду доказательства, подтверждающие, что неявка в судебное заседание имела место по уважительным причинам, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представляет доказательства, которые могут повлиять на содержание принятого решения.

Судья: О.А. Матвиенко