ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2259/202122АП от 22.04.2021 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-2259/2021 22 апреля 2021 года

УИД: 78RS0006-01-2021-000859-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:

судьи Муравлевой О.В.,

при секретаре Трофимовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга о признании права на назначение государственной социальной помощи,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга о признании права на назначение государственной социальной помощи и просил: признать стипендию ВУЗа ГУМРФ и помощь родственников как ежемесячный доход ФИО1; установить право ФИО1 на государственную социальную помощь; признать отказ в предоставлении государственной услуги №1 от 11.12.2020 г. и отказ в предоставлении государственной услуги №2 от 19.01.2021 г. незаконными; обязать Отдел назначения социальной защите населения Администрации Кировского района Санкт-Петербурга назначить и выплатить ФИО1 государственную социальную помощь как малоимущему одиноко проживающему гражданину (л.д. 8).

В обоснование заявленных требований указал, что он с сентября 2020 года является студентом 1 курса ФАМиРТ ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота им. Адм. ФИО2» очного отделения факультета информационной безопасности автоматизированных систем.

03.12.2020 года и 25.12.2020 года истец ФИО1 через электронный портал «Госуслуги» обратился в Отдел назначения социальной защите населения Администрации Кировского района Санкт-Петербурга с заявлением на предоставление социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Оформление государственной социальной помощи как малоимущему одиноко проживающему гражданину необходимо истцу с целью получения справки, на основании которой назначается социальная стипендия от Министерства образования обучающемуся в образовательном учреждении высшего профессионального образования г. Санкт-Петербург.

Рассмотрев указанные заявления, администрацией было отказано
в предоставлении государственной социальной помощи.

Полагая, что отказ администрации Кировского района Санкт-Петербурга в предоставлении государственной социальной помощи нарушает право истца на получение меры социальной поддержки, установленной законодательством Российской Федерации, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском (л.д. 5-9).

Истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, представил письменные пояснения (л.д. 121-123), суду пояснил, что по независящим от него причинам он имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Трудоустроиться истец не имеет возможности, поскольку является студентом очной формы обучения, кроме того, для специальности «информационная безопасность автоматизированных систем», по которой он обучается, в ВУЗах не имеется иной формы обучения, кроме очной, а также учебный график истца не позволяет трудоустроиться на работу. Все затраты на данный момент целиком легли на мать истца, отец помощи сыну не оказывает. Истец нуждается в материальной помощи, поскольку его доходы состоят из стипендии размером 1 748 рублей в месяц и ежемесячных сумм, перечисляемых на банковскую карту Сбербанк его матерью. Суммы, получаемые истцом ежемесячно, ниже прожиточного минимума в г. Санкт-Петербург. Во втором полугодии стипендию он не получает, в связи с успеваемостью.

Ответчик администрация Кировского района Санкт-Петербурга в лице представителя ФИО3, действующего на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, представил отзыв на исковое заявление (л.д. 114-116), суду пояснил, что администрацией было законно и обоснованно отказано в предоставлении государственной социальной помощи истцу, поскольку на территории Санкт-Петербурга право на получение государственной социальной помощи имеют малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного
в Санкт-Петербурге. Отсутствие доходов от трудовой деятельности у ФИО1 (членов его семьи) из числа студентов, обучающихся по очной форме обучения, в перечне уважительных причин для получения государственной социальной помощи, по которым заявитель (члены его семьи), не занимающийся (не занимающиеся) трудовой, предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельностью, имеет (имеют) в расчетном периоде среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, не поименовано, в связи с чем, основания для предоставления ФИО1 государственной социальной помощи не имеется.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, изучив представленные документы, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, приходит к следующему.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ
«О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ № 178-ФЗ) государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 5 апреля 2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.

Так, п. 1 Постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме.

В силу абзаца 4 статьи 2 ФЗ № 178-ФЗ порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

"Социальный кодекс Санкт-Петербурга", принятый Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 (далее – Социальный кодекс) регулирует отношения, связанные с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга.

Согласно главе 33-2 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N 728-132 Социальный кодекс Санкт-Петербурга государственная социальная помощь - вид социальной помощи, которая предоставляется в Санкт-Петербурге за счет средств бюджета Санкт-Петербурга малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в виде социальных пособий.

Статьей 117.4 указанного закона установлено, что государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, имеющим место жительства или пребывания на территории Санкт-Петербурга, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, в виде социальных пособий.

Согласно положениям ст. 117.6 Социального кодекса, государственная социальная помощь предоставляется единовременно или на период три месяца. Случаи, в которых государственная социальная помощь оказывается единовременно, устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга. Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен по основаниям, установленным Правительством Санкт-Петербурга. Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи, государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде социального пособия в части, не урегулированной настоящей главой, в том числе форма социального контракта, порядок проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, определяются Правительством Санкт-Петербурга. Оказание государственной социальной помощи не влечет за собой прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и наоборот. Государственная социальная помощь и государственная социальная помощь на основании социального контракта, предусмотренные в настоящей главе, предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и на плановый период.

В Санкт-Петербурге поддержание уровня жизни малоимущих семей
и малоимущих одиноко проживающих граждан осуществляется из средств бюджета Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (далее – Социальный кодекс Санкт-Петербурга) и Порядком предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.06.2012 № 595 (далее – Порядок).

В соответствии с п. 1.3 ст. 1 Порядка предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге, используется понятие малоимущий одиноко проживающий гражданин - одиноко проживающий гражданин, доход которого ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге.

Таким образом, на территории Санкт-Петербурга право на получение государственной социальной помощи имеют малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге.

В соответствии с п. 1.2 ч. 2 Порядка предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге, государственная социальная помощь предоставляется на основании заявления гражданина, которое он подает от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (далее - заявитель) в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства или месту пребывания (далее - администрация района) по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет), и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в соответствии с приложением к настоящему Порядку.

Пунктом 3.1 Порядка установлен исчерпывающий перечень уважительных причин для получения государственной социальной помощи, по которым заявитель (члены его семьи), не занимающийся (не занимающиеся) трудовой, предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельностью, имеет (имеют) в расчетном периоде среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного
в Санкт-Петербурге.

Прохождение ФИО1 обучения по очной форме в образовательном учреждении не поименовано в п. 3.1 ч. 3 приведенного Порядка, как уважительная причина по которой заявитель, не занимающийся трудовой, предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельностью, имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге.

Из системного толкования вышеприведенных положений пунктов 1.2, 3.1 Порядка следует, что право на получение государственной социальной помощи возникает у гражданина только при одновременном наличии нескольких условий: гражданин (члены его семьи) не только должен получать среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, но и подтвердить невозможность по объективным причинам, не связанным с его (их) волей и действиями, получать доход в большем размере за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Также следует учитывать, что в соответствии с действующим законодательством обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объекта обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Студенты самостоятельно выбирают форму обучения, при необходимости позволяющую им совмещать обучение с осуществлением трудовой деятельности.

Таким образом, причину, по которой малоимущие одиноко проживающие граждане и малоимущие семьи, имеющие в своем составе студентов, обучающихся по очной форме обучения, и не осуществляющих трудовую деятельность, имеют доход ниже величины прожиточного минимума, нельзя отнести к независящим от них.

С учетом изложенного, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при отсутствии доходов от трудовой деятельности права на предоставление государственной социальной помощи не имеют.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к администрации Кировского района Санкт-Петербурга о признании права на назначение государственной социальной помощи, не имеется.

На основании изложенного Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», руководствуясь ст.ст. 56, 59, 60, 68, 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга о признании стипендии ВУЗа ГУМРФ и помощи родственников как ежемесячный доход ФИО1; установлении права на государственную социальную помощь; признании отказа в предоставлении государственной услуги №1 от 11.12.2020 года и отказа в предоставлении государственной услуги №2 от 19.01.2021 года незаконными; обязании Отдел назначения социальной защите населения Администрации Кировского района Санкт-Петербурга назначить и выплатить ФИО1 государственную социальную помощь как малоимущему одиноко проживающему гражданину, отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Кировский районный суд Санкт-Петербурга.

СУДЬЯ О.В. Муравлева