ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-225/17 от 28.02.2017 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-225/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 28 февраля 2017 года

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Зобовой Л.В.,

при секретаре Гришиной П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ульяновской области к ФИО1, ФИО2 об обращении в доход государства транспортного средства, прекращении права собственности на транспортное средство,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ульяновской области обратился в Железнодорожный районный суд города Ульяновска с иском к ФИО1, ФИО2 об обращении в доход государства транспортного средства, прекращении права собственности на транспортное средство. Исковые требования мотивированы тем, что в связи с ненадлежащим осуществлением управлением по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, анализа представленных государственными служащими, в том числе ФИО1, замещавшей должность государственной гражданской службы главного советника управления по семейной политике администрации Губернатора Ульяновской области, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год и.о. прокурора области 17.08.2016 вынесено представление врио Губернатора Ульяновской области ФИО3

В ответе на указанное представление и.о. Губернатора Ульяновской области ФИО4, наряду с иными сведениями, сообщил в прокуратуру области о начатых процедурах контроля за расходами в отношении лиц, отмеченных в акте прокурорского реагирования. 29.11.2016 в Прокуратуру Ульяновской области с сопроводительным письмом и.о. поступили материалы и доклад заместителя Губернатора Ульяновской области ФИО5 о завершении контроля за расходами супруга ФИО1

Согласно данному докладу имеют место обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов супруга ФИО1 их общим доходам.

Проведенной прокуратурой области по вышеназванным материалам контроля за расходами проведена проверка. В ходе проверки установлено, что на основании распоряжения Правительства Ульяновской области от 16.11.2015 ФИО1, замещающая в настоящее время должность главного консультанта отдела по работе с семьей департамента семейной, демографической политики и социального благополучия Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, назначена на должность государственной гражданской службы главного советника управления по семейной политике администрации Губернатора Ульяновской области, которая включена в Перечень должностей государственной гражданской службы, при замещении которых государственные гражданские служащие Правительства Ульяновской области обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 20.05.2013 № 182-П.

22.04.2016 ФИО1 в управление по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области представлены справки о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга ФИО2

В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга ФИО1 отражены сведения о произведенных им в 2015 году расходах на приобретение двух автомобилей общей стоимостью 2 995 400 руб.; ГАЗ 42R33, 2015 года выпуска - за 1 279 400 руб., Nissan, x-trail, 2015 года выпуска - за 1 716 000 руб., что превышало их совокупный доход за 2012-2014 годы.

Будучи опрошенной 06.12.2016 в прокуратуре области, ФИО1 пояснила, что стоимость автомобиля Nissan, х-trail составила 1 616 000 руб.

Как показала проверка, согласно договору купли-продажи от 06.12.2015 и дополнительному соглашению к нему, заключенным между ООО «Авторай - Центр» и ФИО2, последней приобрел в собственность транспортное средство марки (модели) Nissan X-trail NEW, 2015 года выпуск, идентификационный номер: , ПТС: за 1 616 000 руб. В соответствии с договором купли-продажи от 05.06.2015 № ЛУИ – 05035, заключенным между ООО «Луидор» и ФИО2, последний приобрел в собственность транспортное средство марки (модели) 3010KD, 2015 года выпуска, идентификационный номер: , ПТС: за 1 279 400 руб.

Общая стоимость приобретённых автомобилей составила 2 895 400 руб.

При этом совокупный доход ФИО1 и ФИО2 за период 2012-2014 годы составил 1 571 751,88 руб., что существенно ниже расходов на покупку двух автомобилей.

Согласно информации УФНС России по Ульяновской области от , адресованной и.о. Губернатора области ФИО4, справкам формы 2-НДФЛ от 31.03.2016 , от 17.04.2015 , от 19.10.2016 , от 12.10.2016 , справке о сумме заработной платы и иных выплат от 30.01.2014 общая сумма доходов ФИО1 за период 2012-2014 годы составила 685 773,44 руб.

В соответствии с указанной информацией УФНС России по Ульяновской области, справкам отдела ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» от 29.03.2016 , от 18.10.2016 , от 16.03.2015 , налоговым декларациям по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, договорами купли-продажи транспортных средств от 24.10.2012, от 05.06.2015, от 02.09.2015, распиской на получение в долг 1 500 000 руб. от 02.06.2015 общая сумма доходов ФИО2 за период 2012-2014 годы составила 885 978,44 руб.

В свою очередь, за 2015 год совокупный доход ФИО1 и ФИО2 составил 3 257 553,75 руб. (доход ФИО1 - 354 245 руб., доход ФИО2 - 2 903 308,75 руб.).

Таким образом, согласно материалам прокурорской проверки и процедуры контроля за расходами за период 2012-2015 годы совокупный доход ФИО1 и ФИО2 составил 4 829 305,63 руб.

Прокуратура Ульяновской области считает, что часть доходов С-вых нельзя признать обоснованными. Одним из источников доходов, за счет которых приобретались два автомобиля, являются денежные средства на сумму 1 500 000 руб., полученные ФИО2 в долг от Д. К.Л., что подтверждается распиской от 02.06.2015. Д. К.Л., опрошенный по поручению Прокуратуры Ульяновской области, пояснил, что средний размер его дохода в месяц составляет 30 000 руб. Таким образом, возникает сомнение в кредитоспособности данного лица.

Кроме того, согласно пояснениям ФИО1, представленным ею на имя Губернатора области ФИО3 и 06.12.2016 в прокуратуру области, а также протоколу заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов от 09.12.2016 к числу доходов, за счет которых приобретались два автомобиля, относятся:

доход от продажи ФИО2 в 2015 году автомобиля марки (модели) ЛУИДОР-3009D3 за 50 000 руб. (договор купли-продажи от 05.06.2015 № 05035);

доход от продажи ФИО2 в 2015 г. автомобиля марки (модели) ТС: 3010 BD за 800 000 руб. (договор купли-продажи транспортного средства от 02.09.2015).

Как следует из пояснений ФИО2, представленных 07.12.2016 в прокуратуру области, изначально автомобиль марки (модели) ЛУИДОР- 3009D3 приобретен им в 2012 году за 673 000 руб., автомобиль марки (модели) ТС: 3010 BD - в 2013 году за 1 000 000 руб., что подтверждается договором купли-продажи от 08.07.2013 .

В свою очередь, согласно договору купли-продажи автомобиля марки (модели) ЛУИДОР-3009D3 от 11.07.2012 его стоимость составила 673 500 руб.

Со слов ФИО2, источниками приобретения указанных транспортных средств в 2012 и 2013 годы явились совместные с супругой личные накопления с 2001 года.

Кроме того, согласно пояснениям ФИО1, представленным в прокуратуру области 08.12.2016, ею в 2014 году приобретено транспортное средство марки (модели) 3009К7 за 858 700 руб., что подтверждается договором купли-продажи от 07.06.2014 .

Данное транспортное средство на основании договора купли-продажи от 21.11.2014 продано ФИО1 своему супругу ФИО2 за 150 000 руб.

Со слов ФИО1, указанное транспортное средство приобретено ею за счет совместных с супругом личных накоплений.

Таким образом, в период с 2012 год по 2014 год С-выми приобретено три транспортных средства общей стоимостью 2 532 200 руб., в то время как их совокупный доход за данный период составил 1 571 751,88 руб.

Кроме того, в период с 2012 год по 2014 годы, а также в 2015 год С-выми производились различные расходы, связанные с жизнедеятельностью и повседневным жизнеобеспечением, в том числе расходы на оплату коммунальных услуг, с погашением кредитов.

Согласно кредитной истории ФИО2 по состоянию на 12.04.2016 в Поволжском Банке Сбербанка России им в период с 2012 год по 2014 год погашено кредитов на общую сумму 1 182 000 руб.

В этой связи, принимая во внимание вышеприведенные факты, из совокупного дохода С-вых за период 2012-2015 годы в размере 4 829 305,63 руб. необходимо вычесть 2 532 200 руб. - сумму денежных средств, происхождение которых не получило должного обоснования.

В итоге совокупный доход С-вых за период 2012-2015 годы составит 2 297 105,63 руб., тогда как общая сумма совершенных в 2015 г. сделок по приобретению автомобилей марок (моделей) Nissan X-trail NEW и 3010KD – 2 895 400 руб.

Общая сумма совершенных в 2015 году сделок приобретению данных автомобилей превышает совокупный доход С-вых за три года, предшествующих году совершения сделок.

Ссылаясь на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Прокурор Ульяновской области просит суд:

- обратить в доход Российской Федерации принадлежащее ФИО2 на праве собственности транспортное средство Nissan X-trail NEW, 2015 года выпуска, идентификационный номер: , ПТC: ;

- прекратить право собственности ФИО2 на транспортное средство Nissan X-trail NEW, 2015 года выпуска, идентификационный номер: , ПТС: .

В судебном заседании представитель истца – прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ульяновской области Желтов О.И. на удовлетворении исковых требований настаивал, привел доводы аналогичные указанным в иске. Дополнительно пояснил, что выписка из лицевого счета ИП ФИО2 не может служить доказательством дохода от предпринимательской деятельности за 2015 год в размере 7 000 000 руб., так как указанный счет отражает движение денежных средств.

В судебном заседании представитель истца – прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ульяновской области Муфтахетдинов М.М. на удовлетворении исковых требований настаивал, привел доводы аналогичные указанным в иске. Дополнительно пояснил, что ответчиками не представлены доказательства того, что совокупных доход ФИО1 и ФИО2 за три года, предшествующих сделкам, превышал сумму сделок по приобретению транспортных средств.

Ответчица ФИО1 исковые требования не признала в полном объеме, указав на то, что она справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера заполняла под руководством отдела кадров. При заполнении справок доход ФИО2 от предпринимательской деятельности был указан в соответствии с доходом, отраженном в налоговой декларации ИП ФИО2 Размер дохода ФИО2 от предпринимательской деятельности ей при заполнении справки известен не был.

Ответчик ФИО2 исковые требования не признал в полном объеме, указав на то, что они с супругой имели возможность заработать денежные средства на автомобили, приобретенные в 2015 году. Факт наличия дохода от предпринимательской деятельности подтверждается выпиской из лицевого счета. При осуществлении предпринимательской деятельности он оплачивает налоги по системе налога обложения - единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД).

Представитель ответчика ФИО2 – ФИО6 просил исковые требования оставить без удовлетворения в полном объеме, указав на то, что ФИО2 и ФИО1 представлены доказательства того, что их совокупный доход за три года, предшествующего покупке транспортных средств, превышает стоимость приобретенных автомобилей. Указал на то, что доводы Прокуратуры Ульяновской области о том, что Д. К.Л. не имел финансовой возможности передать ФИО2 денежные средства по договору займа не подтверждаются пояснениями Д. К.Л., допрошенного в качестве свидетеля в судебном заседании. ФИО2 осуществляя предпринимательскую деятельность в 2015 году имел доход 7 000 000 руб., что подтверждается выпиской из лицевого счета. ФИО2 оплачивал налоги по системе обложения ЕНВД. При данной системе налогообложения доход которых не фиксируется и не отражается в первичной документации. В среднем рентабельность ФИО2 от грузоперевозок составляла 60 – 70 %. Таким образом, ФИО2 имел возможность приобрести спорное транспортное средство. При оформлении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО1 не разъяснили о том, как верно отражать доходы супруга – индивидуального предпринимателя. В настоящее время в методических рекомендациях указано, что при применении системы налогообложения в виде ЕНВД в качестве "дохода" указывается величина вмененного дохода. Ранее в методических рекомендация порядок отражения дохода индивидуальных предпринимателей урегулирован не был.

Представитель Правительства Ульяновской области – ФИО7 поддержала исковые требования Прокурора Ульяновской области, дополнительно пояснила, что ответственность за правильность сведений отраженных в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера несет государственный служащий.

Представитель УМВД России по г. Ульяновску по Ульяновской области, ГИБДД УМВД России по Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона, участвующая в деле, должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.

Согласно статье 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Из материалов дела следует, что ФИО1 05.08.2014 назначена на должность государственной гражданской службы консультанта по семейной и демографической политике администрации Губернатора Ульяновской области.

Распоряжением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2015 года ФИО1 назначена на должность государственной гражданской службы главного советника управления по семейной и демографической политике администрации Губернатора Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.05.2013 N 182-П утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы, при замещении которых государственные гражданские служащие правительства Ульяновской области обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Из указанного перечня следует, что должность - главный советник включена в Перечень должностей государственной гражданской службы, при замещении которых государственные гражданские служащие правительства Ульяновской области обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Прохождение государственной гражданской службы урегулировано Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В силу ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.

Из содержания ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляют гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, - ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданским служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О противодействии коррупции" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20.1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.1). Контроль за соответствием расходов гражданского служащего и членов его семьи их доходам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Сведения о расходах, предусмотренные федеральными законами от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ, отражаются в соответствующем разделе справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460.

22.04.2016 ФИО1 в управление по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области представлены справки о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга ФИО2 за отчетный период с 01.01.2015 по 31.01.2015.

В разделе 3. «Сведения об имуществе 3.2 Транспортные средства» в справке на ФИО8 ФИО1 указала на наличие транспортных средств: легковые автомобили: Hyndai, саната, 2008 года выпуска, Nissan, x-trail, 2015 года выпуска; грузовые автомобили: ГАЗ А22R22-1010, 2014 года выпуска, ГАЗ C42R33, 2015 года выпуска.

В разделе 2. «Сведения о доходах» в справке на ФИО8 ФИО1 указала, что автомобиль ГАЗ C42R33, 2015 года выпуска приобретен на доход от продажи имущества в сумме 785 400 руб., полученной от продажи автомобиля ГАЗ, кредитные средства в размере 494 000 руб., полученные в ПАО «Сбербанк России». Автомобиль Nissan, x-trail, 2015 года выпуска, приобретен на доход от продажи транспортного средства ГАЗ в размере 300 000 руб., доход от продажи грузового транспортного средства ГАЗ в размере 150 000 руб., кредитные средства в размере 349 000 руб., 339 000 руб., полученные в ПАО «Сбербанк России», накопления за предыдущие годы 578 000 руб. – получено от пенсии.

При этом совокупный доход ФИО1 и ФИО2 за период 2012-2014 годы составил 1 571 751,88 руб.

Таким образом, сумма сделок по приобретению транспортных средств в 2015 году превышает доход ФИО1 и ФИО2 за 2012 -2014 годы.

В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. Контроль за соответствием расходов лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также расходов их супруга (супругов) и несовершеннолетних детей общему доходу лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, и их супруга (супругов) за три последних года, предшествующих совершению сделки, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее по тексту - ФЗ от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ), настоящий Федеральный закон в целях противодействия коррупции устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки (далее - контроль за расходами), определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

Согласно ч.3 ст. 5 Федерального закона от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо уполномоченное им должностное лицо принимает решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах "в", "г", "е" и "ж" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 29 сентября 2016 года установлен контроль за расходами ФИО1

В силу ст. 4 Федерального закона от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей включает в себя: истребование от данного лица сведений: о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду; об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, указанная в подпункте "а" настоящего пункта; проверку достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей части; определение соответствия расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) их общему доходу.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в связи с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей вправе: давать пояснения в письменной форме: в связи с истребованием сведений, предусмотренных пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона; в ходе проверки достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 и пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, и по ее результатам; об источниках получения средств, за счет которых им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка, указанная в подпункте "а" пункта 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона; представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме.

В целях реализации основополагающих принципов противодействия коррупции в Российской Федерации, таких как законность, защита основных прав и свобод человека и гражданина, действующее законодательство в рамках контроля за соответствием расходов муниципального служащего его доходам, предоставляет муниципальному служащему возможность представить сведения (объяснения, дополнительные материалы) об источниках получения средств, за счет которых им совершена сделка, сумма которой превышает общий доход за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Согласно пояснениям ФИО1, представленным ею на имя Губернатора области ФИО3 и 06.12.2016 в прокуратуру области, а также протоколу заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов от 09.12.2016 к числу доходов, за счет которых приобретались два автомобиля, относятся: доход от продажи ФИО2 в 2015 году автомобиля марки (модели) ЛУИДОР-3009D3 за 50 000 руб. (договор купли-продажи от 05.06.2015 ); доход от продажи ФИО2 в 2015 году автомобиля марки (модели) ТС: 3010 BD за 800 000 руб. (договор купли-продажи транспортного средства от 02.09.2015). Кроме того, согласно пояснениям ФИО1, представленным в прокуратуру области 08.12.2016, ею в 2014 году приобретено транспортное средство марки (модели) 3009К7 за 858 700 руб., что подтверждается договором купли-продажи от 07.06.2014 . Данное транспортное средство на основании договора купли-продажи от 21.11.2014 продано ФИО1 своему супругу ФИО2 за 150 000 руб. Со слов ФИО1, указанное транспортное средство приобретено ею за счет совместных с супругом личных накоплений.

Как следует из пояснений ФИО2, представленных 07.12.2016 в прокуратуру области, изначально автомобиль марки (модели) ЛУИДОР- 3009D3 приобретен им в 2012 году за 673 000 руб., автомобиль марки (модели) ТС: 3010 BD - в 2013 году за 1 000 000 руб., что подтверждается договором купли-продажи от 08.07.2013 . В свою очередь, согласно договору купли-продажи автомобиля марки (модели) ЛУИДОР-3009D3 от 11.07.2012 его стоимость составила 673 500 руб. Со слов ФИО2, источниками приобретения указанных транспортных средств в 2012 и 2013 годы явились совместные с супругой личные накопления с 2001 года.

Кроме того, в качестве доходов указана расписка ФИО2 от 01 июня 2015 года о получении в долг 1 500 000 руб.

Законные доходы (применительно к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции) - это доходы, происхождение которых обязанным лицом документально подтверждено. Все полученные доходы должны быть указаны в соответствующих справках.

Предоставление сведений законности доходов, за счет которых были совершены сделки, в силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ, является обязанностью лица, в отношении которого осуществляется контроль за расходами.

Согласно информации УФНС России по Ульяновской области от , адресованной и.о. Губернатора области ФИО4, справкам формы 2-НДФЛ , справке о сумме заработной платы и иных выплат от 30.01.2014 общая сумма доходов ФИО1 за период 2012-2014 годы составила 685 773,44 руб.

В соответствии с указанной информацией УФНС России по Ульяновской области, справкам отдела ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» , налоговым декларациям по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, договорами купли-продажи транспортных средств от 24.10.2012, от 05.06.2015, от 02.09.2015, распиской на получение в долг 1 500 000 руб. от 02.06.2015 общая сумма доходов ФИО2 за период 2012-2014 годы составила 885 978,44 руб.

В свою очередь, за 2015 год совокупный доход ФИО1 и ФИО2 составил 3 257 553,75 руб. (доход ФИО1 - 354 245 руб., доход ФИО2 - 2 903 308,75 руб.).

Таким образом, за период 2012-2015 годы совокупный доход ФИО1 и ФИО2 составил 4 829 305,63 руб.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Д. К.Л. подтвердил факт заключения 02.06.2015 между ним и ФИО2 договора займа на 1 500 000 руб., при этом он указал, что его ежемесячный доход составляет примерно 30 000 руб. в месяц. Его супруга имеет примерно такой же доход. Каких-либо расходов семья на обучение дочери не несла, так как она обучалась на бюджетной форме обучения. Денежные средства копились примерно с 2000 года. Указанные денежные средства хранились дома.

В судебном заседании ФИО2 и его представитель, пояснили, что транспортные средства в 2015 году приобретались также на доход от предпринимательской деятельности в размере 7 163 623 руб. 80 коп.

Допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании специалист – эксперт УФНС России по Ульяновской области – Я. С.Г. в судебном заседании пояснила, что ФИО2 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в 2014 году. При ведении предпринимательской по системе оплаты налога ЕНВД. При оплате налогов по ЕНВД первичная документация не ведется. База налогообложения в виде вмененного дохода определяется ориентировочно, в среднем, исходя из косвенных данных. При этом, выписка из лицевого счета индивидуального предпринимателя не может свидетельствовать о том, что все денежные средства, поступившие на указанный счет являются его доходом.

При таких обстоятельствах, суд критически относиться к доводам ответчиков о том, что доход ФИО2 от предпринимательской деятельности в 2015 году существенно превышал доходы, отраженные в налоговых декларациях, и составил 7 163 632 руб. 80 коп.

Из материалов дела следует, что 11.06.2012 ФИО2 приобретен по договору купли-продажи транспортное средство - ЛУИДОР – 3009D3, 2012 года выпуска, за 673 500 руб.

24.10.2012 ФИО2 продал транспортное средство 3009D5, 2006 года выпуска, за 50 000 руб.

08.07.2013 ФИО2 приобретен грузовой автомобиль марки 3010, 2013 года выпуска, за 1 000 000 руб.

07.06.2014 ФИО1 приобретен грузовой автомобиль марки 3009К7, 2014 года выпуска, стоимостью 858 700 руб. (договор купли-продажи от 07.06.2014 ).

Указанный грузовой автомобиль продан ФИО1 ФИО2 21.11.2014 за 150 000 руб. (договор купли-продажи от 21.11.2014 ).

В 2015 году ФИО2 продал автомобиль марки (модели) ЛУИДОР-3009D3 за 50 000 руб. (договор купли-продажи от 05.06.2015 № 05035), а также автомобиль марки (модели) ТС: 3010 BD за 800 000 руб. (договор купли-продажи транспортного средства от 02.09.2015).

Таким образом, в период с 2012 год по 2014 год С-выми приобретено три транспортных средства общей стоимостью 2 532 200 руб.

Совокупный доход С-вых за данный период составил с учетом 1 571 751, 88 руб.

Кроме того, в период с 2012 год по 2014 годы, а также в 2015 год С-выми производились различные расходы, связанные с жизнедеятельностью и повседневным жизнеобеспечением, в том числе расходы на оплату коммунальных услуг, с погашением кредитов.

Согласно кредитной истории ФИО2 по состоянию на 12.04.2016 в Поволжском Банке Сбербанка России им в период с 2012 год по 2014 год погашено кредитов на общую сумму 1 182 000 руб.

В этой связи, принимая во внимание вышеприведенные факты, из совокупного дохода С-вых за период 2012-2015 годы в размере 4 829 305,63 руб. необходимо вычесть 2 532 200 руб. - сумму денежных средств, происхождение которых не нашло обоснования.

В итоге совокупный доход С-вых за период 2012-2015 годы составит 2 297 105,63 руб., тогда как общая сумма совершенных в 2015 г. сделок по приобретению автомобилей марок (моделей) Nissan X-trail NEW и 3010KD – 2 895 400 руб.

Общая сумма совершенных в 2015 году сделок приобретению данных автомобилей превышает совокупный доход С-вых за три года, предшествующих году совершения сделок.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт несоответствия расходов ФИО2 общим доходам супругов за предшествующие три года.

Часть 1 статьи 16 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ гласит, что невыполнение лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 3 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, является правонарушением.

Ответственность за совершение коррупционных правонарушений, должна быть неотвратимой. Это один из принципов противодействия коррупции в Российской Федерации.

В случае если правонарушение выразилось в не представлении доказательств приобретения имущества на законные доходы в связи с осуществлением контроля за расходами муниципального служащего, то за его совершение может наступить ответственность в виде обращения имущества в доход Российской Федерации (ч. 1 ст. 9, ч. 3, ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ).

Отсутствие соответствующих доказательств переводит соответствующие доходы в разряд незаконных, а имущество, приобретенное на них, подлежит обращению в доход государства.

В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.

При таких обстоятельствах, исковые требования Прокурора Ульяновской области к ФИО1, ФИО2 об обращении в доход государства транспортного средства, прекращении права собственности на транспортное средство подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Прокурора Ульяновской области к ФИО1, ФИО2 об обращении в доход государства транспортного средства, прекращении права собственности на транспортное средство удовлетворить.

Обратить в доход Российской Федерации принадлежащее ФИО2 на праве собственности транспортное средство Nissan X-trail NEW, 2015 года выпуск, идентификационный номер: , ПТС: .

Прекратить право собственности ФИО2 на транспортное средство Nissan X-trail NEW, 2015 года выпуск, идентификационный номер: , ПТС: .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Л.В. Зобова