Дело № 2-225/2019 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 марта 2019 года с. Миасское Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Бутаковой О.С., при секретаре Меньшиковой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области к ФИО1, администрации Лазурненского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области о признании недействительными постановления, договора аренды, УСТАНОВИЛ: Администрация Красноармейского муниципального района Челябинской области обратилась в суд с иском (с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ) о признании недействительными постановления администрации Лазурненского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Лазурненского сельского поселения и ФИО1 В обоснование иска указано, что Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского муниципального района принял от Администрации Лазурненского сельского поселения договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 600 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, для дачного строительства. В настоящее время выявлены нарушения при предоставлении указанного земельного участка. Согласно генеральному плану (корректировке) спорный участок расположен в жилой зоне, обозначенной как зона инженерно-транспортной инфраструктуры, кроме того, частично попадает в охранную зону газовой котельной. Считает, что данная сделка ничтожна, поскольку не соответствует требованиям закона, а именно ст.ст. 9, 31, 33, 34, 35 Градостроительного кодекса РФ, поскольку орган местного самоуправления не вправе предоставлять земельный участок, образованный в зоне инженерно-транспортной инфраструктуры. В судебном заседании представитель администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области ФИО2 просил исковые требования удовлетворить. Ответчик ФИО1 в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, применить последствия пропуска срока исковой давности. Представитель ответчик администрации Лазурненского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил письменные возражения по иску с просьбой отказать в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока исковой давности. Представитель третьего лица Управления Росреестра по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, их представителей, которые не явились в судебное заседание. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению. Из материалов дела следует, что постановлением администрации Лазурненского сельского поселения от 30 октября 2015 года № ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером №, из земель населенных пунктов для дачного строительства, площадью 600 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, сроком на 20 лет (л.д. 24). Договор аренды № от 02 ноября 2015 года, заключенный между администрацией Лазурненского сельского поселения и ФИО1 земельного участка с КН №, по указанному выше адресу на срок с 02 ноября 2015 по 01 ноября 2035 года зарегистрирован 18 декабря 2015 года (л.д. 28-35). Сведения о заключении договора аренды спорного земельного участка поступили в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского муниципального района 18 ноября 2015 года, что следует из ответа администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области от 26 февраля 2019 года № (л.д. 58). Соглашением от 24 октября 2016 года между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского муниципального района и ФИО1 к договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № от 02 ноября 2015 года, внесены изменения в договор аренды: по всему тексту договора вместо слов «для дачного строительства» следует читать «для индивидуального жилищного строительства» в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 48-50). Согласно кадастровому паспорту ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области сведения в государственный кадастр недвижимости о земельном участке с КН №, площадью 600 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> внесены 20 октября 2015 года, категория земель: земли населённого пункта (л.д. 51-56). Из схематической выкопировки из генерального плана (корректировки) следует, что спорный участок частично расположен в жилой зоне, обозначенной как зона инженерно-транспортной инфраструктуры, в охранной зоне газовой котельной (л.д. 13). Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего. Согласно статьям 1 и 55 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - правовое государство, а права человека могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со статьями 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) документом территориального планирования муниципальных образований является, в том числе, генеральный план поселения. Генеральный план содержит карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов. На основании ч. 5.1 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в случае планирования осуществления такой деятельности. Границы таких территорий устанавливаются по границам одной или нескольких территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте. В силу ст. 31 ГрК РФ применительно к части территории поселения подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения. Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения. Как предусмотрено ст. 33 ГрК РФ, основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения. Органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства. В силу ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Статьей 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. С учетом ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в совокупности с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий. Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь вышеуказанными нормами, учитывая соблюдение баланса публичного и частного интереса при разрешении имущественного спора, суд находит исковые требования необоснованными ввиду следующего. Реализация права на судебное обжалование решений органов местного самоуправления, не должно отменять или умалять права и свободы человека и гражданина, возможные их ограничения должны быть соразмерными и обусловливаться необходимостью защиты конституционных ценностей. Обращаясь в суд с настоящим иском, истцу следовало предоставить доказательства расположения земельного участка с кадастровым номером № в охранной зоне газовой котельной. Между тем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, доказательств, бесспорно свидетельствующих об отнесении спорного земельного участка к охранной зоне, кроме выкопировки из генерального плана п. Лазурный (л.д. 13, 58), в материалах дела не имеется. Стороной истца не отрицается, что в настоящее время установить охранную зону газовой котельной не представляется возможным ввиду отсутствия её эксплуатации. Ответчиками заявлено о пропуске срока исковой давности. Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, чье право нарушено (ст. 195 ГК РФ). Таким образом, нарушенное право подлежит защите в сроки, установленные законом. Согласно п. 1 ст. 181 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды, срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки. Исходя из смысла п. 1 ст. 181 ГК РФ течение срока исковой давности определяется не субъективным фактором - осведомленностью заинтересованного лица о нарушении его прав, - а объективными обстоятельствами, характеризующими начало исполнения сделки. Такое правовое регулирование обусловлено характером соответствующих сделок как ничтожных, которые недействительны с момента совершения независимо от признания их таковыми судом (п. 1 ст. 166 ГК РФ), и не имеют юридической силы, не создают каких-либо прав и обязанностей как для сторон по сделке, так и для третьих лиц. Таким образом, закон в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды, связывал начало течения срока исковой давности по ничтожной сделке с моментом начала исполнения такой сделки. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, в силу п. 2 ст. 199 ГК РФ является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Факт истечения срока исковой давности с учетом разъяснения, данного в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 вышеуказанного постановления, бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск. Как установлено судом, договор аренды спорного земельного участка зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в установленном законом порядке 18 декабря 2015 года. Сведения в ЕГРН носят открытый характер. Из указанного ранее ответа администрации Красноармейского района Челябинской области от 26 февраля 2019 года (л.д. 58) следует, что для ведения учета и начислений Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского района Челябинской области используется автоматизированная система «АСГОР», согласно сведениям из которой информация о постановлении № от 30 октября 2015 года и договоре аренды № от 02 ноября 2015 года была внесена в соответствующий реестр 18 ноября 2015 года, после чего осуществлялось начисление арендной платы по указанному договору. С настоящим иском истец обратился 25 января 2019 года, то есть за истечением срока, установленного положениями п. 1 ст. 181 ГК РФ по ничтожным сделкам трехлетнего срока исковой давности, исчисляемого со дня начала исполнения сделки. При этом истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств уважительности пропуска срока исковой давности, с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд администрация Красноармейского муниципального района Челябинской области не обращалась. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о признании недействительным постановления от 30 октября 2015 года № и договора аренды от 02ноября 2015 года. Таким образом, поскольку генеральный план является схематическим отображением функциональных зон п. Лазурный (составляемый без соблюдения масштаба), детальный проект планировки и межевания территории отсутствует, учитывая отсутствие достаточных доказательств расположения спорного земельного участка в охранной зоне газовой котельной ввиду невозможности привязать схематическое отображение участка на генеральном плане к местности, а также принимая во внимание пропуск истцом срока исковой давности, оснований для удовлетворения заявленного администрацией Красноармейского муниципального района Челябинской области иска не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области к администрации Лазурненского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области, ФИО1 о признании недействительными постановления, договора аренды – отказать. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Красноармейский районный суд Челябинской области. Председательствующий: подпись О.С. Бутакова Копия верна, судья |