ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-225/19 от 05.03.2019 Красноармейского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2-225/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 марта 2019 года с. Миасское

Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Бутаковой О.С.,

при секретаре Меньшиковой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области к ФИО1, администрации Лазурненского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области о признании недействительными постановления, договора аренды,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Красноармейского муниципального района Челябинской области обратилась в суд с иском (с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ) о признании недействительными постановления администрации Лазурненского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Лазурненского сельского поселения и ФИО1

В обоснование иска указано, что Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского муниципального района принял от Администрации Лазурненского сельского поселения договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером , площадью 600 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, для дачного строительства. В настоящее время выявлены нарушения при предоставлении указанного земельного участка. Согласно генеральному плану (корректировке) спорный участок расположен в жилой зоне, обозначенной как зона инженерно-транспортной инфраструктуры, кроме того, частично попадает в охранную зону газовой котельной. Считает, что данная сделка ничтожна, поскольку не соответствует требованиям закона, а именно ст.ст. 9, 31, 33, 34, 35 Градостроительного кодекса РФ, поскольку орган местного самоуправления не вправе предоставлять земельный участок, образованный в зоне инженерно-транспортной инфраструктуры.

В судебном заседании представитель администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области ФИО2 просил исковые требования удовлетворить.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, применить последствия пропуска срока исковой давности.

Представитель ответчик администрации Лазурненского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил письменные возражения по иску с просьбой отказать в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока исковой давности.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, их представителей, которые не явились в судебное заседание.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации Лазурненского сельского поселения от 30 октября 2015 года ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером , из земель населенных пунктов для дачного строительства, площадью 600 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, сроком на 20 лет (л.д. 24).

Договор аренды от 02 ноября 2015 года, заключенный между администрацией Лазурненского сельского поселения и ФИО1 земельного участка с КН , по указанному выше адресу на срок с 02 ноября 2015 по 01 ноября 2035 года зарегистрирован 18 декабря 2015 года (л.д. 28-35).

Сведения о заключении договора аренды спорного земельного участка поступили в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского муниципального района 18 ноября 2015 года, что следует из ответа администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области от 26 февраля 2019 года (л.д. 58).

Соглашением от 24 октября 2016 года между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского муниципального района и ФИО1 к договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 02 ноября 2015 года, внесены изменения в договор аренды: по всему тексту договора вместо слов «для дачного строительства» следует читать «для индивидуального жилищного строительства» в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 48-50).

Согласно кадастровому паспорту ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области сведения в государственный кадастр недвижимости о земельном участке с КН , площадью 600 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> внесены 20 октября 2015 года, категория земель: земли населённого пункта (л.д. 51-56).

Из схематической выкопировки из генерального плана (корректировки) следует, что спорный участок частично расположен в жилой зоне, обозначенной как зона инженерно-транспортной инфраструктуры, в охранной зоне газовой котельной (л.д. 13).

Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.

Согласно статьям 1 и 55 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - правовое государство, а права человека могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьями 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) документом территориального планирования муниципальных образований является, в том числе, генеральный план поселения. Генеральный план содержит карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.

На основании ч. 5.1 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в случае планирования осуществления такой деятельности. Границы таких территорий устанавливаются по границам одной или нескольких территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте.

В силу ст. 31 ГрК РФ применительно к части территории поселения подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения. Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения.

Как предусмотрено ст. 33 ГрК РФ, основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения. Органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В силу ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Статьей 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

С учетом ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в совокупности с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь вышеуказанными нормами, учитывая соблюдение баланса публичного и частного интереса при разрешении имущественного спора, суд находит исковые требования необоснованными ввиду следующего.

Реализация права на судебное обжалование решений органов местного самоуправления, не должно отменять или умалять права и свободы человека и гражданина, возможные их ограничения должны быть соразмерными и обусловливаться необходимостью защиты конституционных ценностей.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истцу следовало предоставить доказательства расположения земельного участка с кадастровым номером в охранной зоне газовой котельной. Между тем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, доказательств, бесспорно свидетельствующих об отнесении спорного земельного участка к охранной зоне, кроме выкопировки из генерального плана п. Лазурный (л.д. 13, 58), в материалах дела не имеется.

Стороной истца не отрицается, что в настоящее время установить охранную зону газовой котельной не представляется возможным ввиду отсутствия её эксплуатации.

Ответчиками заявлено о пропуске срока исковой давности.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, чье право нарушено (ст. 195 ГК РФ). Таким образом, нарушенное право подлежит защите в сроки, установленные законом.

Согласно п. 1 ст. 181 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды, срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Исходя из смысла п. 1 ст. 181 ГК РФ течение срока исковой давности определяется не субъективным фактором - осведомленностью заинтересованного лица о нарушении его прав, - а объективными обстоятельствами, характеризующими начало исполнения сделки. Такое правовое регулирование обусловлено характером соответствующих сделок как ничтожных, которые недействительны с момента совершения независимо от признания их таковыми судом (п. 1 ст. 166 ГК РФ), и не имеют юридической силы, не создают каких-либо прав и обязанностей как для сторон по сделке, так и для третьих лиц.

Таким образом, закон в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды, связывал начало течения срока исковой давности по ничтожной сделке с моментом начала исполнения такой сделки.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, в силу п. 2 ст. 199 ГК РФ является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Факт истечения срока исковой давности с учетом разъяснения, данного в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 вышеуказанного постановления, бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск.

Как установлено судом, договор аренды спорного земельного участка зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в установленном законом порядке 18 декабря 2015 года. Сведения в ЕГРН носят открытый характер.

Из указанного ранее ответа администрации Красноармейского района Челябинской области от 26 февраля 2019 года (л.д. 58) следует, что для ведения учета и начислений Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского района Челябинской области используется автоматизированная система «АСГОР», согласно сведениям из которой информация о постановлении от 30 октября 2015 года и договоре аренды от 02 ноября 2015 года была внесена в соответствующий реестр 18 ноября 2015 года, после чего осуществлялось начисление арендной платы по указанному договору.

С настоящим иском истец обратился 25 января 2019 года, то есть за истечением срока, установленного положениями п. 1 ст. 181 ГК РФ по ничтожным сделкам трехлетнего срока исковой давности, исчисляемого со дня начала исполнения сделки. При этом истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств уважительности пропуска срока исковой давности, с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд администрация Красноармейского муниципального района Челябинской области не обращалась.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о признании недействительным постановления от 30 октября 2015 года и договора аренды от 02ноября 2015 года.

Таким образом, поскольку генеральный план является схематическим отображением функциональных зон п. Лазурный (составляемый без соблюдения масштаба), детальный проект планировки и межевания территории отсутствует, учитывая отсутствие достаточных доказательств расположения спорного земельного участка в охранной зоне газовой котельной ввиду невозможности привязать схематическое отображение участка на генеральном плане к местности, а также принимая во внимание пропуск истцом срока исковой давности, оснований для удовлетворения заявленного администрацией Красноармейского муниципального района Челябинской области иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области к администрации Лазурненского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области, ФИО1 о признании недействительными постановления, договора аренды – отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Красноармейский районный суд Челябинской области.

Председательствующий: подпись О.С. Бутакова

Копия верна, судья