Дело № 2-225/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2020 года г. Невель
Невельский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Л.Е.,
при секретаре Ещенко Н.В.,
с участием ст.пом. Великолукского транспортного прокурора Афанасьевой А.А.,
представителя ОАО «Российские железные дороги» ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Великолукского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Великолукский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ОАО «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»), в котором просит обязать ответчика в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу выполнить на железнодорожном вокзале станции Невель-2 Октябрьской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» выявленные нарушения законодательства о защите прав пассажиров, в том числе инвалидов, а именно:
- оборудовать железнодорожный вокзал Невель-2 низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости;
- оборудовать железнодорожный вокзал Невель-2 тактильно-контрастными предупреждающими указателями, обеспечивающими беспрепятственный вход и выход из вокзала, а также позволяющими самостоятельно передвигаться по территории вокзала;
- оборудовать пандус, расположенный у входа в здание железнодорожного вокзала Невель-2, ограждением с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м., а также по продольным краям марша пандуса установить бортики высотой не менее 0,05 м.
Требования мотивированы тем, что Великолукской транспортной прокуратурой на железнодорожном вокзале Невель-2 производственного участка пассажирских обустройств ** (Новосокольники) Санкт-Петербург – Витебского регионального участка пассажирских обустройств Октябрьской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» (далее – вокзал Невель) проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав пассажиров, в том числе инвалидов.
Проверкой установлено: в нарушение требований ч.2 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №181-ФЗ), ч.1 ст.80.1 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав железнодорожного транспорта), подп. «г» п.5.1 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров, утв. Приказом Минтранса России от 06.11.2015 №329 (далее – Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров) вокзал Невель не оборудован низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости;
в нарушение требований ч.2 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ, ч.1 ст.80.1 Устава железнодорожного транспорта, пп. «б, е» п.5, пп. «а» п.5.1 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров, п.6.1.1, п.6.1.2 Свода правил СП 59.13330.2016, утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 №798/пр (далее – Свод правил СП 59.13330.2016) на железнодорожном вокзале отсутствует пандус, позволяющий осуществить вход в здание вокзала маломобильных групп населения, в том числе на креслах-колясках;
в нарушение требований ч.2 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ, ч.1 ст.80.1 Устава железнодорожного транспорта, п.6.1.7 Свода правил СП 59.13330.2016 на вокзале Невель на входных дверях, доступных для входа инвалидов и маломобильных групп населения, отсутствует опознавательный знак, указывающий на доступность здания;
в нарушение требований ч.2 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ, ч.1 ст.80.1 Устава железнодорожного транспорта, пп. «а, б» п.5.1 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров, п.6.2.3 Свода правил СП 59.13330.2016 в помещении вокзала отсутствует тактильно-контрастные предупреждающие указатели, обеспечивающие беспрепятственный вход и выход из вокзала;
в нарушение требований ч.2 ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ, ч.2 ст. 80.1 Устава железнодорожного транспорта, подп. «з» п.5 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров на вокзале Невель отсутствуют вспомогательные средства, в том числе кресла-коляски;
в нарушение требований ч.3 ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ, ч.5 ст. 80.1 Устава железнодорожного транспорта, п.3 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров, на вокзале Невель отсутствуют сведения о наличии работников, прошедших инструктирование или обучение по вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов.
Указанные обстоятельства нарушают требования действующего федерального законодательства, права пассажиров и инвалидов на качественное обслуживание на железнодорожном вокзале и на беспрепятственное пользование транспортными услугами. В целях устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ Великолукским транспортным прокурором было внесено представление об устранении нарушений законодательства в адрес заместителя начальника по Санкт-Петербург-Витебскому региону Октябрьской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД».
Из ответа на представление следует, что выявленные нарушения нашли свое подтверждение.
В настоящее время ОАО «РЖД» приняты меры по устранению некоторых нарушений, а именно: вокзал Невель-2 обеспечен вспомогательным средством креслом-коляской; на железнодорожном вокзале Невель-2 ответственными работниками по вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов являются работники АО «Федеральная пассажирская компания»; железнодорожный вокзал частично оборудован пандусом.
В части требования об обеспечении вокзала вспомогательным средством креслом-коляской, а также об организации проведения инструктирования и обучения ответственного работника железнодорожного вокзала Невель-2 по вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов, Великолукский транспортный прокурор отказался от иска. Определением Невельского районного суда от 02.11.2020 года отказ от части требований принят судом, производство по делу в этой части прекращено.
В судебном заседании ст.пом.Великолукского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Афанасьева А.А., уточненные исковые требования поддержала в полном объеме. Полагала, что оборудование железнодорожного вокзала Невель низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, а также тактильно-контрастными предупреждающими указателями, как и оборудование имеющегося у входа в здание вокзала пандуса ограждением с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м., и по продольным краям марша пандуса бортиками высотой не менее 0,05 м, не требует проведения капитального ремонта или реконструкции.
Представитель ответчика – ОАО «РЖД», ФИО1, с иском не согласна, по тем основаниям, что в силу ч.3 ст.26 Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов» положения ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Согласно п.1 ч.1 ст.43 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, не применяются к зданиям и сооружениям вплоть до их реконструкции или капитального ремонта. СП 59.13330.2016.Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. начал действовать с 15.05.2017. Включение СНиП 35-01-2001 в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не может отменить положения о применении требований ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам и средствам. Здание станции Невель-2 построено в 1950 году. Доказательств осуществления капитального ремонта или реконструкции вокзала не имеется. То есть, данный объект недвижимости проектировался и принимался в эксплуатацию в соответствии с действовавшими на момент его строительства требованиями законодательства. ОАО «РЖД» принимаются меры по соблюдению требований законодательства в части обеспечения прав инвалидов, что свидетельствует об отсутствии бездействия. До проведения капитального ремонта, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» в соответствии с установленными на законодательном уровне гарантиями для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения разработан и утвержден корпоративный порядок обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров, разработаны программы адаптации, принимаются согласованные с общественными объединениями инвалидов меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги. Создан и функционирует Центр содействия мобильности (ЦСМ), операторы которого в круглосуточном режиме, без выходных дней осуществляют прием, регистрацию, передачу участникам перевозочного процесса и мониторинг исполнения заявок на сопровождение маломобильных пассажиров и оказание им помощи. Доказательств обращений граждан, являющихся инвалидами, на предмет нарушения их прав и законных интересов истцом не представлено.
Представитель третьего лица - Псковская областная организация Всероссийского общества инвалидов, извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явился.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, представителя ответчика, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В силу положений статьи 2 указанного Федерального закона №181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (ч.2 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ).
Статья 80.1 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" устанавливает, что перевозчик и владелец инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивают условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами.
Во исполнение ч.2 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ, ч.7 ст.80.1 Устава железнодорожного транспорта приказом Минтранса России от 06.11.2015 №329 утвержден из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования (Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров).
В соответствии с п.2 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров, обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов (специальные вагоны, конструкция которых обеспечивает их доступность для инвалидов, в том числе передвигающихся в кресле-коляске) (далее - вагоны для перевозки инвалидов), железнодорожных вокзалов (далее - вокзал), поездов дальнего следования осуществляется перевозчиками, операторами железнодорожного подвижного состава (далее - оператор), владельцами пассажирской инфраструктуры железнодорожного вокзала (далее - владелец инфраструктуры), оказывающими услуги, связанные с перевозками на железнодорожном транспорте пассажиров (далее - услуги) на вокзалах и в поездах дальнего следования.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 №798/пр утвержден Свод правил «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (Свод правил СП 59.13330.2016).
В суде установлено и подтверждено материалами дела, что на основании решения заместителя Великолукского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ** проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав пассажиров, в том числе инвалидов, в производственном участке пассажирских обустройств ** (Новосокольники) Санкт-Петербург - Витебского регионального участка пассажирских обустройств октябрьской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД». Срок проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений законодательства о защите прав пассажиров, в том числе выявлено, что: в нарушение требований ч.2 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ, ч.1 ст.80.1 Устава железнодорожного транспорта, подп. «г» п.5.1 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров вокзал Невель не оборудован низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости;
в нарушение требований ч.2 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ, ч.1 ст.80.1 Устава железнодорожного транспорта, пп. «а, б» п.5.1 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров, п.6.2.3 Свода правил СП 59.13330.2016 в помещении вокзала отсутствует тактильно-контрастные предупреждающие указатели, обеспечивающие беспрепятственный вход и выход из вокзала;
в нарушение требований ч.2 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ, ч.1 ст.80.1 Устава железнодорожного транспорта, пп. «б, е» п.5, пп. «а» п.5.1 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров, п.6.1.1, п.6.1.2 Свода правил СП 59.13330.2016 на железнодорожном вокзале отсутствует пандус, позволяющий осуществить вход в здание вокзала маломобильных групп населения, в том числе на креслах-колясках;
В настоящее судебное заседание представителем ответчика представлены фотографии здания вокзала станции Невель-2, на которых видно, что пандус установлен у входа в здание железнодорожного вокзала Невель-2, однако отсутствуют ограждения с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м., и по продольным краям марша пандуса отсутствуют бортики высотой не менее 0,05 м.
В соответствии пп.1, 2, 23 п.8 разд.2 Положения об Октябрьской дирекции пассажирских обустройств, утвержденного начальником Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» И.Б.П.ДД.ММ.ГГГГ**, Октябрьская дирекция пассажирских обустройств в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет функции, в том числе оказание услуг по размещению необходимой информации для пассажиров; организует работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту, строительству, реконструкции и устойчивому функционированию объектов дирекции; организует и проводит работу по повышению квалификации, профессиональной переподготовке работников дирекции, их аттестации.
В целях устранения нарушений, в том числе указанных выше, ДД.ММ.ГГГГ Великолукской транспортной прокуратурой в адрес заместителя начальника по Санкт-Петербург – Витебскому региону Октябрьской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав пассажиров на железнодорожном транспорте **.
Указанное Представление было рассмотрено на совещании у заместителя начальника Октябрьской дирекции пассажирских обустройств по Санкт-Петербург – Витебскому региону (протокол совещания от ДД.ММ.ГГГГ**/пр).
ДД.ММ.ГГГГ составлен план мероприятий по устранению нарушений, выявленных при проведении проверки Великолукской транспортной прокуратурой.
Из ответа на представление Октябрьской дирекции пассажирских обустройств (исх. ** от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что выявленные нарушения нашли свое подтверждение.
Установлено, ОАО «РЖД» принимаются следующие меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги: разработаны с учетом финансовых возможностей кампании и согласованы с общественными объединениями инвалидов программы адаптации объектов инфраструктуры для маломобильных граждан; на объекты инфраструктуры составляются паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов и предусматривают сроки адаптации объектов инфраструктуры либо графики предоставления паспортов доступности; распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ**р утвержден «Корпоративный порядок обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров из числа инвалидов услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом»; распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ**р утвержден стандарт «Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров; распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ**р утверждена «Методика оценки доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг»; в ОАО «РЖД» создан и функционирует Центр содействия мобильности (ЦСМ), имеется возможность заполнения заявки на оказание помощи маломобильному пассажиру.
Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество глухих, Всероссийское ордена трудового Красного знамени общество слепых письменно согласовали проводимые ОАО «РЖД» мероприятия по обеспечению доступности инвалидам объектов железнодорожной транспортной инфраструктуры.
Полная адаптация объектов железнодорожного транспорта в рамках инвестиционной программы планируется к 2030 году.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Данная норма Федерального закона действует в редакции Федерального закона от 01 декабря 2014 г. № 419-ФЗ, согласно части 3 статьи 26 которого положения части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Частью 7 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Из приведенного выше правового регулирования следует, что с 1 июля 2016 г. организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, в том числе перевозку пассажиров железнодорожным транспортом, обеспечивают оборудование вокзалов и других объектов транспортной инфраструктуры такого транспорта специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для их беспрепятственного использования исключительно в отношении вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию указанных транспортных средств.
Это же следует и из пункта 9 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, утвержденного Приказом Минтранса от 06 ноября 2015 г. № 329 во исполнение Федерального закона от 01 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
Пункт 1 части 1 статьи 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусматривает, что требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 г. № 419-ФЗ в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами установлен переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. Порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодателем предусмотрен переходный период, в течение которого обеспечиваются условия для беспрепятственного пользования инвалидами железнодорожным транспортом и объектами транспортной инфраструктуры, введенными в эксплуатацию до изменения указанного выше правового регулирования и не прошедшими реконструкцию, модернизацию.
Согласно пункту 1.1 СП 59.13330.2016 данный свод правил предназначен для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения маломобильных групп населения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения (пункт 1.2 СП 59.13330.2016).
Пункт 4.1 СП 59.13330.2016 предусматривает, что требования настоящих правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения следует осуществлять мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».
Исходя из данных положений СП 59.13330.2016, настоящий свод правил применяется для разработки проектных решений при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений транспортной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела, железнодорожный вокзал станции «Невель-2» построен 1950 году.
Доказательств того, что после ДД.ММ.ГГГГ в отношении данного объекта проводилась реконструкция, модернизация или капитальный ремонт, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ОАО «РЖД» до проведения реконструкции, модернизации или капитального ремонта указанного объекта не обязано было проводить перечисленные в иске прокурора мероприятия, предусмотренные требованиями СП 59.13330.2016, в действиях ответчика отсутствует бездействие по непринятию мер по оборудованию железнодорожного вокзала Невель-2 низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости; а также тактильно-контрастными предупреждающими указателями, обеспечивающими беспрепятственный вход и выход из вокзала, а также позволяющими самостоятельно передвигаться по территории вокзала.
Соответственно, в настоящее время не имеется оснований обязывать ответчика провести указанные мероприятия в тот или иной конкретный срок вне связи с вводом в эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры либо их реконструкцией, модернизацией, капитальным ремонтом.
Что касается требования прокурора об обязании ОАО «РЖД» оборудовать пандус, расположенный у входа в здание железнодорожного вокзала Невель-2, ограждением с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м, а также по продольным краям марша пандуса бортиками высотой не менее 0,05 м., то суд полагает данное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению по тем основаниям, что установленный у входа в здание вокзала пандус, который не соответствует нормам и правилам, а именно СП 59.13330.2016, при его использовании он может создать угрозу безопасности, в том числе для жизни и здоровья маломобильных граждан.
В силу того, что ответчиком реализуется комплекс мер по созданию условий для инвалидов и обеспечению их доступа к объектам транспортной железнодорожной инфраструктуры, что является достаточным до окончания полной адаптации объектов железнодорожного транспорта, суд полагает разумным сроком для оборудования пандуса срок в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается в соответствующий бюджет с ответчика, если он не освобожден от уплаты государственной пошлины, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй НК РФ).
Поскольку иск прокурора предъявлен в интересах неопределенного круга физических лиц, суд исходит из ставки государственной пошлины, установленной подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ (при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 руб.).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Великолукского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» удовлетворить частично.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить на железнодорожном вокзале станции Невель-2 Октябрьской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» выявленные нарушения законодательства о защите прав пассажиров, в том числе инвалидов, а именно:
- оборудовать пандус, расположенный у входа в здание железнодорожного вокзала Невель-2, ограждением с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м, а также по продольным краям марша пандуса бортики высотой не менее 0,05 м.
В удовлетворении остальной части исковых требований Великолукскому транспортному прокурору отказать.
Взыскать с ОАО «РЖД» госпошлину по делу в размере 300 рублей в бюджет Невельского района Псковской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Невельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 06 ноября 2020 года.
Судья Л.Е.Смирнова