ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-225/20 от 08.12.2020 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

... дело №2-225/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,

при секретаре Мельниковой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 08 декабря 2020 года дело по иску ФИО1 к Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности обеспечить капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, установлении судебной неустойки; к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности профинансировать капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, установлении судебной неустойки,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором просила:

-возложить на Фонд Республики Коми капремонта МКД обязанность обеспечить проведение капитального ремонта крыши, чердачного помещения, чердачного и потолочного перекрытий многоквартирного ... в срок, установленный региональной программой (2020 год), ссылаясь на бездействие ответчика в вопросе реализации региональной программы и проведения капремонта многоквартирного дома;

-возложить на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта многоквартирного ..., указывая на то, что на момент приватизации первого жилого помещения многоквартирный дом нуждался в капительном ремонте, который ответчиком надлежащим образом проведен не был.

** ** ** представитель истца дополнил исковые требования (л.д.186-187 Том 1), и просил установить ответчикам сумму судебной неустойки при неисполнении ими обязательств.

В судебном заседании представитель истца требования поддержал.

Представители ответчиков и представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми возражали против удовлетворения требований.

Истец и иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены надлежаще.

Заслушав объяснения представителя истца, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, истец ФИО1 является собственником ....

Многоквартирный ... включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 №572.

Согласно данной программе в 2020 году в доме запланировано выполнить ремонт крыши, систем газоснабжения; в 2022 году – ремонт систем электроснабжения, отопления, холодного водоснабжения; в 2023 году – фасадов и подвальных помещений; в 2025 году – системы водоотведения; в 2035 году – ремонт фундамента.

Постановлением администрации АМО ГО «Сыктывкар» от ** ** **№... (с учетом изменений, внесенных постановлениями от ** ** **№..., от ** ** **№..., от ** ** **№..., от ** ** **№..., от ** ** **№...) утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы на территории МО ГО «Сыктывкар» на 2018-2020 годы согласно приложению.

Постановлением Правительства Республики Коми от 03.10.2017 №521 утвержден Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018 - 2020 годы (далее Краткосрочный план), вместе с «Перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта в рамках выполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018 - 2020 годы», «Реестром многоквартирных домов по видам работ по капитальному ремонту в Республике Коми на 2018 - 2020 годы».

Многоквартирный ... в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта в рамках выполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018 - 2020 годы, не включен.

Оценивая техническое состояние дома как нуждающегося в проведении капитального ремонта, собственники помещений ... на общем собрании ** ** ** приняли решение о проведении капитального ремонта крыши и систем, крыши, в том числе чердачного помещения и потолочных перекрытий, подвального помещения в многоквартирном доме в 2019- 2020 годах.

ФИО1, наделенная собственниками соответствующими полномочиями, ** ** ** обратилась в Фонд Республики Коми капремонта МКД с заявлением, в котором просили рассмотреть вопрос об установлении необходимости проведения такого капитального ремонта.

Решением Комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, оформленного протоколом от ** ** **№..., многоквартирный ... признан требующим капитального ремонта в части капитального ремонта подвальных помещений, внутридомовых систем электроснабжения, отопления, холодного водоснабжения, водоотведения в предусмотренные Региональной программой сроки, капитальный ремонт крыши в предусмотренный Региональной программой срок признан нецелесообразным.

Указанное решение комиссии ФИО1 оспорила в судебном порядке.

Кроме того, ФИО1 оспорено в суде бездействие администрации МО ГО «Сыктывкар», Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми и Правительства Республики Коми при решении вопроса о включении ... в краткосрочный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 годы и внесении соответствующих изменений в постановление Правительства Республики Коми от 03.10.2017 №521.

Решением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** по делу №... решение комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, выраженное в протоколе от ** ** **№..., в части признания нецелесообразным капитального ремонта крыши дома по адресу: ... предусмотренный Региональной программой срок, признано незаконным.

Решением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** по делу №..., вступившим в законную силу ** ** **, признаны незаконными действия администрации МО ГО «Сыктывкар», выразившееся в не внесении изменений в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 гг. и постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» №... от ** ** **, с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республике Коми от 30.12.2013 №572, срок - 2020 года капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: ФИО2, ..., и в не утверждении данных изменений отдельным постановлением, а также в не направлении указанных сведений о необходимости капитального ремонта крыши данного многоквартирного дома в 2020 году в Министерство энергетики, ЖКХ и тарифов для формирования краткосрочного плана.

На администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность внести изменения в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 гг. и постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» №... от ** ** **, в соответствии с Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 574, с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республике Коми от 30.12.2013 №572, срок - 2020 год капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: ФИО2, ....

В удовлетворении требований ФИО1, заявленных к Правительству Республики Коми, Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми отказано в полном объеме.

ФИО1 полагает, что у Фонда Республики Коми капремонта МКД в настоящее время имеется обязанность обеспечить проведение капитального ремонта крыши, чердачного помещения, чердачного и потолочного перекрытий многоквартирного ... в срок, установленный региональной программой (2020 год), в связи с чем, она имеет право требовать её исполнения до ** ** **.

Статьей 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Согласно статьей 2 Закона Республики Коми от 24.06.2013 №58-РЗ «О региональном операторе Республики Коми» Региональный оператор Республики Коми, является специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, создается по решению Правительства Республики Коми в целях обеспечения в Республике Коми организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми.

Порядок выполнения региональным оператором функций при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах установлен статьей 4 Закона Республики Коми от 24.06.2013 №58-РЗ.

В силу статьи 182 ЖК РФ и статьи 5 Закона республики Коми от 24.06.2013 №58-РЗ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Согласно статьей 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональная программа капитального ремонта включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса.

4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В силу части 7 статьи 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми установлены Законом Республики Коми от 24.06.2013 №57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми», предусматривающим утверждение региональной программы капитального ремонта Правительством Республики Коми (пункт 2 части 1 статьи 3, статья 4).

Реализуя установленные Законом Республики Коми 24.06.2013 №57-РЗ полномочия, Правительство Республики Коми постановлением от 30.12.2013 №572 утвердило региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы (далее – Региональная программа), основной целью которой является организация и планирование проведения капитального ремонта, а ресурсным обеспечением – средства собственников помещений в многоквартирных домах.

В соответствии с разделом II Региональной программы, в целях её реализации, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти Республики Коми обязаны, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном Правительством Республики Коми.

Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 №574 утвержден Порядок утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - Порядок).

Согласно пункту 4 Порядка подготовка и утверждение Планов реализации включают в себя следующие этапы:

разработка проектов Планов реализации муниципальных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - Планы реализации муниципальных программ) органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Коми;

утверждение Планов реализации муниципальных программ органами местного самоуправления;

разработка проектов Планов реализации в Республике Коми;

утверждение Планов реализации Правительством Республики Коми.

В соответствии с частью 8 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта подлежат размещению в системе органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвердившими программу или соответствующий краткосрочный план, в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Таким образом, из вышеприведенных положений закона следует, что региональный оператор Республики Коми обеспечивает проведение капитального ремонта в соответствующем году только в отношении тех многоквартирных домов, которые включены в краткосрочный план реализации региональной программы, утвержденный Постановлением Правительства Республики Коми. То есть его действия напрямую связаны с действиями органов местного самоуправления по разработке и утверждению муниципальных программ капитального ремонта.

В ходе рассмотрения дела установлено, что до настоящего времени многоквартирный ... в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2018-2020 годы не включен. Решение суда от ** ** ** администрацией МО ГО «Сыктывкар» не исполнено, изменения в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 гг., утвержденный постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» №... от ** ** **, и в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018- 2020 годы, утвержденный Постановлением Правительства Республики Коми от 03.10.2017 №521, не внесены.

При таких обстоятельствах, оснований полагать, что со стороны Фонда Республики Коми капремонта МКД имеется незаконное бездействие, выразившееся в не проведении в 2020 году капитального ремонта крыши многоквартирного ..., не имеется.

Из объяснений представителей Фонда Республики Коми капремонта МКД следует, что в случае изменения краткосрочного плана реализации муниципальной и региональной программы капитального ремонта, по спорному дому Фондом будут проведены необходимые работы.

С учетом изложенного, в настоящее время требования ФИО1 к Фонду Республики Коми капремонта МКД о возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта крыши, чердачного помещения, чердачного и потолочного перекрытий многоквартирного ... в срок до ** ** ** удовлетворению не подлежат.

Рассматривая требования ФИО1 о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности обеспечить финансирование капитального ремонта многоквартирного ..., суд учитывает следующее.

Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Республики Коми «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми» и Региональной программой капитального ремонта установлено, выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома финансируется фондом капитального ремонта, образуемого в том числе за счет взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме.

Статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Согласно статье 14 Закона Республики Коми «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми» порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предусматриваются законом Республики Коми о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Республики Коми.

Вместе с тем, какие-либо программы государственной или муниципальной поддержки финансирования капитального ремонта многоквартирных домов на территории МО ГО «Сыктывкар» в настоящее время отсутствуют.

В иске ФИО1 ссылается на то, что в рассматриваемом случае имеются основания для организации и финансирования администрацией МО ГО «Сыктывкар» капитального ремонта дома в связи с неисполнением ею обязанностей бывшего наймодателя жилых помещений на дату их приватизации.

Статьей 190.1 ЖК РФ установлено, что в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем. В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.

Таким образом, возложение обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома в полном объеме на бывшего наймодателя, то есть орган местного самоуправления, возможно только в том случае, если к моменту приватизации первой квартиры в многоквартирном доме данный дом уже требовал проведения капитального ремонта.

Следовательно, юридически значимыми обстоятельствами при разрешении требований о возложении обязанности по производству капитального ремонта является выяснение наличия на момент приватизации первой квартиры в доме технических недостатков, как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта.

В соответствии с Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (ВСН-58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых здании, объектов коммунального и социально-культурного назначения») (Приложение №2), продолжительность эффективной эксплуатации зданий до постановки на капитальный ремонт составляла 15-20 лет.

... построен в ** ** ** году.

Приватизация первого жилого помещения в доме состоялась в ... году.

Доказательств того, что на ** ** ** год дом нуждался в капитальном ремонте, ФИО1 не представлено.

Заключение эксперта №... от ** ** ** к таковым отнесено быть не может, поскольку не содержит информации о необходимости капитального ремонта дома по состоянию на ... год.

С учетом изложенного в удовлетворении требований ФИО1 к администрации МО ГО «Сыктывкар» следует отказать.

В связи с отказом в удовлетворении иска ФИО1, оснований для присуждения судебной неустойки в соответствии со статьей 308.3 ГК РФ не имеется.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать ФИО1 в удовлетворении требований к Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта крыши, чердачного помещения, чердачного и потолочного перекрытий многоквартирного ... в срок до ** ** **, установлении судебной неустойки, и к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности профинансировать капитальный ремонт крыши многоквартирного ..., установлении судебной неустойки.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

...

Председательствующий О.Л. Саенко