ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-225/2012 от 07.09.2012 Карабудахкентского районного суда (Республика Дагестан)

  Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 7 сентября 2012г. с. Карабудахкент.

 Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи - Дашдемирова Д.Р., при секретаре - Курбанове Т., с участием истца помощника прокурора Магомедова Г.А. представителя ответчика ОАО «Авиалинии Дагестана» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. за № Омаргаджинва М.М., представителя третьего лица по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Журавлев А.В. и представителя третьего лица Министерства земельных и имущественных отношений РД по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ от № Мирзаханова Г.,

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Махачкалинской транспортной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц о признания незаконным бездействия ОАО «Авиалинии Дагестана» по непринятию надлежащих своевременных и исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства в сфере транспортной и авиационной безопасности,-

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Махачкалинской транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Авиалинии Дагестана» о признании незаконным бездействия ОАО «Авиалинии Дагестана» по непринятию надлежащих своевременных и исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства в сфере транспортной и авиационной безопасности.

 Из исковых требований следует, что в соответствии с поручением Южной транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № Махачкалинской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов МТУ Ространснадзора по СКФО проведена проверка исполнения в ОАО «Авиалинии Дагестана» законодательства о безопасности в сфере функционирования воздушного транспорта, в том числе транспортной безопасности. Установлено, что в аэропорту Махачкала, эксплуатируемом ОАО «Авиалинии Дагестана», не обеспечено выполнение требований транспортной и авиационной безопасности. В соответствии с п. 2 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (далее Воздушный кодекс РФ) требования, предъявляемые к гражданским аэродромам и аэропортам, устанавливаются федеральными авиационными правилами, и обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также гражданами и юридическими лицами, участвующими в проектировании, строительстве, приемке, эксплуатации и ремонте этих аэродромов и аэропортов. Согласно п. 4 ст. 84 Воздушного кодекса РФ требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами. Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (далее по тексту ФАП №), которые устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта. В нарушение требований п. 23 ФАП № высота периметрового ограждения аэропорта «Махачкала», на отдельных участках менее 2,13 метра (район Kill 1-3). В нарушение требований п. 17 ФАП № и п. 1 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, являющихся приложением к Положению о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности), КПП-3 аэропорта «Махачкала» не оборудован рентгенотелевизионным интроскопом, средствами досмотра физических лиц, а также смотровыми площадками, специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов, на момент проверки тревожная сигнализация не работала. Кроме того, указанное нарушение п. 17 ФАП № Махачкалинской транспортной прокуратурой раннее уже выявлялось, и с целью его устранения нами в Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан было направлено исковое заявление об обязании ОАО «Авиалинии Дагестана» устранить выявленные нарушения, по результатам рассмотрения которого решением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены прокурора в полном объеме. Указанное свидетельствует о бездействии ОАО «Авиалинии Дагестана», выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений требований законодательства в сфере авиационной безопасности. В нарушение требований п. 17 ФАП № и п. 1 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности КПП-4 аэропорта «Махачкала» не оборудован стационарными техническими средствами досмотра физических лиц, а также смотровыми площадками, специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов. В нарушение требований п. 69 ФАП № в аэропорту «Махачкала» не функционирует автоматизированная система контроля и управления доступом персонала (АСКУД). В нарушение требований пп. «а» п. 38 ФАП № площадь помещений (кабин) для проведения личного (индивидуального) досмотра в ВИП зале и зале МВД аэропорта «Махачкала» менее 4 квадратных метров. Согласно п. 4 ст. 85 Воздушного кодекса РФ правила проведения предполетного и послеполетного досмотров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел. Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту приказ Минтранса №) утверждены Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров, которые устанавливают порядок осуществления предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты и обязательны для исполнения сотрудниками службы авиационной безопасности аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта (далее - служба авиационной безопасности) и сотрудниками органа внутренних дел на транспорте, участвующими в проведении предполетного и послеполетного досмотров, администрациями аэропортов, авиационных предприятий, эксплуатантов, пассажирами, а также иными лицами, осуществляющими свою деятельность на территориях аэропортов. Вопреки требованиям п. 103 приказа Минтранса № цех бортового питания экипажа и пассажиров не оборудован пунктом досмотра бортовых запасов воздушного судна, досмотр проводится не в местах их комплектования. В нарушение п. 50 приказа Минтранса № в ВИП зале досмотр пассажиров проводится без снятия верхней одежды, головных уборов, ремней и обуви. В нарушение п. 27 ФАП № на привокзальной площади созданная зона безопасности шириной не менее 50 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропортов, не функционирует, допускается стоянка транспортных средств в районе ВИП зала и Зала официальных лиц и делегаций. В нарушение требований п. 6 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила по охране аэропортов), периметровое ограждение аэропорта не оборудовано инженерно-техническими системами, обеспечивающими воспрепятствование несанкционированному проникновению лиц и транспортных средств на территорию аэропорта. В нарушение требований пункта 8 Правил по охране аэропортов, КПП № в аэропорту «Махачкала» не оборудовано инженерно-техническими средствами, обеспечивающими идентификацию лиц по документам, удостоверяющим личность, идентификацию транспортных средств по государственным номерным знакам или иным идентификационным номерам, а также по документам на транспортное средство установленного образца. В нарушение требований п. 9 Правил по охране аэропортов отсутствует автоматическая передача данных в режиме реального времени в ФСБ России, МВД России и Ространснадзор с поста (пункта) управления охраной аэропорта и объектов его инфраструктуры. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 указанного Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры. В силу требований статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту приказ Минтранса №) утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства. Вместе с тем, вопреки требованиям п. 5.15 приказа Минтранса №, в аэропорту «Махачкала» отсутствует наглядная информация в доступной форме для всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в части их касающейся, включая запрещение: прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам; проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения; совершения актов незаконного вмешательства в отношении ОТИ, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий; В нарушение п. 5.23 приказа Минтранса № на смотровых вышках, расположенных около северного и южного приводов, и смотровой вышке «восточной» не работает внутренняя телефонная связь, что подтверждается актом проведенного обследования объекта аэропорт «Махачкала» от ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение п. 5.31.15 приказа Минтранса № в аэропорту «Махачкала» осуществление выдачи постоянных пропусков не согласовано с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В нарушение п. 5.31.16 приказа Минтранса № выдача разовых пропусков в аэропорту «Махачкала» производится без уведомления уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

 В нарушение требований п. 5.31.23 приказа Минтранса № образцы пропусков всех видов не согласованы с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. По результатам проверки в аэропорту «Махачкала» ОАО «Авиалинии Дагестана» главным государственным инспектором отдела надзора за деятельностью в гражданской авиации МТУ Ространснадзора по СКФО Маммаевым Р.Г. и государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности МТУ Ространснадзора по СКФО Журавлев А.В. составлена справка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой при наличии вышеуказанных нарушений федерального законодательства транспортная и авиационная безопасность аэропорта Махачкала не обеспечивается. В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 81 Воздушного кодекса РФ целями обеспечения авиационной безопасности является обеспечение защищенности авиации от противоправных действий (бездействий), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, которые могут повлечь за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий. Несоблюдение администрацией ОАО «Авиалинии Дагестана» требований действующего законодательства в сфере транспортной и авиационной безопасности в аэропорту «Махачкала» не обеспечивают устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, в связи, с чем настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.

 Просит признать незаконным бездействие ОАО «Авиалинии Дагестана», место нахождения и фактический адрес: Республика Дагестан, <адрес>, Аэропорт, ИНН 0561054989, КПП 054101001, ОКПО 01129032, ОГРН 1070561000014, дата государственной регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ) по непринятию надлежащих, своевременных и исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства в сфере транспортной и авиационной безопасности. Обязать ОАО «Авиалинии Дагестана» принять меры к устранению выявленных нарушений требований законодательства сфере транспортной и авиационной безопасности: обеспечить высоту периметрового ограждения в районе КПП-3 аэропорта «Махачкала») не менее 2,13 метра; оборудовать КПП-3 аэропорта «Махачкала» рентгенотелевизионным интроскопом, средствами досмотра физических лиц, а также смотровыми площадками, специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов, привести тревожную сигнализацию в рабочее состояние; оборудовать КПП-4 аэропорта «Махачкала» стационарными техническими средствами досмотра физических лиц, а также смотровыми площадками, специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов; привести автоматизированную систему контроля и управления доступом персонала (АСКУД) в аэропорту «Махачкала» в рабочее состояние; выделить отдельные помещения (кабины) для проведения личного (индивидуального) досмотра в ВИП зале и зале MBЛ в аэропорту «Махачкала» площадью не менее 4 квадратных метров; оборудовать цех бортового питания экипажа и пассажиров пунктом досмотра бортовых запасов воздушного судна, проводить досмотр в местах их комплектования; предполетный досмотр пассажиров в ВИП зале аэропорта «Махачкала» проводить с досмотром содержимого багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, верхней одежды (пальто, куртка, плащ, пиджак, головной убор), ремня, обуви; обеспечить функционирование созданной на привокзальной площади в аэропорту «Махачкала» зоны безопасности шириной не менее 50 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропортов, не допускать стоянку транспортных средств в зоне безопасности в районе ВИП зала и Зала официальных лиц и делегаций аэропорта; оборудовать периметровое ограждение аэропорта «Махачкала» инженерно-техническими системами, обеспечивающими воспрепятствование несанкционированному проникновению лиц и транспортных средств на территорию аэропорта, оборудовать КПП № в аэропорту «Махачкала» инженерно-техническими средствами, обеспечивающими идентификацию лиц по документам, удостоверяющим личность, идентификацию транспортных средств по государственным номерным знакам или иным идентификационным номерам, а также по документам на транспортное средство установленного образца; оборудовать непрерывно функционирующие посты (пункты) управления охраной аэропорта «Махачкала» и объектов его инфраструктуры техническими средствами для сбора, обработки и хранения в электронном виде данных со всех инженерно-технических систем охраны, с автоматической передачей этих данных в режиме реального времени органам федеральной службы безопасности и органам внутренних дел Российской Федерации, а также Федеральной службе по надзору в сфере транспорта; информировать в аэропорту «Махачкала» в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно ­распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части, их касающейся, включая запрещение: прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска; перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам; проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения; совершения актов незаконного вмешательства в отношении ОТИ, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий; обеспечить в аэропорту «Махачкала» на смотровых вышках, расположенных около северного и южного приводов, и смотровой вышке «восточной», работу внутренней телефонной связи; осуществлять выдачу постоянных пропусков в аэропорту «Махачкала» по согласованию с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; осуществлять выдачу разовых пропусков в аэропорту «Махачкала» с уведомлением уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; образцы пропусков всех видов согласовать с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. Приостановить аэропортовую деятельность ОАО «Авиалинии Дагестана» по обеспечению полетов воздушных судов до устранения, выявленных проверкой нарушений требований законодательства в сфере транспортной и авиационной безопасности.

 Представитель истца помощник прокурора Муртузалиев Г.А. поддержал требования истца и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

 Представитель ответчик ОАО «Авиалинии Дагестана» по доверенности Мусаев М.М. иск не признал, и показал, что из искового заявления Махачкалинского транспортного прокурора в ОАО «Авиалинии Дагестана» следует, что проводилась проверка исполнения законодательства о безопасности в сфере функционирования воздушного транспорта с привлечением специалистов МТУ Ространснадзора по СКФО, при этом прокурором не указывается, что послужило основанием для проведения данной проверки, ведь нормы ч.2. ст.21 Закона о прокуратуре гласят что, проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором нет каких- либо основания для проведения проверки инициированной Южной транспортной прокуратурой, не указывается на поступившую информацию о фактах нарушения законов требующих принятия мер прокурором, что соответственно является поводом для признания действий прокуратуры незаконными. Устанавливая данную императивную норму, законодателем чётко определены рамки прокурорского надзора, во избежание вмешательства по собственной инициативе прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, указано на решение органами прокуратуры только тех вопросов, которые входят в их компетенцию. Одновременно нормами выше указанной статьи, установлено что, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. В данном случае прокуратура подменяет Ространснадзор - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации. Прокуроры не вправе осуществлять проверки, относящиеся к сфере деятельности других государственных органов. Прокурорские проверки не должны касаться исполнения подзаконных и ведомственных актов, нарушение которых якобы выявлено проверкой. Такая практика является, по существу, вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность организации. Согласно нормам ст.28 Воздушного кодекса РФ, основанием для проведения внеплановой проверки является в т.ч. наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Нормами ч.2. ст. 11 Федерального закона №16-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О транспортной безопасности» устанавливается что, к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно ст.14 которого, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Нормами ст.16 установлено что, по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, приказа о проведении проверки издано не было, руководитель организации ознакомлен с ним не был. Документы, подтверждающие надлежащее оформление результатов проверки отсутствуют, руководитель организации не ознакомлен с результатами проверки, что всё в совокупности является основанием для признания, в соответствии с нормами ст.20 294-ФЗ, результатов проверки незаконными и недействительными. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований. В результате всего вышесказанного, в исковом заявлении указываются факты нарушений не соответствующие действительности, что в очередной раз подтверждает, что проверка исполнения законодательства об авиационной безопасности проведена с грубейшими нарушениями норм действующего законодательства и её результаты не могут служить надлежащими доказательствами по делу. В частности не достоверны нижеследующие доводы прокуратуры: о несоответствии периметрового ограждения аэропорта «Махачкала» установленным стандартам, в т.ч. в районе КПП-3, тем более что ограждение аэропорта относится к объектам федеральной собственности и соответственно затраты на их улучшение ОАО «Авиалинии Дагестана» производить не вправе; прокуратурой неверно трактуются положения п.50 Приказа Минтранса РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, т.к. Приказом Минтранса РФ № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения и с ДД.ММ.ГГГГ в обязанности пассажира входит: снять верхнюю одежду (пальто, куртка, плащ, пиджак, свитер, джемпер, пуловер, кофта и т.п., головной убор), ремень (пояс) шириной более 4,0 см или толщиной более 0.5 см, обувь за исключением обуви с высотой каблука менее 2,5 см и с подошвой толщиной менее 1,0 см. Досмотр пассажиров обслуживаемых в ВИП-зале аэропорта проводится в строгом соответствии с установленным порядком; не соответствуют действительности также доводы прокуратуры что, созданная зона безопасности на привокзальной площади не функционирует. Положения п.27 Приказа Минтранса № от ДД.ММ.ГГГГ устанавливают требования о создании данной зоны в аэропорту, и как утверждает сама прокуратура, данная зона создана, в то же время не регламентирован порядок функционирования данной зоны, соответственно доводы прокуратуры о том что, она не функционирует, не вполне поддаются логическому объяснению. Данная зона создана и при этом также функционирует пост полиции, который расположен намного дальше 50 метров от здания аэровокзала, на котором производится полный досмотр всех автотранспортных средств подъезжающих к зданию аэровокзала. Кратковременная остановка автотранспортных средств в зонах безопасности допускается только для посадки (высадки) пассажиров; Распоряжением Правительства РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ установлено что, средства на строительство периметровых ограждений и их оборудование инженерно-техническими средствами в аэропорту Махачкала, имущество которого находится в хозяйственном ведении ФГУП «АГА» заложены в федеральный бюджет и ответственным исполнителем назначена Росавиация. Данный факт известен прокуратуре, однако мер воздействия на Росавиацию за неисполнение положений выше указанного Распоряжения, она не принимала и не принимает. ОАО «Авиалинии Дагестана» в свою очередь, за счёт собственных средств оснастило периметровое ограждение колючей спиралью «Егоза». В то же время, в связи с тем что, инженерно-технических средств охраны в аэропорту Махачкала за счёт федерального бюджета не установлено, ОАО «Авиалинии Дагестана» не в состоянии исполнить положения п.9 Правил по охране аэропортов; не соответствуют действительности также доводы прокуратуры о несоблюдении положении п.5.15. Приказа Минтранса РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Наглядная информация о требованиях законодательства о транспортной безопасности размещена в здании аэровокзала и доступна для всех лиц, допущенных в здание; на смотровых вышках расположенных около северного и южного приводов и смотровой вышке восточной надлежаще функционирует внутренняя телефонная связь; Действующая в ОАО «Авиалинии Дагестана» инструкция «о пропускном и внутриобъектовом режиме» в аэропорту Махачкала, согласована с ОВО отдела МВД России по <адрес>, что соответственно предполагает и согласованность действий по оформлению пропусков с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Прокурор основывает свои исковые требования на некой справке от ДД.ММ.ГГГГ составленной специалистами МТУ Ространснадзора по СКФО по результатам проверки в аэропорту Махачкала. Между тем, законодателем не предусматривается составление по итогам проверки органами исполнительной власти такого документа как «справка», тем более, как было мною указано выше, сама проверка является незаконной ввиду проведения её с грубейшими нарушениями законодательства и соответственно её результаты, отражённые в справке от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть признаны законными и служить надлежащими доказательствами по делу. В соответствии с нормами ст. 131 ГПК РФ, в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. В исковых требованиях прокурора отсутствует ссылка на закон или нормативно правовой акт, которым предусматривается возможность или обязательность приостановления судом аэропортовой деятельности по обеспечению полётов воздушных судов, до устранения нарушений требований по авиационной безопасности. ОАО «Авиалинии Дагестана» заключен договор об установки системы контроля управление доступом. Также ведутся другие периодические работы по совершенствованию обеспечения безопасности на транспорте.

 Просит суд в удовлетворении исковых требований Махачкалинского транспортного прокурора к ОАО «Авиалинии Дагестана» в интересах неопределённого круга лиц, отказать в полном объёме.

 Третье лицо представитель Министерства земельных и имущественных отношений РД по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ от № Мирзаханова Г. исковые требования прокурора не поддержал, просит суд отказать в иске и показал, что Указом Президента РФ, РД получила в собственность сто процентов акций ОАО « Авиалинии Дагестан» находящиеся в федеральной собственности. В федеральном бюджете внесены пункты финансирования для обеспечения программы по безопасности населения на транспорте Аэропорт <адрес> входит в перечень аэродромов федерального значения для осуществления полномочий РФ. Также входит в перечень совместного базирования ФСБ РФ. Что ставит под сомнение требование прокурора приостановить деятельность аэропорта до устранения нарушений.

 Представитель третьего лица межрегиональное территориального управление ФС по надзору в сфере транспорта по доверенности Журавлев А.В. требования прокурора поддержал, просит их удовлетворить.

 Суд, изучив доводы истца, изложенные в исковом заявлении, выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования прокурора частично по следующим основаниям:

 В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых в сфере трудовых

 Согласно приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 142 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ТРЕБОВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К АЭРОПОРТАМ" авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

 Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ на основании письменного обращения Южной транспортной прокуратуры от |ДД.ММ.ГГГГ №, а также в соответствии с Федеральным законом от 19ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», приказом Министерства транспорта Российской Федерации № от «Об утверждении Требований по [обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», Приказ Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ |№ «О порядка информирования субъектами транспортной инфраструктуры и [перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного (вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных (средствах», Федеральных авиационных правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (утв. приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 142), I Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 104 г. "Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации утвержденного приказом Федеральной авиационной службы России от 20.01. охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.

 Отделом надзора за обеспечением транспортной безопасности и отделом за деятельностью в гражданской авиации на объектах воздушного транспорта Ространсранснадзора по СКФО в аэропорту «Махачкала» в отношении: ОАО «Авиалиний Дагестана», ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований авиационной и транспортной безопасности.

 Судом установлено, что ОАО «Авиалиний Дагестана», допущены нарушении требованиям приказа Минтранса РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и нормативно правовых актов транспортной и авиационная безопасности.

 В нарушение п. 5.15 указанного приказа, что у ОАО «Авиалиний Дагестана», отсутствует наглядная информация в доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно- распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в части их касающейся, включая запрещение:

 - Прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска.

 - Перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам.

 - Проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения.

 - Совершения АНВ в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.

 В нарушение п. 5.23, на основании акта обследования объекта аэропорт «Махачкала» от ДД.ММ.ГГГГ, на смотровых вышках расположенных около северного и южного приводов и смотровой вышке «восточной не работает внутренняя телефонная связь;

 В нарушение п. 5.31.15. осуществление выдачи постоянных пропусков не согласовано с уполномоченными подразделениями федеральной исполнительной власти в области обеспечения безопасности P Ф федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

 В нарушение п. 5.31.16. выдача разовых пропусков производится без уведомления уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

 В нарушение п. 5.31.23. образцы пропусков всех видов не согласованы с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в власти обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

 В нарушение требований пункта 23 приказа Минтранса России от 28 ноября 5 №"Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (далее ФАП-142) высота периметрового ограждения аэропорта, на отдельных участках, менее 2,13 метра (район KПП -3)

 В нарушение требований пункта 17 ФАП-142 и пункта 1 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, являющихся приложением к Положению о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № КПП-3 не оборудован рентгенотелевизионным интроскопом, средствами досмотра физических лиц, а также смотровыми площадками, специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов, на момент проверки тревожная сигнализация не работала.

 В нарушение требований пункта 17 ФАП-142 и пункта 1 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, являющихся приложением к Положению о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № КПП-4 не оборудован стационарными техническими средствами досмотра физических лиц, а также смотровыми площадками, специальными устройствами для досмотра транспортных средств.

 В нарушение требований пункта 69 ФАП-142 не функционирует автоматизированная система контроля и управления доступом персонала (АСКУД).

 В нарушение требований подпункта, «а» пункта 38 Фап-142 кабины для поведения личного (индивидуального) досмотра в ВИП зале и зале МВД площадь, каждой из кабин менее 4 квадратных метров.

 В нарушение требований пункта 103 приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров" далее ФАП -104) цех бортового питания не оборудован пунктом досмотра бортовых пасов воздушного судна, досмотр проводится не в местах их комплектования.

 На привокзальной площади созданная зона безопасности шириной не менее 50 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропортов, не акционирует, допускается стоянка транспортных средств в районе VIP и ЗОЛД.

 В нарушение требований пункта 50 ФАГИ 04 в VIP зале досмотр пассажиров производится без снятия верхней одежды, головных уборов, ремней и обуви.

 В нарушение требований пункта 6 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила по охране аэропорта), периметровое ограждение аэропорта не оборудовано инженерно-техническими системами, обеспечивающими воспрепятствование несанкционированному проникновению лиц и транспортных средств на территорию аэропорта.

 В нарушение требований пункта 8 Правил по охране аэропорта, КПП № не оборудован инженерно-техническими средствами, обеспечивающими идентификацию лиц по документам, удостоверяющим личность, идентификацию транспортных средств по государственным номерным знакам или иным идентификационным номерам, а также по документам на транспортное средство установленного образца.

 В нарушение требований пункта 9 Правил по охране аэропорта отсутствует автоматическая передача данных в режиме реального времени в ФСБ России, МВД России и Ространснадзор с поста (пункта) управления охраной транспорта и объектов его инфраструктуры.

 Судом установлено, что ОАО « Авиалинии Дагестан» не исполняют требования приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, ноября 2005 года № "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №,а так же требование совместного приказа Федеральной службы воздушного транспорта России и МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №.

 В связи с выше изложенным, суд считает исковые требования прокурора в этой части обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 В части приостановления аэропортовую деятельность ОАО « Авиалинии Дагестан» по обеспечению полетов воздушных судов до устранения, выявленных проверкой нарушений требований законодательства в сфере транспортной и авиационной безопасности следует оставить без удовлетворения по следующим основаниям:

 В соответствии со ст.1065. ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

 Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

 Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности, лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

 Согласно п. 1 ст. 1065, ГК РФ является общим и выполняет, прежде всего, превентивную (предупредительную) функцию, обеспечивая охрану прав и интересов граждан и организаций. Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права, согласно ст. 12 ГК - один из способов защиты гражданских прав. Возможность наступления в будущем вредоносного результата признается достаточным основанием для обращения в суд с иском о запрещении деятельности, создающей подобную опасность.

 Вина ответчика в рассматриваемых правонарушениях, в отличие от деликтных и других гражданско-правовых обязательств, не презюмируется.

 Бремя доказывания возможности причинения в будущем вреда и необходимости запрещения той или иной деятельности путем предоставления соответствующих доказательств лежит, согласно ст. ст. 14 и 50 ГПК, устанавливающим состязательность сторон, на лице, обратившемся в суд, т.е. в данном случае на истца.

 Если в п. 1 ст. 1065 речь идет только о мерах, превентирующих возможность причинения вреда в будущем, то п. 2 ст. 1065 регулирует отношения, связанные с наступлением вреда, влекущим его возмещение; последующим применением превентивных мер, в качестве которых выступают прекращение или приостановление вредоносной производственной деятельности.

 Приостановление деятельности судом может иметь место в случаях, когда существует реальная возможность такого изменения производственной деятельности, которая в результате принятия необходимых мер исключает вредоносность.

 Прекращение же деятельности по решению суда наступает тогда, когда независимо от объективных или субъективных причин отсутствует возможность исключить вредоносность.

 Единственным основанием, позволяющим суду отказать в удовлетворении иска о приостановлении либо прекращении соответствующей вредоносной деятельности, является необходимость защиты общественных интересов.

 Истцом суду не представлены ни одно доказательство, которые противоречат требованиям ст. 1065 ГК РФ.

 Из пре6дставленных стороной ответчика доказательств, следует:

 Согласно распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №-р Махачкала (Уйташ) внесена в перечень аэродромов Федерального значения необходимое для осуществления полномочий РФ.

 Согласно экспертному заключению НИЦ АБ и сертификации ФГУП Гос НИИ ГА по организации обеспечения авиационной безопасности в аэропорту <адрес> было проверенно достаточность мер по совершенствованию авиационной безопасности в аэропорту <адрес> после проведения инспекционной проверки.

 Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ за № между ОАО «Авиалинии Дагестана» и ООО «ИВТ» заключено соглашение об установки последним системы контроля управления доступом.

 Согласно договору о поставки от ДД.ММ.ГГГГ за № ООО «ВЕЛИБОР» Системе» обязуется поставить ОАО «Авиалинии Дагестана» досмотровое оборудование. Это подтверждает факт совершенствования ОАО «Авиалинии Дагестана» мер обеспечения авиационной безопасности в аэропорту.

 На основании изложенного, при рассмотрении исковых требований в части приостановления аэропортовую деятельность исходить из совокупности конкретных обстоятельств, учитывая как социально-экономические потребности общества, так и факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций, и суд, считает, исковые требования прокурора в этой части оставить без удовлетворения.

 Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ «Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

 Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ «Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела».

 Поскольку истец при подаче искового заявления был освобожден от оплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, должна быть взыскана с ответчика, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, то есть необходимо взыскать с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета в размере, предусмотренном ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, т.е. 200 рублей.

 На основании изложенного и руководствуясь с. 103 ГПК РФ и ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,-

 РЕШИЛ:

 Исковые требования прокурора Махачкалинской транспортной прокуратуры к ОАО «Авиалинии Дагестана»- в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ОАО «Авиалинии Дагестана» по непринятию надлежащих своевременных и исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства в сфере транспортной и авиационной безопасности ОАО «Авиалинии Дагестана»- удовлетворить частично.

 Обязать ОАО «Авиалинии Дагестана» Обязать ОАО «Авиалинии Дагестана» принять меры к устранению выявленных нарушений требований законодательства сфере транспортной и авиационной безопасности:

 - обеспечить высоту периметрового ограждения в районе КПП-3 аэропорта «Махачкала») не менее 2,13 метра;

 - оборудовать КПП-3 аэропорта «Махачкала» рентгенотелевизионным интроскопом, средствами досмотра физических лиц, а также смотровыми площадками, специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов, привести тревожную сигнализацию в рабочее состояние;

 - оборудовать КПП-4 аэропорта «Махачкала» стационарными техническими средствами досмотра физических лиц, а также смотровыми площадками, специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов;

 - привести автоматизированную систему контроля и управления доступом персонала (АСКУД) в аэропорту «Махачкала» в рабочее состояние;

 - выделить отдельные помещения (кабины) для проведения личного (индивидуального) досмотра в ВИП зале и зале MBЛ в аэропорту «Махачкала» площадью не менее 4 квадратных метров;

 - оборудовать цех бортового питания экипажа и пассажиров пунктом досмотра бортовых запасов воздушного судна, проводить досмотр в местах их комплектования;

 - предполетный досмотр пассажиров в ВИП зале аэропорта «Махачкала» проводить с досмотром содержимого багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, верхней одежды (пальто, куртка, плащ, пиджак, головной убор), ремня, обуви;

 - обеспечить функционирование созданной на привокзальной площади в аэропорту «Махачкала» зоны безопасности шириной не менее 50 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропортов, не допускать стоянку транспортных средств в зоне безопасности в районе ВИП зала и Зала официальных лиц и делегаций аэропорта;

 - оборудовать периметровое ограждение аэропорта «Махачкала» инженерно-техническими системами, обеспечивающими воспрепятствование несанкционированному проникновению лиц и транспортных средств на территорию аэропорта,

 - оборудовать КПП № в аэропорту «Махачкала» инженерно-техническими средствами, обеспечивающими идентификацию лиц по документам, удостоверяющим личность, идентификацию транспортных средств по государственным номерным знакам или иным идентификационным номерам, а также по документам на транспортное средство установленного образца;

 - оборудовать непрерывно функционирующие посты (пункты) управления охраной аэропорта «Махачкала» и объектов его инфраструктуры техническими средствами для сбора, обработки и хранения в электронном виде данных со всех инженерно-технических систем охраны, с автоматической передачей этих данных в режиме реального времени органам федеральной службы безопасности и органам внутренних дел Российской Федерации, а также Федеральной службе по надзору в сфере транспорта;

 - информировать в аэропорту «Махачкала» в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно ­распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части, их касающейся, включая запрещение:

 - прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска;

 - перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам;

 - проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения;

 - совершения актов незаконного вмешательства в отношении ОТИ, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий;

 - обеспечить в аэропорту «Махачкала» на смотровых вышках, расположенных около северного и южного приводов, и смотровой вышке «восточной», работу внутренней телефонной связи;

 - осуществлять выдачу постоянных пропусков в аэропорту «Махачкала» по согласованию с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

 - осуществлять выдачу разовых пропусков в аэропорту «Махачкала» с уведомлением уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

 - образцы пропусков всех видов согласовать с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности

 В остальной части исковых требований, оставить - без удовлетворения.

 Взыскать с ОАО «Авиалинии Дагестана» государственную пошлину в сумме 200 рублей в бюджет МО «<адрес>» (расчетный счет 40101810600000010021, ИНН 0522013770, КПП-0522013770, КБК-18211690000000000140, АКАТО-82235840001, БИК-048209001, получатель УФК по РД (МРИ ФНС России № по РД). Банк получателя: ГРКЦ НБ РД Банка России <адрес>

 Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Верховного суда Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной формулировке, через районный суд.

 Председательствующий: