ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-225/2013 от 10.07.2013 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2-225/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июля 2013г. Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи, Попцовой М.С.,

при секретаре, ФИО5,

с участием истца и представителя истца ФИО3, третьих лиц ФИО6, ФИО7 – ФИО2,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО2, ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об оспаривании действий должностных лиц и возложении обязанностей устранить нарушения прав заявителей,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Росреестра по Красноярскому краю о признании недействительным отказа в государственной регистрации права ? доли на объект недвижимости, жилого помещения в виде трех комнат, общей площадью 75,2кв.м. по адресу: <адрес> за ФИО2, признании отказа противоречащим ст.131 ГК РФ, статьям ст.ст.17-20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», возложении обязанности на Управление Росреестра и регистрации права по Красноярскому краю провести государственную регистрацию права без наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав за МУ КУМИ г.Канска без перехода права на недвижимое имущество, жилое помещение по <адрес> <адрес>, за ФИО2 и ФИО3 в размере ? долевой собственности по договору передачи жилого помещения в собственность граждан №пж от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности выдать свидетельства о государственной регистрации права собственности.

В дальнейшем ФИО2, а также ФИО3 обратились с исковыми требованиями, в которых просят признать действия служащих Управления Росреестра и регистрации права по Красноярскому краю нарушающими регламент порядка проведения государственной регистрации права жилого объекта, 1/2 долевой собственности квартиры, жилого помещения, состоящего из трех комнат, общей площадью 75,2 кв.м., по адресу: <адрес>1; возложить обязанность восстановить положение до нарушенного права заявителя ФИО2 путем восстановления регламента для предусмотренного законом порядка проведения регистрации права объекта недвижимого имущества, ? долевой собственности квартиры, жилого помещения, состоящего из трех комнат, общей площадью 75,2 кв.м., по адресу: <адрес>; признать недействительным отказ в государственной регистрации права ? доли на объект недвижимости, жилого помещения в виде трех комнат, общей площадью 75,2 кв.м., по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, за ФИО2; признать отказ противоречащим ст.131 ГК РФ, ст.ст.17-20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; возложении обязанности провести государственную регистрацию права без наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в едином государственном реестре прав за МКУ КУМИ <адрес> без перехода права на недвижимое имущество, жилое помещение в виде трех комнат, общей площадью 75,2 кв.м., по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, за ФИО2 и ФИО3 в размере ? долевой собственности по настоящему договору передачи жилого помещения в собственность граждан за № ПЖ от ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность выдать свидетельства о государственной регистрации права собственности гражданам ФИО2 и ФИО3 на недвижимое имущество в установленный, предусмотренный законом срок в судебном порядке, а также, просит обязать ответчика предоставить в суд документированное подтверждение правовой экспертизы, проведенной в соответствии с положениями ст.9,13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации права», на заключение которой ответчик ссылается в возражении от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика предоставить в суд документированное подтверждение своевременного, полного и точного исполнения своих обязанностей по проведению правовой экспертизы по указанному объекту недвижимости, а также ответы на поданные письменные претензии заявителем ФИО2

В судебном заседании истец ФИО2, действующий от своего имени, и как представитель истицы ФИО3 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, третьих лиц ФИО8, ФИО7, ФИО6 на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно суду пояснил, что он и его супруга ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ заключили договор передачи жилого помещения в собственность граждан с МУ КУМИ <адрес>, согласно условий которого получили в долевую собственность (по ? доле каждый) жилое помещение, состоящее из 3 жилых комнат, общей площадью 75,2кв.м., по адресу: <адрес>. После заключения договора они обратились в Отдел Росреестра г.Канска за государственной регистрацией договора, однако никакого решения по их заявлениям принято не было. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о государственной регистрации прав на указанную квартиру в Управление Росреестра, находящееся в <адрес>. Однако, государственная регистрация была приостановлена в связи с тем, что отсутствовало заявление ФИО3, а также представителя КУМИ г.Канска. Кроме того, по причине отсутствия в реестре зарегистрированного права муниципальной собственности на квартиру. Заявление ФИО3 он представил, однако государственная регистрация все равно совершена не была. Он считает, что требования Управления Росреестра незаконны, так как он не может повлиять на регистрацию права муниципальной собственности, и привести представителя КУМИ. У него есть выписка из реестра муниципальной собственности г.Канска, из которой следует, что квартира по <адрес> включена в указанный реестр. В июне 2013г. он вновь обратился за государственной регистрацией права, ответ пока не получил. В настоящее время он и его супруга не могут зарегистрировать законное право собственности на квартиру, где проживают с 1984г., и которая передана им в собственность в порядке приватизации. Он не согласен с тем, что между ними и КУМИ имеется спор относительно прав на квартиру, так как КУМИ передало ему в собственность квартиры по договору, который никем не оспорен. Считает, что именно Управлением Росреестра по КК нарушены их права на регистрацию договора приватизации и получение свидетельства о государственной регистрации. Просит удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, представила письменные возражения, а также дополнения к ним, в которых указала, что в соответствии с пунктом 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Только при наличии в совокупности двух признаков, а именно: не соответствия указанных решений, действия (бездействия) закону или иным правовым актам и нарушения этим решением, действием (бездействием) прав, законных интересов граждан, организаций и иных лиц, решение, действие (бездействие) государственного органа могут быть признаны незаконными. Решение Управления об отказе в государственной регистрации права собственности полностью соответствует действующему законодательству, принято в соответствии с процедурой и порядком, установленным Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В филиал федерального государственного бюджетного учреждения федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ обратился ФИО2 с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности (доля в праве – ? доля) на квартиру по адресу: <адрес>. Согласно положениям статей 9, 13 Закона о регистрации в ходе проведения государственной регистрации прав регистрирующим органом проводится правовая экспертиза документов, а также устанавливаются основания для отказа или установления государственной регистрации прав. Одновременно пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации устанавливает, что правоустанавливающие документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации на орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, возложена обязанность по осуществлению проверки юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов. На основании статьи 9 Закона о регистрации к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав и органов по государственной регистрации относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлен договор передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ По условиям вышеуказанного договора Муниципальное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска» (собственник) передает безвозмездно в собственность, а (приобретатели) ФИО2, ФИО3 получают в долевую собственность (по ? доле каждый) жилое помещение по адресу: <адрес>. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, с описью вложения и уведомлением о вручении (пункт ст.16 Закона о регистрации). В соответствии с пунктом 4 статьи 244 ГК РФ общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не предусмотрено законом (пункт 2 статьи 8 ГК РФ). Особенности проведения государственной регистрации права общей долевой собственности указаны в Методических рекомендациях о порядке регистрации права общей собственности на недвижимое имущество, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 25.03.2003 № 70. Порядок регистрации права общей долевой собственности определяется моментом возникновения права. Если право возникает с момента регистрации, все указанные собственники должны одновременно подать заявление о регистрации права. Если же право возникает не с момента регистрации, каждый из собственников может обратиться за регистрацией своей доли в праве независимо от остальных участников общей долевой собственности. Статьей 7 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру необходимо обращаться всем участникам общей долевой собственности одновременно. Однако заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на квартиру от ФИО3 не представлено. Помимо этого, согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 13 Закона о регистрации государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП. Однако при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов и установления отсутствия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами установлено, в ЕГРП право собственности на квартиру по адресу: <адрес> образованием г. Канск не зарегистрировано. Государственным регистратором ДД.ММ.ГГГГ № направлен запрос в муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска» с целью установления оснований возникновения права собственности Муниципального образования на вышеуказанный объект недвижимого имущества. Из ответа муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>», поступившего в Канский отдел ДД.ММ.ГГГГ № следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, Советская, 10-1, в реестре муниципальной собственности <адрес> не зарегистрирована. Следовательно, муниципальное образование г. Канск не является собственником вышеуказанной квартиры. Пунктом 1 статьи 209 ГК РФ установлено, что только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Поскольку Муниципальное образование г. Канск не является собственником вышеуказанного жилого помещения, то оно не уполномочено распоряжаться правом на данное жилое помещение, заключая договор на передачу жилого помещения в собственность граждан, а правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, что в соответствии с абзацами 6, 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации является основанием для отказа в государственной регистрации. В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны. Вместе с тем, на государственную регистрацию не представлено заявление о государственной регистрации перехода права собственности Муниципального образования г. Канск Красноярского края на вышеуказанную квартиру. Также заявителем не представлено решение суда о государственной регистрации перехода правa собственности на квартиру. Кроме того, абзац 4 пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации указывает, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество сделок с ним являются акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения. В соответствии со статьей 1 Закона о приватизации приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. Граждане Российской Федерации имеют право приобрести в собственность жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) занимаемые ими на условиях социального найма (статья 2 Закона о приватизации). Пунктом 40 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста РФ от 01.07.2002 № 184, установлено, что гласно пункту 1 статьи 13 Закона законность сделки проверяется независимо от формы ее совершения как в случае регистрации самой сделки, так и в случае регистрации на ее основании перехода, ограничения (обременения) права. Кроме того, Приказом Росрегистрации от 06.08.2007 № 176 утверждены методические рекомендации об особенностях государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемых на основании договоров передачи в собственность жилых помещений, согласно пункту 8 которых, в случае если договор передачи жилого помещения в собственность не содержит сведений, подтверждающих соблюдение условий приватизации жилых помещений, на государственную регистрацию рекомендуется представлять надлежащим образом заверенные копии договора социального найма жилого помещения, при его отсутствии - ордера на жилое помещение (статья 2 Закона о приватизации, пункт 47 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением та Министров РСФСР от 31.07.1984 № 335). Однако на государственную регистрацию заявителем не представлен документ, свидетельствующий о том, что ФИО2, ФИО3 пользуются квартирой на условиях социального найма.

Пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации установлено, что государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности была приостановлена ДД.ММ.ГГГГ на один месяц до ДД.ММ.ГГГГ по решению государственного регистратора, о чем заявитель был в письменной форме уведомлен (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно пункту 1 статьи 19 Закона о регистрации заявитель вправе был предоставить дополнительные доказательства наличия у него оснований для государственной регистрации прав, а также достоверности указанных в них сведений. Однако, на момент окончания срока государственной регистрации причины, препятствующие проведению государственной регистрации, не устранены. Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 19 Закона о регистрации в случае, если в течение установленных сроков причины, препятствующие проведению государственной регистрации прав, не устранены, регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации. На основании изложенного, в соответствии с абзацами 6, 8, 10 пункта 1 статьи Закона о регистрации ДД.ММ.ГГГГ принято законное и обоснованное решение об отказе в регистрации права общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>. Пунктом 3 статьи 20 Закона о регистрации установлено, что при принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется в письменной форме сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, в срок не более чем пять дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, и копия указанного сообщения помещается в дело, правоустанавливающих документов. Сообщение об отказе в государственной регистрации прав должно быть выдано заявителю или его представителю лично либо при наличии соответствующего указания в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя направлено посредством почтового направления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении по указанному в таком заявлении или в требовании судебного пристава-исполнителя почтовому адресу. Поскольку в заявлении о государственной регистрации права собственности содержалась просьба ФИО2 о выдаче сообщения об отказе в государственной регистрации лично, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ направлено ценное извещение с указанием оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации (исх. №). В данном извещении заявитель проинформирован о порядке получения сообщения об отказе в государственной регистрации по месту подачи документов на государственную регистрацию. Поскольку решение об отказе в государственной регистрации принято в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий, установленных статьями 9, 12, 13, 16, 17, 18, 19, 20 Закона о регистрации, следовательно, указанное решение не нарушает права и законные интересы заявителя. Просит в удовлетворении искового заявления ФИО2 к Управлению отказать.

Представители третьих лиц ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Канска», администрации г.Канска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования необоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Согласно пункту 5 статьи 2, подпункта 4 пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним производится в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 122-ФЗ ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к компетенции органов по государственной регистрации относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.

На основании абзаца 2, 3 пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 122-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистратор обязан провести правовую экспертизу представленных на регистрацию документов и проверить законность сделки. Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки является одним из этапов государственной регистрации прав.

В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 17 настоящего Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Согласно статье 18 настоящего Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.

Согласно пункту 1 статьи 16 настоящего Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.

В соответствии с п. 1 ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

Согласно п. 4 ст. 244 указанной статьи собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения либо не подлежит разделу в силу закона. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 8 ГК РФ).

Порядок государственной регистрации договоров, которые являются основанием для возникновения общей собственности, определен детально в Методических рекомендациях о порядке государственной регистрации права общей долевой собственности, утв. приказом Минюста N 70 от 25.03.2003. В частности, п. 3 ч. 1 Рекомендаций предусмотрен порядок и основания регистрации права общей собственности на недвижимое имущество, приобретаемое субъектами права по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

В соответствии с п. 9 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество, государственная регистрация права собственности на долю в праве общей долевой собственности, принадлежащую определенному лицу, может быть проведена по заявлению данного лица независимо от того, обращаются ли за государственной регистрацией другие участники общей долевой собственности в случае, если право на объект недвижимого имущества у соответствующего лица возникает не с момента государственной регистрации (например, в порядке наследования).

При подаче документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности, возникающего с момента государственной регистрации, независимо от того, представили все лица, приобретающие объект недвижимости в общую долевую собственность, отдельные заявления или ими было составлено одно (общее) заявление, документы регистрируются в книге учета входящих документов под одним номером (п. 11 Методических рекомендаций).

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Учитывая изложенное, а также исходя из положений ст. ст. 244, 245, 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.16, 24 Закона о регистрации, п.п. 8 и 11 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество, утвержденных Приказом Минюста России от 25.03.2003 N 70, основанием для государственной регистрации права общей долевой собственности, возникающего с момента государственной регистрации, являются заявления всех лиц, приобретающих объект недвижимости в общую долевую собственность, которые регистрируются в книге учета входящих документов под одним номером.

Таким образом, в целях государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества, участникам общей долевой собственности необходимо одновременно обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о государственной регистрации права собственности.

В силу п.2 ст.13 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 г. в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация - единственное доказательство существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (п. п. 1, 3 ст. 2 Закона о государственной регистрации).

В силу положений ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и законные интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.. . распоряжаться иным образом (п. 2).

Таким образом, договор на передачу жилого помещения в собственность граждан заключенный лицом, не являющимся собственником объекта недвижимости, на его отчуждение, недействителен (ничтожен) в силу его не соответствия требованиям закона (ч. 1 ст. 209 ГК РФ).

Согласно п. 4 ч. 1 статьи 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации прав являются в том числе акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Согласно ст. 2 Закона о приватизации, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в порядке, определенном данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 40 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, в соответствии с п.1 статьи 13 Федерального закона N 122-ФЗ законность сделки проверяется независимо от формы ее совершения (нотариальная или простая письменная) как в случае регистрации самой сделки, так и в случае регистрации на ее основании перехода, ограничения (обременения) права.

По смыслу Закона N 122-ФЗ регистрирующий орган, рассматривая заявление о регистрации перехода права собственности, должен проверять в пределах своей компетенции и запрашивать только те документы, которые влияют на переход этих вещных права от одного субъекта гражданских прав другому.

Государственная регистрация прав граждан на приватизируемые жилые помещения осуществляется на основании документов, определенных в п.8 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров передачи в собственность жилых помещений, утвержденных Приказом Федеральной регистрационной службы от 06.08.2007 N 176, согласно которого в случае, если договор передачи жилого помещения в собственность не содержит сведений, подтверждающих соблюдение условий приватизации жилых помещений, установленных абзацем первым статьи 2, абзацем вторым статьи 7 и статьей 11 Закона, на государственную регистрацию рекомендуется представлять надлежащим образом заверенные копии договора социального найма жилого помещения, при его отсутствии - ордера на жилое помещение (статья 2 Закона, пункт 47 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335).

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.

Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения.

Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в предыдущем пункте, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Федерального закона N 122-ФЗ, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь абзацем 11 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ, регистрирующий орган осуществляет проверку юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав.

Следовательно, регистрирующему органу как органу исполнительной власти Российской Федерации предоставлены полномочия по проведению правовой экспертизы документов и проверке законности сделки на соответствие требованиям действующего законодательства.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе (статья 16 Федерального закона N 122-ФЗ).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности (доля в праве – ? доля) на квартиру по адресу: <адрес>, о чем сделана соответствующая запись в книге учета входящих документов от ДД.ММ.ГГГГ за N 509.

В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию был представлен договор передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с условиями которого Муниципальное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>» (собственник) передает безвозмездно в долевую собственность, а (приобретатели) ФИО2, ФИО3 получают в долевую собственность (по ? доле каждый) жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью 75,2 кв.м., в том числе жилой 50,1 кв.м., по адресу: <адрес>1.

Государственным регистратором ДД.ММ.ГГГГ № направлен запрос в муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска» с целью установления оснований возникновения права собственности Муниципального образования г. Канска на объект недвижимого имущества, квартиру по адресу: <адрес>1.

Согласно ответа муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска», поступившего в Канский отдел ДД.ММ.ГГГГ №, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, Советская, 10-1, в реестре муниципальной собственности города Канска не зарегистрирована.

Решением Канского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что согласно выписке из реестра муниципальной собственности г. Канска от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> по адресу: <адрес> имеет общую площадь 50,1 кв.м. Предыдущая выписка из реестра, муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой площадь квартиры указана как 75, 2 кв.м., признана недействительной с учетом акта выявления технической ошибки от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что была выявлена такая ошибка, КУМИ г.Канска отозвало свое заявление о государственной регистрации договора приватизации квартиры гражданами ФИО12 и в государственной регистрации данного договора истцам было отказано. Указанным решением ФИО11 было отказано в удовлетворении исковых требований к администрации г.Канска, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Канска», об установлении права на вселение в квартиру, права проживания по месту регистрации, права пользования жилым помещением, права вселения несовершеннолетнего члена семьи в жилое помещение, признания за ней права на проживание в жилом помещении, права пользования жилым помещением, обязании администрации г.Канска к заключению договора социального найма жилого помещения, внесения изменений в акт о техническом состоянии жилого помещения и в выписку из единого государственного реестра объектов капитального строительства и выдаче исправленного документа. Указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

Решением Канского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что законность проживания ФИО11 в спорном жилом помещении ничем не подтверждена, истцы самовольно пробили дверной проем в межкомнатной перегородке, переоборудовали холодный пристрой в капитальный теплый пристрой, осуществили пристройку веранды, произведя переустройство и перепланировку жилого помещения, в результате чего изменилась общая и жилая площадь квартиры, где проживают истцы. Указанным решением, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 было отказано в удовлетворении исковых требований к администрации г.Канска, Комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес> о признании права на жилое помещение №, состоящее из трех комнат, общей площадью 62,3кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, обязании администрации г.Канска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Канска передать истцам в совместную собственность бесплатно в порядке приватизации указанное жилое помещение, подписании договора на передачу в собственность указанного жилого помещения, обращение в Каннский отдел УФРС по Красноярскому краю с заявлением о передаче указанного жилого помещения в собственность.

Решением Канского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 отказано в признании объектом жилищного права жилого помещения в виде трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>1, общей площадью 75,2 кв.м. Поскольку данная квартира изменилась в результате перепланировки, она признана объектом самовольного строительства. Судом было установлено, что истцами была проведена самовольная перепланировка жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, без согласования с собственником недвижимого имущества. Указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ по решению государственного регистратора ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю государственная регистрация перехода права собственности по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ была приостановлена на один месяц до ДД.ММ.ГГГГ с указанием обстоятельств, препятствующих проведению государственной регистрации, а именно: отсутствие заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности на квартиру от ФИО3; отсутствие документа, свидетельствующего о том, что ФИО2, ФИО3 пользуются квартирой на условиях договора социального найма; отсутствие сведений о регистрации права собственности на квартиру за МО г.Канск, отсутствие заявления о государственной регистрации перехода права собственности Муниципального образования г.Канск Красноярского края, а также отсутствие решения суда о государственной регистрации перехода права собственности на квартиру.

Согласно списка простых писем (реестр №) уведомление о приостановление государственной регистрации права № было направлено в адрес ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ

Абзацем 2 пункта 2 статьи 19 Закона о регистрации прав установлено, что если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

На основании абзаца10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав.

В течение срока, указанного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, заявитель не устранил причины, препятствующие государственной регистрации прав.

Принимая во внимание изложенное, учитывая содержание имеющихся у государственного регистратора документов, ответчик ДД.ММ.ГГГГ правомерно отказал заявителю в государственной регистрации прав на основании представленных ФИО2 документов, указав на то, что согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 19 Закона о регистрации в случае, если в течение установленных сроков причины, препятствующие проведению государственной регистрации права, не устранены, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации. Кроме того, в силу абзацов 6 и 8 п.1 ст.20 ФЗ №122-ФЗ основанием для принятия указанного решения об отказе в государственной регистрации права явилось отсутствие у КУМИ г.Канска права распоряжаться объектом недвижимости, указанным в представленном истцом на регистрацию договоре.

Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона при принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется в письменной форме сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, в срок не более чем пять дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.

Сообщение об отказе в государственной регистрации прав должно быть выдано заявителю или его представителю лично либо при наличии соответствующего указания в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя направлено посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении по указанному в таком заявлении или в требовании судебного пристава-исполнителя почтовому адресу.

На основании статьи 31 Федерального закона органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, в соответствии с настоящим Федеральным законом несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных в настоящем Федеральном законе, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.

В заявлении о государственной регистрации права собственности содержалась просьба ФИО2 о выдаче сообщения об отказе в государственной регистрации лично, ФИО2, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ истцу направлено ценное извещение с указанием на принятое решение об отказе в государственной регистрации права и оснований для принятия такого решения (исх. №). В данном извещении заявитель проинформирован о порядке получения решения об отказе в государственной регистрации по месту подачи документов на государственную регистрацию.

При таких обстоятельствах, суд признает заявление ФИО2 необоснованным и отказывает ему в удовлетворении требований, так как судом не установлено в действиях Управления Росреестра по Красноярскому краю нарушений требований законодательства, а также нарушения прав и свобод истцов. Оспариваемые истцами действия и решения приняты в соответствии с законом, приостановление и отказ в государственной регистрации являются правомерными, совершены в пределах полномочий Управления Росреестра, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

При этом, суд учитывает, что настоящее решение не ограничивает права истцов на квартиру, поскольку они не лишены возможности обратиться с исковыми требованиями о признании права собственности на спорное жилое помещение в перепланированном состоянии. Из исследованных судом доказательств усматривается, что фактически имеет место спор между ФИО12 и МО г.Канска о праве на жилое помещение в измененном виде с учетом наличия самовольной перепланировки, который возможно разрешить путем предъявления соответствующего иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

ФИО4 ФИО13, ФИО4 ФИО14 в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании действий служащих Управления Росреестра и регистрации права по Красноярскому краю нарушающими регламент, порядка проведения государственной регистрации права жилого объекта, ? долевой собственности квартиры, жилого помещения, состоящего из трех комнат, общей площадью 75,2кв.м., по адресу: <адрес>; возложении обязанности восстановить положение до нарушенного права заявителя ФИО2 путем восстановления регламента для предусмотренного законом порядка проведения регистрации права объекта недвижимого имущества, ? долевой собственности квартиры, жилого помещения, состоящего из трех комнат, общей площадью 75,2 кв.м., по адресу: <адрес>; признании недействительным отказа в государственной регистрации права ? доли на объект недвижимости, жилого помещения в виде трех комнат, общей площадью 75,2кв.м., по адресу: <адрес>1 кадастровый номер №, за ФИО2; признании отказа противоречащим ст. 131 ГК РФ, ст.ст. 17-20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; возложении обязанности провести государственную регистрацию права без наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в едином государственном реестре прав за МКУ КУМИ <адрес> без перехода права на недвижимое имущество, жилое помещение в виде трех комнат, общей площадью 75,2 кв.м. по адресу: <адрес>1, кадастровый номер №, за ФИО10 и ФИО3 в размере ? долевой собственности по настоящему договору передачи жилого помещения в собственность граждан за № ПЖ от ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности выдать свидетельства о государственной регистрации права собственности гражданам ФИО2 и ФИО3 на недвижимое имущество в установленный, предусмотренный законом срок в судебном порядке, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ