ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-225/2014 от 03.12.2014 Ольхонского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Еланцы 3 декабря 2014 года

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Хамосовой В.И., при секретаре Варнаковой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ольхонского района в интересах Российской Федерации о признании пункта 12 части 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате Ольхонского районного муниципального образования, утвержденного решением Думы Ольхонского районного муниципального образования от 29 февраля 2012 года № 137, противоречащим части 2 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от 7 февраля 2011г. № 6-ФЗ, и недействующим с 1 января 2014 года,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ольхонского района обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации о признании пункта 12 части 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате Ольхонского районного муниципального образования, утвержденного решением Думы Ольхонского районного муниципального образования от 29 февраля 2012 года № 137, противоречащим части 2 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от 7 февраля 2011г. № 6-ФЗ, и недействующим с 1 января 2014 года.

В обоснование указал, что решением Думы Ольхонского районного муниципального образования (далее Ольхонского РМО) от 29.02.2012г. № 137 утверждено Положение о Контрольно-счетной палате Ольхонского районного муниципального образования (далее по тексту – Положение о КСП).

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 9 Положения о КСП к полномочиям Контрольно-счетной палаты Ольхонского района отнесен контроль за ходом и итогами реализации программ и планов развития Ольхонского районного муниципального образования, что противоречит действующему законодательству.

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 07.02.2011 № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе полномочия по организации и осуществлению контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; финансово-экономической экспертизе проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ.

Вместе с тем, изложенные полномочия по своему содержанию отличаются от полномочий по реализации муниципальных программ, поскольку подразумевают контроль за исполнением (достижением результата) такой программы, в связи с чем, к полномочиям контрольно-счетных органов муниципальных образований не отнесены.

Поясняет, что, таким образом, на КСП Ольхонского РМО неправомерно возложен контроль за реализацией муниципальных программ.

Считает, что при этом также нарушены требования Федерального закона «О противодействии коррупции» от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ, в соответствии с п. 2 ст. 3 которого одним из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации является принцип законности. Согласно подп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, коррупциогенный фактор выражается в широте дискреционных полномочий, в том числе, в отсутствии условий или оснований принятия решения.

Согласно ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, в соответствии с процессуальным законодательством РФ, вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенных прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или созидающих угрозу его нарушения.

Просит признать п. 12 ч. 1 ст. 9 Положения о Контрольно-счетной палате Ольхонского районного муниципального образования, утвержденного решением Думы Ольхонского районного муниципального образования от 29 февраля 2912 года № 137, противоречащим ч. 2 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от 7 февраля 2011г. № 6-ФЗ, и недействующим с 1 февраля 2014 года.

В судебном заседании помощник прокурора Ольхонского района Игнатьева Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Суду пояснила, что оспариваемым Положением на Контрольно-счетную палату возлагаются полномочия иного органа – администрации района, т.е. исполнительного органа. Контрольно-счетная палата должна осуществлять контроль через отчеты.

Представитель органа местного самоуправления, чье решение оспаривается, Думы Ольхонского районного муниципального образования Дамдинцыренов Б.Б., действующий на основании доверенности от 24.02.2014г., заявление прокурора Ольхонского района не признал, представил письменный отзыв с дополнениями. Просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

В письменном отзыве и дополнении указано, что в соответствии со ст. 153 БК РФ, ст. 34 Устава района реализация контрольных функций районной Думой осуществляется путем формирования Контрольно-счетной палаты района, которая является органом, осуществляющим внешний финансовый контроль, и правовой основой ее деятельности является Федеральный закон № 6-ФЗ. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджет Ольхонского районного МО формируется программно-целевым методом. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы муниципальных образований осуществляют полномочия по контролю за исполнением местного бюджета.

Считают, что противоречий п. 2 ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 6-ФЗ не усматривается, поскольку в соответствии с п.1 ч. 2 ст. 9 данного закона, федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования контрольно-счетные органы могут быть наделены иными полномочиями в сфере внешнего муниципального финансового контроля.

Представитель заинтересованного лица председатель Контрольно-счетной палаты ФИО4 с требованиями прокурора не согласилась, просила в удовлетворении заявления отказать, представила письменный отзыв и дополнение к нему.

В письменном отзыве и дополнении указано, что с 2014 года районный бюджет сформирован по программно-целевому методу, т.е. на базе муниципальных программ, сформированных на решении стратегических целей и задач в соответствии с утвержденной Программой социально-экономического развития на 2014-2016 годы от 25.12.2013г. . С 01.01.2015г. на формирование «программного бюджета» переходят все муниципальные образования.

В части реализации полномочий КСП района в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона 6-ФЗ (контроль за исполнением местного бюджета) осуществляет контроль за исполнением районного бюджета, соответственно, контроль с 2014 года за реализацией муниципальных программ. В части реализации этих полномочий КСП района осуществляет мониторинг исполнения бюджета в течение отчетных периодов (ежеквартально) и представляет в районную Думу аналитические справки о ходе исполнения бюджета за текущий финансовый год.

Поясняет, что переход к «программному бюджету» требует усиления контроля за разработкой и выполнением муниципальных программ – при разработке, поэтапной реализации, мониторинге, экспертизе, оценке результативности муниципальных программ.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 21 Устава Ольхонского районного муниципального образования (далее Устава Ольхонского РМО) структуру органов местного самоуправления составляют глава Ольхонского РМО, Дума Ольхонского РМО – представительный орган, администрация Ольхонского РМО – местная администрация, Контрольно-счетная палата Ольхонского РМО – контрольно-счетный орган.

Как следует из ч. 3 ст. 29 Устава Ольхонского РМО районная Дума обладает правами юридического лица.

Согласно ст. 1 Регламента Думы Ольхонского РМО представительный орган муниципального образования Дума Ольхонского районного муниципального образования является постоянно действующим, представительным органом местного самоуправления Ольхонского районного муниципального образования, обладающим собственной компетенции по решению вопросов местного значения, отнесенных к ее ведению федеральными, областными законами, нормативными правовыми актами, Уставом Ольхонского РМО, настоящим Регламентом. Дума является юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в установленном законодательством порядке как муниципальное учреждение. Порядок формирования и деятельности Думы Ольхонского районного муниципального образования определяется Уставом Ольхонского районного муниципального образования, настоящим Регламентом, иными нормативными правовыми актами Ольхонского РМО в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами.

Статьей 30 Устава Ольхонского районного муниципального образования определена компетенция районной Думы, в том числе: определение порядка деятельности Контрольно-счетной палаты района (пп. «г» п. 2 ч. 2).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 48 Устава Районная Дума по вопросам, отнесенным к её компетенции федеральными законами, законами области и настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Ольхонского района.

Согласно ст. 42 Устава Контрольно-счетная палата района является постоянно действующим органом местного самоуправления, органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется районной думой в целях контроля за исполнением районного бюджета, соблюдением порядка подготовки и рассмотрения проекта районного бюджета, отчета об его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (ч. 1), организация и деятельность Контрольно-счетной палаты района определяются Положением о Контрольно-счетной палате Ольхонского РМО, утверждаемым районной Думой (ч. 5).

Как следует из п. 1 ст. 7 Устава Ольхонского районного муниципального образования к вопросам местного значения Ольхонского района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением местного бюджета.

Думой Ольхонского районного муниципального образования 29.02.2012г. принято решение № 137 «Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате Ольхонского районного муниципального образования».

Пунктом 12 части 1 ст. 9 вышеуказанного Положения к полномочиям Контрольно-счетной палаты отнесен контроль за ходом и реализацией программ и планов развития Ольхонского районного муниципального образования.

Частью 2 статьи 9 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 07.02.2011 № 6-ФЗ предусмотрено, что контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе полномочия по организации и осуществлению контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; финансово-экономической экспертизе проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ.

Суд считает, что доводы прокурора о том, что предусмотренные вышеуказанным законом полномочия по своему содержанию отличаются от оспариваемых полномочий по реализации муниципальных программ, поскольку подразумевают контроль за исполнением (достижением результата) такой программы, и не отнесены к полномочиям контрольно-счетных органов муниципальных образований, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Таким образом, суд полагает, что Положение о КСП в части осуществления контроля за ходом и реализацией программ и планов развития Ольхонского районного муниципального образования противоречит требованиям федерального законодательства.

Нарушение федерального законодательства является нарушением интересов Российской Федерации, которые заключаются в соблюдении всеми без исключения Конституции Российской Федерации и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Поэтому суд принимает во внимание доводы прокурора о том, что принцип законности является одним из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации, поскольку коррупциогенный фактор выражается в широте дискреционных полномочий, в том числе, в отсутствии условий или оснований принятия решения.

В связи с чем, доводы представителей Думы Ольхонского РМО и Контрольно-счетной палаты о том, что с 2014 года районный бюджет сформирован по программно-целевому методу, т.е. на базе муниципальных программ, а КСП района согласно закону осуществляет контроль за исполнением районного бюджета, то, соответственно, с 2014 года осуществляет контроль за реализацией муниципальных программ, судом не принимаются, поскольку в силу ч. 1 ст. 2 Положения о КСП Контрольно-счетная палата является органом внешнего муниципального финансового контроля. Суд полагает, что оспариваемым пунктом 12 статьи 9 Положения о КСП на Контрольно-счетную палату возлагаются полномочия иного органа – администрации района, т.е. исполнительного органа.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что пункт 12 части 1 статьи 9 Положения о КСП противоречит требованиям федерального законодательства, а именно: ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", поэтому является незаконным и подлежит признанию его недействующим с 01.01.2014г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Ольхонского района в интересах Российской Федерации о признании пункта 12 части 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате Ольхонского районного муниципального образования, утвержденного решением Думы Ольхонского районного муниципального образования от 29 февраля 2012 года № 137, противоречащим части 2 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от 7 февраля 2011г. № 6-ФЗ, и недействующим с 1 января 2014 года, удовлетворить.

Признать пункт 12 части 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате Ольхонского районного муниципального образования, утвержденного решением Думы Ольхонского районного муниципального образования от 29 февраля 2012 года № 137, противоречащим части 2 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от 7 февраля 2011г. № 6-ФЗ, и недействующим с 1 января 2014 года.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья В.И. Хамосова

Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2014 года.