Дело №2-226(1)/2021
УИД 64RS0023-01-2021-000405-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 мая 2021 года г.Новоузенск Саратовская область
Новоузенский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Денисова В.А.
при секретаре Чапрасовой Т.Н.,
с участием помощника прокурора Новоузенского района Лукьянова А.А
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новоузенского района Саратовской области к муниципальному казенному учреждению управления образования администрации Новоузенского муниципального района «Учреждение материально-технического обслуживания муниципальных учреждений образования Новоузенского муниципального района «Комфорт» о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новоузенского района Саратовской области обратился в районный суд с иском к муниципальному казенному учреждению управления образования администрации Новоузенского муниципального района «Учреждение материально-технического обслуживания муниципальных учреждений образования Новоузенского муниципального района «Комфорт» (далее МКУ Комфорт) о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия коррупции в деятельности МКУ «Комфорт». В ходе указанной проверки выявлены нарушения действующего законодательства, требующие принятия мер прокурорского реагирования.
Так, согласно ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Закон) противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Кроме того, ст.3 Закона к основным принципам противодействия коррупции отнесено приоритетное применение мер по её предупреждению.
Так, в целях активизации вышеуказанного процесса с 01.01.2013 действует ст.13.3 Закона, устанавливающая обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.
Данная обязанность распространяется на все организации (юридические лица) не зависимо от их форм собственности, организационно-правовой формы.
Согласно п.1 ст.48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии со ст.13.3 Закона организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Однако, в нарушение установленных требований Закона обществом вышеуказанная обязанность, установленная ст.13.3 Закона, не исполняется.
В результате непринятия мер по предупреждению коррупции в МКУ «Комфорт» допущены нарушения антикоррупционного законодательства, которые могут повлечь угрозу растраты используемого обществом имущества, а также другие нарушения.
Указанные нарушения допущены в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей со стороны должностных лиц общества, в связи с чем в адрес директора МКУ «Комфорт» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Вместе с тем, в марте 2021 года прокуратурой района повторно проведена проверка исполнения требований ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». В результате проверки установлено, что до настоящего времени учреждением не исполнены меры по противодействию коррупции, предусмотренные действующим законодательством. Несоблюдение требований ст.13.3 Закона со стороны МКУ «Комфорт» нарушает интересы Российской Федерации, осуществляющей деятельность по повышению эффективности мер по противодействию коррупции во всех сферах гражданского общества.
Просит суд признать незаконным бездействие МКУ «Комфорт», выразившееся в непринятии мер по предупреждению коррупции. Обязать МКУ «Комфорт» в течение 3-х месяцев принять меры по предупреждению коррупции, а именно: определить и документально закрепить порядок сотрудничества организации с правоохранительными органами; разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; определить и документально закрепить порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в организации.
Помощник прокурора Новоузенского района в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме и просит удовлетворить их полностью.
Представитель ответчика – начальник МКУ «Комфорт» Щербаков Д.М. в судебное заседание не явился, хотя заблаговременно представил суду заявление, в котором просит рассмотреть данное дело в его отсутствии. Судом принято заявление Щербакова Д.М. Согласно ч.5 ст.167 суд определил рассмотреть данное дело в отсутствии представителя ответчика МКУ «Комфорт».
Выслушав объяснение помощника прокурора Новоузенского района, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия коррупции в деятельности МБУ «БлагоДор». В ходе указанной проверки выявлены нарушения действующего законодательства, требующие принятия мер прокурорского реагирования.
Так, согласно ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Закон) противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Кроме того, ст.3 Закона к основным принципам противодействия коррупции отнесено приоритетное применение мер по её предупреждению.
Так, в целях активизации вышеуказанного процесса с 01.01.2013 действует ст.13.3 Закона, устанавливающая обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.
Данная обязанность распространяется на все организации (юридические лица) не зависимо от их форм собственности, организационно-правовой формы.
Согласно п.1 ст.48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии со ст.13.3 Закона организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Однако, в нарушение установленных требований Закона обществом вышеуказанная обязанность, установленная ст.13.3 Закона, не исполняется.
В результате непринятия мер по предупреждению коррупции в МКУ «Комфорт» допущены нарушения антикоррупционного законодательства, которые могут повлечь угрозу растраты используемого обществом имущества, а также другие нарушения.
Указанные нарушения допущены в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей со стороны должностных лиц общества, в связи с чем в адрес директора МКУ «Комфорт» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Вместе с тем, в марте 2021 года прокуратурой района повторно проведена проверка исполнения требований ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». В результате проверки установлено, что до настоящего времени учреждением не исполнены меры по противодействию коррупции, предусмотренные действующим законодательством. Несоблюдение требований ст.13.3 Закона со стороны МКУ «Комфорт» нарушает интересы Российской Федерации, осуществляющей деятельность по повышению эффективности мер по противодействию коррупции во всех сферах гражданского общества.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что имеются правовые основания для удовлетворения искового заявления прокурора Новоузенского района к МКУ «Комфорт» о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Заявленные исковые требования прокурора Новоузенского района Саратовской области к муниципальному казенному учреждению управления образования администрации Новоузенского муниципального района «Учреждение материально-технического обслуживания муниципальных учреждений образования Новоузенского муниципального района «Комфорт» о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий – удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие муниципального казенного учреждения управления образования администрации Новоузенского муниципального района «Учреждение материально-технического обслуживания муниципальных учреждений образования Новоузенского муниципального района «Комфорт», выразившееся в непринятии мер по предупреждению коррупции.
Обязать муниципальное казенное учреждение управления образования администрации Новоузенского муниципального района «Учреждение материально-технического обслуживания муниципальных учреждений образования Новоузенского муниципального района «Комфорт» в течение 3-х месяцев принять меры по предупреждению коррупции, а именно: определить и документально закрепить порядок сотрудничества организации с правоохранительными органами; разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; определить и документально закрепить порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в организации.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Новоузенский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2021 года.
Судья В.А. Денисов.