ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-226 от 15.02.2012 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

                                                                                    Гулькевичский районный суд Краснодарского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Гулькевичский районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        К делу № 2-226/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Гулькевичи 15 февраля 2012 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего - Хайрутдиновой О.С.,

при секретаре - Гучуа Н.Ю.

с участием старшего помощника прокурора Гулькевичского района – Колесникова А.Н.,

представителя Администрации Скобелевского сельского поселения – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования о признании незаконным бездействие Администрации Скобелевского сельского поселения по обеспечению содержания муниципальных автомобильных дорог общего пользования

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с заявлением и просит признать незаконным бездействие администрации Скобелевского сельского поселения по оформлению прав и ограничений на земельные участки в границах полосы отвода автомобильных дорог Скобелевского сельского поселения; обязать администрацию Скобелевского сельского поселения провести работы по определению границ полосы отвода автомобильных дорог Скобелевского сельского поселения, включенных в раздел 3 Перечня имущества (предприятий, учреждений), переданных в муниципальную собственность Скобелевского сельского поселения Гулькевичского района, и установлению межевых знаков; обязать администрацию Скобелевского сельского поселения провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки в границах полосы отвода автомобильных дорог Скобелевского сельского поселения.

Заявление обосновано тем, что прокуратурой Гулькевичского района проведена проверка исполнения земельного и градостроительного законодательства при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности и расположенными в местах перспективного развития территорий. На территории Скобелевского сельского поселения имеется 22 дороги местного значения. Данные автомобильные дороги находятся в собственности поселения на основании Закона Краснодарского края от 28.07.2006 года №1097-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Гулькевичский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Гулькевичский район, в состав которого они входят» и «Акта передачи муниципального имущества муниципального образования Гулькевичский район как вновь образованному Скобелевскому сельскому поселению Гулькевичского района» от 10.11.2006 года. Федеральным законодательством на владельцев дорог возложена обязанность по установлению и сохранности межевых знаков, обозначающих границы полосы отвода данных автомобильных дорог. Согласно п.1 ст. 25«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов. Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством. Проверкой установлено, что права и ограничения на земельные участки в границах полосы отвода автомобильных дорог Скобелевского сельского поселения не зарегистрированы в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Бездействие администрации Скобелевского сельского поселения нарушает ст. 42 ЗК РФ, что влечет за собой нарушение интересов муниципального образования, выразившиеся в ненадлежащем содержании муниципального имущества, а именно не в принятие мер к регистрации земельных участков в границах полосы отвода автомобильных дорог Скобелевского сельского поселения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Гулькевичского района Колесников А.Н. поддержал заявление прокурора по доводам, изложенным в заявлении, полагал, что для устранения выявленных недостатков достаточным будет срок до 01 сентября 2012 года.

Представитель Администрации Скобелевского сельского поселения – глава поселения ФИО1 требования прокурора не признал, пояснил, что на территории поселения 22 дороги, в бюджете поселения средств на установление границ полос отвода нет, так как бюджет поселения на 2012 год уже утвержден, а на устранение выявленных нарушений необходимо более двух миллионов рублей.

Суд, выслушав старшего помощника прокурора, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

В соответствии п. 1, 2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица.

Федеральный закон № 257-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определил автомобильную дорогу как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

Вышеуказанным законом определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п. 8 ст. 6 Закона).

В судебном заседании установлено, что на территории Скобелевского сельского поселения имеется 22 дороги местного значения. Данные автомобильные дороги находятся в собственности поселения на основании Закона Краснодарского края от 28.07.2006 года №1097-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Гулькевичский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Гулькевичский район, в состав которого они входят» и «Акта передачи муниципального имущества муниципального образования Гулькевичский район как вновь образованному Скобелевскому сельскому поселению Гулькевичского района» от 10.11.2006 года.

В соответствии со ст. 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право собственности на объекты, переданные вновь образованному Скобелевскому сельскому поселению, в соответствии с Законом Краснодарского края № 1097-КЗ от 28 июля 2006 года возникло после подписания акта приема-передачи, то есть 10 ноября 2006 года, в связи с чем Скобелевское сельское поселение осуществляет полностью права владения, пользования и распоряжения указанным имуществом, а также несет все возложенные законодательством обязанности собственника имущества.

Земельным кодексом Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством.

Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на владельцев дорог возложена обязанность по установлению и сохранности межевых знаков, обозначающих границы полосы отвода данных автомобильных дорог.

Прокуратурой Гулькевичского района по заданию прокуратуры края проведена проверка исполнения земельного и градостроительного законодательства при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности и расположенными в местах перспективного развития территорий Скобелевского сельского поселения. В ходе проверки выявлено, что на территории поселения межевые знаки, обозначающие границы полосы отвода автомобильных дорог не установлены; права и ограничения на земельные участки в границах полосы отвода автомобильных дорог поселения не зарегистрированы.

Бездействие администрации Скобелевского сельского поселения в непринятии мер по регистрации прав на земельные участки в границах полосы отвода автомобильных дорог поселения влечет за собой нарушение интересов муниципального образования в виде ненадлежащего содержания муниципального имущества, нецелевое расходование бюджетных средств в связи с необозначенностью объектов муниципального имущества.

Учитывая изложенное, суд считает заявление прокурора Гулькевичского района является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования о признании незаконным бездействие Администрации Скобелевского сельского поселения по обеспечению содержания муниципальных автодорог общего пользования – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Скобелевского сельского поселения по определению границ полосы отвода автомобильных дорог Скобелевского сельского поселения и оформлению прав и ограничений на земельные участки в границах полосы отвода автомобильных дорог Скобелевского сельского поселения.

Обязать администрацию Скобелевского сельского поселения до 01 сентября 2012 года провести работы по определению границ полосы отвода автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности Скобелевского сельского поселения Гулькевичского района, и установлению межевых знаков; провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки в границах полосы отвода автомобильных дорог Скобелевского сельского поселения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий