ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2260/2014 от 17.07.2014 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 17 июля 2014 года                                                                         город Тула

 Центральный районный суд г. Тулы в составе:

 председательствующего Илларионовой А.А.,

 при секретаре Пушкиной Т.Е.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тулы о признании недействительным разрешение на строительство объекта капитального строительства – гостиницы,

 установил:

 прокурор г. Тулы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тулы о признании недействительным разрешение на строительство объекта капитального строительства – гостиницы.

 В обоснование заявленных требований указал на то, что прокуратурой г.Тулы проведена проверка по анонимному сообщению о возможных нарушениях при получении в администрации города Тулы ФИО2 разрешения на строительство здания гостиницы по <адрес>.

 В ходе проверки установлено следующее.

 Администрацией г.Тулы в соответствии с п.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, административным регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденным постановлением администрации № №RU71326000-162/13 от ДД.ММ.ГГГГ на строительство здания гостиницы (без устройства сети газоснабжения) по адресу: <адрес>, сроком действия – до ДД.ММ.ГГГГ

 В соответствии с представленной проектной документацией количество этажей объекта – 2, общая площадь объекта – 999,4 кв.м.

 Так как запроектированное здание гостиницы имеет признаки здания с количеством этажей 3 (2 этажа с мансардным этажом) на заявление ФИО2 о выдаче разрешения на строительство указанного объекта администрацией города подготовлен отказ № от ДД.ММ.ГГГГ) в связи с отсутствием документов, указанных в п.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ (экспертиза проектной документации) в соответствии с требованиями ст.49 Градостроительного кодекса РФ.

 ФИО2 было представлено письмо ООО «Институт независимых экспертиз». К письму прилагалась цветная светокопия свидетельства об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации рег. № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия <данные изъяты>, выданное ООО «Институт независимых экспертиз», зарегистрированного по адресу: <адрес>, а также копия определения, распечатанного с сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №

 Администрацией г.Тулы в лице управления градостроительства и архитектуры ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на строительство №

 В соответствии со статьей 50 Градостроительного кодекса Российской Федерации негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.

 Частью 7 указанной статьи установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, ведет государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

 По сведениям государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, который ведется Федеральной службой по аккредитации, действие свидетельства об аккредитации, выданного экспертной организации ООО «Институт независимых экспертиз», зарегистрированного по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ №, аннулировано с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Росаккредитации от ДД.ММ.ГГГГ №

 Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии у данной организации права проводить негосударственную экспертизу проектной документации.

 На основании изложенного, полагает, что документы, представленные ФИО2 с целью получения разрешения на строительство, не соответствуют действующему законодательству и как следствие, выданное администрацией города Тулы разрешение на строительство незаконно.

 Строительство зданий, строений и сооружений, их частей осуществляется на основе проектной документации, которая разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с органами архитектуры и градостроительства, органами государственного строительного надзора.

 В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

 Установленный государством порядок получения разрешительной документации применяется для строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства, приемки и ввода указанных объектов строительства в эксплуатацию. Опасность самовольного (без соответствующего разрешения) строительства, а также осуществления строительства на основании незаконного разрешения, состоит в том, что в архитектурной планировке и застройке городов и иных поселений, искажается их облик, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, создается угроза общественной безопасности, в частности экологической, пожарной безопасности.

 Согласно ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор, среди прочих, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

 В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

 На основании изложенного прокурор г. Тулы просил признать недействительным разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданное ФИО2  на строительство объекта капитального строительства – гостиницы (без устройства сети газоснабжения), расположенного по адресу: <адрес>.

 В судебном заседании представитель прокуратуры г. Тулы по доверенности помощник прокурора г. Тулы Маношина И.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.

 Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности ФИО3 в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований прокурора г. Тулы, просил рассмотреть данное дело на усмотрение суда.

 Третье лицо, не заявляющее самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, ФИО2 и его представитель, допущенный к участию в деле в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ по заявлению ФИО2 – ФИО4, в судебном заседании не возражали против заявленных исковых требований прокурора г. Тулы, пояснив, что в настоящее время приводится в соответствие проектная документация и будет проведена экспертиза проектной документации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса.

 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, ООО «Институт независимых экспертиз» в судебное заседание не явился, в письменном заявлении, адресованном суду, исполнительный директор ООО «Институт независимых экспертиз» ФИО5 просила рассмотреть данное дело в отсутствие представителя общества, также указала на то, что письмо за № от ДД.ММ.ГГГГ с подобным текстом в архиве не значится. Кроме того, их организация по письменному запросу заказчиков выдает разъяснения по некоторым техническим вопросам, данные письма носят информационный характер со ссылкой на соответствующую действующую нормативную документацию и не являются основанием для вынесения решения органами исполнительной власти.

 В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

 Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения специалиста заместителя начальника отдела по надзору за строительством инспекции Тульской области по государственному строительному надзору – ФИО1, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

 Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: гостиница, общая площадь 1 908 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ года.

 Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №

 В соответствии с постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № №, на основании заявления ФИО2, утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на землях населенного пункта (<адрес>) в <адрес>, с присвоением ему номера №

 ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Тулы было выдано разрешение на строительство №. Срок действия данного разрешения – до ДД.ММ.ГГГГ года.

 Разрешение на строительство было выдано на основании проектной документации, разработанной лицензированным архитектором ФИО По данной проектной документации объект капитального строительства обладает следующими характеристиками: площадь земельного участка – 1908,0 кв.м., площадь застройки – 684,09 кв.м., общая площадь объекта капитального строительства – 999,4 кв.м., количество этажей – 2.

 В проектной документации на отм.+6.000 м предусмотрен чердак.

 Согласно «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2001 №635/10) приложение Б чердак определяется по СП 54.13330.

 В соответствии с СП54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» (утв.Приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 №778) приложение Б чердак входит в раздел 3 «помещения, площадки» и определяется как пространство между перекрытием верхнего этажа, покрытием здания (крышей) и наружными стенами, расположенными выше перекрытия верхнего этажа.

 Таким образом, чердак – это помещение.

 В соответствии с Приложением Г «правила подсчета общей, полезной и расчетной площадей, строительного объема, площади застройки и этажности общественного здания» СП 118.13330.2012 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», общая площадь здания определяется как сумма площадей всех этажей (включая технический, мансардный, цокольный и подвальный). В общую, полезную и расчетную площади здания не включаются площади подполья для проветривания здания на вечномерзлых грунтах; чердака; технического подполья (технического чердака) при высоте от пола до низа выступающих конструкций менее 1,8 м, а также наружных тамбуров, наружных балконов, портиков, крылец, наружных открытых лестниц и пандусов.

 Так же согласно данному приложению, при определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие. Техподполье под зданием, независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство и технический чердак с высотой менее 1,8 м в число надземных этажей включаются.

 В ходе проведения внеплановой выездной проверки Инспекцией Тульской области по государственному строительному надзору с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ строительства объекта капитального строительства «Гостиница» (без устройства сети газоснабжения) по адресу: <адрес>, при рассмотрении проектной документации, а также при визуальном осмотре выполненных работ, установлено, что в осях А-К/6-7 на отметке выше +6.000 м расположено помещение высотой более 1,8 м (высота помещения фактически составляет 2,4 метра). Соответственно площадь указанного помещения на отметке выше +6.000 м в осях А-К/6-7 (разрез 1-1) необходимо учитывать при подсчете общей площади объекта капитального строительства (данная площадь помещений в проектной документации не учтена).

 Кроме того, в ходе проверки установлено, что на отметке +6.000 м в помещениях в осях В-Д/1-12, Е-И/1-12, Д-Е/3-5, Д-Е/8-10 под всеми оконными проемами установлены радиаторы отопления, выведены канализационные стояки с отводами, для возможности установки санитарно-технических приборов. Для подъема на этаж на отметке +6,000 м предусмотрены две лестницы, расположенные в осях А-Г и Ж-К.

 Следовательно, чердачное помещение, предусмотренное проектом, является надземным этажом, так как высота от пола до низа выступающих конструкций строительной системы кровли в осях А-К /6-7 составляет 2,4 м и предусматривает возможность его эксплуатации.

 В связи с этим количество этажей объекта капитального строительства «Гостиница» (без устройства сети газоснабжения) по адресу: <адрес>, составляет три этажа.

 В соответствии с п.16 ст.1 Градостроительного кодекса РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

 Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.

 В соответствии с ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.

 В соответствии со ст. 34 Федерального закона №384-ФЗ от 30.12.2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительство здания или сооружения должно осуществляться с применением строительных материалов и изделий, обеспечивающих соответствие здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона и проектной документации.

 В ст.38 Федерального закона №384 предусмотрена обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) в целях: удостоверения соответствия результатов инженерных изысканий требованиям настоящего Федерального закона; удостоверения соответствия характеристик здания или сооружения, установленных в проектной документации, требованиям настоящего Федерального закона перед началом строительства здания или сооружения, строительство которых завершено, требованиям настоящего Федерального закона перед вводом здания или сооружения в эксплуатацию.

 В соответствии с ч.3 ст.38 Федерального закона №384-ФЗ оценкой соответствия проектной документации должно определяться соответствие проектной документации требованиям настоящего Федерального закона и результатам инженерных изысканий.

 Согласно пунктам 2,4 ч.1 ст.39 Федерального закона №384-ФЗ обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, а также в форме государственного строительного надзора.

 Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона №384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в формах, указанных в пунктах 2 и 4 части 1 настоящей статьи, осуществляется только в случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности.

 Согласно ч.1 ст.49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2,3 и 3.1 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.

 Вышеуказанный объект не подпадает под действие ч.2, 3, 3.1 ст.49 Градостроительного кодекса РФ, в связи с тем, что указанный объект имеет количество этажей боле, чем 2. В связи с изложенным, проектная документация по вышеуказанному объекту капитального строительства подлежит экспертизе (ст.49 Градостроительного кодекса РФ).

 В данном случае судом установлено, что экспертиза проектной документации на объект отсутствует.

 Согласно ст.54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе. Как указано выше, проектная документация объекта подлежит экспертизе, соответственно, данный объект подлежит государственному строительному надзору в силу ст.49, 51, 54 Градостроительного кодекса РФ.

 В силу ч.5 ст.52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если в соответствии с настоящим кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора органы извещение о начале таких работ.

 В соответствии с ч.7 ст.39 Закона №384-ФЗ оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в формах, указанных в п.2-4 и 7 ч.1 названной статьи, осуществляется в соответствии с правилами и в сроки, которые установлены законодательством о градостроительной деятельности.

 Таким образом, при проведении проверки было установлено, что в нарушение требований п.2, 4 ч.1, ч.3 ст.38 Федерального закона от 30.12.2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» заказчиком ФИО2  в процессе строительства вышеуказанного объекта капитального строительства не осуществлялась обязательная оценка проектирований (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в форме государственного строительного надзора, осуществление которого предусмотрено ст.54 Градостроительного кодекса российской Федерации и в форме экспертизы проектной документации, необходимость которой закреплена в ст.49 Градостроительного кодекса РФ.

 Одновременно при проведении вышеуказанной проверки было установлено, что строительство выполнено с отступлениями от проектной документации по данному объекту, а именно горизонтальные балки стропильной системы кровли в осях Д-Е/3-5 и в осях Д-Е/8-10 выполнены на высоте 2,4 м от уровня пола, в отступление от проектного решения – 1,78 м, кроме того, к конструкции строительной системы кровли прикреплены дополнительные стройки и горизонтальные балки, не предусмотренные проектом. Указанные отступления от проекта затрагивают безопасность строительных конструкций объекта капитального строительства.

 На основании изложенного постановлением инспекции Тульской области по государственному строительному надзору № по делу об административном правонарушении в области строительства от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ за нарушение требований п.2, 4 ч.1, ч.3 ст.29 Федерального закона от 30.12.2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в части строительства объекта капитального строительства по проектной документации, не прошедшей экспертизу, без осуществления государственного строительного надзора, в связи с чем создана угроза причинения вреда жизни здоровью граждан и с отступлениями от проектной документации, которые затрагивают безопасность строительных конструкций объекта капитального строительства.

 Также инспекцией Тульской области по государственному строительному надзору ФИО2 выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений.

 В соответствии с требованиями ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация на строительство объекта, не предназначенного для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, с количеством этажей 3 и площадью более 1 500 кв.м подлежит экспертизе, также подлежат экспертизе и результаты инженерных изысканий. Положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий требуется при выдаче разрешения на строительство объекта указанных параметров.

 Согласно п. 4 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

 В соответствии с п. 1 ст. 50 Градостроительного кодекса РФ негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.

 Согласно п. 1, 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

 Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка,

 В соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса РФ застройщик в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, к которому прикладывает, в числе прочего, положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.

 Учитывая, что вышеуказанный объект не подпадает под действие ч.2, 3, 3.1 ст.49 Градостроительного кодекса РФ, в связи с тем, что указанный объект имеет количество этажей – три, то проектная документация по вышеуказанному объекту капитального строительства подлежит экспертизе (ст.49 Градостроительного кодекса РФ).

 Следовательно, суд приходит к выводу, что документы, представленные ФИО2 с целью получения разрешения на строительство, не соответствуют действующему законодательству и как следствие, выданное администрацией города Тулы разрешение на строительство незаконно.

 При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Центрального района г. Тулы о признании недействительным разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданное Управлением градостроительства и архитектуры администрации города Тулы ФИО2  на строительство объекта капитального строительства – гостиницы, подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

 решил:

 исковые требования прокурора г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тулы о признании недействительным разрешения на строительство объекта капитального строительства – гостиницы, удовлетворить.

 Признать недействительным разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданное Управлением градостроительства и архитектуры администрации города Тулы ФИО2  на строительство объекта капитального строительства – гостиницы (без устройства сети газоснабжения), расположенного по адресу: <адрес>.

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Председательствующий