ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2261/19 от 13.08.2019 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело №2-2261/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 августа 2019года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Чесноковой Е.В.

при секретаре Орловой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Гусевского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Калининградской области», военному комиссариату г. ФИО4, Краснознаменск, Нестеров, Гусевского, Краснознаменского, Нестеровского районов Калининградской области, Министерству обороны РФ, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия в не принятии мер по оборудованию входа в здание военного комиссариата пандусами и другими подъемными устройствами, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещение военного комиссариата, возложении обязанности оборудовать вход в здание военного комиссариата пандусами и другими подъемными устройствами, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещение военного комиссариата,

У с т а н о в и л :

Военный прокурор Гусевского гарнизона обратился в суд с исковыми требованиями с последующим их уточнением к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Калининградской области», военному комиссариату г. ФИО4, Краснознаменск, Нестеров, Гусевского, Краснознаменского, Нестеровского районов Калининградской области, Министерству обороны РФ, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия в не принятии мер по оборудованию входа в здание военного комиссариата пандусами и другими подъемными устройствами, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещение военного комиссариата, возложении обязанности оборудовать вход в здание военного комиссариата пандусами и другими подъемными устройствами, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещение военного комиссариата, в обоснование которых указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки на предмет исполнения законодательства об охране прав инвалидов, установлено, что на входе в здание военного комиссариата г.ФИО4, Краснознаменск, Нестеров, Гусевского, Краснознаменского, Нестеровского районов Калининградской области, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют пандусы или другие средства для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения военного комиссариата, а также оборудование и носители информации, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в военные комиссариаты с учетом ограничений их жизнедеятельности, в связи с чем, маломобильные группы населения до настоящего времени лишены беспрепятственного доступа в военный комиссариат г.ФИО4, Краснознаменск, Нестеров, Гусевского, Краснознаменского, Нестеровского районов Калининградской области и его помещения.

Ссылаясь на положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» военный прокурор Гусевского гарнизона обратился в суд с настоящим иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель военного прокурора Гусевского гарнизона ФИО1, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске с учетом его уточнения, просил иск военного прокурора удовлетворить.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Калининградской области» по доверенности ФИО2 иск не признала по основаниям, изложенным письменных возражениях на иск (л.д.28-29), ссылаясь на то, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников здания, которым ФКУ «Военный комиссариат Калининградской области» не является.

Представитель ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по доверенности ФИО3 иск не признала, ссылаясь на то, что ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку согласно Приказу Министра обороны РФ от 02.03.2017года №155 основной целью деятельности учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг.

Ответчик Министерство обороны РФ о месте, времени судебного заседания извещен, представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя Министерства обороны РФ. В своих возражениях на иск, изложенных на л.д. 55-58, представитель ответчика полагает исковые требования военного прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указывает на то, что у прокурора отсутствуют полномочия на предъявление настоящего иска в интересах неопределенного круга лиц, предъявляя настоящий иск, прокурор вторгается в экономические полномочия органа исполнительной власти.

Кроме того, ссылается на то, что в соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средства, каковым спорное здание военкомата не является.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Федерального закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 Закона Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

В силу пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения части первой статьи 15 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

В соответствии с частью 8 статьи 15 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что здание военного комиссариата г.ФИО4, Краснознаменск, Нестеров, Гусевского, Краснознаменского, Нестеровского районов Калининградской области, расположенное по адресу: <...>, является имуществом Российской Федерации в лице Вооруженных сил Российской Федерации, в отношении которого правомочия собственника осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, указанное выше здание военного комиссариата введено в эксплуатацию в 1961году по завершении его строительства, находится в оперативном управлении ФКУ «Военный комиссариат Калининградской области».

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной Военным прокурором Гусевского гарнизона проверки было выявлено, что здание военного комиссариата расположенного по адресу: <...>, не оборудовано пандусами или другими средствами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения военного комиссариата.

Вместе с тем, несмотря на то, что спорное здание не является вновь возводимым в эксплуатацию домом, доказательств того, что существующее здание военного комиссариата невозможно оборудовать пандусами с учетом потребностей инвалидов, и собственником здания – Министерством обороны РФ приняты меры для обеспечения доступа инвалидов-колясочников к месту предоставления услуги, суду не представлено.

В части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Несмотря на то, что данные требования, как указано в ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия "Свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержаться в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.

Согласно пункту 41 Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона Технический регламент о безопасности зданий и сооружении", согласно которому СП 59.13330.2012 "СНИП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" обязателен для исполнения.

В соответствии со статей 6 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Таким образом, из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. ст. 18, 19, 27, 45 Конституции РФ.

При таком положении, поскольку вытекающая из норм действующего законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному спору является собственник имущества - Министерство обороны РФ, несоблюдение Министерством обороны РФ требований законодательства в соответствующей сфере свидетельствует о бездействии Министерства обороны РФ, влекущем нарушение конституционных прав данной категории граждан, в этой связи, суд находит требования военного прокурора о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности в срок – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в здание военного комиссариата г. ФИО4, Краснознаменск, Нестеров, Гусевского, Краснознаменского, Нестеровского районов Калининградской области, расположенного по адресу<адрес> пандусами или другими подъемными устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов к указанному объекту социальной инфраструктуры, подлежащими удовлетворению.

Утверждение представителя Министерства обороны РФ о том, что у прокурора отсутствуют полномочия на предъявление настоящего иска, суд находит несостоятельным в силу следующего.

В силу положений ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, закреплено и в пункте 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации".

Поскольку неисполнение требований закона по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, число которых невозможно точно установить и персонифицировать, прокурор вправе в порядке гражданского судопроизводства избрать такой способ защиты нарушенных прав как обращение в суд с настоящим иском.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации в непринятии мер по оборудованию входа в здание военного комиссариата г. ФИО4, Краснознаменск, Нестеров, Гусевского, Краснознаменского, Нестеровского районов Калининградской области, расположенного по адресу: <адрес>

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в срок – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в здание военного комиссариата г. ФИО4, Краснознаменск, Нестеров, Гусевского, Краснознаменского, Нестеровского районов Калининградской области, расположенного по адресу: <адрес> пандусами или другими подъемными устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов к указанному объекту социальной инфраструктуры.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2019года.

Судья: Е.В. Чеснокова