ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2262/2017 от 20.11.2017 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело 2-2262/2017

Категория дела – 2.200

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Гуриной О.В.,

с участием секретаря – Кошигиной К.Ю.,

истца – ФИО1,,

представителя ответчика – ФИО2,

представителя третьего лица – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, к Муниципальному казенному учреждению Управление образования Администрации г. Симферополя Республики Крым, третье лицо – Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Чайка», о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению Управление образования Администрации г. Симферополя Республики Крым о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является отцом ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Через 9 дней после рождения дочери, ДД.ММ.ГГГГ, супруга истца – ФИО5 зарегистрировала дочь ФИО4 как будущую воспитанницу МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Чайка» <адрес>, о чем было выдано соответствующее уведомление. На основании п. 1.3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача путевок в образовательное учреждение, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» истец систематически отслеживал продвижение очередности дочери в электронном журнале будущих воспитанников через сайт с использованием сети Интернет на основании индивидуального кода заявления. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ очередность места с семнадцатого изменилась на сорок третье, то есть за несколько лет, продвижение очереди не наблюдалось, что противоречит вышеуказанному регламенту. В настоящее время ФИО4 зарегистрирована в реестре под номером 26. При этом, при регистрации истцом было указано, что приоритетным учебным заведением является МБДОУ «Чайка» в первую младшую группу (дети 2-3 лет). До настоящего времени ребенок не обеспечен местом в детском дошкольном учреждении. На неоднократные обращения в адрес ответчика, положительного ответа не получено.

Истец просил обязать Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации г. Симферополя Республики Крым предоставить направление в МБДОУ «Чайка» в первую младшую группу (дети от 2 до 3 лет) на 2017/2018 учебный год.

Определением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МБДОУ «Чайка».

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Муниципального казенного учреждения Управления образования Администрации г. Симферополя Республики Крым – ФИО2, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении иска отказать. Пояснила, что выдача путевок в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) обеспечивается в рамках предоставления муниципальной услуги «Выдача путевок в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), в соответствии с требованиями Административного регламента, утвержденного постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 27.05.2015 года №344 ( с изменениями и дополнениями). Путевки-направления в дошкольные образовательные учреждения г.Симферополя выдаются в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», с учетом положений иных норм федерального законодательства, регламентирующих вопросы предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе в первоочередном и внеочередном порядках, требованиями санитарно-эпидемиологических правил нормативов, положениями вышеуказанного Административного регламента, в порядке электронной очереди, согласно заявке руководителя учреждения о наличии свободных мест. В соответствии с Постановлением Администрации города Симферополя №1102 от 23.05.2016 года «О внесении изменений в Постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 27.05.2015 года №344 «Об утверждении Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги «Выдача путевок в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования ( детские сады)», процентное соотношение между гражданами льготных и не льготных категорий исключено. По состоянию на момент рассмотрения дела все дошкольные образовательные учреждения города Симферополя укомплектованы, свободные места отсутствуют во всех возрастных группах. Направить ребенка в дошкольное учреждение вне очереди не представляется возможным, поскольку это нарушит права других детей, стоящих в очереди.

Представитель третьего лица - заведующая МБДОУ «Чайка» ФИО3 считала заявленные требования необоснованными, сообщила, что на сегодняшний день, исходя из санитарных норм группа укомплектована.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении истец ФИО1 является отцом малолетней ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.6).

Согласно сертификата, выданного на имя ФИО5, заявление зарегистрировано в «Электронной очереди в ДОО Крыма». Дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации устанавливаются уровни общего образования, в частности, дошкольное образование.

В соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

Статьей 9 названного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в частности: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014.

Согласно п. 3, п.4 Порядка дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования.

Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной основной общеобразовательной программе - образовательной программе дошкольного образования (далее - образовательная программа дошкольного образования) определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (п. 4 Порядка).

Согласно п. 6 Порядка образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п. 7 Порядка).

Как следует из Положения о Муниципальном казенном учреждении управление образования Администрации г. Симферополя Республики Крым» (приложение 27 к решению 22-й сессии Симферопольского городского совета от 25.06.2015 года №286), основными задачами Управления являются: создание единого образовательного пространства, обеспечивающего соблюдение государственных образовательных и социальных стандартов и нормативов; реализация федеральных, республиканских и муниципальных программ развития образования в рамках своей компетенции; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время; планирование развития сети муниципальных образовательных учреждений на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Исходя из п.2.4, п.2.5 Административного регламента управления образования г. Симферополя по предоставлению муниципальной услуги «Выдача путёвок в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», утвержденного постановлением Администрации г. Симферополя Республики Крым от 27.05.2015г. №344 ( далее – Регламент», выдача путевок (комплектование) в дошкольное образовательное учреждение осуществляется Управлением образования города Симферополя в порядке очередности. Номер очереди ребенка определяется автоматически в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Дата постановки ребенка на учет – это день принятия заявления в порядке, определенном Административным регламентом управления образования города Симферополя по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и постановка на учет детей для предоставления мест в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)», количества заявителей, имеющих право на внеочередное и первоочередное зачисление в дошкольное образовательное учреждение, количества заявителей, отозвавших заявление.

Согласно п.2.6 Регламента предоставление муниципальной услуги обеспечивается при наличии свободных мест в дошкольном образовательном учреждении для детей соответствующей возрастной категории.

Пунктом 2.15 Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа: отсутствие у заявителя права на предоставление муниципальной услуги, при достижении ребенком возраста 7 лет; обращение лица, не относящегося к категории заявителей; отсутствие документов, подтверждающих льготы при зачислении в образовательную организацию; заявителем не предоставлен оригинал или нотариально заверенная копия необходимого документа (паспорт заявителя, свидетельство о рождении).

При этом пунктом 3.9 указанного Административного регламента закреплено, что при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях, родителям (законным представителям) могут быть предложены путевки на свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать дошкольное образовательное учреждение из предложенных.

В соответствии с Постановлением Администрации города Симферополя №1102 от 23.05.2016 года «О внесении изменений в Постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 27.05.2015 года №344 «Об утверждении Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги «Выдача путевок в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования ( детские сады)», процентное соотношение между гражданами льготных и не льготных категорий исключено.

Согласно сведений, представленных Управлением образования <адрес> на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ в МБДОУ «Чайка» на 2017/2018 учебный год выдано в первую младшую группу ( с 2 до 3 лет) 20 направлений, все дети, получившие путёвку, относятся к льготной категории ( л.д.77-82).

При рассмотрении дела установлено и не оспаривалось истцом, что ответчиком соблюден предусмотренный порядок принятия заявления истца о постановке его ребенка в очередь для предоставления места в дошкольном образовательном учреждении.

Дочь истца поставлена на учет в дошкольное образовательное учреждение «Чайка», о чем выдано соответствующее уведомление.

В судебном заседании факт отказа истцу в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении не нашел своего подтверждения.

Из фактических обстоятельств по делу следует, что при предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении со стороны ответчика имеет место соблюдение требований очередности постановки на учет и выдачи путевок в дошкольные образовательные учреждения. При этом, истец не имеет преимущественного права на определение ребенка в учреждение вне очереди. Доказательств иного истцом согласно ст.ст. 56, 57 ГПК РФ в материалы дела не представлено.

Таким образом, анализом представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу, что непредставление ребенку истца места в дошкольном образовательном учреждении, в том числе в доступной близости от места проживания ребенка, связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее истца.

Доводы иска о незаконном бездействии и нарушении ответчиком прав и законных интересов дочери истца суд считает необоснованными.

В обязанность ответчика согласно возложенных на него нормативными правовыми актами полномочий входит организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, в том числе, путем предоставления ребенку истца места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в порядке очередности.

Однако, по мнению суда, истцом не предоставлены доказательства, подтверждающие наличие бездействия со стороны ответчика по принятию мер, направленных на создание возможности реализовать права в части получения ребенком дошкольного образования.

Учитывая, что комплектование дошкольного учреждения производится при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, предоставление ребенку места в дошкольном образовательном учреждении без учета имеющейся очереди, влечет за собой нарушение прав иных лиц, включенных в установленном порядке на учет в дошкольное учреждение, что недопустимо.

На основании изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд –

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления ФИО1, к Муниципальному казенному учреждению Управление образования Администрации г. Симферополя Республики Крым, третье лицо – Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Чайка», о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 21.11.2017 года.

Судья: Гурина О.В.