ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2263/2013 от 27.11.2013 Кировского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-2263/2013                                    ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    27 ноября 2013 года

Кировский районный суд г.Перми в составе

председательствующего судьи Поносовой И.В.,

при секретаре Ощепковой М.Н.,

с участием заявителя ФИО1,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий Управления жилищных отношений администрации г.Перми, распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми,

УСТАНОВИЛ:

    ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления жилищных отношений администрации г.Перми, распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от 27.08.2013 года, возложении обязанности на Управление жилищных отношений администрации г.Перми поставить семью П-вых на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

    В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что он с супругой П. нанимателями жилого помещения по договору социального найма не являются, своего жилья, принадлежащего на праве собственности не имеют. ФИО1 зарегистрирован по адресу: <АДРЕС>, П. зарегистрирована по адресу: <АДРЕС> Заявитель 06.08.2013 года обратился в Управление жилищных отношений администрации г. Перми с документами, необходимыми для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. Документы были проверены и приняты, о чем выдана расписка о принятии документов для постановки на жилищный учет.

27.08.2013 года распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми №... заявителю было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Основанием отказа послужило непредставление документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ввиду отсутствия решения уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим; непредставления справки о наличии или отсутствии жилых помещений в собственности из ГУП «Ц.» лицам, указанных в качестве членов семьи; заверенной организацией технической инвентаризации выписки из технического паспорта с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией жилых помещений, занимаемых заявителем и членами его семьи.

С данным решением заявитель не согласен по следующим основаниям.

Согласно п.3,4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Законом Пермской области от 30.11.2005 N 2694-601 установлен порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". Статьей 6 Закона установлен перечень документов, прилагаемых гражданином к заявлению о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Указанные документы в установленном порядке были предоставлены в Управление жилищных отношений, что подтверждается распиской от 06.08.2013г года о принятии документов для постановки на жилищный учет, согласно которой среди документов представленных заявителем, были, в том числе:

- копия решения Комитета социальной защиты населения от 15.07.2013г. №..., согласно которому семья в составе ФИО1 и П. признана малоимущей в целях признания нуждающейся в получении жилого
помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма,

- копия справки из ГУП «Ц.» от
29.05.2013 года №..., согласно которой ФИО1 и П. не имеют в <АДРЕС> квартиры и жилья в частном доме, принадлежащим им на праве собственности.

Указание в решении начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми об отказе ФИО1 в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях на то, что не представлено решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, справки о наличии или отсутствии жилых помещений в собственности из ГУП «Ц.» является информацией, не соответствующей действительности, поскольку указанные документы заявителем были представлены своевременно.

Таким образом, основания отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, указанные в распоряжении начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми №..., являются безосновательными, виду предоставления всех необходимых документов

Также, указание на непредставление выписки из технического паспорта с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией жилых помещений, занимаемых заявителем и членами его семьи, является безосновательным. Как указывалось выше, ФИО1 и П. собственниками занимаемого жилого помещения не являются, зарегистрированы по другим адресам, в связи с чем получение в ГУП «Ц.» выписки технического паспорта занимаемого жилого дома не представляется возможным.

Более того, в силу ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, управление жилищных отношений администрации г. Перми должно было самостоятельно, путем направления межведомственного запроса, полу из ГУП «Ц.» недостающий документ – выписку из технического паспорта занимаемого заявителями жилого дома.

В результате указанных действий и подобного необоснованного отказа в постановке семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, были существенно нарушены права и законные интересы заявителя. Администрация г. Перми своими незаконными и необоснованными решениями ограничивает заявителя в реализации прав, гарантированных Конституцией РФ.

    В судебном заседании заявитель ФИО1 на заявленных требованиях настаивает, подтвердив изложенные доводы, пояснив, что документы в Управление жилищных отношений администрации г.Перми для постановки на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях были им представлены на семью в составе: ФИО1 и супруга П.., поскольку иные лица, зарегистрированные в жилых помещениях по адресу: <АДРЕС> и по адресу: <АДРЕС>, членами их семьи не являются. В связи с чем, заявитель не имеет возможности и не усматривает необходимости представления в Управление жилищных отношений администрации г.Перми справок из ГУП «Ц.» справки о наличии или отсутствии жилых помещений в собственности из ГУП «Ц.» лицам, указанным в качестве членов семьи по адресу: <АДРЕС> Технические документы из ГУП «Ц.» на указанные жилые помещения не имеет возможности представить, т.к. не является собственником.

    Представитель Управления жилищных отношений администрации г.Перми в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлены пояснения в письменной форме по заявленным требованиям, в которых указано следующее. ФИО1 и П. подали пакет документов для принятия на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из представленных документов следует, что ФИО1 с родственниками (всего 9 человек) зарегистрирован по месту жительства в 3-комнатной квартире, общей площадью 62,9 кв.м., расположенной по адресу: <АДРЕС>. Данное помещение принадлежит К.. на основании договора дарения от 27.10.2011 года. Супруга П.. с дочерью К.1. и С. зарегистрирована по месту жительства в комнате, общей площадью 17,4 кв.м., расположенной по адресу: <АДРЕС> Данное жилое помещение принадлежит С. Согласно ст. 69 ЖК РФ П. в данный момент не относится к членам семьи ФИО1, так как не зарегистрирована совместно с ним и остальными родственниками по одному адресу. ФИО1 представлены не все документы, предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК Ф, в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, а также ч.1 ст. 69 ЖК РФ, ввиду отсутствия решения уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, а также, отсутствуют: справка о наличии или отсутствии жилых помещений в собственности из ГУП «Ц.» лицам, указанным в качестве членов семьи по адресу: <АДРЕС>, заверенная организацией технической инвентаризации выписка из технического паспорта с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией жилых помещений, занимаемых заявителем и членами его семьи. Представление данных документов необходимо в силу ст. 6 Закона Пермской области от 30.11.2005 № 1694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»

    Суд, исследовав представленные доказательства, доводы сторон, приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как нуждаемость в жилом помещении и признание малоимущим в установленном порядке. Данные обстоятельства должны быть подтверждены гражданином, претендующим на получение социального жилья.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 52 данного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Согласно п.п.1 п.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

В силу ст. 13 ЖК РФ установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Законом Пермской области от 30.11.2005 N 2694-601 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

    Согласно ст. 6 указанного Порядка, для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин подает заявление о постановке на учет по месту своего жительства в орган местного самоуправления

К заявлению прилагаются:

паспорт или иные документы, удостоверяющие личность заявителя и лиц, указанных в качестве членов его семьи;

документы, подтверждающие состав семьи заявителя;

решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим и(или) документы, подтверждающие принадлежность заявителя к определенной федеральным законом или законом Пермского края категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма;

документы, подтверждающие право быть признанными нуждающимися в жилом помещении, а именно:

документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и лицами, указанными в качестве членов его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения, судебное решение о вселении и т.п.);

правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

заверенная организацией технической инвентаризации выписка из технического паспорта с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией жилых помещений, занимаемых заявителем и (или) членами его семьи;

документы, подтверждающие несоответствие занимаемого жилого помещения установленным требованиям;

документы, подтверждающие право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К документам и сведениям, необходимым для принятия граждан на учет, запрашиваемым по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет, относятся выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащие общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества и о переходе прав на объекты недвижимого имущества.

Согласно ст. 7 Порядка решение об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимается в случаях, если не представлены предусмотренные статьей 6 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

ФИО1 и П. состоят в зарегистрированном браке с 14.09.2010 года, что подтверждается свидетельством о заключении брака <...>.

Из материалов дела следует, что 06.08.2013 года ФИО1 обратился в Управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением и документами для постановки его семьи в составе: ФИО1 и супруга П. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма.

ФИО1 с родственниками (всего 9 человек) зарегистрирован по месту жительства в 3-комнатной квартире, общей площадью 62,9 кв.м., расположенной по адресу: <АДРЕС>.

Данное помещение принадлежит К. на основании договора дарения от 27.10.2011 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.11.2011 года.

П. с дочерью К.1. и С.. зарегистрирована по месту жительства в комнате, общей площадью 17,4 кв.м., расположенной по адресу: <АДРЕС>

Данное жилое помещение принадлежит С.

Справкой ГУП «Ц.» от
29.05.2013 года №..., подтверждено, что ФИО1 и П. не имеют в <АДРЕС> квартиры и жилья в частном доме, принадлежащим им на праве собственности.

По сведениям Управления Росреестра по Пермскому краю, объекты жилой недвижимости за ФИО1, П. не зарегистрированы.

На основании решения Комитета социальной защиты населения администрации г.Перми от 15.07.2013 года №..., по состоянию на 14.06.2013 года семья ФИО1 в составе: ФИО1, П. (жена) признана малоимущей в целях признания нуждающейся в получении жилого помещения муниципального жилищного фонд, предоставляемого по договору социального найма.

Указанные документы были заявителем представлены ФИО1 в Управление жилищных отношений, что подтверждается распиской от 06.08.2013г года о принятии документов для постановки на жилищный учет.

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от 27.08.2013 года №..., отказано ФИО1 в составе семьи из двух человек, в том числе: П. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ввиду отсутствия решения уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, а также не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекс РФ, документы, отсутствуют: справка о наличии или отсутствии жилых помещений в собственности из ГУП «Ц.» лицам, указанным в качестве членов семьи по адресу: <АДРЕС> заверенная организацией технической инвентаризации выписка из технического паспорта с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией жилых помещений, занимаемых заявителем и членами его семьи.

Заявителем указанное решение обжалуется как незаконное со ссылкой на то, что все необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещения, были представлены своевременно.

В суд с заявлением ФИО1 обратился 21.10.2013 года, срок обращения в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ, заявителем соблюден.

     Проанализировав действующее законодательство в соответствующей правовой сфере, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Как установлено судом, к заявлению ФИО1 о постановке на жилищный учет было приложено решения Комитета социальной защиты населения администрации г.Перми от 15.07.2013 года №... о признании семьи в составе: ФИО1 и П. (жена) малоимущей в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.

    Согласно ст. 1 Закона Пермской области от 30.11.2005 N 2692-600 «О Порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», к членам семьи гражданина, обратившегося с заявлением о признании малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях относится его супруг – независимо от раздельного или совместного проживания.

    Решение о признании или об отказе в признании гражданина-заявителя малоимущим принимается уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов (п. 6 ст. 7 Закона).

    Таким образом, на момент обращения заявителя ФИО1 в Управление жилищных отношений администрации г.Перми с заявлением о постановке на жилищный учет семья заявителя признана малоимущей в установленном законом порядке, состав семьи определен: ФИО1 и П.., указанное решение не оспорено и не отменено, является действующим, следовательно, подлежит принятию во внимание при решении вопроса о принятии семьи заявителя на учет.

    В связи с чем, доводы заинтересованного лица о том, что П. в данный моменте не относится к членам семьи ФИО1, так как не зарегистрирована совместно с ним и остальными родственниками по одному адресу, являются необоснованными.

    ФИО1 и П. не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ), именно по данным основаниям претендуют на принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    В силу ч. 4 ст. 51 ЖК РФ, заявителем должны быть представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по указанному основанию.

    Как следует из материалов дела, на момент обращения ФИО1 с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения ФИО1 П. не являлись, объективных доказательств обратного суду не представлено.

    При таких обстоятельствах, в силу положений п.1 ч.1 ст. 51, ч.2 ст. 52 ЖК РФ, ФИО1 и П. относятся к категории граждан, имеющих право состоять на учете для получения жилого помещения, представляемого по договору социального найма.

    Поскольку с подачей заявления о постановке на учет ФИО1 представил в Управление жилищных отношений администрации г.Перми все необходимые документы, подтверждающие принадлежность к указанной выше категории граждан, суд считает отказ Управления в принятии ФИО1 на учет по данному основанию незаконным и необоснованным.

    Доводы Управления на необходимость представления заявителем дополнительно справки о наличии или отсутствии жилых помещений в собственности из ГУП «Ц.» лиц, указанных в качестве членов семьи по адресу: <АДРЕС> заверенной организацией технической инвентаризации выписки из технического паспорта с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией жилых помещений, занимаемых заявителем и членами его семьи, суд полагает не соответствующим требованиям ч. 4 ст. 52 ЖК РФ.

    По мнению суда, данные документы могли быть признаны необходимыми к представлению заявителем в том случае, если бы он претендовал на постановку на жилищный учет по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).

Нормы ст. 6 Закона Пермской области от 30.11.2005 N 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», предусматривают перечень документов, подтверждающих право быть признанными нуждающимися в жилом помещении дифференцированно от оснований для признания нуждающимся.

    При таких обстоятельствах, проанализировав положения ст. 51-54 ЖК РФ, нормы Закона Пермской области от 30.11.2005 N 2694-601, суд считает незаконным отказ Управления жилищных отношений администрации г.Перми от 27.08.2013 года №... в постановке семьи П-вых на учет качестве нуждающейся в жилых помещениях по указанным в нем основаниям.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ допущенные нарушения подлежат устранению путем возложения на Управление жилищных отношений администрации г.Перми обязанности поставить ФИО1 с составом семьи из двух человек, в том числе, П.. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Признать незаконным распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми от 27.08.2013 №... об отказе ФИО1 в принятии на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    Обязать Управление жилищных отношений администрации города Перми принять ФИО1 с составом семьи из двух человек, в том числе, П. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение суда в течение одного месяца с момента принятия судом в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.

...

.... Судья:             И.В. Поносова