ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2263/2016 от 02.12.2016 Троицкого городского суда (Челябинская область)

Дело №2-2263/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 декабря 2016 года г. Троицк

Троицкий городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Сойко Ю.Н.,

при секретаре Николаевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Троицка Челябинской области о признании незаконным решения жилищной комиссии, признании незаконным постановления администрации города Троицка, возложении обязанности,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г.Троицка Челябинской области, где с учетом уточненных требований просила признать незаконным решение жилищной комиссии администрации г.Троицка Челябинской области № 2 от 30 мая 2016 года в части отказа семье истца в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и отказа в признании участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке на 2014-2020 годы,

признать незаконным постановление администрации г.Троицка Челябинской области № 1093 от 31 мая 2016 года «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии Администрации города Троицка Челябинской области № 2 от 30 мая 2016 года» в части утверждения решения жилищной комиссии администрации г.Троицка № 2 от 30 мая 2016 года об отказе семьи истца в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и отказе в признании участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке на 2014-2020 годы,

признании истца и членов ее семьи в составе двух человек нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке на 2014-2020 годы;

признании за истцом права на участие в подпрограмме в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке на 2014-2020 годы;

возложении на администрацию города Троицка Челябинской области обязанности включить истца в список участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке.

В обоснование требований сослалась на то, что решением жилищной комиссии администрации г.Троицка № 2 от 30 мая 2016 года ей отказано в признании семьи нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке, в связи с тем, что не подтверждено право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

С данным решением жилищной комиссии истец не согласна, т.к. регистрация в жилом помещении родителей является административным актом, членами семьи родителей не являются. Семья истца с момента регистрации брака проживает на условиях найма жилого помещения.

Истец ФИО1 в судебном заседании не участвовала, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержала требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель администрации г. Троицка ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления.

Третье лицо ФИО4 в судебном заседании не участвовал, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 (в редакции от 25.08.2015 N 889) утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы», в состав которой входит Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Данным Постановлением Правительства Российской Федерации также утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».

Согласно пункта 6 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Постановлением Правительства Челябинской области от 20 октября 2013 года № 349-П утверждена государственная программа Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы, в рамках которой принята Подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», предусматривающая аналогичные условия для признания молодой семьи участником подпрограммы.

Аналогичные условия содержит подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», утвержденная постановлением администрации города Троицка Челябинской области № 2337 от 19 ноября 2015 года (пункт 21).

Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Субъектный состав членов семьи собственника раскрывает ч.1 ст. 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации, которая относит к членам семьи собственника жилого помещения проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также детей и родителей данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

В соответствии с п.25 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», утвержденной постановлением администрации города Троицка Челябинской области № 2337 от 19 ноября 2015 года, для участия в программе молодая семья предоставляет решение органа местного самоуправления, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении.

Согласно пункта 28 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», утвержденной постановлением администрации города Троицка Челябинской области № 2337 от 19 ноября 2015 года, отказ в признании молодой семьи участницей подпрограммы допускается в случае: 1) несоответствия молодой семьи требованиям, указанным в пункте 21 настоящей подпрограммы; 2) непредставления или представления не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 24 либо 25 настоящей подпрограммы; 3) недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах; 4) ранее реализованного права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального, областного или бюджета города, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

Согласно п.21 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», утвержденной постановлением администрации города Троицка Челябинской области № 2337 от 19 ноября 2015 года, участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям:

1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия ответственным исполнителем подпрограммы решения о включении молодой семьи - участника подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году;

2) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 22 настоящей подпрограммы;

3) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья, в части превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Учетная норма площади жилого помещения в г. Троицке составляет 9 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека для граждан, проживающих в отдельных квартирах. Эта норма утверждена решением Собрания депутатов города Троицка Челябинской области от 26.11.2015 года № 55.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 10 сентября 2015 года обращалась в администрацию г.Троицка Челябинской области с заявлением о признании ее семьи, в составе трех человек - она, <данные изъяты> ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и <данные изъяты>П.Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающимися в предоставлении жилого помещения в целях участия в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" муниципальной программы «Доступное комфортное жилье гражданам России» в городе Троицке» на 2014-2020 годы.

Оспариваемым решением жилищной комиссии администрации г.Троицка № 2 от 30 мая 2016 года, семье ФИО1 было отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной программы «Доступное комфортное жилье- гражданам России» в городе Троицке» на 2014-2020 годы, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях - п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, постановлением администрации г.Троицка Челябинской области № 1093 от 31 мая 2016 года «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии администрации города Троицка Челябинской области № 2 от 30 мая 2016 года» решение жилищной комиссии администрации г.Троицка № 2 от 30 мая 2016 года в указанной части было утверждено.

Как следует из текста решения жилищной комиссии администрации г.Троицка № 2 от 30 мая 2016 года, объяснения представителя ответчика, причиной отказа в признании нуждающимися в жилом помещении и отказа в признании участниками подпрограммы послужило то, что ФИО1 и члены ее семьи зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Данный жилой дом, общей площадью 49,9 кв.м., принадлежит на праве собственности П.Т.И.. В жилом доме зарегистрированы: ФИО1, ФИО4 - <данные изъяты>, П.Н.В. - <данные изъяты>, П.Т.И. - <данные изъяты>, К.А.Н. - <данные изъяты>. К.А.Н. имеет на праве общей долевой собственности (по 1\2 доли) жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 57 кв.м. П.Т.И. имеет на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 40,7 кв.м.

Обеспеченность общей площадью всех членов семьи П-ных составляет 29,52 кв.м., что выше учетной нормы.

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из решения жилищной комиссии от 31 мая 2016 года № 988 (л.д.7),заявлениями ФИО1 от 10 сентября 2015 года, от 07 июня 2016 года, 17.11.2015г. (л.д.21-24, 42), справками Троицкого филиала ОГУП «ОЦТИ Челябинской области» (л.д.25-26), справкой МАУ «Многофункциональный центр города Троицка» от 10.09.2016г. (л.д. 27), уведомлениями (л.д.28-30), справкой ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ от 10.11.2015г. (л.д. 31), выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (л.д. 32-33, 34, 60), справкой о доходах физического лица (л.д. 35, 40), заключениями о признании молодой семьи, имеющей достаточные доходы (л.д.36-39), актом осмотра жилого помещения от 06.04.2016г. (л.д. 41), ответами УЖКХ, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г. Троицка на обращения ФИО1 (л.д. 43, 44), копией паспорта ФИО4 (л.д.45), копией паспорта ФИО1 (л.д.46), копией паспорта К.А.Н. (л.д. 47), копией паспорта П.Т.И. (л.д. 48), свидетельством о заключении брака (л.д.49), свидетельством о рождении П.Н.В. (л.д.50), свидетельством о государственной регистрации права от 01.02.2012г. (л.д. 51), свидетельством о праве на наследство по закону (л.д. 52), договором купли-продажи от 14.05.1985г. (л.д. 53), постановлением главы г.Троицка от 26.11.2015 года № 55 (л.д.57), договором найма жилого помещения от 27.07.2014г. (л.д. 61-62), постановлением администрации г. Троицка от 31.05.2016г. № 1093(л.д.84 ).

Однако суд не может согласиться с доводами администрации г.Троицка по следующим основаниям.

В соответствии с п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (в редакции от 26.05.2016г.), под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Проверяя законность оспариваемого решения органа местного самоуправления и право истца суд не вправе ограничиться проверкой только доводов, изложенных в заявлении истца и в разъяснениях ответчика, но и должен установить и проверить все иные обстоятельства, связанные с принятием оспариваемого решения.

ФИО1, ФИО4 и <данные изъяты>П.Н.В. не имели и не имеют в собственности недвижимого имущества, кроме того, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма.

Данные обстоятельства подтверждаются уведомлениями Росреестра (л.д.28-30), справкой Троицкого филиала ОГУП ОЦТИ Челябинской области (л.д.26), никем не оспариваются.

С момента заключения брака, с 26 июля 2014 года семья П-ных проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора найма, заключенного с П.О.П. и П.Л.А.

Также суд учитывает, что семья П-ных зарегистрирована, но не проживают в жилом доме по адресу: <адрес>, членом семьи П.Т.И. не являются.

Проживание истца и ее семьи в апреле 2016 года в данном жилом доме (л.д.41) носило временный характер, в связи с тем, что собственник квартиры П.О.П. был намерен продать принадлежащую на праве собственности квартиру по адресу: <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются договором найма от 27 июля 2014 года (л.д.61-62), выпиской из ЕГРП от 10.10.2016г. (л.д. 60), показаниями свидетелей Б.В.Н., С.Е.Н., Р.В.Б. и не опровергнуты ответчиком.

Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей не имеется. Они давали показания после того, как были предупреждены судом об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Их показания последовательны, соответствуют исследованным судом доказательствам.

Совместное проживание подразумевает ведение совместного хозяйства, приобретение общего имущества, оказание взаимной помощи. Данных обстоятельств при установлении характера взаимоотношений между семьей заявителя и лиц, проживающих и зарегистрированных в жилом помещении по <адрес>, при рассмотрении иска не установлено.

Администрация г.Троицка делая выводы о том, что все граждане зарегистрированные по <адрес>, являются членами одной семьи, формально подошла к установлению фактических обстоятельств дела, без наличия достоверных доказательств того, что зарегистрированные в вышеуказанных жилых помещениях граждане являются членами семьи истцов, не предложили истцам представить свои доказательства.

Регистрация семьи П-ных по адресу <адрес> не порождает для них права собственности на данное жилое помещение, не свидетельствуют в соответствии со ст.31 ЖК РФ о том, что П-ны являются членами одной семьи с лицами, зарегистрированными в данном жилом помещении.

Средний совокупный доход семьи истца, исходя из представленных справок, достаточен для получения жилищного кредита на рыночных условиях, что подтверждается заключением о признании молодой семьи, имеющей достаточные доходы (л.д.36-37).

Таким образом, судом установлено, что в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации ФИО1 и ее семья не имеют в собственности какого-либо жилого помещения, не являются нанимателями жилого помещения по договорам социального найма, не являются членами семьи собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения по договору социального найма, имеют средний совокупный доход достаточный для получения жилищного кредита на рыночных условиях, допустимый для участия в подпрограмме возраст, не совершали каких-либо действий в целях ухудшения жилищных условий, следовательно, на момент подачи заявления о включении в список граждан - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» они не были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, являлись нуждающимися в жилых помещениях, предоставили все документы в подтверждение своей нуждаемости, т.е. право на участие в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке на 2014-2020 годы.

Поскольку суд приходит к выводу о том, что истцу необоснованно было отказано в признании ее семьи нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке на 2014-2020 годы, решение жилищной комиссии администрации г.Троицка № 2 от 31 мая 2016 года в части отказа семье ФИО1 в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и отказа в признании участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке на 2014-2020 годы, постановление администрации г.Троицка № 1093 от 31 мая 2016 года в части утверждения указанного решения следует признать незаконным и отменить.

Суд считает, что при таких обстоятельствах следует также удовлетворить исковые требования ФИО1 о возложении на администрацию города Троицка Челябинской области обязанности признать ФИО1 в составе семьи три человека нуждающимися в жилых помещениях, включить ФИО1 в составе семьи три человека в список участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке на 2014-2020 годы, с даты подачи заявления - 10 сентября 2015 года.

В соответствии со ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в рамках заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 195-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии администрации г.Троицка Челябинской области № 2 от 30 мая 2016 года в части отказа семье ФИО1 в признании нуждающимися в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России в городе Троицке».

Признать незаконным и отменить постановление администрации г.Троицка Челябинской области № 1093 от 31 мая 2016 года «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии Администрации города Троицка Челябинской области № 2 от 30 мая 2016 года» в части утверждения решения жилищной комиссии администрации г.Троицка № 2 от 30 мая 2016 года об отказе семье ФИО1 в признании нуждающимися в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России в городе Троицке».

Обязать администрацию города Троицка Челябинской области признать ФИО1, в составе семьи три человека, нуждающимися в жилых помещениях, включить ФИО1, в составе семьи три человека, в список участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке.

Решение может быть обжаловано путем подачи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд.

Председательствующий: