ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2264/2017 от 21.09.2017 Динского районного суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21.09.2017 год Динской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Халимова А.Р.,

при секретаре Копыловой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Дубровина В. Н. к Государственному Учреждению – отделению Пенсионного Фонда РФ в Динском районе Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и о назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском об оспаривании решений комиссии ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязании ответчика назначении такой пенсии с момента его обращения.

В судебном заседании, представитель истца настаивал на иске и в его обоснование пояснил, что в период с 01.08.1988г. по ДД.ММ.ГГГГ, Дубровин В.Н. работал в составе гражданской авиации в ФГУП «Кировское авиапредприятие», занимал должности относящиеся к командно-летному составу - 2-го пилота и штурмана самолета, имеет 3702 час. фактического налета, которые составляют выслугу более 25 лет и дают право на досрочную страховую пенсию по старости, так как 12 часов налета соответствуют 1 месяцу выслуги.

11.06.2015г. он обратился с заявлением к ответчику о назначении указанной пенсии, но решением от 11.09.2015г., с последовавшими изменениями от 24.04.2017г. ему было в этом отказано ввиду отсутствия стажа, при этом ответчик исходил из расчета 20 час. налета за 1 месяц выслуги в указанный выше период летной работы в части 406 час. 11 мин. транспортного налета.

Дубровин В.Н. просит признать эти решения ответчика незаконными и отменить в части применения 20 час. налета при исчислении стажа, обязав назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за этим к ответчику 11.06.2015г.

Кроме того, ответчиком исключен из подсчета стажа период работы с 01.01.2000г. по 05.02.2001г., - что не оспаривается истцом.

Представитель ответчика иск не признала, не оспаривая фактическую сторону изложенных представителем истца обстоятельств, полагает спорное решение комиссии законным ввиду отсутствия специального стажа, так как истцом не представлено доказательств работы и налета часов в должностях командно-летного состава, в связи с чем, расчет транспортного налета произведен из расчета 20 часов за 1 месяц выслуги.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы пенсионного дела, а так же письменные доказательства имеющиеся в настоящем деле, полагает исковые требования нашедшими свое подтверждение в судебном заседании.

Так, согласно п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона (60 лет), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации.

Ч.ч. 2-4 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» устанавливают, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), в этом случае, а так же правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающим право на досрочное назначение пенсии и могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно постановления Правительства РФ от 18.07.2002г. №537 “О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации” и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а так же вступившего в сиду с 01.01.2015г. постановления постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. “О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение”, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. N 459.

В ст. 79 Закона о государственных пенсиях, утратившего силу с 01.01.2002 г. в связи с введением в действие Федерального закона о трудовых пенсиях, было определено, что пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет.

Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона о государственных пенсиях, утвержденным постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 459, предусмотрен перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации, к которым отнесен и командно-летный состав экипажа воздушного судна (п. 3), в числе которых называны другие специалисты по летной службе (летной работе) предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата.

В силу ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

П. 8 Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2003 г. № 155, установлено, что документом, подтверждающим выполнение полетов в составе летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и налет часов, является летная книжка.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.11.2005 г. № 139, также установлено, что полетное время регистрируется в задании на полет экипажа и летных книжках членов экипажа (п.п. «а» п. 66).

Таким образом, для установления стажа для досрочного назначения пенсии данной категории работников необходимы сведения о налете часов, а документом, содержащим сведения о налете часов, в гражданской авиации является летная (парашутная) книжка.

Согласно п.п. “а” п. 1 “Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а так же службы управления воздушным движением” (далее Правил), - выслуга для назначения пенсий работникам летного состава считается – каждые 20 час. налета на самолетах – за один месяц выслуги, кроме налета и работы указанном в п. “б” этого же пункта Правил, который предусмартивает исчисление - каждые 12 часов за 1 месяц выслуги в должностях командно-летного состава.

Судом установлено, что в период с 01.08.1988г. по 02.09.1991г. истец работал в должности 2-го пилота самолета АН-2, в период с 02.09.1991г. по 31.12.1999г. – штурманом самолетов Ан-24, Ан-26, - в ФГУП “Кировское авиапредприятие”, имел необходимое образование, допуск к полетам по медицинским показаниям, свидетельства пилота и штурмана гражданской авиации, действовавшие соответственно в указанные периоды, участвовал в полетах в составе экипажей воздушных судов, имеет фактический налет 3702 часа.

11.05.2015г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, по указанным выше основаниям, представил необходимые документы.

Решением комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 10.09.2015г., в назначении данной пенсии Дубровину В.Н. отказано со ссылкой на отсутствие необходимого стажа. После обжалования этого решения в вышестоящий орган ответчика, 24.04.2017г., указанная комиссия ответчика рассмотрела вопрос о внесении изменений в состоявшееся 10.09.2015г. решение и, истцу вновь было отказано в назначении досрочной пенсии за отсутствием льготного стажа, при этом, период его работы с 01.08.1088г. по 31.12.1999г. в должностях 2-го пилота самолета и штурмана - 406 час. 11мин. налета в транспортной авиации исчислены из расчета 20 час. за 1 месяц выслуги, 3297 час. 10 мин. налета в авиации специального применения – из рассчета 12 час. за 1 месяц выслуги.

Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждены по делу осмотренными в судебном заседании и приобщенными в копиях к материалам дела трудовой книжкой установленного образца Дубровина В.Н. АТ-III (л.д. -12), свидетельствами пилота (л.д. 14-15), штурмана (л.д. -19), медицинским заключением штурмана (л.д. 20), летной книжкой (л.д. 21-46), архивными справками КОГКУ «ГАЛСКО» № Д-22/1933л от 31.03.2015г. и №Д-22/864л от 18.09.2014г. (л.д. 47-49), выписками из решений комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10.09.2015г. (л.д. 50-52) и от 24.04.2017г. (л.д. 56-57), заявлением об обращении к ответчику о назначении пенсии принятого ответчиком 11.06.2015г. материалами пенсионного дела истца.

Таким образом, предметом спора является вопросы принадлежности должностей истца при работе в спорный период к должностям командно-летного состава экипажа воздушного судна, исчисление ответчиком 406 час. 11мин. налета в транспортной авиации из расчета 20 час. за 1 месяц выслуги с видом работ транспортные.

В соответствии с п.1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

В п. 3.1 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 г. N 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Согласно п. 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.

Согласно гл. 1 “Термины и определения” Руководства по организации летной работы в гражданской авиации и введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному приказом Министерства Гражданской Авиации СССР от ДД.ММ.ГГГГ. (Утратил силу на территории РФ с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ) - командно-летный состав определен как - должностные лица авиационного персонала, имеющие действующее свидетельство летного состава и занимающие летную должность.

П. 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 77 (действовал с ДД.ММ.ГГГГ и утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы и др.

П. 3.5.9 этих же Наставлений содержит положение о том, что к выполнению полетов на воздушных судах дупускаются лица командно-летного состава гражданской авиации: пилоты, штурманы.

Перечень Положения о порядке исчисления сроков выслуги работников летно-подъемного состава гражданской авиации и воздухоплавания для назначения пенсий за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 20.12.1958г. , был дополнен в том числе и должностями пилотов, штурманов - постановлением того же органа от 30.04.1974г. “Об условиях оплаты труда и пенсионного обеспечения командно-летного состава гражданской авиации”.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение пенсии по старости из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна, в том числе - командно-летный состав экспажа самолета. При этом, пилоты и штурманы, входят в командно-летный состав экипажа самолета в случае, если имеют соответствующую специальность, действующее свидетельство (лицензию), годные по медицинским показателям к летной работе и фактически выполняющие должностные обязанности пилота, штурмана в составе экипажа.

Суд приходит к выводу о том, что Дубровин В.Н. в спорный период стажа был отнесен к командно-летному составу экипажа воздушного судна, так как имел соответвующее образование, действующее свидетельство пилота, штурмана, был допущен к полетам по медицинским показаниям, фактически осуществлял должностные обязанности пилота, а затем штурмана, - во время часов спорного по делу налета в составе экипажа воздушного судна.

Принимая во внимание положения п.п. “а” п. 1 указанных выше Правил о том, что исчисление 20 час. налета за 1 мес. выслуги не применяются при налете и работе, предусмотренных в п.п. “б” этого же пункта Правил, который установил специальное исчисление для должностей командно-летного состава, - суд полагает, что сроки выслуги для назначения ему пенсии надлежит исчислять в соответстствии с этим специальным исчислением, исходя из 12 часов налета в должности командно-летного состава – за 1 месяц выслуги, а так же порядка расчета установленного п. 2 этих же Правил путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях командно-летного состава на 12, а в годовом исчислении – путем деления числа полных месяцев выслуги на 12.

Исходя из вышеизложенного, учитывая, что Дубровин В.Н. имел на момент обращения к ответчику предусмотренный законом стаж для назначения досрочной пенсии по старости (3702:12:12=25,70), суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить, признать оспариваемые по делу решения ответчика незаконными и отменить, обязать ответчика назначить Дубровину досрочную страховую пенсию по старости.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.

Дубровин В.Н. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости 11.06.2015г., представил необходимые документы и имел на тот момент необходимый для этого стаж, следовательно, данная пенсия подлежит назначению с 11.06.2015г.

Довод ответчика о том, что спорный стаж по транспортному налету надлежит исчислять по п. «а» Правил, по делу ничем не подтвержден и является несостоятельным, как прямо противоречащий положению этого же пункта исключающего его применение при налете в должностях командно-летного состава, названные Правила не содержат признака такого признака налета авиационных работ для определения выслуги как транспортный.

Кроме того, на момент осуществления спорных работ, Воздушные кодексы СССР и РФ, нормативные акты, в том числе ведомственные акты - не содержали регулирования авиационных работ по признаку транспортного вида налета и работ по применению авиации в отраслях экономики, на которые разделил стаж Дубровина В.Н. ответчик. Классификация по видам авиационных работ, в том числе понятие как таковых транспортных авиационных работ, были введены в действие лишь с 01.01.2000г. приказом Федеральной Службы Воздушного Транспорта России от 09.12.1999г.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Дубровина В. Н. к Государственному Учреждению – отделению Пенсионного Фонда РФ в Динском районе Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и о назначении пенсии– удовлетворить.

Решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в <адрес> от 10.09.2915г., а так же от 24.04.2017г., в части отказа Дубровину В. Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости – признать незаконными и отменить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Динском районе назначить Дубровину В. Н. досрочную страховую пенсию по старости с 11.06.2015г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд Краснодарского края в течение месяца.

Председательствующий: