ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2264/2021 от 19.01.2022 Индустриального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-43/2022

УИД 22RS0065-02-2021-000222-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2022 года город Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Черновой Н.Н.,

при секретаре Рузановой Т.А.,

с участием истца ФИО1,

представителей ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ККУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" о защите трудовых прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (истец) обратился в Индустриальный районный суд г.Барнаула с иском к ККУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" (ответчик), в котором просит признать недействительными результаты специальной оценки условий труда и отчет о проведении специальной оценки условий труда, проведенной 17.09.2020 экспертом ФИО3 в части специальной оценки условий труда рабочего места спасателя ФИО1 в поисково-спасательном отряде ККУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае".

Требования мотивированы тем, что истец является сотрудником ККУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае", работает спасателем поисково-спасательного отряда. В сентябре 2020г. работодателем проведена специальная оценка условий труда, результаты которой, по мнению истца, являются неверными и нарушают его права как работника. Оценка условий труда проведена без уведомления сотрудников и с грубыми нарушениями. В карточке специальной оценки условий труда в строке 022 неверно указано используемое оборудование - 5 единиц автомобилей и 5 единиц другой техники, между тем, это не соответствует действительности, поскольку в распоряжении работников (спасателей) довольно большое количество снаряжения, оборудования и техники, которая имеет вибрацию, шумы, оказывающие негативное влияние на их здоровье. При проведении оценки это не было учтено и проанализировано, измерения по факту не производились. Не ясно, каким образом заполнялась строка 030 карточки, так при оценке химического фактора класс условий установлен как 2, однако, эффективность имеющихся средств индивидуальной защиты не оценивалась, как выявлялись и измерялись вредные факторы не известно. Спасатель в своей работе постоянно сталкивается с различными вредными техногенными, химическими, биологическими и другими вредными факторами, которые несут риск и представляют угрозу причинения вреда жизни и здоровью. Эксперт при проведении специальной оценки условий труда должен был оценивать эти факторы при непосредственном исполнении работниками своих трудовых обязанностей, то есть при проведении аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ, однако, этого сделано не было. Такие параметры как микроклимат, световая среда не оценивались вообще, вместе с тем, большая часть работ проводится на улице при любых погодных условиях, круглосуточно. Экспертом оценивалось рабочее место по <адрес> то есть в месте, где работники ожидают вызовы, готовят оборудование к работе, а также отдыхают между спасательными работами, при этом непосредственную трудовую функцию на этом месте работники не осуществляют. Таким образом, специальная оценка условий труда проведена формально, вследствие чего был установлен класс условий труда 3.1, из-за чего истцу теперь не положен ни дополнительный отпуск, ни сокращенная продолжительность рабочего времени, ни право на молоко, ни право на досрочное назначение страховой пенсии. Это значительно ухудшает его трудовые права. Ранее (2017г.) работодателем уже проводилась специальная оценка условий труда, не согласившись с результатами которой, истец обратился с жалобой в Государственную инспекцию труда в Алтайском крае. Жалоба была удовлетворена, результаты оценки признаны недействительными. Обжалуемые результаты проведения специальной оценки условий труда являются результатом повторной оценки, после указаний инспекции. Карточки специальной оценки условий труда 2017 и 2020г. мало чем отличаются по своему содержанию.

Определениями суда от 20.05.2021, 17.06.2021 занесенными в протоколы судебных заседаний, в порядке ст.43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «Центр содействия занятости и безопасности труда», Государственная инспекция труда в Алтайском крае, ГУ УПФ РФ в Алтайском крае.

Истец в судебном заседании исковые требования поддерживал, с заключением судебной экспертизы согласился, просил удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО2 поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились извещены надлежащим образом.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело при данной явке.

Выслушав позиции участников процесса, исследовав письменные материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований, исходя из следующего.

Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В силу абзаца 10 части 2 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить, в том числе, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" вступил в силу с 01 января 2014 года.

В соответствии с частью 1 статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Согласно части 4 статьи 3 вышеназванного Закона проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения специальной оценки условий труда государственных и муниципальных служащих отсутствуют.

В силу ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда возложена на работодателя, при том, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В соответствии ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В силу ч. 9-11 ст.12 указанного закона Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений. Решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 настоящей статьи, оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия этого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета о проведении специальной оценки условий труда. Работодатель в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения, указанного в части 9 настоящей статьи, направляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения копию протокола комиссии, содержащего это решение.

Истцом в исковом заявлении было указано, на то, что ранее (2017г.) работодателем уже проводилась специальная оценка условий труда, не согласившись с результатами которой, истец обратился с жалобой в Государственную инспекцию труда в Алтайском крае. Жалоба была удовлетворена, результаты оценки признаны недействительными. Обжалуемые результаты проведения специальной оценки условий труда являются результатом повторной оценки, после указаний инспекции. Карточки специальной оценки условий труда 2017 и 2020г. мало чем отличаются по своему содержанию.

Из представленных в материалы дела копий установлено, что специальная оценка условий труда в ККУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае проводилась в ООО «Центр содействия занятости и безопасности труда» в соответствии с государственным контрактом на оказание услуг по специальной оценке условий труда от 13.08.2020 ***.318631 (л.д. 117-123 Т.1).

Согласно утвержденному комиссией перечню специальная оценка условий труда проводилась на рабочих местах начальника поисково-спасательного подразделения и спасателя поисково-спасательного отряда ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае» (л.д. 165-166 Т.1). Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытания) и измерения, определен экспертом организации, проводившим специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, и утвержден комиссий по проведению специальной оценки условий труда. (л.д. 161-164 Т.1).

В соответствии с перечнем на рабочем месте проводилось исследование, измерение и оценка следующих производственных факторов: световая среда: протокол *** ОТ ДД.ММ.ГГГГ (л.д.132-133 Т. 1), химический фактор: протокол *** ОТ ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 136-167 Т.1), шум: протокол *** от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 138-139 Т.1), инфразвук: протокол *** от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 140-141 Т.1), вибрация: протокол *** от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 142-143 Т.1), тяжесть трудового процесса: протокол *** от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 134-135 Т.1).

Судом установлено, что замеры производственных факторов при проведении аварийно-спасательных работ, работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций не проводились, т.к. в данном случае может возникнуть угроза жизни и здоровью эксперта и замеры в таких условиях не проводятся. Комиссия по специальной оценке условий труда вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений. Такое решение оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия этого решения и является неотъемлемой частью отчета о проведении специальной оценки условий труда. Комиссией по специальной оценке условий труда ККУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» такое решение принято не было, в соответствии с этим оценка проводилась на общих основаниях. Такие факторы, как микроклимат, световая среда, эффективность средств индивидуальной защиты ООО «Центр содействия занятости и безопасности труда» по всем видам выполняемых работ не оценивались.

Согласно заключению экспертов Управления Алтайского края по труду и занятости населения, в ходе работы комиссии по проведению специальной оценки не были учтены правовой и организационный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников поисково-спасательного отряда, основанный на положениях ч. 9-11 ст. 12 Федерального закона № 426-ФЗ и разъяснениях Минтруда России (письмо от 08.06.2017 ***).

Вместе с тем, в нарушение ч.2. Ст. 12 Федерльного закона № 426-ФЗ формирование комиссией перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, проведено без учета предложений работников.

ФИО1, как член команды спасателей, на рабочих местах которых проведена специальная оценка условий труда, не был ознакомлен с её результатами.

Качество проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте спасателя поисково-спасательного отряда ККУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» не соответствует требованиям Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Эксперт указал, что специальная оценка условий труда на рабочих местах спасателей может проводиться в двух случаях: 1. Когда работники находятся в условиях постоянной готовности к действиям по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций по месту расположения поисково-спасательного отряда. 2. Когда спасатели находятся в экстремальных условиях, сопряженных с угрозой для жизни и здоровью.

Исследовав и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, в том числе, заключение эксперта, суд приходит к выводу: организации оказывающие услуги по специальной оценки условий труда, руководствуются положениями частей 9-11 ст. 12 Федерального закона № 426-ФЗ и соответствующими разъяснениями Минтруда России (письмо Минтруда России от 08.06.2017 № 15-1/ООГ-1593).

При этом суд исходит из того, что Комиссией по специальной оценке условий труда ККУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» специальная оценка условий труда спасателей в экстремальных ситуациях, сопряженных с угрозой для жизни и здоровью не была произведена, дополнительных решений принято не было, в соответствии с этим оценка проводилась на общих основаниях.

При установленных обстоятельствах и изложенных нормах права суд пришел к выводу Признать недействительными результаты специальной оценки условий труда, проведенной ООО "Центр содействия занятости и безопасности труда" от 17.09.2020 экспертом ФИО3, и отчет о проведении специальной оценки условий труда от 21.09.2020, в части специальной оценки условий труда рабочего места спасателя ФИО1 в поисково-спасательном отряде ККУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае".

Таким образом, требования истца суд удовлетворяет частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать недействительными результаты специальной оценки условий труда, проведенной ООО "Центр содействия занятости и безопасности труда" от 17.09.2020 экспертом ФИО3, и отчет о проведении специальной оценки условий труда от 21.09.2020, в части специальной оценки условий труда рабочего места спасателя ФИО1 в поисково-спасательном отряде ККУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае".

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда через Индустриальный районный суд г.Барнаула со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Н. Чернова

Решение суда в окончательной форме принято 26.01.2022 года.