РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тюменской области
Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры Тюменской области составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,
при секретаре Валиахметовой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело №2-2265/17 по исковому заявлению ФИО2 к ФИО10 об обязании присвоить звание «Ветеран труда», взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры с требованиями к ответчику об обязании присвоить звание «Ветеран труда», взыскании судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что истец награжден почетной грамотой Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, однако ответчиком отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Почетная грамота Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утв. постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 года № 103-п. Истец полагает, что в соответствии со статьей 7 ФЗ «О ветеранах» он является ветераном труда, поскольку имеет ведомственную награду и стаж, необходимый для назначении трудовой пенсии, в связи с чем просит обязать ответчика присвоить звание «Ветеран труда».
Истец, представитель ответчика, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились; истец просит о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд приступил к рассмотрению дела по существу спора в отсутствие сторон.
Исследовав и проанализировав письменные материалы дела в их совокупности, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Как усматривается из копии трудовой книжки № от ДД.ММ.ГГГГ, из справки с места работы от ДД.ММ.ГГГГ №№ трудовой стаж истца составляет <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ № истцу объявлена благодарность «За значительный вклад в развитие физической культуры и спорта, туризма и молодежной политики в Российской Федерации», что подтверждается копией приказа о награждении, копией почетной грамоты, записью в трудовой книжке.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком сообщено истцу об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Почетная грамота Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утв. постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 года № 103-п. 03.06.2016 года ответчиком отказано истцу в присвоении звания «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в связи с тем, что Почетная грамота Министерства здравоохранения РФ не является наградой либо почетным званием Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на ФИО1 в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской ФИО1 и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Согласно статье 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ, ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
За гражданами, которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 388-ФЗ).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах», в соответствии со статьей 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормы статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области.
Однако, по смыслу этой федеральной нормы, под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда» понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон № 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания «Ветеран труда», законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом № 5-ФЗ.
Статьей 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены три группы оснований признания гражданина ветераном труда:
1) соответствующее удостоверение, выданное и оформленное в установленном порядке;
2) награждение орденами или медалями, почетными званиями СССР или РФ, ведомственными знаками отличия в труде при трудовом стаже, необходимом для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
3) трудовая деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № (с изменениями).
Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.
Во исполнение приведенных требований федерального законодательства подпунктом 2 пунктом 2 статьи 3 Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в <адрес> - Югре» предусмотрено, что звание «Ветеран труда» присваивается лицам награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В целях реализации названного Закона Постановлением Правительства <адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий <адрес> - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда <адрес> - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда <адрес> - Югры» утверждены ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, ордена и медали Российской Федерации, почетные звания Российской Федерации, ведомственные медали, почетные звания, знаки отличия, нагрудные знаки, значки, почетные звания автономного округа.
Анализ приведенных норм закона свидетельствует о том, что ни федеральное законодательство, ни законодательство субъекта РФ не содержит определения понятия "ведомство" или "ведомственный знак отличия в труде".
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 408 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) было утверждено положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации", которое утратило свою силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 607, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - ДД.ММ.ГГГГ).
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 636 Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации преобразовано в Министерство спорта Российской Федерации.
Согласно Положению Министерство спорта РФ (Минспорт России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.
Минспорт России обладает полномочиями по представлению в установленном порядке работников Министерства, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере деятельности, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации.
Приказом Минспорта России от ДД.ММ.ГГГГ N 88 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О ведомственных наградах Министерства спорта Российской Федерации" учреждены ведомственные награды Министерства спорта Российской Федерации и утверждено положение о Благодарности Министра спорта Российской Федерации (Приложение N 7).
Согласно Положению о Благодарности Министра спорта Российской Федерации Благодарность объявляется гражданам и коллективам организаций Российской Федерации независимо от форм собственности, внесшим существенный вклад в развитие отрасли, за эффективную гражданскую службу, благотворительную и спонсорскую деятельность, а также работникам Министерства и иным лицам за выполнение заданий особой важности и сложности, в связи с государственными, профессиональными праздниками, знаменательными или персональными датами.
С ходатайством об объявлении Благодарности могут обращаться органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации при согласовании с главами администраций субъектов Российской Федерации, организации независимо от форм собственности, отраслевые союзы и общественные объединения, а также руководители структурных подразделений Министерства и руководители подведомственных Министерству организаций.
Награждение Благодарностью осуществляется в соответствии с Порядком награждения ведомственными наградами Министерства спорта Российской Федерации. Вручение Благодарности производится в торжественной обстановке, как правило, по месту работы награждаемого. В трудовую книжку награжденного вносится запись о поощрении его Благодарностью.
Таким образом, под "ведомственными знаками отличия в труде" понимались знаки, выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органами государственной власти Российской Федерации; уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций (пп. 1 п. 3 ст. 3 Закона). Тем самым закон конкретизировал понятие "ведомство", прямо указывая на то, что ведомством являются государственные органы власти.
Закон <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в <адрес> - Югре» не изменил основания и порядок присвоения звания "Ветеран труда", предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" от ДД.ММ.ГГГГ N 5 - ФЗ.
Установленный постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ N 103-п порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», исключающий награждение граждан Почетными грамотами тех или иных ведомств ставит граждан, которые такими грамотами были награждены ранее, в неравное, более невыгодное, положение по сравнению с гражданами, обращающимися в целях присвоения звания "Ветеран труда" в настоящее время.
Исходя из положений части 1 статьи 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, а также положений части 2 статьи 55 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное "ограничительное" толкование норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О ветеранах", закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в <адрес> - Югре», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.
При установленных обстоятельствах, объявление благодарности Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ «За значительный вклад в развитие физической культуры и спорта, туризма и молодежной политики » Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации относится к ведомственным знакам отличия в труде, а потому при наличии у истца трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, решение Департамента социального развития ХМАО-Югры об отказе в присвоении ей звания "Ветеран труда" является незаконным. Нарушенное право подлежит восстановлению путем признания за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложения обязанности на ответчика в присвоении звания «Ветеран труда».
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Оплаченная истцом государственная пошлина подлежит возмещению ответчиком в размере <данные изъяты>.
Согласно ст.100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В обоснование требования о взыскании расходов на оплату юридических услуг истцом предоставлена квитанция к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. об оплате оказанной адвокатом ФИО5 адвокатского кабинета «ФИО5» юридической помощи в виде устной консультации, изучения документов и составления искового заявления сумму <данные изъяты>
Принимая во внимание, что истец не обладает познаниями в области юриспруденции, степень сложности рассматриваемого дела, отсутствие ходатайства со стороны ответчика, суд с учетом принципов разумности и справедливости считает необходимым взыскать понесенные истцом судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое требование ФИО2 к ФИО11 удовлетворить.
Обязать ФИО12 присвоить ФИО3 звание «Ветерана труда».
Взыскать с ФИО13 пользу ФИО2 судебные расходы по оплате юридических услуг в размере <данные изъяты>, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в течение месяца в суд Ханты-Мансийского автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.А. Литвинова