Дело № 2-2265/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красноармейский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Гордеевой Ж.А.,
при секретаре Хомутове В.В., с участием истца в лице помощника Волгоградского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Стародубова В.О., представителей ответчика ФБУ «Администрация «Волго-Дон» по доверенности от 14.01.2021г. ФИО1, третьего лица ФГУП «УВО Минтранса России» по доверенности от 20.11.2020г. ФИО2,
25 августа 2021года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Волгоградского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, в интересах Российской Федерации и в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» об обязании обеспечить охрану объектов,
Установил:
Заместитель Волгоградского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, действуя в интересах Российской Федерации и в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей», в котором просит возложить на ответчика обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану объектов, находящихся в оперативном управлении и включенных в Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «Управление ведомственной охраны министерства транспорта РФ», утвержденный ДД.ММ.ГГГГ. приказом Минтранса России №, ведомственной охраной.
В обоснование исковых требований указано, что в оперативном управлении ответчика находятся судоходные гидротехнические сооружения, являющиеся федеральной собственностью: Цимлянский гидроузел, ФИО3 гидроузел, Николаевский гидроузел, Административное здание ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей», Волгоградский гидроузел, Гидроузел №, Гидроузел №, Гидроузел №, Гидроузел №, Гидроузел №, Гидроузел №, Гидроузел №, Гидроузел №, Гидроузел №, Водораздельный гидроузел, ФИО4 гидроузел, Мариновский гидроузел №, Мариновский гидроузел №, Ильевский гидроузел, ФИО5 шлюз.
В соответствии с требованиями ст. 12 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, п. 2 Положения об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.11.2005г. №, круглосуточной охране подлежат судоходные гидротехнические сооружения, в том числе шлюзы и судоподъемники, и средства навигационного оборудования, включенные в перечень, утверждаемый Министерством транспорта РФ по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии РФ и Федеральной службой безопасности РФ, а также предназначенные для обеспечения функционирования судоходных гидротехнических сооружений материальные ценности, находящиеся на охраняемых объектах.
Такой перечень утвержден приказом Минтранса России от 12.12.2006г. №.
Вышеназванные судоходные гидротехнические сооружения не охраняются в соответствии с указанными требованиями.
Заключенные договоры между ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» и ООО «Формула безопасности» на оказание услуг по защите объектов от актов незаконного вмешательства не обеспечивают соблюдение законодательства об охране судоходных гидротехнических сооружений.
В связи с чем, просит возложить на ответчика обязанность обеспечить охрану объектов ведомственной охраной.
К участию по делу привлечены третьими лицами ООО «Формула безопасности транспорта», ООО «Агентство транспортной безопасности», Федеральное агентство морского и речного транспорта.
В судебном заседании истец в лице помощника Волгоградского транспортного прокурора Стародубова В.О. настаивал на удовлетворении заявленных требований по изложенным в исковом заявлении доводам.
Представитель ответчика ФБУ «Администрация «Волго-Дон» по доверенности ФИО1 в судебное заседание явился, высказал возражение относительно заявленных требований, просил отказать в удовлетворении за их необоснованностью, указывая, что по договорам, заключенным с ООО «Формула безопасности» в 2018г., истек срок действия. ДД.ММ.ГГГГ. ФБУ «Администрация Волго-Дон» заключены договоры с ООО «Формула безопасности», ООО «Агентство транспортной безопасности» на защиту своих объектов транспортной инфраструктуры, как с победителями торгов. Указанные организации осуществляют весь комплекс мероприятий, предусмотренный Законом «О транспортной безопасности», необходимость в дополнительных услугах со стороны ФГУП «УВО Минтранса России» отсутствует.
Представитель третьего лица ФГУП «УВО Минтранса России» по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что следует разграничивать охранные услуги и услуги по обеспечению транспортной безопасности. ООО «Формула безопасности транспорта» не может в полном объеме оказывать охранные услуги на объектах транспортной инфраструктуры ФБУ «Администрация Волго-Дон».
Третьи лица ООО «Формула безопасности транспорта», ООО «Агентство транспортной безопасности», Федеральное агентство морского и речного транспорта, будучи извещенными, участия в судебном заседании не принимали, своего отношения к иску в суд не представили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив их доводы и возражения, изучив представленные в судебное заседание письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Как судом установлено и следует из материалов дела, в оперативном управлении ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» находятся судоходные гидротехнические сооружения, являющиеся федеральной собственностью: Цимлянский гидроузел, ФИО3 гидроузел, Николаевский гидроузел, Административное здание ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей», Волгоградский гидроузел, Гидроузел №, Гидроузел №, Гидроузел №, Гидроузел №, Гидроузел №, Гидроузел №, Гидроузел №, Гидроузел №, Гидроузел №, Водораздельный гидроузел, ФИО4 гидроузел, Мариновский гидроузел №, Мариновский гидроузел №, Ильевский гидроузел, ФИО5 шлюз.
Между ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» и ООО «Формула безопасности транспорта» заключены ДД.ММ.ГГГГ. контракты №-к, ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по защите объектов от актов незаконного вмешательства (обеспечение транспортной безопасности».
Договоры заключены сроком на 1 год и прекратили свое действие в декабре 2019 года.
28.10.2019г. ФБУ «Администрация Волго-Дон» опубликовало в Единой информационной системе в сфере закупок извещения о проведении электронных аукционов на заключение договоров по защите объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в оперативном ведении ФБУ «Администрация Волго-Дон», от актов незаконного вмешательства.
Победителями указанных аукционов стали аккредитованные Федеральным агентством морского и речного транспорта в качестве подразделения транспортной безопасности ООО «Формула безопасности транспорта» и ООО «Агентство транспортной безопасности», с которыми были заключены договоры с периодом оказания услуг с ДД.ММ.ГГГГ.
ООО «Формула безопасности транспорта», ООО «Агентство транспортной безопасности» являются организациями аккредитованной Федеральным агентством морского и речного транспорта в качестве подразделения транспортной безопасности для защиты судоходных гидротехнических сооружений.
Обращаясь с настоящими требованиями, истец указывает на то, что вышеназванные объекты транспортной инфраструктуры, находящееся в оперативном управлении у ответчика, должны находиться под охраной ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ», так как заключенные с ООО «Формула безопасности транспорта» договоры на оказание услуг по защите объектов от актов незаконного вмешательства не обеспечивают соблюдение законодательства об охране судоходных гидротехнических сооружений.
Проверяя обоснованность указанных требований, судом установлено, что ФБУ «Администрация «Волго-Дон» относится к субъектам транспортной инфраструктуры, принадлежащие учреждению объекты транспортной инфраструктуры включены в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее – Федеральный закон № 77-ФЗ) ведомственная охрана – совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.
Согласно статье 5 Федерального закона № 77-ФЗ имеющие право на создание государственной ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации. Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, утвержден постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации ведомственной охраны» (далее – Постановление №).
Минтранс России включен в указанный перечень.
Статья 8 Федерального закона № 77-ФЗ устанавливает, что ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов.
Таким образом, охраняемыми объектами ведомственной охраной могут быть объекты, соответствующие как одному, так и нескольким условиям (1 – являться государственной собственностью; 2 – находиться в сфере ведения соответствующего федерального государственного органа; 3 – соответствующие сразу двум критериям).
Предприятие в своей деятельности руководствуется нормами Федерального закона № 77-ФЗ, Положением о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.№, уставом ФГУП «УВО Минтранса России», утвержденного распоряжением Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № МС-6-р «Об утверждении устава федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (далее – устав).
Пунктом 2.1 устава определено, что предприятие создано в целях осуществления деятельности, предусмотренной Федеральным законом № 77-ФЗ по защите объектов, являющихся государственной собственностью.
Для достижения целей, указанных в пунктах 2.1 устава, предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
2.3.1. Обеспечение общественного порядка и безопасности на договорной основе в части:
2.3.1.1. Защита охраняемых объектов государственной и иных форм собственности, находящихся в сфере ведения Минтранса России, от противоправных посягательств, оказание услуг юридическим и физическим лицам по охране объектов.
2.3.1.2. Защита объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.
2.3.2. Обеспечение на охраняемых объектах пропускного режима, исключающего возможность бесконтрольного выхода (входа) лиц, выезда (въезда) транспортных средств, вноса (выноса) и ввоза (вывоза) имущества.
2.3.3. Обеспечение на охраняемых объектах внутриобъектового режима в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.3.4. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах и др.
Таким образом, предприятие, основываясь на положениях устава, наделено правоспособностью оказывать охранные услуги в отношении объектов, отнесенных к сфере ведения Минтранса России.
Исходя из правоспособности субъектов рынка охранных услуг (частная охрана, ведомственная охрана, государственная охрана, вневедомственная охрана и ФГУП «Охрана» Росгвардии), учитывая значимость объекта для государства, последствия при совершении в отношении него противоправных посягательств, а также полномочия (права и обязанности) работников охраны, законодателем разграничены субъекты охраны при осуществлении охраны соответствующих объектов.
Принимая во внимание нормы последнего абзаца статьи 8 Федерального закона № 77-ФЗ, перечень охраняемых объектов (с учетом указанного в статье 1 понятия сохраняемые объекты-здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее – имущество), подлежащие защите от противоправных посягательств) является перечнем объектов, подлежащих защите от противоправных посягательств, утверждается соответствующим федеральным государственным органом и рассматривается как перечень объектов, защита от противоправных посягательств которых должна обеспечиваться соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке.
При этом, если объекты включены в перечень, утвержденный соответствующим федеральным государственным органом, то охрана этих объектов должна обеспечиваться соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке, а возможность охраны этих объектов иными силами (субъектами охраны) исключается.
Таким образом, при внесении Минтрансом России объектов в Перечень № их охрана должна обеспечиваться ведомственной охраной Минтранса России – предприятием, в обязательном порядке.
Факт регистрации Перечня № в Минюсте ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с пунктом 12 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Разъяснения), свидетельствует о его общеобязательном применении, так как государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, являющиеся общеобязательным государственным предписанием постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение, а акты рекомендательного характера регистрации не подлежат.
Согласно Перечня № Цимлянский гидроузел, ФИО3 гидроузел, Николаевсий гидроузел, административное здание ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей», Волгоградский гидроузел, Гидроузел №, Гидроузел №, Гидроузел №, Гидроузел №, Гидроузел №, Гидроузел №, Гидроузел №, Гидроузел№, Гидроузел №, Водораздельный гидроузел, ФИО4 гидроузел, Мариновский гидроузел №, Мариновский гидроузел №, Ильевский гидроузел, ФИО5 шлюз, являясь объектами, имеющими особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения, подлежат обязательной государственной охране.
Таким образом, поскольку имущество относится к объектам, указанным в Перечне №, возможность его охраны иными силами (субъектами охраны) без привлечения ведомственной охраны исключается, а доводы стороны ответчика об обратном основаны на неправильном применении приведенных норм материального права.
Устанавливая основные начала гражданского законодательства, определяя правовое положение участников гражданского оборота, Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 421 закрепляет принцип свободы договора. Условия договора согласно указанной правовой норме определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Поскольку положениями вышеприведенных нормативных правовых актов определены условия, предусматривающие охрану имущества ведомственной охраной Минтранса России, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении.
Ссылки стороны ответчика на судебные постановления арбитражного суда по требованию о признании закупки и заключенных по ее результатам договоров недействительными является несостоятельной, изложенная в них правовая позиция о том, что ФБУ «Администрация Волго-Дон» вправе выбирать исполнителя услуг по охране имущества путем проведения конкурентных процедур, сформулирована по обстоятельствам, не являющимся тождественными настоящему спору и не имеет преюдициального характера.
В силу положений ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования городского округа город-герой Волгоград в размере 6 000 руб.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя Волгоградского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, в интересах Российской Федерации и в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» об обязании обеспечить охрану объектов, - удовлетворить.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану объектов, находящихся в оперативном управлении и включенных в Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «Управление ведомственной охраны министерства транспорта РФ», утвержденный ДД.ММ.ГГГГ. приказом Минтранса России №, ведомственной охраной.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» в доход муниципального образования городского округа город-герой Волгоград государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения.
Мотивированное решение составлено машинописным текстом с использованием технических средств 01.09.2021г.
Председательствующий: Ж.А.Гордеева