ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2266/10 от 29.04.2010 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29.04.2010 г Ленинский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Изосимова А.М.,

С участием помощника прокурора Советского района го Самары Минайленко О.В.

при секретаре Самодуровой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Куйбышевского района г. Самары в интересах А. А. О. к Департаменту управления имуществом городского округа Самары, о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Куйбышевского района г. Самары обратился в суд с иском в интересах А. А.О. к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении жилого помещения.

Исковые требования мотивирует тем, что Алексеев А.О.ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

Согласно распоряжению главы администрации Советского района г. Самары от 30.03.2000г. А. находился на воспитании в семейной группе Алексеевой Е.В. по договору от 24.04.2000г , по дополнительному соглашению договор был продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Жилое помещение за А.м А.О. не закреплялось, жилого помещения для проживания он не имеет.

Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара -р от 02.02.09г. утвержден список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по городскому округу Самара на 2009г. В данном списке по состоянию на 2010 год, Алексеев А.О. значится под номером 259

До настоящего времени органами местного самоуправления городского округа Самара жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке А. А.О. не предоставлено, чем нарушаются его права.

На основании изложенного, прокурор <адрес> го Самары просил обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить А. А.О. жилое помещение в черте городского округа Самара не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В дальнейшем прокурор <адрес> го Самары уточнил требования, согласно которым просил обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить А. А.О. социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения, признать соответчиком <адрес> и обязать Правительство Самарской Области выделить денежные средства в необходимом объеме для предоставления социальной выплаты.

Помощник прокурора <адрес>, Минайленко О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании А. О.О. поддержал заявленные прокурором требования, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о Самары Рузанова О.В., представитель третьего лица <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд с учетом мнения участников по делу считал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что А. А.О.. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

Согласно распоряжению главы администрации <адрес> от 30.03.2000г. А. находился на воспитании в семейной группе Алексеевой Е.В. по договору от 24.04.2000г , по дополнительному соглашению договор был продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Жилое помещение за А.м А.О. не закреплялось, жилого помещения для проживания он не имеет.

Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара -р от 02.02.09г. утвержден список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по городскому округу Самара на 2009г. В данном списке по состоянию на 2010 год, А. А.О. значится под номером

До настоящего времени органами местного самоуправления городского округа Самара жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке А. А.О. не предоставлено, чем нарушаются его права.

Кроме того, согласно ответа ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» А. А.О. строений и жилья на территории го Самары и <адрес> не имеет, права на приватизацию не использовала.

На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных, учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

На основании п. 3 статьи 52 Жилищного кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законом Самарской области от 05.03.05 г. №77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органам местного самоуправления городского округа Самара преданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства).

Согласно ст. 5 Закона Самарской области 07.07.2005г. № 152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством самарской области.

В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.08 № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанного Порядка учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.

Согласно ст. 5,6,8 Закона № 77-ГД Органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения им данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии со ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самары.

Согласно ст. 8 Закона № 159 ФЗ дополнительные гарантии детей сирот на жилое помещение устанавливаются субъектом РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Составление проекта областного бюджета организация его исполнения, а также утверждение и доведение до главных распорядителей средств областного бюджета предельных объемов финансирования являются полномочиями министерства управления финансов <адрес>, которое также является главным финансовым органом <адрес> согласно Положения о министерстве управления финансами <адрес> утвержденном Постановлением <адрес> от 21.11.08г. Согласно указанного положения Министерство выступает от имени казны <адрес> в отношениях с органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Согласно <адрес> ГД « Об областном бюджете на 2009г. г. на плановый период 2010 и 2011 г.» и сведений, представленных ответчиками на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениям: рассматриваемой категории лиц по муниципальным образованиям и городским округам выделена субвенция 82919600 руб. - объем которой определяется исходя из общего размера средств по установленной Законом ГД методике.

Согласно Определения Верховного суда РФ -Г08-27 от ДД.ММ.ГГГГ по предоставлению прокурора <адрес> указывающем на то, что размер бюджетных средств недостаточен и не позволит обеспечить жильем всех нуждающихся граждан, что ведет к нарушению их прав, в соответствии с принципами бюджетного права субъект РФ самостоятельно осуществляет принадлежащие ему бюджетные полномочия.

Ст. <адрес> от 29.11.2007г -ГД «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (с последующими изменениями) утверждено распределение на 2008 год субвенций, формируемых за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, по каждому городскому округу, муниципальному району и в виду указанных субвенций согласно приложению к настоящему Закону.

В таблице приложения к названному закону <адрес> предусмотрены субвенции на исполнение государствнных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях оциального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семецного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российчской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и определен их размер – 207300 тыс.рублей.

В соответствии с принципами бюджетного права субъект РФ самостоятельно осуществляет принадлежащие ему бюджетные полномочия.

На основании изложенного суд полагает в удовлетворении требований истца в части признания соответчиком <адрес> и обязании Правительство Самарской Области выделить денежные средства в необходимом объеме для предоставления социальной выплаты, отказать

Таким образом, Департамент Управления имуществом и Министерство экономического развития осуществляют свои полномочия в рамках выделенных средств в соответствии с <адрес> о бюджете на 2009г, 2010 г..

Согласно Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, разработанным в соответствии с <адрес>-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей сирот.. .» и ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан.. .» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использовании я отдельного муниципального образования <адрес> детям-сиротам может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Департамент управления имуществом
городского округа Самары наделенный полномочиями в области управления и
распоряжения муниципальным имуществом, исполняя государственные полномочия,
обязан осуществить предоставление А. А. О. социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения за счет финансовых средств (субвенций) на осуществление подобных полномочий из средств областного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования <адрес> г.о. Самары в интересах А. А. О. удовлетворить частично.

Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самары предоставить А. А. О. социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Самары со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) А.М. Изосимов