дело № 2-2266/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Донсковой М.А.
при секретаре Тома О.В.,
с участием: представителя административного истца Зульфугарова В.М.- Ткаченко О.А.,
заинтересованного лица Горбунова В.Г.,
старшего помощника прокурора г. Волгодонска Ростовской области Турченко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зульфугаров В.М. о признании недействительными ведомости проверки подписных листов, итогового протокола проверки подписных листов, признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии г. Волгодонска от 02.08.2020 №183-3 «О регистрации кандидата в депутаты Волгодонской городской Думы седьмого созыва Горубнов В,Г. по одномандатному избирательному округу №17»,
УСТАНОВИЛ:
Зульфугаров В.М. обратился в суд с административным иском о признании недействительными ведомости проверки подписных листов, итогового протокола проверки подписных листов, признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии г. Волгодонска от 02.08.2020 №183-3 «О регистрации кандидата в депутаты Волгодонской городской Думы седьмого созыва Горубнов В,Г. по одномандатному избирательному округу №17».
В обоснование заявленных требований указал, что решением Волгодонской городской Думы №35 от 23.06.2020 «О назначении выборов депутатов Волгодонской городской Думы седьмого созыва» были назначены выборы депутатов Волгодонской городской Думы седьмого созыва на 13 сентября 2020 года, что опубликовано в газете «Волгодонская правда» от 27.06.2020 №25(14396-14399).
Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Волгодонска от 02.08.2020, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №17 «О регистрации кандидатом в депутаты Волгодонской городской Думы седьмого созыва Горбунова В.Г. по одномандатному избирательному округу №17» Горбунов В.Г. был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Волгодонской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Волгодонска от 07.08.2020, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №17 « О регистрации кандидатом в депутаты Волгодонской городской Думы седьмого созыва Зульфугарова В.М. по одномандатному избирательному округу №17» Зульфугаров В.М. был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Волгодонской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17.
Административный истец полагает Постановление Территориальной избирательной комиссии г. Волгодонска №183-3от 02.08.2020 «О регистрации кандидатом в депутаты Волгодонской городской Думы седьмого созыва Горбунова В.Г. по одномандатному избирательному округу №17» незаконным, поскольку кандидатом Горбуновым В.Г. в Территориальную избирательную комиссию г. Волгодонска (далее по тексту ТИК г. Волгодонска) представлены документы, с нарушением действующего законодательства.
Так, кандидат Горбунов В.Г., в нарушение положений ст.21, ст.30 Областного закона от 12.05.2016 №525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области, ст.33, ст.58 Федерального закона №67-ФЗ, представил в ТИК г. Волгодонска заявление о согласии баллотироваться, не указав в нем своего гражданства, неверно указал наименование образовательного учреждения, которое он закончил. Наименование образовательного учреждения, содержащееся в заявлении, не соответствует наименованию данного образовательного учреждения, содержащемуся в представленной им же ксерокопии диплома о высшем образовании. Кроме того, представленные кандидатом Горбуновым В.Г. для регистрации иные документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, а так же первый финансовый отчет, были оформлены с нарушением закона, так как содержали недостоверные сведения об адресе местонахождения кредитной организации, в которой он открыл свой специальный избирательный счет.
Так же кандидат Горбунов В.Г., в нарушение положений ч.2 ст. 33 Федерального закона №67-ФЗ не предоставил в ТИК г. Волгодонска заверенную копию справки с места работы, письменное уведомление об открытии избирательного счета по форме Приложения №3 Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших муниципальные списки кандидатов, о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области.
Таким образом, с нарушением закона были оформлены имеющиеся в распоряжении ТИК г. Волгодонска за день до принятия обжалуемого решения: заявление о согласии баллотироваться кандидата Горбунова В.Г., первый финансовый отчет кандидата Горбунова В.Г., учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата Горбунова В.Г.
Так же административный истец в качестве обоснования незаконности обжалуемого решения ТИК г. Волгодонска ссылается на не предоставление кандидатом Горбуновым В.Г. действительных подписей избирателей, необходимых для его регистрации.
Так, в соответствии с постановлением ТИК г. Волгодонска от 29.06.2020 №156-4, предельное количество подписей избирателей, предоставляемых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному округу №17- тридцать одна, а количество подписей, необходимое для регистрации -27.
Согласно сведениям, содержащимся в протоколе об итогах сбора подписей, кандидат Горбунов В.Г. представил в ТИК г. Волгодонска 31 подпись избирателей, при этом, некоторые из них имели специально оговоренные исправления «исправленному верить». Административный истец полагает, что семь из указанных выше подписей являлись недействительными в силу того, что в соответствующих столбцах подписного листа отсутствовали сведения об избирателях, которые необходимо было указать в соответствии с законом, а именно: сведения о годе рождения избирателя, адресе места жительства, серии и номере паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Так, в подписном листе №1 в строке 2 и 3, в подписном листе №4 в строке 1, в подписном листе №6 в строке 3, в подписном листе №7 в строке 1, в подписном листе №9 в строке 1, в подписном листе №10 в строке 3 отсутствуют сведения о годе рождения избирателя, адрес места жительства, серии и номере паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Все эти подписи зачеркнуты, но их исключение, в нарушение положений п.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, никак не оговорено.
Имеющаяся в каждом подписном листе надпись «исправленному верить» с датой внесения данных исправлений подтверждает, что Горбунов В.Г. вносил в сведения о семи избирателях соответствующие исправления, но не исключил их. Таким образом, семь подписей из 31 подписи избирателей, представленных кандидатом Горбуновым В.Г. для проверки, являлись недействительными в силу п.п. «г» п.6.4 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ, а оставшихся 24 подписей избирателей было недостаточно для принятия ТИК г. Волгодонска о регистрации Горбунова В.Г. кандидатом в депутаты Волгодонской городской Думы.
В связи с изложенным, административный истец полагает итоговый протокол Рабочей группы по проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата Горбунова В.Г. по одномандатному избирательному округу №17», а так же Ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата Горбунова В.Г. по одномандатному избирательному округу №17 на выборах депутатов Волгодонской городской Думы седьмого созыва, недействительными, так как содержат ошибочные сведения относительно качества представленных на проверку подписей избирателей. Кроме того административный истец считает, что все подписи избирателей должны были быть признаны комиссией недействительными в связи с тем, что подписной лист был оформлен с нарушением закона. Так же, кандидат Горбунов В.Г., в нарушение положений п.8 ст. 37 Федерального закона №67-ФЗ, в подписных листах указал сокращенное наименование организации, где он работает- «МБОУ СШ №15», что, по мнению административного истца, препятствует однозначному восприятию избирателями сведений о месте работы кандидата Горбунова В.Г., в этой связи все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах Горбунова В.Г. должны были быть признаны недействительными в силу прямого указания закона—п.п. «и» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ.
Административный истец полагает, что все вышеуказанные нарушения избирательного законодательства, допущенные кандидатом Горбуновым В.Г., в силу требований п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ и ч.2 ст. 33 Областного закона №525 -ЗС, являлись достаточным основанием для принятия решения ТИК г. Волгодонска решения об отказе ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты Волгодонской городской Думы седьмого созыва.
Избирательная комиссия нарушила гарантии равенства статусов кандидатов на выборах: Зульфугаров В.М. был зарегистрирован при отсутствующих нарушениях в его документах, а Горбунов В.Г. - при наличии указанных нарушений, и оказывается неправомерно допущенным к голосованию наравне с административным истцом, получает возможность победить на выборах по большинству набранных голосов избирателей. В этом заключается нарушение пассивного избирательного права административного истца.
На основании вышеизложенного, с учетом поступивших уточнений в окончательной редакции требований, административный истец просит суд признать недействительной Ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата Горбунова В.Г. по одномандатному избирательному округу №17 на выборах депутатов Волгодонской городской Думы седьмого созыва. Признать недействительным итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата Горбунова В.Г. по одномандатному избирательному округу №17. Отменить постановление Территориальной избирательной комиссии г. Волгодонска от 02.08.2020 №183-3 «О регистрации кандидата в депутаты Волгодонской городской Думы седьмого созыва Горубнов В,Г. по одномандатному избирательному округу №17».
В судебное заседание административный истец, надлежащим образом извещенный судом о месте и времени рассмотрения дела, не явился, обеспечил явку своего представителя Ткаченко О.А, которая поддержала заявленные требования в полном объеме.
Административный ответчик по делу- Территориальная избирательная комиссия г. Волгодонска надлежащим образом извещена судом о месте и времени рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. Согласно поступившему ходатайству, возражают против удовлетворения заявленных требований и ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Как следует из письменного возражения на административное исковое заявление позиция административного ответчика сводится к следующему. В заявлении о согласии баллотироваться, которое было представлено в ТИК г. Волгодонска указано: «гражданство-РФ». «РФ» является общепринятым сокращением Российской Федерации, следовательно, на основании указанного заявления, подлинника паспорта гражданина Российской Федерации, который представляется для обозрения при приеме документов, копии паспорта гражданина Российской Федерации, Комиссия не выявила нарушений при оформлении заявления в части указания гражданство. Так же, административный ответчик полагает отсутствие нарушений п.2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч.3 ст.21 Областного закона от 12.05.2016 №525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области» при указании в заявлении кандидатом Горбуновым В.Г. сведения об учебном заведении, которое окончил- «ФГБОУ ВО «ВГСПУ», поскольку указанное является официальным сокращенным наименованием данной организации. Кроме того, вместе с заявлением была приложена копия диплома, подтверждающая указанные в заявлении сведения.
Заверенные кандидатом копии документов представляются для подтверждения сведений, указанных в заявлении. Подлинник справки указанные кандидатом сведения о месте работы подтвердил. Федеральным законом и Областным законом не предусмотрено представление Уведомления об открытии специального избирательного счета в качестве необходимого документа для выдвижения и регистрации кандидата. Нарушений в оформлении первого финансового отчета, учета поступления и расходования денежных средств и протокола об итогах сбора подписей Комиссией не выявлено. В результате проверки, согласно ведомостям проверки подписных листов и итоговому протоколу о результатах проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Горбунова В.Г. установлено, что из 31 подписей избирателей достоверными признаны 31 подпись. Недействительных и (или) недостоверных подписей, выявлено не было.
Заинтересованное лицо по делу- Горбунов В.Г. возражал в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражении на административное исковое заявление, дополнительно пояснил, что семь подписей избирателей, на которые ссылается административный истец в подписных листах были вычеркнуты им целой строкой и заверены надписью «исправленному верить», что свидетельствует об их исключении, в связи с чем ТИК г. Волгодонска были приняты для проверки 31 подпись избирателей, за исключением указанных выше 7 подписей, в связи с чем доводы стороны административного истца о наличии 24 подписей, после исключения семи, указанных выше, являются несостоятельными.
Суд, с учетом мнения явившихся сторон, счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца, представителя административного ответчика в порядке ч.3 ст. 234 КАС РФ.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, выслушав заключение старшего помощника прокурора г.Волгодонска Турченко М.А., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Порядок регистрации кандидатов в депутаты регламентирован Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также Областным законом Ростовской области от 12 мая 2016 года N 525-ЗС "О выборах и референдумах в Ростовской области".
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В силу части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом, решением Волгодонской городской Думы №35 от 23.06.2020 «О назначении выборов депутатов Волгодонской городской Думы седьмого созыва» были назначены выборы депутатов Волгодонской городской Думы седьмого созыва на 13 сентября 2020 года, что опубликовано в газете «Волгодонская правда» от 27.06.2020 №25(14396-14399).
Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Волгодонска от 02.08.2020, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №17 «О регистрации кандидатом в депутаты Волгодонской городской Думы седьмого созыва Горбунова В.Г. по одномандатному избирательному округу №17», Горбунов В.Г. был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Волгодонской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Волгодонска от 07.08.2020, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №17 « О регистрации кандидатом в депутаты Волгодонской городской Думы седьмого созыва Зульфугарова В.М. по одномандатному избирательному округу №17», Зульфугаров В.М. был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Волгодонской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17.
Согласно ч.1 ст.21 Областного закона Ростовской области от 12 мая 2016 года N 525-ЗС "О выборах и референдумах в Ростовской области", выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, соответствующая комиссия уведомляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Областным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Из письменных материалов дела следует, что 11.07.2020, Горбунов В.Г. обратился в ТИК г. Волгодонска с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Волгодонской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17
В указанном заявлении в графе «гражданство»- указано «РФ», в графе «профессиональное образование»- ФГБОУ ВО «ВГСПУ» г. Волгоград, 2017, диплом магистра с отличием 103424 2804065, дата выдачи 27.12.2017, в графе «основное место работы»- «МБОУ СШ №15 г. Волгодонска.
Административный истец ссылается на оформление указанного заявления с нарушением действующего законодательства, поскольку указание в сокращенной форме гражданства, учебного заведения, а так же организации, где работает, является недопустимым.
Между тем, «РФ» является общепринятым сокращением Российской Федерации и при предоставлении Горбуновым В.Г. подлинника паспорта гражданина Российской Федерации, который представляется для обозрения при приеме документов, копии паспорта гражданина Российской Федерации, у ТИК г. Волгодонска обоснованно не возникло сомнения относительно гражданства Горбунова В.Г., и как следствие не усмотрено нарушение в указанной части.
Указание Горбуновым В.Г. в заявлении в графе в графе «профессиональное образование»- ФГБОУ ВО «ВГСПУ» г. Волгоград, 2017, диплом магистра с отличием №, дата выдачи 27.12.2017, в графе «основное место работы»- «МБОУ СШ №15 г. Волгодонска, так же, по мнению суда, не является нарушением, поскольку учебное заведение, которое окончил Горбунов В.Г. указаны им в полном соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», где указано, что сокращенным наименованием учебного заведения является ФГБОУ ВО «ВГСПУ».
В графе же «основное место работы»- указано МБОУ СШ №15 г. Волгодонска, в соответствии с предусмотренным п.1.3 Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя школа №15 сокращенным наименованием школы, в связи с чем в указанной части нарушений судом, так же не усматривается.
Кроме того ни Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также Областным законом Ростовской области от 12 мая 2016 года N 525-ЗС "О выборах и референдумах в Ростовской области" не предусмотрен запрет на указание гражданства, учебного заведения, а так же места работы в сокращении.
Подпунктом 2 пункта 5 ст. 21 Областного закона Ростовской области от 12 мая 2016 года N 525-ЗС "О выборах и референдумах в Ростовской области" предусмотрено, что вместе с заявлением о согласии баллотироваться представляются: заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Административный истец ссылается на допущенное Горбуновым В.Г. нарушение в части предоставления оригинала справки с места работы, а не копии указанной справки.
Между тем, учитывая тот факт, что основной целью предоставления копии справки с места работы является необходимость подтвердить обоснованность указанных кандидатом в заявлении сведений о месте работы, предоставление в данном случае оригинала справки с места работы, вместо заверенной ее копии, по мнению суда, грубым нарушением являться не может.
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с указанным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Из содержания пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ следует, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 указанной выше статьи, представляются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
В соответствии с положениями ч.4 ст. 30 Областного закона Ростовской области от 12 мая 2016 года N 525-ЗС "О выборах и референдумах в Ростовской области", для регистрации кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат представляет в соответствующую окружную комиссию следующие документы:
(в ред. Областного закона РО от 03.11.2017 N 1213-ЗС)
Частью 9 ст. 30 Областного закона Ростовской области от 12 мая 2016 года N 525-ЗС, предусмотрено, что для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума должны быть представлены также иные документы, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а так же ч.2 ст. 45 Областного закона Ростовской области от 12 мая 2016 года N 525-ЗС, кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией (такая обязанность отсутствует при проведении выборов в органы местного самоуправления при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится), о чем уведомляют соответствующую избирательную комиссию.
Пунктом 11 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, перечисляются на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России.
Аналогичные положения закреплены в ч. 5 ст.52 Областного закона Ростовской области от 12 мая 2016 года N 525-ЗС.
Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших муниципальные списки кандидатов, при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области утвержден Постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 26.04.2017 №167-8 (далее по тексту Порядок).
Порядком предусмотрено предоставление уведомления о реквизитах специального избирательного счета (Приложение №1), сведений о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет (Приложение №2) и сведений о расходовании денежных средств из избирательного фонда (Приложение №3).
Постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 18.06.2020 №104-7 утверждена Инструкция о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших муниципальные списки кандидатов, о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области (далее по тексту Инструкция), приложением №3 которой так же предусмотрена форма уведомления кандидата об открытии избирательного счета, не значительно отличающаяся по форме и содержанию от Приложения №1 к указанному выше Порядку.
Из письменных материалов дела следует, что 14.07.2020, Горбуновым В.Г. в ТИК г. Волгодонска было представлено уведомление о реквизитах специального избирательного счета, по форме и содержанию, соответствующему Приложению №1 к Порядку открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших муниципальные списки кандидатов, при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области.
Административный истец ссылается на тот факт, что Горбунов В.Г. в нарушение требований избирательного законодательства, не представил к ТИК г. Волгодонска письменное уведомление об открытии специального избирательного счета по форме, предусмотренной Приложением №3 «Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов избирательных объединений, выдвинувших муниципальные списки кандидатов, о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих денежных средств при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области». В представленных им на регистрацию документах, а именно «учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата», а так же «первый финансовый отчет», оформлены с нарушением закона, т.к. содержат недостоверные сведения об адресе местонахождения кредитной организации, в которой он открыл свой специальный избирательный счет, в частности указан адрес: <адрес>, вместо адреса: <адрес>.
Между тем, при обозрении указанного выше уведомления установлено, что бланк уведомления выполнен в печатном виде, а Горбунов В.Г. в указанный бланк внес собственноручно только сведения о себе, о дате открытия и номере избирательного счета, дату подачи заявления. При этом адрес кредитной организации указан: <адрес>, то есть сведения об адресе кредитной организации внесены не самим Горбуновым В.Г., сознательно, в целях искажения сведений, а были внесены в печатном виде в бланк.
Горбунов В.Г. в судебном заседании пояснил, что указанный бланк ему предоставили в Территориальной избирательной комиссии, а он собственноручно внес только сведения о себе, о дате открытия и номере избирательного счета, дату подачи заявления и расписался.
Таким образом, сведения об адресе с допущенными неточностями внесены не самим Горбуновым В.Г., а содержались в бланке, выданном Горбунову В.Г., в ТИК г. Волгодонска.
Так же необходимо отметить, что обязательное предоставление указанного выше уведомления при регистрации кандидата не предусмотрено ни пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, ни ч.4 ст. 30 Областного закона Ростовской области от 12 мая 2016 года N 525-ЗС "О выборах и референдумах в Ростовской области".
Указание в «учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата», а так же «первом финансовом отчете» адреса кредитной организации с такой же неточностью, то есть вместо адреса: <адрес>, указано <адрес>, не является, по мнению суда, грубым нарушением, влекущим недействительность указанных документов.
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Поскольку обязанность по предоставлении в избирательную комиссию при регистрации указанного выше уведомления об открытии избирательного счета законом не предусмотрено, а полный перечень документов, предусмотренный законом, в том числе первый финансовый отчет Горбуновым В.Г. был предоставлен, оснований, предусмотренных п.п. "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ для отказа в регистрации кандидата Горбунова В.Г., у Территориальной избирательной комиссии, по указанному основанию не имелось.
Рассматривая доводы административного истца в части непредставления кандидатом Горбуновым В.Г. действительных подписей избирателей, необходимых для его регистрации, суд приходит к следующему.
Согласно статье 35.1 Федерального закона N 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на четыре подписи.
Согласно ст.22 Областного закона Ростовской области от 12 мая 2016 года N 525-ЗС "О выборах и референдумах в Ростовской области", самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом соответствующих комиссий с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Частями 8 и 13 ст.29 Областного закона Ростовской области от 12 мая 2016 года N 525-ЗС "О выборах и референдумах в Ростовской области"предусмотрено, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области, при выдвижении инициативы проведения областного референдума подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения муниципального списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума.
На выборах депутатов представительных органов муниципальных образований подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения муниципальных списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно ст.2 ст.22 Областного закона Ростовской области от 12 мая 2016 года N 525-ЗС "О выборах и референдумах в Ростовской области" на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме избирательных округов, но не менее 10 подписей.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Волгодонска Ростовской области №156-4 от 29.06.2020 определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному округу №17 составляет 27, предельное количество подписей- 31, количество подписей, подлежащих проверке-14, о чем Горбунову В.Г. было выдано извещение №4 от 11.07.2020.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" проверке и учету подлежат подписи избирателей, участников референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, проведения референдума, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу об итогах сбора подписей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17, 24 июля 2020 года Горбуновым В.Г. в ТИК г. Волгодонска представлено 10шт. подписных листов с 31 шт. подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения, из которых были проверены 14 подписей, среди которых недостоверных и (или) недействительных не установлено, что подтверждается ведомостями проверки подписных листов, итоговым протоколом рабочей группы проверки подписных листов от 3 августа 2018 года, постановлением рабочей группы по приему и проверке документов для регистрации кандидата Горбунова В.Г. от 30.07.2020.
Административный истец ссылается на не предоставление кандидатом Горбуновым В.Г. действительных подписей избирателей, необходимых для его регистрации, поскольку семь из представленных Горбуновым В.Г. 31 подписи имели исправления и заверены записью «исправленному верить». Административный истец полагает, что семь из указанных выше подписей являлись недействительными в силу того, что в соответствующих столбцах подписного листа отсутствовали сведения об избирателях, которые необходимо было указать в соответствии с законом, а именно: сведения о годе рождения избирателя, адресе места жительства, серии и номере паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Так, в подписном листе №1 в строке 2 и 3, в подписном листе №4 в строке 1, в подписном листе №6 в строке 3, в подписном листе №7 в строке 1, в подписном листе №9 в строке 1, в подписном листе №10 в строке 3 отсутствуют сведения о годе рождения избирателя, адрес места жительства, серии и номере паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Все эти подписи зачеркнуты, но их исключение, в нарушение положений п.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, никак не оговорено, в связи с чем семь подписей из 31 подписи избирателей, представленных кандидатом Горбуновым В.Г. для проверки, являлись недействительными в силу п.п. «г» п.6.4 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ, а оставшихся 24 подписей избирателей было недостаточно для принятия ТИК г. Волгодонска решения о регистрации Горбунова В.Г. кандидатом в депутаты Волгодонской городской Думы.
Между тем, из письменных материалов дела следует, что в подписных листах, представленных в ТИК г. Волгодонска Горбуновым В.Г. имеется 31 подпись избирателей и 7 подписей дополнительно (подписной лист №1 в строке 2 и 3, подписной лист №4 в строке 1, подписной лист №6 в строке 3, подписной лист №7 в строке 1, подписной лист №9 в строке 1, подписной лист №10 в строке 3), которые вычеркнуты, и указанные вычеркнутые строки заверены собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей с надписью «исправленному верить» то есть всего - 38.
Само по себе предоставление кандидатом в депутаты подписей избирателей в количестве, превышающем установленный максимальный предел, не влечет отказ в регистрации кандидата.
Однако, по смыслу приведенных выше федеральных и региональных норм, содержащих прямой запрет превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, избирательная комиссия в случае предоставления подписей в количестве сверх установленного предела не
вправе проверять подписи в количестве, превышающем допустимое максимальное количество подписей избирателей, которые вправе собрать кандидат.
В соответствии с пунктом 16 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат в депутаты обязан представить подписные листы в избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде, а также протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе, а в случае, предусмотренном законом, - и в машиночитаемом виде.
Таким образом, кандидат отвечает за выполнение требования о максимальном количестве предоставляемых подписей избирателей и в случае его нарушения вправе вычеркнуть любые лишние подписи, которые проверке и учету не подлежат, если это специально оговорено лицом, собирающим подписи избирателей, в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию (пункт 4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Из письменных материалов дела следует, что Горбуновым В.Г., в соответствие с требованиями пункт 4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и способом, указанном в данной норме, вычеркнуты 7 подписей: подписной лист №1 в строке 2 и 3, подписной лист №4 в строке 1, подписной лист №6 в строке 3, подписной лист №7 в строке 1, подписной лист №9 в строке 1, подписной лист №10 в строке 3, имеется запись «исправленному верить».
При этом, в указанные строки не просто внесены исправления, в части устранения неточностей либо исправления орфографических ошибок, а строки вычеркнуты полностью, что свидетельствует об их исключении данных подписей.
Ссылка административного истца на тот факт, что Горбунов В.Г. при внесении исправлений в подписных листах не написал, что указанные подписи именно «исключены», а указал «исправленному верить» является, по мнению суда несостоятельной, поскольку законодатель, указывая на необходимость специально оговорить исключение подписей, не указал каким именно способом, это необходимо сделать, в связи с чем надпись «исправленному верить», судом расценивается как надлежащее заверение в установленном порядке Горбуновым В.Г. исключенных им подписей, в связи с чем Территориальной избирательной комиссией обоснованно были приняты 31 подпись, за исключением 7 вычеркнутых, то есть исключенных из подписных листов Горбуновым В.Г.
При этом, указание в подписных листах место работы кандидата Горбунова В.Г. в сокращенной форме- «МБОУ СШ №15 г. Волгодонска», по мнению суда не является нарушением, поскольку наименование организации указано в соответствии с предусмотренным п.1.3 Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя школа №15 сокращенным наименованием школы.
Поскольку в подписных листах указана, в том числе должность, которую занимает Горбунов В.Г.- «учитель географии», доводы административного истца о том, что сокращенное наименование организации, где работает Горбунов В.Г.- «МБОУ СШ №15», препятствует однозначному восприятию избирателями сведений о месте работы кандидата Горбунова В.Г., являются надуманными и несостоятельными.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата ("в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований этого федерального закона, иного закона ("в.1"); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
В судебном заседании установлено, что перечень документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, кандидатом Горбуновым В.Г. предоставлены в полном объеме.
Поскольку кандидатом Горбуновым В.Г. в ТИК г. Волгодонска представлены 31 подпись избирателей (максимальное количество), из которых проверены 14 подписи, из которых недостоверных и (или) недействительных не установлено, то есть предоставлено достаточное количество достоверных подписей избирателей для регистрации кандидата, суд приходит к выводу о том, что ТИК г. Волгодонска обоснованно зарегистрировала в качестве кандидата в депутаты Волгодонской городской Думы седьмого созыва Горубнов В,Г. по одномандатному избирательному округу №17, в связи с чем правовые основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований отсутствуют.
руководствуясь ст.244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Зульфугаров В.М. о признании недействительными ведомости проверки подписных листов, итогового протокола проверки подписных листов, признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии г. Волгодонска от 02.08.2020 №183-3 «О регистрации кандидата в депутаты Волгодонской городской Думы седьмого созыва Горубнов В,Г. по одномандатному избирательному округу №17», оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Волгодонской районный суд в течение пяти дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме принято 14 августа 2020года.
Судья: подпись
дело № 2-2266/2020