ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2266/20 от 17.07.2020 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0001-01-2020-002884-75

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 июля 2020 года г. Ханты - Мансийск

Ханты – Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Вахрушева С.В.,

при секретаре Дрищевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2266/2020 по иску Петрова Александра Вячеславовича к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда»,

установил:

истец Петров Александр Вячеславович обратился в суд с иском к ответчику Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее по тексту Депсоцразвития ХМАО-Югры) о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда».

Исковые требования мотивированы тем, что истец Петров А.В., имея необходимый трудовой стаж, обратился в Депсоцразвития ХМАО-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда ХМАО-Югры». Депсоцразвития ХМАО-Югры в письме от 30.04.2020 года №15-Исх-6532 отказал истцу в присвоении звания, указав, что нагрудный значок «Отличник военного строительства» не является ведомственной наградой. На основании изложенного, истец просит суд: признать незаконным решение ответчика от 22.04.2020 года протокол №14 в отношении истца; признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения.

Истец Петров А.В., надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие (л.д.19).

Ответчик Депсоцразвития ХМАО-Югры, надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, участие своего представителя на рассмотрении дела не обеспечил, о причинах его неявки суд не известил, возражений на иск не представил.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.ч. 4, 5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истец Петров А.В. обратился в Депсоцразвития ХМАО-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда ХМАО - Югры».

Приказом командира военной части от ДД.ММ.ГГГГ года Петров А.В. награждён нагрудным значком «Отличник военного строительства».

Письмом 30.04.2020 года №15-Исх-6532 (протокол от 22.04.2020 года №14) Депсоцразвития ХМАО-Югры в присвоении истцу Петрову А.В. звания «Ветеран труда» отказано, поскольку вышеуказанная награда не является ведомственной наградой в соответствии с постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 года №103-п.

Не согласившись с данным решением, истец обратилась в суд.

Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями ФИО4 или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий ФИО4 или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Таким образом, федеральным законодателем определён круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Приведённая норма согласуется с положениями Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Закон «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания «Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учёт трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.

Между тем, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 года №103-п «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почётных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сужен перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», определив исчерпывающий перечень наград, почётных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как нагрудный значок «Отличник военного строительства».

В случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).

Таким образом, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несёт расходные обязательства по отношению к ветеранам труда.

Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.

Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.

Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 02.03.1994 года № 442.

Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учёту и ведомственные знаки отличия в труде.

Под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почётные знаки, нагрудные значки, медали, звания почётных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью.

Не рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде: награды, учрежденные организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, войсковыми частями, структурными подразделениями федеральных органов государственной власти, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных фестивалей народного творчества, ВДНХ, (ВСХВ), коммерческими структурами, свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ или о регистрации баз данных, дипломы, подтверждающие ученое звание или степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за победу или участие в спортивных и иных соревнованиях.

Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляли и осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.

Согласно Положению о нагрудном значке «Отличник военного строительства», утверждённому и введённому в действие приказом Министра обороны СССР от 21.05.1954 года № 76, и действовавшему на момент награждения истца, нагрудным значком «Отличник военного строительства» награждаются наиболее передовые военные строители, показавшие отличные результаты в работе: рабочие, солдаты, сержанты, офицеры, инженерно-технические работники и служащие строительных воинских частей (полков, батальонов и рот), строительных организаций и предприятий, военно-строительных управлений (отделов военных округов и центрального подчинения), а также главных, центральных военно-строительных управлений Министерства обороны

Награждение значком «Отличник военного строительства» производится за выполнение и перевыполнение производственных заданий на строительстве, выполняемом Министерством обороны, с высокими качественными показателями, а также: а) за достижения в скоростном строительстве; б) за выполнение строительства важнейших объектов по утвержденным графикам; в) за систематическое перевыполнение норм выработки; г) за высокое качество строительных работ и сданных объектов; д) за отличное овладение и внедрение новой техники и передового новаторского опыта в производство; е) за отличный уход за техникой и достижения в выполнении заданий по экономии стройматериалов, деталей, инструментов и других ресурсов; ж) за выполнение и перевыполнение заданий по снижению себестоимости строительства, стройматериалов и стройдеталей; з) за образцовое выполнение заданий по производственному использованию личного состава воинских частей; и) за активное участие в социалистическом соревновании, примерность в работе на строительстве, высокую дисциплинированность, активное участие в общественно-политической жизни подразделения.

Награждение значком «Отличник военного строительства» производится приказами командующего войсками военного округа, а по организациям центрального подчинения - начальником строительства и расквартирования войск Министерства обороны.

Одновременно с вручением значка награждённому вручается грамота и удостоверение на право ношения значка.

Награждённые значком «Отличник военного строительства» пользуются преимуществом:

а) при зачислении на сверхсрочную службу;

б) при назначении на высшую должность;

в) при предоставлении отпусков.

Суд приходит к выводу, что нагрудный знак «Отличник военного строительства» не может считаться ведомственным знаком отличия в труде, так как награждение им производилось приказами не ФИО3 обороны, а должностных лиц более низкого ранга.

Так, согласно Положению о нагрудном значке «Отличник военного строительства», утверждённому и введённому в действие приказом ФИО3 обороны ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, назначение указанным значком производилось приказами командующего войсками военного округа, а не приказами ФИО3 обороны.

Истец был награждён приказом командира военной части.

В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, истцом не было представлено доказательств того, что вручение ему нагрудного знака «Отличник военного строительства» производилось от имени ФИО3 обороны либо со ссылкой на решение ФИО3 обороны.

Учитывая, что истец не отвечает тем требованиям, с соблюдением которых закон связывает возможность присвоения гражданину звания «Ветеран труда», нагрудный значок «Отличник военного строительства» не подпадает под понятие ведомственных знаков отличия в труде, определённого в статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» и статье 2.1 Порядка присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда <адрес> – Югры» и выдачи удостоверений, утвержденного постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда <адрес> – Югры» и выдачи удостоверений», его исковые требования не подлежат удовлетворению.

Стороной истца доводов и доказательств отнесения вышеуказанных наград к числу ведомственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», «Ветеран труда <адрес> – Югры», вопреки определению суда о подготовки дела к судебному разбирательству и ст. 56 ГПК РФ не представлено (л.д.1).

С учётом всего изложенного ФИО2 обоснованно не принял в качестве ведомственной награду, на которую ссылался истец, и законно отказал ему в удовлетворении заявления о присвоении звания «Ветеран труда».

При таких обстоятельствах суд не видит оснований для удовлетворения иска и присуждении истцу судебных расходов согласно правилам ст.98 ГПК РФ.

решил:

отказать в удовлетворении иска Петрова Александра Вячеславовича к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме 24 июля 2020 года.

Председательствующий подпись С.В. Вахрушев