ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2266/20 от 23.07.2020 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

66RS0004-01-2020-001214-91

Дело № 2-2266/2020 (8)

Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2020 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

г. Екатеринбург <//>

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга <адрес> в составе:

председательствующего судьи Смышляевой О.И.,

при секретаре Суслове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпенкова А. А. к Публичному акционерному обществу «Т Плюс» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Карпенков А.А. обратился в суд с иском к ответчику ПАО «Т Плюс» с требованиями о возложении обязанности заключить прямой договор о предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению (теплоснабжению).

В обоснование иска указано на то, что истец является собственником <адрес> многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>. На общем собрании собственников помещений принято решение заключить собственниками помещений в МКД, прямых договоров горячего водоснабжения, отопления с ресурсоснабжающей организацией, - ПАО «Т Плюс» с <//> – протокол от <//><адрес> протокол был направлен истцом в адрес ответчика. Ответчик отказал истцу в заключении договора, ссылаясь на письмо Министерства Строительства и жилищно-коммунального хозяйства от <//> Считая такой отказ не основанным на законе, истец обратился в суд с настоящим иском.

В дополнениях на исковое заявление, предоставленных истцом в судебное заседание, указано на то, что отказ со стороны ПАО «Т Плюс» на заключение прямого договора теплоснабжения (письмо от <//>) является незаконным, носит неуважительный характер к решению общего собрания собственников, противоречит положениям действующего жилищного законодательства, поскольку право собственников помещений многоквартирного дома о заключении прямых договоров непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, прямо предусмотрено п. 4.4. ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации. В полном соответствии с действующим жилищным законодательством РФ (ст.ст. 44-48 ЖК РФ) было организовано и проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома по <адрес>, г. Екатеринбурга. Решение собственников на общем собрании было оформлено протоколом от <//> Несмотря на то, что для заключения прямых договоров в РСО - ПАО «Т Плюс» необходимо представить копию протокола общего собрания собственников (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ), истцом, как инициатором общего собрания, для подтверждения добросовестности действий, ответчику был представлен подлинник протокола общего собрания от <//> Отказ в заключении прямого договора ресурсоснабжения, в случае принятия такого решения на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, явно противоречит положениям жилищного законодательства, а именно ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации. Ответчик ПАО «Т Плюс» был вправе отсрочить исполнение решения общего собрания собственников (протокол от <//>) на срок не более, чем на три месяца, однако в настоящий момент ПАО «Т Плюс» грубо нарушает действующее законодательство, на протяжении девяти месяцев незаконно уклоняется от исполнения решения общего собрания собственников помещений МКД <адрес> (протокол от <//>) и нарушает требования ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ, чем злоупотребляет своим положением монополиста действуя некорректно и безответственно (не опасаясь ответственности за свои незаконные действия). Согласно положений ч.1 ст. 44 ЖК Российской Федерации и ч.5 ст. 46 ЖК Российской Федерации, если на общем собрании собственников в установленном законом порядке принято решение по утвержденной повестке дня, то такое решение носит обязательный характер для всех: для управляющей организации и для ресурсоснабжающей организации. Вопрос повестки дня общего собрания собственников помещений МКД по <адрес>, г. Екатеринбурга (протокол от <//>), было принято решение: «Заключить собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, действующими от своего имени, прямых договоров горячего водоснабжения, отопления с ресурсоснабжающей организацией - ПАО «Т Плюс» с <//> Внести изменений в договор управления МКД и исключить положения, касающиеся оказания коммунальных услуг собственникам помещений МКД, в том числе положения об оплате коммунальных услуг». В настоящее время решение общего собрания собственников помещений МКД <адрес>, г. Екатеринбурга, оформленное протоколом общего собрания от <//> в установленном законом порядке недействительным не признано, в судебном порядке не обжаловано, судебное решение о признании недействительным (ничтожным) решения общего собрания, отсутствует. Мотивы отказа ответчика ПАО «Т Плюс» в заключении прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией в письме от <//>, носят формальный характер, с попыткой создать видимость отсутствия технической возможности перехода на прямые договоры с собственниками помещений МКД по <адрес>, г. Екатеринбурга. В качестве обоснования отказа указана ссылка на письмо Минстроя России -ОГ/04 от <//>. Однако следует обратить внимание на иерархию нормативных актов в правовой системе Российской Федерации, где безусловным приоритетом обладают нормы Жилищного кодекса РФ по сравнению письмом Минстроя России. Письмо может носить исключительно рекомендательный или разъяснительный характер, без права комментирования нормы закона и не носит императивный характер, обязательного исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами РФ. В настоящее время дом по <адрес>, может отапливаться и быть обеспеченным ГВС по прямым договорам с собственниками, технические препятствия для этого отсутствуют. Настоящие причины отказа в заключении прямых договоров ресурсоснабжения со стороны ответчика - ПАО «Т Плюс» носят исключительно коммерческий интерес и нежелание заключать прямой договор с каждым собственником помещения МКД по <адрес>, г. Екатеринбурга, поскольку действующий порядок оказания коммунальных услуг и их оплаты, удобен и полностью устраивает ответчика. Это обусловлено тем, что не все собственники помещений МКД по <адрес>, г. Екатеринбурга полностью и своевременно оплачивают жилищные и коммунальные услуги. Так на <//> дебиторская задолженность жителей за содержание жилья и за коммунальные услуги составляет - 1 064 615 руб. Из них за коммунальные услуги отопление и горячее водоснабжение - долг 287 000 руб. Комиссия агента по приему платежей от собственников помещений МКД по <адрес>, за услуги горячее водоснабжение и отопление (поставщик ПАО «Т Плюс») - составляет 145 000 руб. Данная задолженность не позволяет управляющей организации своевременно и в полном объеме рассчитываться с поставщиками, в результате создается постоянная долговая «дельта», которая погашается из средств добросовестных собственников из статьи «содержание жилья», что само по себе является недопустимым и незаконным. При обращении ответчика - ПАО «Т Плюс» в Арбитражный суд <адрес> с иском к ООО «РЭД-Сервис» о взыскании задолженности за коммунальные услуги (отопление и ГВС), Арбитражным судом достаточно просто удовлетворяются исковые требования и потом судебные приставы подают исполнительные листы в банк, где открыт расчетный счет управляющей компании, что позволяет списать со счета все «коммунальные и не коммунальные деньги»; в результате из-за недобросовестных собственников, страдают другие добросовестные собственники и возникает ситуация постоянной нехватки денежных средств на «содержание жилья», поскольку например, по иску ПАО «Т Плюс» большая часть денег со счета были списаны по судебному решению. Такая ситуация полностью не устраивает большинство собственников МКД по <адрес>. В связи с чем было принято решение на общем собрании - заключить прямые договоры между собственниками и ресурсоснабжающей организацией, чтобы повысить степень ответственности всех собственников непосредственно перед поставщиком (РСО). Данное решение общего собрания принято специально, чтобы исключить несение дополнительных расходов из статьи «содержание жилья» на оплату услуг агента - 145000 руб., эти деньги необходимы на содержание общего имущества; исключить возможность ответчика ПАО «Т Плюс» снимать по судебному решению «свои и чужие деньги», тем самым уменьшать денежные средства по статье «содержание жилья», которые необходимы для содержания общего имущества собственников; прекратить практику использования управляющей компании ООО «РЭД-Сервис» в качестве своего бесплатного расчетно-кассового центра по начислению, сбору, взысканию и оплате денежных средств за коммунальный ресурс - отопление и горячее водоснабжение. Деньги за коммунальные ресурсы (отопление и ГВС) совершенно не нужны ни управляющей организации, ни собственникам, а выполнение работы по начислению, сбору, взысканию и оплате только отнимает время и деньги собственников, с чем собственники не согласились и приняли на общем собрании соответствующее решение. Такая практика «взаимодействия» между ответчиком и управляющей организацией нарушает права истца как собственника, поскольку из-за постоянной нехватки денежных средств может возникнуть угроза работоспособности инженерного оборудования, сетей и лифтового оборудования, а также систем пожарной безопасности, что непосредственно отражается на безопасном и комфортном проживании истца и других собственников, что предусмотрено в ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ. Такое решение общего собрания является справедливым, обоснованным и законным, по которому ответчику - ПАО «Т Плюс» необходимо самостоятельно и за свой счет проводить работу по начислению, изготовлению платежных документов, их доставку собственникам и взысканию с должников, по принципу - свои денежные средства собирайте и проводите в судах взыскательную работу (судебные приказы, иски, работа с приставами и т.п.) самостоятельно. По указанному решению общего собрания собственников (протокол от <//>) вопрос повестки дня было принято решение о заключении прямых договоров с ЕМУП «Спецавтобаза» и никаких проблем с реализацией этого решения общего собрания собственников не было. В результате все собственники, в том числе истец, получают отдельные квитанции за вывоз мусора (ТКО).

В судебном заседании истец и его представитель Кочева С.А., действующая на основании доверенности, поддержали, просили иск удовлетворить, поддержав доводы искового заявления и дополнения к исковому заявлению.

Представитель ответчика Курочкина Т.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, поддержав доводы возражений на исковое заявление и дополнения к нему. Согласно которым, многоквартирный дом по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> технологически не присоединен к централизованной системе горячего водоснабжения, а оснащен оборудованием для нагрева воды (бойлер) путем использования тепла, поставляемого ПАО «Т Плюс». То есть дом имеет свой индивидуальный тепловой пункт, осуществляющий подготовку теплоносителя (воды) для отопления жилого дома по независимой схеме, а также приготовление горячей воды по закрытой схеме. При этом бойлер самостоятельно тепловую энергию не производит, поступающая в бойлер для подогрева вода греется с помощью змеевика (трубопровода), в котором протекает подаваемый Ответчиком теплоноситель (горячая вода). То есть, протекающая по закрытой системе горячая вода отдает тепловую энергию на нагрев воды в бойлере. При этом коммунальная услуга горячего водоснабжения представляет собой в спорном доме потребление воды из бойлера. Объем же поставленного Ответчиком в закрытой системе теплоносителя (воды) при технически исправной подаче не убывает, но потребляется тепловая энергия, доставленная водой как теплоносителем. При таких обстоятельствах эксплуатирующая организация дома - ООО «РЭД-Сервис» оказывает владельцам помещений в МКД коммунальную услугу ГВС самостоятельно, используя для этого как общее имущество МКД, так и подаваемый ему Ответчиком ресурс - тепловую энергию. В данном случае коммунальная услуга (изготовление горячей воды) оказывается третьим лицом, получающим два коммунальных ресурса от разных организаций (ответчика и организации ВКХ). В указанном случае, РСО предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства коммунальной услуги, а сама такую услугу не производит. Правовое регулирование такой ситуации дано в пункте 54 Правил . Разъясняя порядок применения указанного пункта Верховный Суд Российской Федерации в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от <//> по делу -ЭС19- 1381, А41-32043/2018 указал, что вслучае, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной воды), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды. В связи с тем, что применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV Приложения к Правилам . Согласно содержанию которого при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть - на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Таким образом, если ресурсоснабжающая организация взыскивает плату только за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 Приложения к Правилам ) либо только за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1 Приложения к Правилам ), соответствующие объемы тепловой энергии подлежат отдельному определению. Указанное свидетельствует об ошибочности доводов Истца о том, что тепловая энергия, потребляемая на нагрев воды должна приобретаться по прямым договорам теплоснабжения, заключаемых РСО с собственниками помещений многоквартирного дома. В такой ситуации исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению является ООО «РЭД-Сервис». Согласно пункта 2 Правил под коммунальными услугами является осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). В свою очередь, под коммунальными ресурсами данные Правила понимают холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, тепловую энергию, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Исходя из данных определений истец не имеет возможность заключения отдельного договора на приобретение у ответчика тепловой энергии для целей нагрева воды в бойлерных и оказания соответствующей коммунальной услуги. Ошибочно понимать часть 4 статьи 154 ЖК РФ, закрепляющую, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами как исключающую возможность заключения ТСН договора на приобретение лишь одного из двух видов коммунальных ресурсов, необходимых для наличия в доме горячего водоснабжения, в той ситуации, когда возможности поставки второго ресурса РСО не имеет.

Системы теплоснабжения разделяются на две основные группы: открытые системы и закрытые. Принципиальное и основное различие в том, что в открытых системах теплоснабжения отбор горячего водоснабжения осуществляется непосредственно из системы теплоснабжения жилого дома (системы отопления). Закрытая система теплоснабжения устроена по принципу наличия разделенных контуров как системы отопления, так и системы горячего водоснабжения. Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные Постановлением Правительства РФ от <//>, определяют «открытую водяную систему теплоснабжения» как комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для 10 теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения путем отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети или отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения, а "закрытую водяную систему теплоснабжения" соответственно как комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения без отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети. Именно поэтому под коммунальным ресурсом Правила понимают теплоноситель в виде горячей воды только в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), то есть там, где происходит расход теплоносителя, тогда как в закрытых системах (в ситуации, описанной выше в отношении семи спорных многоквартирного дома с бойлерными) происходит расход тепловой энергии, но не теплоносителя.

Согласно пункту 4 Правил потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам; б) горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования); в) водоотведение; д) газоснабжение, е) отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание надлежащей температуры воздуха в помещениях (либо продажа твердого топлива при наличии печного отопления); ж) обращение с твердыми коммунальными отходами (транспортирование, обезвреживание, захоронение).

Из указанной нормы действительно следует, что именно управляющая компания должна заключить с собственниками помещений в МКД договор на оказание коммунальной услуги по горячему водоснабжению, то есть самостоятельно приобретать два вида ресурсов.

Из положений части 1 статьи 157.2 и пункта 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ также следует, что собственники помещений МКД могут принять решение о заключении с РСО прямого договора горячего водоснабжения, то есть договора о предоставлении соответствующей коммунальной услуги, но не договора о приобретении коммунального ресурса в виде холодной воды, которая впоследствии будет нагреваться в бойлерной (индивидуальном тепловом пункте) МКД.

В силу пункта 8 статьи 13 Федерального закона от <//> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» договоры горячего водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором горячего водоснабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации. Такой типовой договор утвержден Постановлением Правительства РФ от <//>. Предмет данного договора согласно пункту 1 сформулирован следующим образом: Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.

В силу пункта 8 такого договора - оплата по договору осуществляется абонентом по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <//>.

Таким образом, договоры водоснабжения заключаются в отношении такого потребляемого (в данном случае верный синоним - невозвратного) ресурса как горячая вода, при одновременном наличии у РСО технической возможности как поставки воды на соответствующие цели, так и поставки тепловой энергии, используемой для нагрева воды. Возможность заключения такого договора обеспечивается установлением ресурсоснабжающей организации двухставочного тарифа.

Пункт 17 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <//>, который называет в числе существенных условий договора горячего водоснабжения порядок осуществления учета поданной (полученной) горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, не означает, что договор горячего водоснабжения может быть заключен в отношении только тепловой энергии в составе горячей воды.

Таким образом, истец в отношении МКД, оборудованным бойлером, имеет право требовать понуждения ответчика к заключению договора на поставку тепловой энергии, но не договора горячего водоснабжения.

ПАО «Т Плюс» осуществляет поставку тепловой энергии до границы эксплуатационной ответственности - стены многоквартирного дома (п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от <//>). ПАО «Т Плюс» не производит такой вид ресурса как «горячая вода» для спорного дома. В целях заключения «прямых договоров» истом был представлен протокол общего собрания собственников помещений в МКД, согласно которому собственники решили заключить прямые договоры между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений в МКД.

Согласно подпунктам «е» и «б» пункта 4 Правил , ввиду невозможности реализации решения собственников помещений МКД, ПАО «Т Плюс» правомерно отказало от перехода на прямые договоры с потребителями для предоставления коммунальной услуги по «горячему водоснабжению». Ответчик поставлял тепловую энергию, ООО «РЭД-Сервис» приобретал её, оказывал собственникам помещений МКД коммунальную услугу по «горячему водоснабжению» и оплачивал потребленный коммунальный ресурс - «тепловую энергию».

Ссылка истца на ст. 173 ГК РФ не обоснована. В обязанности ООО «РЭД-Сервис» входит: управление МКД, что предполагает выполнение установленных стандартов, в частности (ч. 3.1, 6 ст. 45, ч. 13 ст. 155 ЖК РФ; п. п. 2, 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением правительства РФ от <//> N 416); содержание и ремонт общего имущества МКД; обеспечение собственников помещений в МКД свободным доступом к установленной законом информации о своей деятельности (ч. 10, 10.1 ст. 161 ЖК РФ; ч. 4, 5 ст. 6 Закона от <//> № 263-ФЗ; п. 5 Стандарта, утв. Постановлением Правительства РФ от <//>); предоставление коммунальных услуг (п. 31 Правил ).

ПАО «Т Плюс» как ресурсоснабжающая организация поставляет «коммунальный ресурс» - «тепловую энергию», а ООО «РЭД-Сервис» оказывает «коммунальную услугу» - «горячее водоснабжение».

Между ПАО «Т Плюс» и ООО «РЭД-Сервис» договор теплоснабжения и поставки горячей воды в МКД расположенного по адресу <адрес> г. Екатеринбурге, в письменном виде не заключен. При этом отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергоснабжающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии (п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от <//> «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения»). Таким образом, между ПАО «Т Плюс» и ООО «РЭД-Сервис» сложились фактические договорные правоотношения по потреблению тепловой энергии. ООО «РЭД-Сервис» для истца является управляющей организацией. Именно ООО «РЭД-Сервис» осуществляется самостоятельное приготовление горячей воды с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Данный факт подтверждается актом осмотра состояния системы теплопотребления от <//> Как следует из ч. ч. 1, 2, 12, 15 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, п. 13 Правил, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее: заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать такие коммунальные услуги, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (п. п. 2, 8, 9, пп. "а", "б" п. 31, п. "а" п. 32 Правил N 354). Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Поэтому именно ООО «РЭД-Сервис» для истца является исполнителем коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в жилое помещение коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем. Таким образом, ООО «РЭД-Сервис» осуществляя самостоятельное приготовление горячей воды с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, выполняет функции установленные стандартом для управляющих организаций.

ПАО «Т Плюс» не может производить такой вид ресурса как «горячая вода», используя для этого общее имущество МКД, это противоречит установленным стандартам в законодательстве.

Таким образом, действующее законодательство не предполагает прямые договоры оказания коммунальных услуг с собственниками многоквартирного дома, в случае если в таком доме осуществляется самостоятельное приготовление коммунального ресурса.

Представитель третьего лица ООО «РЭД-Сервис» Орел В.В., действующий на основании доверенности, считал исковые требования Карпенкова А.А. подлежащими удовлетворению, поддержав доводы представленных в материалы дела письменных пояснений. Из которых следует, что <//> на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> принято решение о заключение прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению, отоплению (теплоснабжению) с <//> (протокол от <//>). Обязательства по заключению прямых договоров между Истцом и Ответчиком возникли в силу п.1, ст. 157.2 ЖК РФ, п. 4.4. части 2 ст. 44 ЖК РФ. Отказ ответчика от заключения прямых договоров является несостоятельным и противоречит ЖК РФ. Кроме того, коммунальные услуги горячее водоснабжение и отопление в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> поступают по одной инженерной сети (трубопроводам). В пункте 54 Правил N 354 указано, что расчет размера платы потребителем осуществляется исполнителем исходя из объёма воды и тепловой энергии, затрачиваемых на производство данной коммунальной услуги. В этой норме закона уточняется как проводить расчет при наличии и отсутствии приборов учета. Данный пункт правил не конкретизирует, кто является исполнителем коммунальной услуги. А ссылка на то, что используется оборудование входящее в состав общего имущества собственников помещений дана в этом пункте для того, чтобы не взималась двойной оплаты с потребителя исполнителем. Ответчик в своем отзыве делает вывод об ошибочности доводов Истца о том, что тепловая энергия, потребляемая на нагрев воды должна приобретаться по прямым договорам теплоснабжения, заключаемых РСО с собственниками помещений МКД. Ответчик также может приобретать воду для производства горячего водоснабжения путем заключения договора с ЕМУП «Водоканал» и расплачиваться по прибору учета. Техническая возможность реализации данной схемы имеется. Так же имеется техническая возможность обеспечить поставку горячей воды напрямую от Ответчика (ПАО «Т Плюс») в летний период с соответствующими показателями по качеству и температуре без использования оборудования входящего в состав общего имущества МКД по этой же схеме можно подавать горячую воду собственникам помещений в многоквартирном доме, круглогодично забирая воду из обратного трубопровода. Данная схема реализована на сегодняшний день. Юридическая возможность по заключению договоров ресурсоснабжения для оказания услуг горячего водоснабжения и отопления для потребителя (собственника помещения) имеется как у ООО «РЭД-Сервис», так и ПАО «Т Плюс». Ссылка на то, что возможности у РСО поставки второго ресурса нет, не состоятельна, так как на сегодняшний день у ПАО «Т Плюс» имеется договор поставки ХВС для приготовления ГВС и компенсации подпитки системы отопления. Ответчик в своем отзыве разделяет системы по типу открытая и закрытая, указанное разделение в данном доме носит формальный характер, так как состав оборудования имеющийся в МКД и на тепловых сетях не изменяется, данный дом оборудован полным комплексом теплотехнического оборудования который может работать как при одной системе так и при другой. Смена работы системы теплоснабжения, производится переключением 4-6 запорных элементов, в течении 15 минут, и после этого изменяется режим работы существующего теплотехнического оборудования для обеспечения возможности проведения ремонтных работ при подготовке к ОЗП и обеспечения возможности поставлять коммунальную услугу ГВС жителям. То есть открытая система - это половинка, от закрытой системы отопления МКД. Система отопления многоквартирного дома- это совокупность трубопроводов с помощью которой происходит преобразование, распределение и подача теплоносителя в каждое жилое и нежилое помещение. Теплоноситель в дом поступает с внешней тепловой сети, в ИТП дома, где происходит изменение параметров теплоносителя и подача данного теплоносителя в систему отопления МКД, далее этот теплоноситель по системе трубопроводов подается в каждое жилое и нежилое помещение. В радиаторах отопления жилых и нежилых помещений теплоноситель отдает тепловую энергии, для обогрева воздуха. Каждое помещение, расположенное в МКД подключено к общедомовой системе отопления. Причем ИТП в доме предусмотрено одно и тоже для жилых, и офисных (нежилых) помещений, используется одно и тоже оборудование для подготовки теплоносителя и ГВС, как для жилых, так и для нежилых помещений.

Система горячего водоснабжения дома функционально связана с системой отопления, так как для приготовления горячей воды используется тепловая энергия поступающая в дом с внешней сети и холодная вода. В зимний период, когда работает закрытая система отопления, вода нагревается в ИТП (индивидуальном тепловом пункте) дома, и распределяется по всем помещениям дома, жилого и нежилого назначения. В летний период работает открытая схема, горячая вода поступает непосредственно от теплосети. Каждое помещение, расположенное в МКД подключено к общедомовой системе ГВС. Таким образом, для функционирования системы отопления и горячего водоснабжения используется одно и тоже оборудование, расположенное в ИТП дома, и применяются одни и те же процессы преобразования тепловой энергии, как для жилых, так и для офисных помещений. Согласно справке о технико-экономических показателях, подтверждающих соответствие параметров строения в отношении многоквартирного дома, выданной застройщиком домов АО «ЛCP, Недвижимость-Урал» нежилые помещения являются частью единого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>.

Между Ответчиком и собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> заключены договоры теплоснабжения и поставки горячей воды (снабжение тепловой энергией и теплоносителем, в том числе как горячей водой на нужды горячего водоснабжения).

Таким образом, наличие заключенных между Ответчиком и собственниками нежилых помещений помещениями по горячему водоснабжению и отоплению свидетельствует о технической возможности заключения с собственниками всех помещений в доме, в т.ч. с квартирой Истца прямых договоров горячего водоснабжения и отопления.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истец является собственником жилого помещения – <адрес>, общей площадью 71,1 кв. м, расположенной в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> (л.д. 6,7).

Как установлено в судебном заседании и никем не оспаривалось, управление указанным многоквартирным домом осуществляется ООО "РЭД-Сервис".

Поставка тепловой энергии в целях отопления и для нужд горячего водоснабжения многоквартирного дома осуществляется ответчиком ПАО «Т Плюс», что также не оспаривалось последним в судебном заседании.

Согласно представленных дополнений ответчика и типового договора теплоснабжения и поставки горячей воды теплоснабжающая организация обязуется подавать энергетические ресурсы в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Исходя из фактически сложившихся отношений между ПАО «Т Плюс» и ООО «РЭД Сервис», последнее приняло на себя обязательства по начислению потребителям оплаты за потребленную теплую энергию, печати и доставке в почтовые ящики квитанций населению, проживающих в жилых домах, находящихся в управлении абонента.

<//> общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> было принято решение о заключении собственниками помещений многоквартирного дома договоров горячего водоснабжения и отопления с ресурсоснабжающей организацией - ПАО «Т Плюс», вопрос повестки (л.д. 8-10).

Из представленной в судебное заседание копии письма, полученного ответчиком <//> вх , следует, что истцом и собственником <адрес> ПАО «Т Плюс» был представлен оригинал протокола от <//>

В ответ на данное обращение ответчик письмом от <//> сообщил, что вынужден отказать в заключении прямых договоров теплоснабжения и поставки горячей воды с собственниками жилых помещений МКД по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>. В обоснование указано на то, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу г. Екатеринбург <адрес>, оборудован индивидуальным тепловым пунктом, осуществляющим подготовку теплоносителя для отопления жилого дома по независимой схеме, приготовление горячей воды по закрытой схеме. Согласно разъяснению Минстроя России -ОГ/04 от <//>, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией договор предоставления коммунальной услуги, предусмотренный статьей 157.2 ЖК РФ, заключен быть не может, поскольку в данном случае ресурсоснабжающая организация предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства коммунальной услуги и сама не является производителем такой услуги. В соответствии со ст. 7 ФЗ горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения осуществляется на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы, в данном случае - ООО «РЭД-Сервис». Кроме того, пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <//>, предусмотрен исчерпывающий перечень коммунальных услуг, предоставляемых потребителям, в том числе в порядке, предусмотренном ст. 157.2 ЖК РФ. Поставка тепловой энергии для целей приготовления ГВС не входит в перечень коммунальных услуг, предоставляемых потребителям (л.д. 13).

Отказ в заключении прямых договоров со стороны ответчика суд находит неправомерным на основании следующего.

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

Федеральным законом от <//> N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" часть 2 статьи 44 ЖК РФ дополнена пунктом 4.4 о праве собственников на общем собрании принять решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Приведенное законоположение предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право в период с момента вступления в законную силу данных положений закона принять решение о заключении с поставщиком коммунального ресурса прямых договоров ресурсоснабжения, фактически освободив управляющую организацию от статуса исполнителя коммунальной услуги и возложив такие функции на ресурсоснабжающую организацию.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от <//> N 354 (далее Правила ).

В соответствии с абз. 7 п. 2 указанных Правил под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Согласно пп. "а" п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Обязанность производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы подпунктом "г" пункта 31 Правил возложена на исполнителя.

Как было отмечено выше, соответствующее решение о заключении с поставщиком коммунального ресурса - тепловой энергии прямого договора ресурсоснабжения с <//> было принято собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ПАО «Т Плюс» является лицом, на которого в силу действующего правового регулирования и на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирным доме возложена обязанность по выставлению квитанций по оплате за коммунальные услуги ГВС и отопление.

Как указывает ответчик им осуществляется предоставление тепловой энергии для многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, на цели отопления и ГВС. В обоснование указывая, что центральное горячее водоснабжение в многоквартирном доме отсутствует, и приготовление горячей воды осуществляется путем подогрева холодной воды в индивидуальном тепловом пункте многоквартирного дома. Таким образом, поставка тепловой энергии для указанного многоквартирного дома также осуществляется и для подогрева горячей воды.

Согласно п. 55 Правил при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и использовании для обеспечения потребности в горячем водоснабжении нагревательного оборудования, установленного в жилом помещении, плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не взимается.

В этом случае объем холодной воды, а также электрической энергии, газа, тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, оплачивается потребителем в составе платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению и теплоснабжению.

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, объем потребления таких коммунальных ресурсов определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных для потребителей, проживающих в жилых помещениях при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.

Таким образом, ответчик в рамках прямого договора с истцом может выставлять платежные документы к оплате за коммунальные услуги - отопление и горячую воду в части подогрева воды.

Доводы ответчика о том, что им не осуществляется приготовление горячей воды, не могут быть признаны основанием для освобождения ответчика от обязанности по заключению прямого договора с истцом, как собственником жилого помещения в МКД.

Пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ установлено два различных основания для заключения ресурсоснабжающей организацией с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг: 1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4. ч. 2 ст. 44 ЖК РФ; 2) при прекращении заключенных между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией договора ресурсоснабжения вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения по основанию, предусмотренного ч. 2 ст. 157.2 ЖК РФ (в случае образования у лица, осуществляющего управление домом, признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед реурсоснабжающей организацией).

Таким образом, принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, является самостоятельным основанием для заключения ресурсоснабжающей организацией договора с собственниками помещений.

Фактически сложившиеся отношения между ответчиком и ООО «РЭД-Сервис», вопреки процессуальной позиции ответчика, подлежат прекращению на основании положений ст. 416 ГК РФ, то есть в связи с невозможностью исполнения по причине принятия собственниками помещений в многоквартирным доме решения о заключении договора с ресурсоснабжающей организацией.

Согласно п. 1 ч. 7 ст. 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключенным со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.

По решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 настоящего Кодекса.

Соответственно, в сфере компетенции ресурсоснабжающей организации применительно к п. 1 ч. 7 ст. 157.2 ЖК РФ в таком случае остается лишь возможность принятия решения о переносе срока заключения договора со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме на срок не чем три календарных месяца.

Такое решение в установленном законом порядке ресурсоснабжающей организацией не принималось. Следовательно, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг между собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, и ресурсоснабжающей организацией ПАО «Т Плюс» считается заключенным с <//>

При таких обстоятельствах, с указанной даты у ответчика возникла обязанность производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу с выставлением платежных документов потребителям.

Удовлетворяя исковые требования истца суд также принимает во внимание тот факт, что в летний период времени именно ответчик по отношению к собственникам помещений в спорном МКД является ресурсоснабжающей организацией в части обеспечения ГВС. Кроме того, на возможность обеспечения МКД по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, коммунальной услугой горячего водоснабжения и отопления непосредственно ПАО «Т Плюс» указал и представитель третьего лица, обосновав данный факт тем, что МКД оборудован полным комплексом теплотехнического оборудования который может работать как при закрытой, так и при открытой системах теплоснабжения.

При этом суд также принимает во внимание доводы истца и третьего лица о наличии при единой системе отопления и обеспечения ГВС, заключенных и действующих прямых договоров по предоставлению услуги ГВС и отоплению с собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме.

С учетом изложенного требования истца о возложении на ответчика обязанности по заключению прямого договора по предоставлению услуг по горячему водоснабжению и отоплению подлежат удовлетворению. При этом суд считает возможным выйти за пределы заявленных требований, указав на обязанность ответчика по заключению с истцом соответствующего договора в отношении принадлежащего истцу помещения квартиры по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>.

В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, уплаченной истцом при обращении в суд с иском.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 98, 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Карпенкова А. А. к Публичному акционерному обществу «Т Плюс» о возложении обязанности удовлетворить.

Возложить на Публичное акционерное общество «Т Плюс» обязанность заключить с Карпенковым А. А. договор по предоставлению услуг по горячему водоснабжению и отоплению в отношении квартиры, расположенной по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Т Плюс» в пользу Карпенкова А. А. государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья подпись О.И. Смышляева

Копия верна

Судья:

Секретарь: