Дело № 2-2266\2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2020 года г.Астрахань
Кировский районный суд г.Астрахани в составе:
Председательствующего судьи Бутыриной О.П.
При ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ООО «ТрансМорФлот» о взыскании заработной платы
Установил:
ФИО2 обратился в суд с иском о взыскании невыплаченной заработной платы, указав в обоснование своих требований, что состоял в трудовых отношениях с ответчиком с 06.09.2019 по 03.03.2020 в должности группового механика на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с условиями трудового договора место работы определено – офис <адрес>, а также указано, что устанавливается продолжительность рабочего времени, составляющая 40 часов в неделю. При этом, с 08.09.2019 года по 08.12.2019 года находился в командировке на теплоходе «<данные изъяты>». За все время командировки теплоход беспрерывно совершал рейсы: <адрес> Для подержания бесперебойной работы судна работать приходилось ежедневно. Несмотря на это, ответчик не произвел оплату суточных и не выплатил заработную плату за работу в выходные дни. В связи с чем просил взыскать с ответчика суточные за время нахождения в командировке в размере 9200 руб., заработную плату в размере 105 401, 80 руб., а также перечислить страховые взносы в сумме 31 620, 53 руб.
В судебном заседании истец ФИО2 участия не принимал. Его представитель- ФИО3 исковые требования подержала в части взыскания заработной платы за время работы в выходные и праздничные дни. В части взыскания суточных за время нахождения в командировке- просила производство по делу прекратить в связи с отказом от иска, так как эти суммы были выплачены истцу.
Представитель ответчика- ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в иске отказать, поскольку истец не осуществлял работу в выходные и праздничные дни, находясь в командировке.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Ст. 113 Трудового кодекса РФ определяет, что работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях:
для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.
При решении вопроса об оплате выходных и нерабочих праздничных дней, приходящихся на время командировки, следует руководствоваться нормами Трудового кодекса РФ и Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749.
Статьей 167 Трудового кодекса РФ установлено, что при направлении работника в служебную командировку ему, помимо сохранения места работы (должности) и возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, гарантируется сохранение среднего заработка.
Пунктом 9 Положения установлено, что средний заработок сохраняется за период нахождения работника в командировке, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути. Причем сохраняется он за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации, то есть по месту постоянной работы.
Следовательно, за приходящиеся на период командировки выходные и праздничные дни средний заработок выплачиваться не должен.
Как установлено п. 5 Положения, оплата труда работника в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни производится в соответствии с трудовым законодательством. Это означает, что во время командировки на сотрудников распространяются гарантии повышенной оплаты работы в выходные и праздничные дни, установленные ст. 153 Трудового кодекса РФ.
Согласно данной статье работа в указанные дни оплачивается не менее чем в двойном размере. Также по желанию работника ему может быть предоставлен другой день отдыха взамен выходного или праздничного дня, в который работник привлекался к работе. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Поскольку работник не привлекается в эти дни к работе, нет оснований и для оплаты ему в двойном размере работы за эти дни по правилам ст. 153 Трудового кодекса РФ.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 состоял в трудовых отношениях с ООО «ТрансМорФлот» в период с 06.09.2019 по 03.03.2020 в должности группового механика на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с условиями трудового договора место работы определено – офис <адрес>, а также установлена продолжительность рабочего времени - 40 часов в неделю.
При этом, ФИО2 с 08.09.2019 года по 08.12.2019 года находился в командировке на теплоходе «<данные изъяты> За все время командировки теплоход беспрерывно совершал рейсы: <адрес>
В трудовом договоре отдельно содержится информация о том, что ФИО2 был ознакомлен с правилами внутреннего трудового распорядка ООО «ТрансМорФлот», о чем имеется его подпись.
Согласно и. 4.1. правил внутреннего трудового распорядка ООО «ТрансМорФлот», утвержденных 01.03.2018г., в организации устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов с двумя выходными днями (суббота и воскресенье).
Изменение указанного графика в отношении истца могло произойти лишь на основании соответствующего распоряжения работодателя, согласованного с работником.
В судебном заседании со стороны истца не представлено доказательств и судом таких обстоятельств не установлено, что работодатель привлекал ФИО2 к работе в выходные и праздничные дни.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Письмом Госкомтруда СССР N 75-АБ, Минфина СССР N 89, ЦСУ СССР N 10-80 от 27 апреля 1973 года введены в действие «Основные положения по учету труда и заработной платы в промышленности и строительстве».
Согласно п. 17 Положений учет явок на работу и ухода с нее ведется по предприятию, организации в целом или в разрезе структурных подразделений и осуществляется путем отметки в табелях всех явившихся, неявившихся, опозданий, сверхурочных часов, времени простоев и т.д. или путем регистрации лишь отклонений (неявок, опозданий, времени сверхурочных работ, времени простоев и т.д.).
Для этого предусмотрены унифицированные формы табеля учета рабочего времени (№ Т12 и № Т-13) (утв. Постановлением Госкомстата России от 05 января 2004 года N 1).
В судебном заседании ответчиком были представлены офисные табели учета рабочего времени № № от 01.10.2019г., № № от 31.10.2019г., № № от 29.11.2019г. и № от 31.12.2019г., подписанные менеджером по персоналу, начальником отдела кадров и генеральным директором Общества, согласно которым ФИО2 в соответствующих графах выставлены отметки о нахождении в командировке.
Также, представителем ответчика были представлены судовые табели учета рабочего времени, подписанными капитаном т/х «Композитор Гасанов», которые ведутся на судне для членов команды, из которых следует, что групповой механик ФИО2 в табелях учета рабочего времени членов команды т/х «Композитор Гасанов» не значится.
В ходе судебного заседания в материалы дела предоставлены табели учета коллективного питания т/х «Композитор Гасанов» за период с сентября по декабрь 2019 года включительно, подписанные капитаном судна. Согласно представленных табелей, ФИО2 значится в них как групповой механик.
Представителем истца в обоснование заявленных требований, представлены табели учета рабочего времени за сентябрь, октябрь и ноябрь 2019г., подписанные генеральным директором Общества, в которых стоят отметки о том, что истец работал в выходные и праздничные дни.
Данные табели не могут являться допустимым доказательством ввиду того, что в ООО «ТрансМорФлот» ведутся два вида табелей учета рабочего времени: судовые, которые ведутся на членов экипажа судна и подписываются капитаном судна и офисные, которые ведутся кадровой службой на работников инженерно-технической службы и офиса и подписываются ответственным лицом (менеджер по персоналу), работником кадровой службы (начальник отдела кадров) и руководителем структурного подразделения (генеральный директор). Иной вид табелей учета рабочего времени в организации ответчика не предусмотрен.
Истец также в обоснование своих доводов ссылается на мореходную книжку, в которой содержится запись о том, что он занимал должность третьего механика т/х «<данные изъяты>
Однако, как было пояснено представителем ответчика в судебном заседании, на основании Приказа № № от 07.02.2019г. «О назначении ответственных за ведение мореходных книжек» запись в мореходную книжку вносится менеджером по персоналу ФИО5 В ходе изучения представленных истцом документов к исковому заявлению, выяснилось, что ФИО5 не вносила данную запись в мореходную книжку ФИО2 По данному факту ФИО5 была написана служебная записка на имя генерального директора с пояснением данной ситуации.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, доказательства должны быть достоверны. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Однако, как следует из вышесказанного, внесенная запись не соответствует критериям действительности, так как внесена неизвестным лицом и не заверена подписью ответственного лица. Кроме того, само по себе наличие записи в мореходной книжке не свидетельствует о выполнении групповым механиком ФИО2 работы в выходные и праздничные дни.
В обоснование доводов истцом также приводятся судовые роли, в которых он указан как третий механик т/х «Композитор Гасанов».
Однако, ФИО2 указывался в них как третий механик и, соответственно как член экипажа, в целях минимизации оформления документов для его выхода за границу РФ, поскольку наличие на судне пассажира (не члена команды) требует оформления визы и иных миграционных документов, что увеличивает временные затраты на оформление и издержки Общества.
Кроме того, как и в случае с книжкой моряка, само по себе указание должности в судовых ролях в отношении истца не является подтверждением того факта, что он привлекался к работе в выходные и праздничные дни без соответствующих приказов со стороны работодателя.
Необходимо учитывать тот факт, что на судне находился штатный третий механик, который исполнял свои обязанности в соответствии с должностными инструкциями.
Штатным расписанием ООО «ТрансМорФлот» для т/х «<данные изъяты> предусмотрена только одна штатная единица должности третьего механика. Также в соответствии со служебными заданиями для направления в командировку, предоставленными истцом, он был направлен в командировку в должности группового механика.
Таким образом, в судебном заседании не было представлено доказательств и судом таких обстоятельств не установлено, что имелась необходимость в исполнении обязанностей третьего механика ФИО2
Также согласно должностной инструкции третьего механика ООО «ТрансМорФлот», в его обязанности входит, в том числе несение ходовых вахт с 4 до 8 часов, с 16 до 20 часов, а также стояночную машинную вахту. Поскольку во время командировки истца, судно осуществляло переходы между портами, а так же находилось на стоянке в портах между ними, механики т/х «Композитор Гасанов» в силу должностных обязанностей несли вахты в машинном отделении.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 10 мая 2011 г. N 133 г. Москва «06 утверждении правил ведения журналов судов» установлены правила ведения судовых журналов. Приложением № 2 к указанному приказу установлены правила ведения машинного журнала.
Согласно п. 4 приложения № 2 к приказу, в машинный журнал вносятся сведения о процессах управления и работы судовой пропульсивной установки, отражаются все случаи с судовыми механизмами в процессе работы судна и обслуживания механизмов.
Согласно п. 5 приложения № 2 к приказу, машинный журнал ведется вахтенным механиком. Вахтенный механик, написавший текст, имеет право изменять и дополнять его, а старший механик и капитан - только дополнять.
Согласно п. 7 приложения № 2 к приказу, машинный журнал заполняется в течение вахты в момент совершения события или сразу после него.
Согласно п. 9 приложения № 2 к приказу, вахтенный механик в течение вахты, с периодичностью не реже одного раза в час, записывает всю информацию в соответствии с графами машинного журнала.
Однако, из копий машинного журнала, представленных в материалы дела, за 08.09.2019г., 14.09.2019г., 15.09.2019г., 21.09.2019г., 22.09.2019г., 28.09.2019г., 29.09.2019г., 05.10.2019г., 06.10.2019г., 12.10.2019г., 13.10.2019г., 19.10.2019г., 20.10.2019г., 26.10.2019г., 27.10.2019г., 02.11.2019г., 03.11.2019г., 04.11.2019г., 09.11.2019г., 10.11.2019г., которые являлись выходными и праздничными днями в каждом соответствующем месяце, следует, что групповой механик ФИО2 не исполнял обязанности по несению вахты в машинном отделении в праздничные и выходные дни, поскольку отсутствуют его подписи в соответствующих местах машинного журнала и указания на факт несения вахты. Кроме того, его подписи отсутствуют и в иные даты (рабочие дни), что также указывает на неисполнение Истцом обязанностей третьего механика.
Учитывая тот факт, что помимо третьего механика, вахту несли второй, третий, главный механики, а также мотористы, что подтверждается соответствующими записями в машинном журнале, можно сделать вывод, что эти обязанности групповой механик ФИО2 на т/х «<данные изъяты> не исполнял.
Кроме того, материалы дела не содержат иных доказательств, представленных истцом, о том, что он фактически исполнял какие-либо обязанности на судне в выходные и праздничные дни, за пределами своих обязанностей, установленных должностной инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка ООО «ТрансМорФлот».
Генеральным директором ООО «ТрансМорФлот» приказ о привлечении ФИО2 к производству работ в выходные и рабочие дни не издавался.
Ввиду отсутствия необходимости привлечения ФИО2 для работы в выходные и праздничные дни ООО «ТрансМорФлот» не затребовало у него письменное согласие на работу в выходные и праздничные дни.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании заработной платы за работу в праздничные и выходные дни и соответственно перечислении страховых взносов за него в пенсионный фонд.
В части требований истца о взыскании суточных расходов в связи с нахождением в командировке в судебном заседании представителем истца было заявлено об отказе от иска в связи с тем, что командировочные в размере 9 200 руб. были начислены и выплачены ФИО2 на основании платежного поручения № от 15 апреля 2020 года.
Данный отказ от иска не противоречит закону, не нарушает прав сторон, в связи с чем принимается судом.
В соответствии со ст.220 ГПК РФ производство по делу в данной части требований в связи с отказом от иска подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 220 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В части исковых требований ФИО2 о взыскании суточных за время нахождения в командировке производство по делу прекратить в связи с отказом истца от иска.
В части исковых требований о взыскании заработной платы за работы в выходные и праздничные дни в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 04 сентября 2020 года.
Судья : О.П.Бутырина