ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2266/2021 от 06.10.2021 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 06.10.2021.

УИД 66RS0002-02-2021-001648-25

Дело № 2-2266/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 сентября 2021 года г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Цициковской Е.А.,

при секретаре Дьяконовой А.В.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга о признании Распоряжения от 25.03.2021 незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском к Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга о признании Распоряжения от 25.03.2021 незаконным, возложении обязанности по совершению действий.

В обоснование заявленных требований истец указала, что 25.03.2021 ответчиком вынесено Распоряжение «Об отказе в принятии на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма». Основанием для отказа в постановке на учет послужили следующие причины: не представлены документы, подтверждающие родственные или иные отношения заявителя с совместно проживавшими с ним членами семьи в отношении ФИО4, ФИО5, ФИО6, А, Д.; не предоставлены документы, подтверждающие место жительства супруга заявителя ФИО7 на территории Российской Федерации; не представлено документов о доходах, подлежащих налогообложению НДФЛ, за 3 года, предшествующих году, в котором подано заявление о принятии на учет в отношении заявителя, ее братьев ФИО8 и ФИО9; не представлено справок о наличии (отсутствии) права собственности на недвижимое имущество заявителя из органов, осуществляющих техническую инвентаризацию жилищного фонда из всех муниципальных образований, где заявитель был зарегистрирован по месту жительства в период с *** по ***. Предоставить данные сведения истец не имеет возможности, поскольку ФИО4, ФИО5, ФИО6, А., Д членами семьи истца не являются, совместно с ним не проживали на момент подачи заявления о принятии на учет, истец весь период времени с *** по настоящее время имела регистрацию по месту жительства по одному адресу, супруг истца ФИО7 на территории Российской Федерации не проживает, места жительства не имеет, за указанный период истец, ФИО8 и ФИО9 трудовую деятельность не осуществляли, о чем представлена справка, подтверждающая отсутствие доходов из налогового органа. Истец просит признать указанное Распоряжение от 25.03.2021 незаконным, возложить на ответчика обязанность устранить нарушение прав истца.

Представитель истца, действующая на основании доверенности, в судебном заседании обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержала, требования просила удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, представив письменный отзыв.

Представитель третьего лица Администрации г. Екатеринбурга в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третьи лица в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств и возражений не представили.

Суд, с учетом мнения сторон, в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в том числе и установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 2 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу частей 2, 3, 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в том числе, если не представлены предусмотренные 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона Свердловской области от 22.07.2005 N 97-ОЗ "Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области" к документам, являющимся основаниями для принятия граждан на учет, относятся следующие документы:

1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина, подающего заявление о принятии на учет;

2) справка, заверенная подписью должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, подтверждающая место жительства гражданина, подающего заявление, и (или) содержащая сведения о совместно проживающих с ним лицах;

3) документы, необходимые в соответствии с законом Свердловской области для определения размера дохода одиноко проживающего гражданина или размера дохода семьи, приходящегося на каждого ее члена, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина или в собственности членов семьи.

В целях постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда граждан, проживающих совместно с членами семьи, к документам, являющимся основаниями для принятия граждан на учет, помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, относятся следующие документы:

1) копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность каждого члена семьи;

2) копии документов, подтверждающих родственные или иные отношения гражданина, подавшего заявление, с совместно проживающими (проживавшими) с ним членами семьи, в том числе копии свидетельства о заключении брака, копии свидетельства о рождении.

Статьей 2 Закона Свердловской области от 22.07.2005 N 96-ОЗ "О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области" (далее Закон Свердловской области от 22.07.2005 N 96-ОЗ) регламентирован порядок определения размера дохода одиноко проживающего гражданина или размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания их малоимущими, а также перечень необходимых документов.

Так, подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Закона Свердловской области от 22.07.2005 N 96-ОЗ предусмотрено предоставление справок, подтверждающих получение доходов, подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, одиноко проживающим гражданином или каждым членом семьи, (далее - справки о доходах, подлежащих налогообложению) - в случаях, если эти лица не были обязаны подавать налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сбора.

В судебном заседании установлено, что 10.02.2021 в Администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга обратилась ФИО3 с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ее и членов ее семьи составом 7 человек, предоставляемых по договору социального найма, с пакетом документов.

В связи с тем, что заявителем и членами ее семьи ФИО8 и ФИО9 в соответствии с пунктом 16 раздела 2 Административного регламента не были представлены справки, подтверждающие доход за период с *** по ***, документы, подтверждающие родственные или иные отношения заявителя с совместно проживавшими с ним членами семьи в отношении ФИО4, ФИО5, ФИО6, А., Д.; не предоставлены документы, подтверждающие место жительства супруга заявителя ФИО7 на территории Российской Федерации, справки о наличии (отсутствии) права собственности на недвижимое имущество заявителя из органов, осуществляющих техническую инвентаризацию жилищного фонда из всех муниципальных образований, где заявитель был зарегистрирован по месту жительства в период с 26.07.1991 по 06.07.2005, распоряжением ответчика Администрацией Железнодорожного района г. Екатеринбурга от 25.03.2021 ***, ФИО3 и членам ее семьи (6 человек) отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Письмом ответчика от 26.03.2021 было сообщено об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Анализируя положения Административного регламента, суд находит заслуживающими внимания доводы истца, что обязанность доказывать отсутствие доходов и представлять подтверждающие документы на заявителей регламент не возлагает, не указывает, в каких органах такие документы должны быть получены заявителем.

Суд также учитывает, что утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 года N 17 "Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" регламентируют порядок расчета дохода семьи заявителя в случае отсутствия доходов у кого-либо из членов его семьи. Так, в соответствии с пунктом 6.4 Методических рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем порядок признания граждан малоимущими, предусматривать положения, согласно которым граждан, признанных не имеющими доходов в течение расчетного периода, необходимо исключать из общего состава членов семьи гражданина-заявителя при исчислении среднедушевого дохода семьи.

Суд принимает во внимание, что доказательств наличия у заявителя и членов семьи заявителя – ФИО8 и ФИО9 дохода, подлежащего налогообложению налогом на доходы физических лиц в указанный период, материалы дела не содержат, недобросовестность поведения истца ничем не подтверждена.

Кроме того, в деле имеются сведения из Инспекции ФНС России об отсутствии в спорный период у заявителя и указанных членов ее семьи обязанности подачи деклараций по налогу на доходы физических лиц, а также об отсутствии сведений о получении ей таких доходов (л.д. 139-157 том 1).

Таким образом, судом установлено, что ФИО3 не могла представить ответчику справки о доходах по форме 2-НДФЛ в спорный период в связи с отсутствием таковых.

Кроме того, рассматривая доводы ответчика о не представлении справок о наличии (отсутствии) права собственности на недвижимое имущество заявителя из органов, осуществляющих техническую инвентаризацию жилищного фонда из всех муниципальных образований, где заявитель была зарегистрирована по месту жительства в период с *** по ***, суд также не усматривает у истца такой обязанности в связи со следующим.

Согласно представленной в материалы дела справки Центра по приему и оформлению документов граждан на регистрацию по месту жительства ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» *** от 16.10.2020, а также пояснениям истца, ФИО3 зарегистрирована и проживала с *** по настоящее время по одному адресу: *** (л.д. 25 том 1).

При проверке данных заявителя, ответчиком получены сведения из адресно-справочной службы управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Свердловской области от 11.03.2021 о том, что ФИО3 зарегистрирована по указанному адресу с *** (л.д. 106 том 1).

Вместе с тем, как следует из ответа на судебный запрос Центра по приему и оформлению документов граждан на регистрацию по месту жительства ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района», копии поквартирной карточки, копии ордера, карточки регистрации формы № 9, ФИО3 зарегистрирована по месту жительства по адресу: *** с родителями после выдачи ордера с ***, согласно регламенту отдела по вопросам миграции ранее официальная прописка несовершеннолетним детям проставлялась датой получения ими паспорта, в случае истца – *** (л.д. 14-18 том 2).

Учитывая вышеизложенное, суд находит, что оспариваемое Распоряжение незаконно в данной части, однако, заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Так, гражданин, претендующий на получение жилого помещения на условиях социального найма из жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, обязан представить документы, подтверждающие наличие у него такого права.

Для подтверждения такого права гражданин обязан представить документы, из которых возможно сделать вывод о том, что гражданин является малоимущим (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Также необходимо представить документы, из которых возможно сделать вывод о том, что уровень обеспеченности жилым помещением у него и у членов его семьи менее учетной нормы, то есть минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Обязанность по представлению данных документов возлагается на заявителя, поскольку согласно ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Истцом представлены документы не в полном объеме.

Так, исходя из представленных материалов личного дела, следует, что истцом не представлены документы в отношении членов семьи заявителя, а именно, в отношении супруга не имеется сведений о месте его проживания и регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, либо судебного решения, устанавливающего соответствующий юридический факт, обязанность по представлению указанных документов возложена на заявителя.

Кроме того, как следует из поквартирной карточки, справки Центра по приему и оформлению документов граждан на регистрацию по месту жительства ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района», ранее в жилом помещении, где проживает истец были зарегистрированы по месту жительства: ФИО4 (отец заявителя), ФИО5 (брат заявителя), ФИО6 (ранее ФИО10, ранее ФИО11 – сестра заявителя), несовершеннолетние А., Д

Кроме прочего, ФИО4 (отец заявителя), ФИО5 (брат заявителя), ФИО6 (ранее ФИО10, ранее ФИО11 – сестра заявителя), указаны также в ордере в составе семьи нанимателя (л.д. 17 том 2).

Статья 2 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ) относит к членам семьи: супругов, родителей и детей (усыновителей и усыновленных). Кроме того, к другим членам семьи относятся: - братья и сестры (ст. 93 СК РФ); - дедушки, бабушки и внуки (ст. 94 СК РФ); - лица, осуществлявшие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей (ст. 96 СК РФ); - отчим и мачеха, пасынки и падчерицы (ст. 97 СК РФ).

Таким образом, согласно п. 15 таблицы 2 Административного регламента, в отношении указанных лиц, совместно проживавших ранее с заявителем, должны быть представлены документы: свидетельство о рождении, свидетельство о перемене имени, свидетельство о заключении (расторжении) брака, свидетельство о смерти.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Распоряжение «Об отказе в принятии на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма» от 23.10.2019 является законным и требования истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО3 к Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга о признании Распоряжения от 25.03.2021 незаконным, возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения с принесением жалобы через Железнодорожный районный суд города Екатеринбурга.

Судья Е.А. Цициковская