ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2266/2022 от 06.06.2022 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-2266/2022;

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06.06.2022 года г. Пермь

Свердловский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Толмачевой И.И.,

при секретаре судебного заседания Кусаматовой Д.А., с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения об отказе в перерасчете размера пенсии незаконным, возложении обязанностей засчитать периоды работы в стаж в целях повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, произвести перерасчет страховой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. она подала в Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Перми заявление о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ. УПФР в Ленинской районе г. Перми принял решение об отказе в перерасчете размера пенсии, так как не выполнено условие ч. 14 ст. 17 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом, ответчиком в стаж работы в сельском хозяйстве включены периоды работы на птицефабрике «Пермская» с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве оператора-птицевода родительского цеха, бонитера, рабочей и бригадира цеха убоя. Не включены периоды в стаж работы в сельским хозяйстве на птицефабрике «Пермская» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главного диспетчера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве ведущего диспетчера диспетчерской службы и ведущего диспетчера службы технической дирекции, так как указанные наименования специальностей не соответствуют требованием списка от ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает, что ответчиком незаконно и необоснованно не включены указанные периоды в стаж работы в сельским хозяйстве, так как в списке от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствующем разделе указана специальность «диспетчер». Работа в качестве «главного диспетчера» и «ведущего диспетчера» является производной от базовой специальности «диспетчер», не образует самостоятельных должностей, профессий или специальностей. Должные обязанности «главного диспетчера» и «ведущего диспетчера», требования к их знаниям и квалификации определяется на основе соответствующих базовых должностей. Следовательно, спорные периоды работы подлежат зачету в страховой стаж истца, как работа в сельском хозяйстве в соответствии со списком №1440 от 29.11.2018г. С учетом включения данного стажа, стаж работы в сельском хозяйстве составил 36 лет 4 месяца и 29 дней.

На основании вышеизложенного истец просит признать незаконным решение об отказе в перерасчете размера пенсии УПФР в Ленинском районе г. Перми (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ. ; обязать ответчика засчитать периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж работы в сельском хозяйстве в целях повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст. 17 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать ответчика произвести истцу перерасчет размера страховой пенсии в соответствии с ч.14 ст. 17 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента первоначального обращения.

Истец, представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, ранее направил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.

В силу ч. 3 ст. 36 ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии с частью 4 указанной статьи федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии с п.14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проживающим в сельской местности, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Согласно п.5 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии с ч.16 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" утвержден список производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях». И правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ -400.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.11.2018г. №1440 в список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, включена должность диспетчера (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурное подразделение растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).

Судом установлено, что ФИО1 была назначена пенсия по старости на общих основаниях с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 было подано заявление о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве.

Решением УПФР в Ленинском районе г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ. истцу отказано в перерасчете в связи с отсутствием требуемого стража в сельском хозяйстве 30 лет. При этом в стаж работы истца в сельском хозяйстве не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве начальника социально-бытового отдела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главного диспетчера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве специалиста службы экологии и промбезопасности, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве ведущего диспетчера диспетчерской службы и ведущего диспетчера службы технической дирекции, так как наименование должностей не соответствует требованиям списка №1440 от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:

а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 01 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.

При подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:

а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 6 Правил).

В пункте 1 графы "Наименование работ, производств сельского хозяйства" Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей от 29 ноября 2018 года N 1440, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации, указано "Птицеводство", в графе "Наименование профессий, должностей, специальностей" перечислены соответствующие данному производству сельского хозяйства наименования профессий, должностей, специальностей.

Вместе с тем, пунктом 4 Списка N 1440 предусмотрено, что работа в колхозах, в совхозах, межколхозных предприятиях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории РФ (бывшей РСФСР) до 01 января 1992 года засчитывалась в сельский стаж независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1441 "Об утверждении Правил установления и выплаты фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности" предусмотрено, что лицам, проживающим в сельской местности, повышение фиксированной выплаты устанавливается в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности на весь период их проживания в сельской местности.

В силу статьи 66 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) (ранее статья 39 Кодекса законов о труде Российской Федерации), трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника.

Указанное согласуется с пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, в соответствии с которым трудовая книжка установленного образца является основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Как следует из трудовой книжки ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на птицефабрика «Пермская» в должности главного диспетчера; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности ведущего диспетчера диспетчерской службы и ведущего диспетчера службы технической дирекции.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельно АО «ПРОДО ПТИЦЕФАБРИКА Пермская» является разведение сельскохозяйственной птицы.

Таким образом, деятельность АО «ПРОДО ПТИЦЕФАБРИКА Пермская» связана с сельским хозяйством, а именно: разведение сельскохозяйственной птицы, следовательно, наименование производств сельского хозяйства в заявленный истцом период соответствует Списку N 1440.

Согласно приказу -к от ДД.ММ.ГГГГ. на птицефабрике «Пермская» организована диспетчерская служба со штатным персоналом 6 единиц: старший диспетчер на правах главного, сменный диспетчер, подменный диспетчер.

По штатному расписанию центрального аппарата управления птицефабрики «Пермская» на 1991г. установлен перечень должностей, таких как диспетчер фабрики.

Кроме того, в материалы дела представлены штатные расписания и должностные инструкции диспетчера, ведущего диспетчера, согласно которым работа в качестве «главного диспетчера» и «ведущего диспетчера» является производной от базовой специальности «диспетчер», не образует самостоятельных должностей, профессий или специальностей. Должные обязанности «главного диспетчера» и «ведущего диспетчера», требования к из знаниям и квалификации определяется на основе соответствующих базовых должностей.

Списком N 1440 предусмотрена профессия - диспетчер, таким образом, учитывая представленные доказательства, суд считает, что наименование должности – главный диспетчер, ведущий диспетчер в спорный период работы истца на птицефабрике «Пермской» соответствует профессии - диспетчер согласно Списку N 1440, поскольку факт работы истца в должности диспетчера в спорный период нашел в суде подтверждение, в связи с чем доводы ответчика в данной части суд признает необоснованными.

Таким образом, спорные период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж работы в сельском хозяйстве в целях исчисления фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о признании решения об отказе в установлении повышенной фиксированной выплаты незаконным и не порождающим правовых последствий, возложении на ответчика обязанностей включить в стаж работы в сельском хозяйстве период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на птицефабрике «Пермская», установить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с учетом зачтенных судом периодов работы истца ее стаж работы в сельском хозяйстве составит более 30 календарных лет, в удовлетворении остальной части исковых требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления ПФ РФ в Ленинском районе г. Перми (межрайонное)_ от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в стаж работы в сельском хозяйстве периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главного диспетчера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве ведущего диспетчера в стаж в целях повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Обязать Государственное учреждение - Отделение ПФР по Пермскому краю произвести ФИО1 перерасчет размера пенсии.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение месяца со дня изготовления в полном объеме.

Судья И.И. Толмачева

Решение в полном объеме изготовлено 20.06.2022г.